Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
Профессионального
Образования «Тюменская государственная медицинская академия»
(ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрав России)
Кафедра
стоматологии детского возраста
« Скелет ЧЛО. Скелет жевательного аппарата. Особенности строения верхней и нижней челюстей. Строение зубных дуг, их расположение относительно черепно-лицевой системы"
Методические указания к занятию для студентов
Тюмень, 2013
Составители: заведующий кафедрой стоматологии детского возраста к.м.н. Куман О.А.. Заслуженный врач РФ, стоматолог высшей категории Евстафьева Т. И., ассистент кафедры терапевтической стоматологии и стоматологии детского возраста Семёнова М.В.
Методические указания для занятий студентам составлена на кафедре стоматологии детского возраста (заведующий кафедрой - к.м.н.,доцент Куман О.А. на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060105 «Стоматология» (2011г.), учебного плана (2011г.), типовой программы по «Введению в специальность».
Утверждено на заседании кафедры стоматологии детского возраста
«___» ______ 2013г.
Введение в специальность
Курс 1
Семестр1, 2
Модуль 1.3
Практическое занятие 1.3.2
Тема:« Скелет ЧЛО.Скелет жевательного аппарата. Особенности строения верхней и нижней челюстей. Строение зубных дуг, их расположение относительно черепно-лицевой системы
Актуальность темы: уметь проанализировать структурно-функциональную организацию и взаимосвязь функциональных систем челюстно-лицевой области.
Учебные цели:
1.Изучитьскелет ЧЛО и жевательного аппарата
2.Изучить зубочелюстную систему, её анатомо-физиологические особенности.
3.Изучить особенности строения нижней, верхней челюсти и твердого неба.
4.Уметь объяснить взаимосвязь функциональных систем ЧЛО.
Самостоятельная работа студентов
А). Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения темы:
1. Значение функциональных систем челюстно-лицевой области для жизнедеятельности целостного организма.
2. Определение зубочелюстной системы
3. Функциональная анатомия зубочелюстной системы
4. Полость рта
Б) Задания на проверку и коррекцию исходного уровня знаний (входной контроль):
Тесты для контроля знаний при самоподготовке.
1. Укажите функции челюстно-лицевой области, в которых участвуют зубы:
5. Возможность участия в деятельности различных систем органов челюстно-лицевой области создает их:
а) полифункциональность
б) защитную функцию
в) структурную организацию
г) метаболические процессы
д) единство происхождения
В) Структура содержания темы:
Скелет ЧЛО-
Костную основу ЧЛО составляют собственно лицевые кости и пограничные отделы нескольких костей мозгового черепа : решётчатой, основной височной и лобной. К скелету ЧЛО относятся 14 костей, большая часть их них парные, а именно верхнечелюстные, носовые, скуловые , слёзные, нёбные и нижние носовые раковины. Непарных костей только две: нижняя челюсть и сошник
У новорожденных кости ЧЛО очень тонкие, но с возрастом они утолщаются и достигают различной толщины и плотности. Наиболее плотные и толстые нижняя челюсть и скуловая кость. Решётчатая, слёзная , носовая так и остаются тонкими.
По своей структуре кости ЧЛО различны: одни содержат губчатое вещество ( скуловая, нижняя челюсть), другие пластинчатые (слёзные , нёбные, носовые), третьи воздухоносные (верхняя челюсть), носовые раковины имеют свои особенности.
В лицевом скелете различают два отдела: верхний (верхняя челюсть и прилегающие к ней кости) и нижний (образован нижней челюстью
Жевательно-речевой аппарат—комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих систем и отдельных органов, принимающих участие в жевании, дыхании, звукообразовании и речи.
В жевательно-речевой аппарат входят:
1) лицевой скелет и височно-нижнечелюстные суставы;
2) жевательные мышцы;
3) органы, предназначенные для захватывания, продвижения пищи, формирования пищевого комка, для глотания, а также зву- коречевая система: губы, щеки с их мимической мускулатурой, нёбо, язык;
4) органы откусывания, раздробления и размельчения пищи (зубы), и ее ферментативной обработки (слюнные железы).
Верхняя челюсть (maxilla) — парная кость, располагается в верхнепереднем отделе лицевого черепа.
1)альвеолярный — направляется вверх к альвеолярным ячейкам.
2)восходящий — восходит вверх по ветви нижней челюсти к шейке и головке суставного отростка. Передает давление на височную кость.
В) Структура содержания темы:
Зубной ряд верхней челюсти имеет форму полуэллипса, нижней челюсти — параболы. Верхний зубной ряд шире нижнего, вследствие чего верхние зубы перекрывают нижние. Такое соотношение зубных рядов увеличивает возможность жевательных экскурсий нижней челюсти, расширяя полезную площадь для размельчения пищи. Зубные ряды представляют собой в морфологическом и функциональном отношении единое целое.
3)Зубы верхней челюсти наклонены коронками кнаружи, а корнями внутрь. Большее количество корней у верхних жевательных зубов. Расположение зубов в виде полуэллипса и параболы также является фактором устойчивости.
4)
5)Окклюзионные кривые:
6)а — сагиттальная Шпее, б - трансверзальная Уилсона
7)Различают сагиттальную и трансверзальную окклюзионные кривые. Трансверзальная (кривая Уилсона) проходит через жевательные поверхности наклоненных боковых зубов правой и левой стороны в поперечном направлении. Сагиттальная окклюзионная кривая (кривая Шпее) начинается на задней контактной поверхности первого премоляра и заканчивается на дистальном щечном бугре третьего моляра. Окклюзионная кривая нижней челюсти имеет вогнутость книзу соответственно выпуклости окклюзионной кривой зубного ряда верхней челюсти.