Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Иллюзия Эббингауза. Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или тот, который окружен большими? Кажется, тот, что маленькими. Нет, они одинаковые.

Семинар №5

Практическая работа 3

ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Теоретическая часть

Уже ученым Древней Греции было известно о том. что «непосредственное» восприятие окружающего мира производится посредством органов чувств и что этими органам свойственны искажения восприятия.

Платон изложил это знание в форме аллегории «Театр теней», приводящей к выводу о возможности истинного познания действительности.

В Новое время другой философ И. Кант, исходя из тех же предпосылок, сделал противоположный вывод, назвав действительный мир «вещью в себе».

На данном занятии ставится цель убедиться в искажениях восприятия на примере зрительного анализатора, обеспечивающего переработку более 90 % информации, поступающей человеку через внешние органы чувств, а также — в возможности коррекции искажений посредством дополнительных методов познания и приемов исправления.

Ход работы

1.Зарисуйте схему строения зрительного анализатора (см. рис.). Отвлекаясь от его структурно-функционального единства, выделите три звена:

 

I Физическое II Физиологическое IIIПсихологическое

 

2. Физиологические искажения.

а) Опыт «Перпендикуляр».

 

I) нарисуйте указанную фигуру на глаз, добиваясь равенства длин вертикальной и горизонтальной линий, опыт лучше выполнить на нелинованной бумаге размером 100 х 100 мм ориентировочно;

 

2)измерьте линейкой длину и ширину фигуры (можно округлить результаты до 1мм) и запишите в тетрадь;

 

3)запишите в протокол вывод об искажении восприятия соотношения длин вертикальных и горизонтальных линий. Причиной является несовпадение углов раскрытия поля зрения по вертикали

и горизонтали.

 

б) Опыт «Квадраты»

 

 

 

(Два квадрата одинаковых размеров зарисовываются на контрастном фоне, размеры сторон квадратов 15 или 20 мм.) Сделайте вывод и запишите в протокол.

Причину эффекта, названного «иррадиацией»,древние греки усматривали в «неправильном ощупывании» выходящими из глаза лучами-щупальцами светлых предметов.

Термин современной наукой сохранен, однако в действительности причиной иррадиации для светлых объектов является передача физиологического возбуждения с освещенных участков сетчатки на соседние, не освещенные самим изображением участки.

 

 

3.Рассмотрите психологические искажения, являющиеся самыми многочисленными и наиболее выраженными из всех.

а) «Отверстие в ладони».

 

Из тетрадного листа свернуть трубку, приставить вплотную к правому глазу. Левую руку раскрыть ладонью к себе и приставить к дальнему концу трубки, смотрите на ладонь левым глазом. Выявите получившуюся иллюзию и запишите результат в тетрадь.

Причиной иллюзии является «негативная галлюцинация» — психологическое исключение из зрительного образа изображения части ладони, накладывающегося на «прозрачное» поле зрения в трубке.

 

 

б) «Колеблющаяся» книга и «колеблющийся» куб

.


 

 

 

 

Зарисуйте изображенные фигуры и выясните характер иллюзии.

Вторая фигура также называется «Куб Неккера» (по имени ученого).

 

в) «Прямоугольники со стрелками».

 

 

(Оба прямоугольника имеют одинаковые размеры, например, 10 х 20 мм.)

 

Отметьте эффект, объясните ею и запишите вывод в протокол,

 

г) «Гауссиана».

 

 

После построения колоколообразной кривой с длинными нижними «усами» проведите на глаз секущую MN так, чтобы ее длина составляла половину АВ. Измерьте линейкой действительные размеры и запишите в тетрадь, сделайте вывод. Иллюзия объясняется мысленным неучетом концов «усов» у основания криволинейной трапеции AMNB.

 

д) «Трапеции».

 

 

Нарисуйте 5—6 одинаковых трапеций в указанном взаиморасположении. Размеры оснований трапеций удобно взять 10 и 20 мм. расстояние между основаниями — 10 мм. а расстояние между трапециями — 5 мм.

Объясните полученную иллюзию, попытайтесь дать ей объяснение.

Выводы

 

Органам чувств присущи искажения восприятия действительных объектов окружающего мира. Однако с применением дополнительных методов познания и корректирующих методик влияние искажений на восприятие можно снизить.

 

А). Иллюзия Мюллера-Лайера. Какой из горизонтальных отрезков длиннее? Кажется, что верхний. На самом деле они равные.

 

 

Иллюзия Эббингауза. Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или тот, который окружен большими? Кажется, тот, что маленькими. Нет, они одинаковые.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.