Методические указания для подготовки к практическому занятию № 11
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060501 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
ОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
I СЕМЕСТР
Тема: Пунктуация – знаки препинания. Виды сложных предложений.
Содержание: Сложное предложение, его виды: ССП, СПП, БСП. Постановка знаков препинания в сложных предложениях. Союзы и их выделение на письме. Прямая и косвенная речь, выделение ее на письме. Запись в больничной карте со слов больного – изменение прямой речи в косвенную.
Продолжительность – 90 мин.
Тип занятия – КУЗ
Место проведения – кабинет русского языка
Система оценки – 5 баллов
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен уметь:
§ правильно строить сложные предложения;
§ правильно писать тексты, включающие основные пунктограммы русского языка.
должен знать:
§ типологию знаков препинания в русском языке;
§ основные правила употребления знаков препинания.
должен овладеть следующими компетенциями:
ОК 1, 2, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 12
ПК 2.1
Задания для самоподготовки:
1. В тетради для практических занятий составьте (можно в виде таблицы) конспект:
группы знаков препинания по их функциям.
Воспользуйтесь учебником Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. (С. 314 – 317).
В тетради для практических занятий выполните упражнения по пунктуации из Приложения 1.
OЗадание на премиальный балл:
Подобрать из художественной литературы и записать в тетрадь для практических занятий образцы сложных предложений: 3 – сложносочиненных, 3 – сложноподчиненных, 4 – бессоюзных (2 – с тире, 2 – с двоеточием), 3 – с прямой речью (и перевести в косвенную).
Список литературы
Основная
1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи /Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 380 с.
2. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи / Е.Д. Ващенко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 352 с.
Дополнительная
1. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. – 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 208 с.
Приложение 1
ЗАДАНИЯ ПО ПУНКТУАЦИИ
Спишите, расставьте знаки препинания, объясните свой выбор.
Тире между подлежащим и сказуемым
Грушницкий юнкер.
В камни стрелять стрелы терять.
Я же разумный человек.
Искусство есть одно из средств единения людей.
Искусство как поиск алмазов.
Трудиться значит быть счастливым.
Неполные предложения
Храбрые познаются в битве семья и дети в беде друзья в несчастье.
В глазах женщины любовь и ужас.
Воздух был неподвижен вода тоже.
Здесь мы разделились он пошёл на работу а я в магазин.
Однородные члены предложения
Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой.
Всё это и река и прутья верболаза и этот мальчик напоминали мне дни детства.
Только песни я любил да товарищей.
Молоток ножовка дрель словом инструменты мне понадобятся.
Обособленные второстепенные члены предложения
Погруженный в свои мысли Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос.
Варя очень довольная взяла Подгорина за руку.
У Даши катились крупные как горох слезы.
Перегнувшись она глядела вниз точно заворожённая.
Двор как плац мощенный булыжником.
Там в темноте чьи-то глаза смотрели не мигая.
Вводные и вставные конструкции
На мое счастье погода все время стояла великолепная.
Однажды это было в середине зимы она целый день жаловалась на головную боль.
Как недогадлива ты няня!
Тем не менее это случилось.
Неосторожно быть может я поступила.
Тебе помочь увы я не смогу.
Сложносочиненные предложения
Старый князь был еще в городе и его ждали каждую минуту.
И опять всё затихает погружается в прежнюю чуткую дремоту и опять мы стоим молча и неподвижно и подслушиваем тайны леса.
В полночь хлопнула кухонная дверь и громко топая и громко разговаривая вошли Лиза и Марфуша.
Полил дождь как из ведра и всё скрылось.
Сложноподчиненные предложения
Бывают дни когда мне приходится выезжать из дома к больным раза четыре.
Солнце уже садилось когда я наконец выбрался из леса и увидел перед собой небольшое село.
Звезды уже начинали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу.
В обществе где холодное высокомерие и равнодушие считаются признаками хорошего воспитания и благородного нрава следует прятать свою страсть.