Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Употребление глагола и глагольных форм

Методические указания для подготовки к практическому занятию № 8

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060501 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

ОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

I СЕМЕСТР

Тема: Морфологические нормы в употреблении глагольных форм и служебных частей речи.

Содержание: Спряжение глаголов. Правописание НЕ с глаголом. Глагольные формы: причастие, деепричастие. Образование сложных случаев причастий и деепричастий в медицинской лексике. наречие. Правописание НЕ с наречиями. Служебные части речи: предлог, союз, частица.

Продолжительность – 90 мин.

Тип занятия – КУЗ

Место проведения – кабинет русского языка

Система оценки – 5 баллов

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся

должен уметь:

§ правильно образовывать формы слова, соблюдая орфоэпические нормы;

§ пользоваться разными частями речи для выражения синонимических значений;

§ правильно употреблять слова разных частей речи и их формы в соответствии с ситуацией общения и стилем речи.

должен знать:

§ грамматические признаки изученных частей речи.

должен овладеть следующими компетенциями:

ОК 1, 2, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 12

ПК 2.1

Задания для самоподготовки:

1. В тетради для практических занятий выпишите, дайте определение и приведите примеры следующих понятий:

  • виды глагола (совершенный, несовершенный);
  • правописание НЕ с глаголом (правила);
  • спряжение глаголов (I и II);
  • наклонение глаголов (изъявительное, повелительное, условное);
  • причастия (действительные и страдательные в настоящем и прошедшем времени, суффиксы);
  • деепричастия (совершенный и несовершенный вид);
  • правописание НЕ с наречиями;
  • правописание производных предлогов;
  • виды союзов (сочинительные и подчинительные);
  • правописание частиц с другими частями речи.

Используя Приложение 1 – «Морфологические нормы и ошибки в употреблении глагола и глагольных форм», в тетради для практических занятий составьте опорный конспект по теме.

Список литературы

Основная

1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи /Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 380 с.

2. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи / Е.Д. Ващенко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 352 с.

 

Дополнительная

1. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. – 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 208 с.


Приложение 1

 

Морфологические нормы

Употребление глагола и глагольных форм

Нормы морфологии – правила образования или выбора форм слов, относящихся к разным частям речи (существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов и их особых форм – причастий и деепричастий).

 

Недостаточные глаголы– глаголы, ограниченные в образовании или употреблении личных форм:

1) не употребляющиеся в формах 1-го – 2-го лица единственного и множественного числа, так как они обозначают процессы, совершающиеся в животном и растительном мире, в неживой природе и т.д. (телиться, отпочковаться, течь, сквозить, ржаветь и др.); употребление их в указанных формах возможно только в особых условиях (при олицетворении, риторическом обращении);

2) не образующие формы 1-го лица единственного числа настоящего (будущего простого) времени частично в силу фонетико-орфоэпических причин, частично в связи с традицией их употребления (победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и др.). При необходимости употребить эти глаголы в 1-м лице используется описательная (аналитическая) форма: сумею (должен) победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу (надеюсь) очутиться, хочу (попытаюсь) ощутить, не буду чудить.

· Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь относятся к I спряжению, поэтому нормативными являются формы: выздоровею (-еешь, -еют), опротивею (-еешь, -еют), опостылею (-еешь, -еют).

Изобилующие глаголы – глаголы, имеющие двоякие формы настоящего времени: одну без чередования конечных согласных основы инфинитива и основы настоящего времени (полоскает, мурлыкает), другую – с чередованиями (полощет, мурлычет). Между такими формами существует стилистическое, а для некоторых глаголов – и смысловое различие. Литературному языку присущи формы с чередованием согласных основы: полощет, плещет, каплет, кудахчет, колышет, мурлычет, машет, рыщет, сыплет, щиплет и т.п. Формы брызгает – брызжет, двигает – движет, капает – каплет, мечет – метает различаются семантически.

· При образовании глаголов несовершенного вида (что делать?) посредством суффикса -ыва-/-ива- в одних случаях происходит чередование ударных гласных а//о в корне (усвоить – усваивать), в других – корневой гласный о сохраняется(сосредоточить – сосредоточивать). В соответствии с нормами литературного языка сохраняется корневое о (нет чередования о//а) в глаголах: захлопнуть – захлопывать, обеспокоить – обеспокоивать, озаботить – озабочивать, опозорить – опозоривать, опорочить – опорочивать, отсрочить – отсрочивать, обусловить – обусловливать, подытожить – подытоживать, приурочить – приурочивать, узаконить – узаконивать и др.

· Как правило, суффикс -ну- (мок – мокнул) выпадает в приставочных глаголах (погас, промок, высох) и, независимо от приставочного или бесприставочного образования, в формах женского и среднего рода, а также множественного числа: висла, висло, висли, погасла, погасло, погасли. В формах мужского рода также наблюдается тенденция к постепенной утрате суффикса -ну-: поник, привык, померк, потух, угас и т.п. В бесприставочных глаголах – преобладающее распространение вариантов без -ну- в связи с общей тенденцией к экономии языковых средств (более кратким формам): сох, лип, глох, вис, кис и киснул.

· При использовании глаголов на -ся следует учитывать возможность совпадения у них разных значений, например, страдательного (стихи пишутся поэтами) и возвратного (умываться), что порождает двусмысленность (я убираюсь – делаю уборку? ухожу?). Глаголы на -ся в технической литературе целесообразно употреблять в тех случаях, когда на первый план выступает само действие независимо от его производителя: Дверь открывается автоматически, но нельзя: Затем семена дробятся, разминаются и отмываются от мезги.

· Бесприставочные глаголы с суффиксом -ну- сохраняют его в причастиях: глохнувший, липнувший, мокнувший, а приставочные, как правило, теряют: оглохший, прилипший, промокший.

· Формы деепричастий на -вши (взявши, давши, приехавши и т.п.) имеют разговорный или просторечный характер, иногда оттенок устарелости и употребляются только в пословицах и поговорках: Давши слово, крепись; Снявши голову, по волосам не плачут. Поэтому предпочтительны формы на : дав, сняв, подумав, встретив и т.п.

· В парах деепричастий высунув – высуня (бежать высуня язык), положив – положа (положа руку на сердце), разинув – разиня (слушать разиня рот), скрепивскрепя (скрепя сердце), сломив – сломя (сломя голову), спустив – спустя (работать спустя рукава, спустя время) вторая форма устарела и употребляется преимущественно в устойчивых фразеологических сочетаниях.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.