Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков.
Определение
Го́лос — способность человека издавать звуки при разговоре, пении, крике, смехе, плаче. Голосообразование происходит путём выдыханиявоздуха
из легких через рот и нос, при этом голосовые складки вибрируют и создают звуковые колебания в проходящем через них воздухе. Характерный для каждого человека тембр голоса приобретается в результате прохождения звуковых волн через резонаторы, роль которых выполняют окружающие гортань сверху и снизу воздухоносные полости: ротоглоточная и носовая сверху и трахея с крупными бронхами снизу.
Голосовой аппарат
В голосовой аппарат человека входят ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка (верхние резонаторы), гортань с голосовыми складками, трахея и бронхи (нижний резонатор), лёгкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости. Центральная нервная система организует их функции в единый, целостный процесс звукообразования, являющийся сложным психофизическим актом.
Существует непосредственная взаимосвязь между голосом и слухом: голос не может развиваться без участия слуха, слух не может развиваться без участия голосовых органов. У глухих голос не функционирует, так как нет слуховых восприятий, и, соответственно, стимуляции речедвигательных центров. В то же время, глухие издают неречевые голосовые звуки. При обучении их произношению, голос глухих имеет специфические характеристики.
Голосом человек способен производить огромное множество самых разных звуков, часто довольно сложных. В голосе выражается эмоциональное состояние человека: рассерженость, удивление, радость и т. п. Голос человека — сложный инструмент. Люди имеют голосовые складки, которые могут растягиваться и сжиматься, менять свою толщину; человек может произвольно менять давление воздуха, интенсивность воздушного потока, подаваемого на голосовые связки. Форма грудной клетки, гортани, положение языка, степень натяжения других мышц может изменяться. Результатом любого из этих действий будет изменения в высоте, силе, тембре, чёткости, эмоциональной окраске извлекаемого звука. На качество голоса влияют общее физическое самочувствие человека, осанка, настроение, эмоциональное состояние и др.
При изменении объёма и формы полостей-резонаторов (рот, глотка) голос человека приобретает фонетические свойства различных речевых гласных, а при пении — особый певческий тембр, громкость, полётность и другие качества, которые объясняет резонансная теория пения.
Механизм голосообразования центрально обусловлен, т. е. в кореголовного мозга находится центр вокализации, но для образования голосанеобходима струя воздуха, без которой колебания голосовых складокбеззвучно. Голосовой аппарат имеет три периферических отдела,взаимосвязанных между собой и регулируемых корой головного мозга:органы дыхания (легкие, бронхи, трахея), гортань с голосовыми складками(в гортани образуется слабый первичный тон голоса), надставная труба(полость рта, носа, глотки, придаточные пазухи носа). В надставнойтрубе голос усиливается и приобретает дополнительную окраску.
Для характеристики голоса крайне важны резонаторы.
Голос каждого человека индивидуален.
Звуки голоса характеризуются по силе, тембру, высоте.
Высота определяется частотой колебаний звучащего тела (голосовые складки) в секунду. Чем чаще колебания, тем выше звук.
Тембр - сложное качество звука. Его составляют: основной тон (колебанияповерхностей голосовых складок), который обуславливает высоту звучанияи обертоны.
Сила звука (субъективно воспринимается как громкость) зависитот амплитуды колебаний голосовых складок. Чем больше амплитуда, темгромче звук.
При нормальном функционировании все три характеристики должны быть определенные.
У детей характеристики голоса существенно отличаются отвзрослых. Их голос слабее по силе, так как голосовые складки детейколеблются не всей поверхностью, а краями, т. е. с меньшей амплитудой.Голосовые складки детей короче, чем у взрослых, следовательно, детскийголос выше. Система резонаторов у детей не так развита, следовательно,тембральная окраска голоса слабая. Голосовая функция созревает втечение длительного периода и претерпевает изменения на протяжении всейжизни. Характеристики голоса выражено зависят от деятельности железвнутренней секреции (гипофиз, щитовидная железа и половые железы).
Возрастные изменения голоса: происходят, как правило, в 12-15лет. Возрастная мутация обусловлена изменениями гортани (увеличиваетсяв размере у мужчин в 1,5-2 раза, у женщин на 1/3). Голосовые складкиувеличиваются в размере по всем параметрам (длина, ширина, толщина),начинают колебаться всей массой. Увеличивается корень языка. Голос неуспевает приспособиться к быстрым анатомическим изменениям и звучитнеустойчиво. Голос мальчиков понижается на октаву, у девочек - на 1-2тона. Причинами изменения голоса в период мутации являются нарушения координации функций наружных и внутренних мышц гортани и отсутствие согласованности между дыханием и фонацией.
Можно выделить три периода мутации:
начальная
пиковая
конечная
Мутация продолжается от 1 месяца до 2-3 лет.
Мутационные расстройства:
затянувшаяся мутация (смена голоса происходит напротяжении многих лет, сохраняется фальцет). Причина: нарушениекоординации работы голосовых складок и мышц гортани
замаскированные расстройства (в мутационном периодехарактеризуются тем, что видимых признаков мутации в голосе еще нет, ночасто возникают труднообъяснимые приступы кашля. Часто встречаются умальчиков, поющих в хоре)
преждевременная мутация (чаще у мальчиков, 10-11 лет -появляется грубое звучание голоса, неестественное для детей данноговозраста). Может быть обусловлено преждевременным наступлением половойзрелости или чрезмерной работой голосового аппарата (например,форсированное пение)
запоздалая мутация (происходящая после наступления половой зрелости)
поздняя мутация (голос длительно сохраняет детское звучаниедаже при нормальном строении гортани). Может быть связана с нарушениямифункций щитовидной железы, надпочечников, половых желез.
Вторичная мутация: наступает внезапно, в зрелом возрасте.Причины: нарушение работы желез внутренней секреции, перенапряжениеголоса, курение и т. п.
Во время мутации голоса у подростков необходимо соблюдать правила гигиены и охраны голоса.
Этиология голосовых расстройств:
заболевания желез внутренней секреции и половых желез
заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта, органов дыхания
воздействие внешних вредностей (пыль, курение, алкоголь и пр.)
нарушение центральных механизмов голосообразования
психогенные воздействия
В целом выделяют две группы причин нарушений голоса:
органические, ведущие к анатомическому изменению строенияпериферического отдела голосового аппарата или его центрального отдела
функциональные, в результате действия которых страдает функция голосового аппарата
Классификации расстройств голоса:
По проявлениям
Истерический мутизм - мгновенно наступившая потеря голоса, чаще всего у лиц невротического склада, с психогенной этиологией
Афония - полное отсутствие голоса, возможна только шепотная речь
Дисфония - нарушение высоты, силы, тембра голоса. Проявления:голос слабый или громкий, слишком высокий или слишком низкий,монотонный, с металлической окраской, сиплый, хриплый, лающий и т. п.
Фонастения - голосовая слабость или быстрая истощаемость голоса
Патологическая мутация
Нарушение голоса после ларингоэктомии (операция на гортани)
По этиопатогенетическим механизмам. Выделяет две группы нарушений голоса (органические и функциональные):
Функциональные нарушения голоса: Основной признак функциональныхнарушений голоса - не связаны с анатомическими изменениями в голосовомаппарате. Большинство авторов относят функциональные нарушения голоса кневротическим расстройствам или считают местным проявлением невроза.Терминология функциональных нарушений голоса различна:
истерическая афония
функциональная афония или дисфония
гипо- или гипертонусные (спастические) афонии или дисфонии
невроз гортани
психогенная афония или дисфония
Наиболее распространенный термин - функциональная афония или дисфония
Среди функциональных нарушений голоса выделяют две группы расстройств:
центрально обусловленные
периферически обусловленные
Центральные функциональные нарушения голоса:
В коре головного мозга после действия сильного раздражителявозникает очаг запредельного торможения, что нарушает нормальноерегулирование процесса голосообразования.
Этиологической основой для центральных функциональных нарушенийголоса является невротический фон и возникшее кратковременноеотклонение от нормального голосообразования. Неправильная голосоваяреакция закрепляется по типу патологического условного рефлекса.Крайнее проявление - истерический мутизм.
В патогенезе функциональных нарушений голоса выделяют 3 основных момента:
наличие невротического фона
наличие пускового момента (различные невротические реакции -страх, горе, предшествующие воспалительные заболевания, перенапряжениеголоса)
фиксации нервной системой механизмов неправильного голосообразования по типу патологических условных рефлексов
Для возникновения центральных функциональных нарушений голоса необходимо сочетание всех трех компонентов.
Периферические функциональные нарушения голоса: чаще всего эторезультат перенапряжения голосовой функции. Невротический фонотсутствует.
Для функциональных нарушений голоса характерно:
часто резко возрастает двигательная функция гортани, можетнаблюдаться дискоординация между речевым дыханием, голосообразованием иартикуляцией
могут быть нарушения сенсорной функции (чувствительности вголосовом аппарате), возникать неприятные ощущения в гортани (першениеи т. п.)
возможны нарушения секреторных функций, которые иногда сопровождаются ощущением инородного тела в области гортани.
гипотонусная дисфония - нарушение голоса,обусловленное снижением мышечного тонуса голосовых складок. Чащестрадают женщины. Этиология: перенапряжение мышц голосовых складок,голосовая нагрузка во время болезни, после перенесенного ОРЗ, бронхита,трахеита, авитаминоз, вегетососудистая дистония, гормональныедисфункции, стрессовые ситуации, хронические заболевания внутреннихорганов. Жалобы: утомляемость голоса, охриплость, снижение силы голоса,"утечка" воздуха. Объективно: слизистая гортани и трахеи без изменений,голосовые складки подвижны, тонус снижен, максимальное время фонацииукорочено, аритмия вдоха и выдоха. Лечение: преимущественно голосовойпокой, психотерапия, медикаментозные средства, стимулирующие повышениетонуса мышц, ингаляция гортани при фонации, восстановительныеупражнения для дыхания и голоса.
гипертонусная дисфония - нарушение голоса, характеризующеесяповышением тонуса мышц голосовых складок. В целом встречается реже, чемгипотонусная дисфония, преимущественно у мужчин. Этиология: развиваетсяпри форсированной силовой манере речи, пения, при использовании жесткойатаки голоса. Сочетается с напряжением мускулатуры лица, шеи,набуханием вен шеи. Жалобы: болевые ощущения в области гортани, шеи,желание откашляться, утомляемость голоса, охриплость, периодическиеспазмы; голос резкий, напряженный, громкий. Объективно: плотноесоприкосновение голосовых складок при фонации, отечность краевголосовых складок, слизь. Лечение: психотерапевтическое воздействие,для уравновешивания процессов возбуждения и торможения в отношениимышечного тонуса гортани - внутриносовые блокады новокаина,иглорефлексотерапия, физиотерапия (электрофарез), на второй неделелечения - дыхательная гимнастика и фонопедические упражнения.
Спастическая дисфония. Характеризуется дискоординациейдыхания, фонации и артикуляции, спазмами мышц гортани. Этиология:психотравма, стрессовые перегрузки, перенапряжение голосового аппарата.Объективно: голос монотонный, низкий с различными призвуками. Фонациянапряженная, сдавленная, больные предпочитают шепот. Лечение:психотерапевтическое воздействие, физиотерапия, нейролептики дляослабления психомоторного возбуждения, через некоторое время -фонопедия.
фонастения - расстройство голоса, характеризующеесянарушением координации между дыханием, фонацией, артикуляцией ифункцией резонаторных полостей на фоне невротическойпредрасположенности. Этиология: острое воспаление дыхательных путей всочетании с голосовой нагрузкой, что может обуславливать очагизастойного торможения в коре головного мозга, что в свою очередьвызывает нарушение координации в работе мышц голосового аппарата.Психические нарушения, гормональные отклонения, перенапряжениеголосового аппарата, профессиональные заболевания (особенно, у молодыхспециалистов). Жалобы: общие неврологические, сенсорные и секреторныенарушения, нарушения сна, раздражительность, изменение силы и звучностиголоса, у певцов - страх перед выступлением. Объективно: при остройфонастении в гортани нет изменений, при хронической - измененаслизистая. Асинхрония колебаний голосовых складок, их слабое натяжение.Лечение: голосовой покой, общеукрепляющие, седативные средства,дыхательная гимнастика, фонопедия.
Центральные функциональные нарушения голоса:
функциональная афония - безгласие, обусловленное функциональнойнедостаточностью голосовых мышц центрального происхождения(истерическая афония, психогенная афония). Этиология: следствиестрессовой ситуации - больной вдруг начинает общаться шепотом. Жалобы:боль, комок в горле, скрежет, слизь, неверие в выздоровление.Характерна для лиц с истерическими чертами. Объективно: сохраненыгромкий кашель и смех, ларингоскопическая картина изменчива (гипер- илигипотонус). Лечение: психотерапевтическое воздействие, седативныесредства, упражнения для активизации мышц гортани, дыхательные ивокальные упражнения.
Органические нарушения голоса:
острый профессиональный ларингит
хронический профессиональный ларингит
профессиональные трахеиты
монохордит (односторонее поражение голосовых складок
нарушение подвижности гортани
Этиология: ревматизм, инфекционный полиартрит, травмы,ревматический артрит, парезы мышц гортани, нарушения иннервации,нейрогенные парезы и параличи (страдают двигательные центры илипроводящие пути).
рубцовые стенозы гортани вследствие ожогов, травм, операций, ведущие к изменению движений гортани
доброкачественные образования гортани ("узелки певцов" (ложные и истинные), фибромы, кисты, папилломы и другие опухоли).
Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!
Все последующие упражнения, приведённые в данной статье, рассчитаны на исполнение с учетом описанной техники речевого дыхания.
Упр на развит голоса
Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:
ииииииииии
эээээээээээ
аааааааааа
оооооооооо
ууууууууууу
Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты - "и". Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука "э" активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука "а" благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука "о" усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком "у" оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Если вы хотите, чтобы тембр голоса был более низким, а голос был более глубоким и выразительным, то в течение дня многократно произносите звук "у".
Упр на дикцию
Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта. Например:
Мал, да удал.
Два сапога - пара.
Нашла коса на камень.
Знай край, да не падай.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Под лежачий камень вода не течет.
У ужа ужата, у ежа ежата.
Упр на четкость
Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.
Прохор и Пахом ехали верхом.
Галка села на палку, палка ударила галку.
От топота копыт пыль по полю летит.
У быка бела губа была тупа.
Водовоз вез воду из водопровода.
У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.
Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
Чешуя у щучки, щетина у чушки.
Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения.
Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков.