Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

III. Коррекция матрицы



8. Программа обучения в зоне НЕ ТАК. Что произойдёт, если человек, действуя в зоне НЕ ТАК, начнёт получать удовольствие? Просто весь мир превратится в зону ТАК. Возможны два подхода: теория маленьких шагов и теория большого шага. Большой шаг можно делать, когда устранены причины, вызывавшие наказание извне за действие в зоне НЕ ТАК. В противном случае Вы только усилите матрицу. Если внешние наказующие причины устранены, то человек просто начинает поступать так, как раньше избегал, причём делает это глобально и замечает, что никакого наказания за это не получает. Уже одного этого достаточно, чтобы получить удовольствие. При этом неплохо акцентировать внимание на том, что человек получает в полное распоряжение часть мира, которая для него недоступна. К сожалению, осуществление большого шага - редкая возможность - и обычно требует коренного изменения условий жизни человека. Маленькие шаги вероятны без глобальных изменений условий жизни и чаще всего используются в современной психотерапии. Обеспечить условия внешней безопасности для маленького шага значительно проще. Маленькими шагами зона НЕ ТАК постепенно теснится и уменьшается.

9. Образ. Технология, которая требует отдельного описания и будет рассматриваться позже.

10. Архетипическая тема. Если матрица после проработки восстанавливается, то она имеет мощную подпитку с архетипального уровня (см. раздел 1.2.3.3) и необходимо работать на этом уровне.

 

1.2.3 Глубинные слои сознания

 

1.2.3.1 Электрическая активность мозга (7)

 

Мозг состоит более чем из 10 миллиардов клеток, и каждая из них представляет собой миниатюрную станцию, способную в возбуждённом состоянии создавать электрический потенциал. Впервые эта электрическая активность мозга была обнаружена в 1875 году, однако лишь в 1924 году Бергер (Berger) зарегистрировал её в виде электро-энцефалограммы (ЭЭГ), что позволило выявлять изменения в функционировании мозга.

При низкой активности головного мозга большие группы нервных клеток разряжаются одновременно. Эта синхронность отображается на ЭЭГ в виде последовательности медленных волн (волн низкой частоты и большой амплитуды).

К наиболее известным медленным волнам относятся:

1) альфа волны, частота которых лежит в пределах от 8 до 12 Гц; они характерны для расслабленного состояния, когда человек сидит спокойно с закрытыми глазами;

2) тета волны частотой 4-7 Гц; они появляются на первой стадии сна, а также у некоторых опытных мастеров медитации, или во время пребывания испытуемых в изолированной камере в условиях сенсорной изоляции;

3) дельта волны 0,5-3 Гц, которые регистрируются во время глубокого сна, а также при некоторых патологических состояниях (например, при опухолях мозга) или у больного, находящегося в сознании, незадолго до смерти.

Во время активной работы мозга каждая участвующая в ней нервная клетка разряжается в соответствии со своей специфической функцией в своём собственном ритме. В результате активность становится асинхронной и регистрируется в виде быстрых волн высокой частоты и малой амплитуды (так как противоположные отклонения потенциала, суммируясь в ЭЭГ, как бы уничтожают друг друга). Эти быстрые волны известны под названием бета волн, их частота 13-26 Гц, но амплитуда уменьшается по мере того, как усиливается мозговая деятельность.

По мнению Фишера (Fischer 1971-77г.), профессора экспериментальной психиатрии университета штата Огайо, погружение в глубинное "своё" (your self- глубинные слои психики или то, что мы называем потоком) может осуществляться по двум "склонам" сознания и восприятия: с одной стороны, это склон, находящийся под контролем парасимпатической нервной системы и направленный к расслаблению, в континууме "расслабление-медитация"; а с другой стороны - склон, контролируемый симпатической нервной системой и направленный к активации нервной системы, в континууме "восприятие-галлюцинация", включающем ряд состояний от творческого вдохновения до мистического экстаза (7). В таблице представлена карта внутреннего пространства по Фишеру.

Континуум восприятие-медитация приводит к состоянию сознания совершенно оторванному от всякой связи с реальностью, - самадхи (<4Гц). Что касается континуума восприятие-галлюцинации, доходящего до мистического экстаза, то для него характерны всё более асинхронные бета волны с уменьшением амплитуды с 35 до 7-8 (по шкале Голдстейна). Переход к потоку здесь достигается скачком назад[11], который называется опытом кундалини. Возвращение в обычное состояние сознания в обоих случаях может происходить либо тем же путём, либо по противоположному континууму, либо зигзагом - с переходом от одного континуума к другому.

РИС 3

На рис 3 представлен график суммарной интенсивности различных видов мозговых волн (спектрограмма мозга). Для удобства дальнейшей работы мы перевернём этот график и, отзеркалив его, немного модифицируем. Получается структура, напоминающая гриб (рис 4), на которой можно видеть сравнительную волновую активность различных слоёв сознания.

Слой сознания, соответствующий личности, который мы рассматривали в разделе 1.2.2, является срезом "гриба" на бета-уровне (рис 5-2). Этот уровень характеризуется полной фрагментацией и структуризацией сознания. Крайнюю степень фрагментации можно видеть в математических языках, где каждое действие или предмет обозначается однозначными символами. Интеллект и логика принадлежат именно этому уровню. Чем более развит, в западном понятии, человек, тем более широкая шляпка у его гриба. Уровень наполнен биографической информацией.

 

1.2.3.2 Альфа-уровень

 

Более глубокий слой сознания, характеризующийся неполным разделением и частичной фрагментацией. Деление мира более крупное типа, чёрное-белое[12]. Частностей, полутонов и компромиссов практически нет. Строение матричное (рис 5-3), но матрицы более крупные. Наполнен биографическим содержимым. Интересен тем, что на границе альфа и тета уровней находится слой перинатальных матриц[13].

 

1.2.3.3 Уровень архетипа

 

Тета уровень, который относится уже к трансперсональным и не содержит в себе биографической информации. Архетип - это интерфейс между свободной неструктурированной реальностью (потоком), от которой он получает сильное эмоциональное переживание, и структурированной личностью, которая даёт ему образ. Структура напоминает матричную, только это не матрицы, а их корни, так как они не содержат биографического материала. Это качества потока в виде базисной структурной единицы личности, от архетипов матери, родины, семьи и тд., на верхних слоях, до всеобъемлющего архетипа Бога или Природы - на нижних. Этот уровень сознания изучал Юнг (24,25). Как мы видим на рисунке 4, это самый узкий слой сознания (игольное ушко), а ведь по нему поступает жизненная энергия от потока.

 

1.2.3.4 Поток

 

В традиционной психологии самый непонятный слой сознания, называемый "your self" (традиционный перевод - своё). На рис 5-1 видно, что это слой сознания, соединяющий нас с природой и мирозданием. Через этот слой мы получаем энергию от природы, он исполняет роль плаценты. На этом уровне всё едино, нет деления и фрагментации. Этот слой настолько не похож на обычное состояние сознания на уровне личности, что люди, его испытавшие, практически не могут подобрать слова для его описания, а йоги используют специальный термин, когда их просят его описать. Перевод этого слова на русский язык - "не то".

 

РИС 5-1

РИС 5-2 РИС 5-3 РИС 5-4 РИС 5-5

 

1.2.4 Онтогенез слоёв сознания

 

Более полно можно понять структуру слоёв сознания человека, если рассмотреть, как они развиваются в процессе жизни (рис 6). Когда родители имеют ребёнка ещё в проекте, его сознание ещё не выходит из всеобщего потока (рис 6-1), он даже не часть природы - он сама природа. Когда плод зарождается, то его сознание начинает вычленяться из всеобщего потока (рис 6-2) и формируется дельта-уровень. Сознание плода не несёт никакой дифференциации, и плод ещё не различает, где он, а где не он. Именно поэтому многие события, произошедшие в период беременности вокруг нас, воспринимаются личностью как произошедшие с нами. Уровень архетипа начинает формироваться примерно с рождения. Первая фрагментация происходит тогда, когда после родов мир начинает делиться на “Я” и “НЕ Я” (рис 6-3). Примерно до двух лет осознание ребёнка в основном функционирует на дельта-уровне и идёт формирование тета-уровня (рис 6-4), особенно прогрессирующее с развитием речи. До 6-8 лет осознание ребёнка функционирует на уровне архетипа. Любые сказки - самый яркий пример архетипальной структуризации информации. Активное действие во внешнем мире, с отдельными предметами, на этом этапе сопровождается формированием альфа-уровня (рис 6-5), и до 12-14 лет ребёнок в основном функционирует на альфа-уровне. После этого функционирование переходит на формирующийся бета-слой (рис 6-6). К сожалению, формирование альфа- и бета-слоя сопровождается утоньшением ножки гриба - уровня архетипа. Процесс развития сознания напоминает формирование капли - чем больше капля, тем тоньше у неё ножка. Примерно к 16 годам акцент осознания перемещается на альфа-слой - начинает активно функционировать личность. С этим во многих странах связано совершеннолетие и сознание, ребёнка становится взрослым (рис 6-7).

РИС 6

 

1.2.5 Метафора второго рождения

 

Если мы смодифицируем рисунки 6-... (рис 7) и посмотрим на предыдущий раздел немного по-другому, то увидим, что формирование сознания полностью соответствует зарождению и развитию плода. Исходя из аналогии, мы можем продолжить развитие сознания человека. Задача взрослого - максимально возможное формирование личности и интеллекта (аналогично созреванию плода). Этот этап признаётся современной психологией. А что дальше? По аналогии - рождение, выход полностью сформированной личности в поток, объединение человека с природой и всем миром (рис 7-7). Именно это второе рождение и используется в контексте всех восточных философий и многих мистерий запада. Именно этот этап развития сейчас актуален во всём мире: единение с природой, актуализация религии, трансперсональные исследования и тд. Но второе рождение будет полноценным только после полного формирования и созревания "плода" - личности, иначе дваждырождённый будет недоношен. Обычно этап второго рождения совпадает со смертью тела человека, но нередки случаи, когда это происходило при жизни. Таких людей известно много во всех культурах. На востоке их называли дваждырождёнными или просветлёнными.

РИС 7

 

1.2.6 Некоторые психические патологии в свете объёмной теории сознания

 

Недоразвитость шляпки гриба приводит к недоразвитию интеллекта и личности. Очень хорошо развитая шляпка, наряду с архетипальной узостью приводит к "засыханию" шляпки. Жизненная энергия, поступающая из потока через узкий архетип (рис 6-7), не способна полноценно питать всю шляпку, и человек превращается либо в "ученого сухаря" (очень точное выражение), либо нормально развивается один из отделов личности, остальные атрофируются (рис 8).

 

При недостаточной развитости может произойти расщепление шляпки гриба на отдельные ветви - шизофрения (расщепление личности) с нарушением связи между ними. При изменении внешних условий происходит активизация различных структур, захватывающих осознание. Этим объясняются такие эффекты, как множественные личности, голоса, распад личности и тд. При сочетании расщепления личности с выделением одной более мощной, чем остальные, матрицы обычно происходит её подключение напрямую к уровню архетипа, в ущерб остальным отделам личности, и происходит отождествление личности человека с архетипом (рис 8). Качества новообразования приобретаются из синтеза архетипа и матрицы, а лицо может быть любое и, как правило, оно определяется средой и культурным уровнем человека: от Наполеона до интергалактического шпиона. Причём такая структура более мощная, чем обычное состояние личности человека потому, что питается напрямую из архетипа.

 

1.2.7 Психотерапевтические подходы на основании объёмной теории сознания

 

Методы психотерапии можно разделить по направлению на различные слои сознания:

- слой личности, альфа- и бета-уровни. Методики, действующие на этих слоях, действуют на уровне: получения доступа к блокированным матрицам; перезаписи структуры матриц; и объединения матриц друг с другом, интеграции личности (похоже на связывание веника). Про методики первых двух типов мы уже упоминали. Третий эффект достигается при постоянном перемещении осознания из одной матрицы в другую. При этом облегчается переход (протаптывается дорожка) из матрицы в матрицу. Осознание напоминает паучка, тянущего за собой клейкую нить и связывающего часто используемые матрицы друг с другом. При длительном нехождении дорожка зарастает, номер телефона, которым пользуемся часто, мы помним, достаточно сделать перерыв, и он забывается;

- уровень архетипа, тета-уровень. Методик, активизирующих этот уровень в современной психотерапии не так уж много. Расширяя этот слой сознания, мы получаем мощный приток энергии на уровень личности. О расширяющем уровень архетипа эффекте СД мы уже упоминали. Театр и кино - мощные активизаторы архетипального уровня. Кино и театр архетипального уровня должны отвечать следующим условиям[14]: простота сценария; ограниченное число персонажей; возможно наибольшая деперсонализация персонажей; яркие образы; мощные чувства и эмоции; чёткое разделение и недопускание полутонов. Вы узнали? Именно от подобных телесериалов “балдеет”[15] современный мир. Они жизненно необходимы, люди получают через них энергию с архетипального уровня. Ещё один пример подобных методик - сказки (вспомните знаменитую Арину Родионовну и её влияние на поэта). К сожалению, в современном мире институт сказок практически потерян. Сказки детям сейчас практически не рассказывают, да и современные сказки больше предназначены для альфа уровня. Из взрослой литературы самым мощным архетипальным воздействием обладает стиль "фэнтэзи";

- дельта-уровень. Методики, выводящие осознание на этот уровень, практически не используются в современной психотерапии из-за недостатка знаний и опыта. Однако они очень хорошо изложены в Йогических, Буддийских, Суфийских и других традициях. Переводя осознание на этот уровень, мы решаем сразу три проблемы: сознание, находясь на этом уровне, набирает силу; при частом прохождении архетипальной узости она постепенно расширяется; при погружении на этот уровень осознание, как правило, несёт на себе проблему, которой озабочено в данный момент, при этом происходит интеграция всей информации и человека постигает озарение. Так как мы часто посещаем этот уровень во сне, то многие открытия именно так и были сделаны (вспомните старую пословицу "Утро вечера мудренее");

- соединение различных уровней. Таким эффектом обладает ритуал (обряд). Человека выводят на уровень архетипа или потока, потом он совершает строго определённую последовательность действий. Так происходит неоднократно. Создаётся матрица, имеющая прямой выход на эти уровни. Совершая повторно ту же последовательность действий, человек активизирует эту матрицу и автоматически попадает на нужный уровень сознания. При этом человек чаще всего не имеет ни малейшего понятия, что и как с ним происходит. От него требуется строгое и неукоснительное соблюдение последовательности действий - соблюдение ритуала. Вспомните, какой подъём и прилив энергии Вы испытывали на демонстрации, ведь это один из примеров ритуала. При рассмотрении истории мы можем увидеть, что раньше вся жизнь была ритуализирована. К сожалению, в современной жизни институт ритуала практически утрачен. На примере современного российского общества мы можем видеть, что разрушение существовавших ритуалов обошлось нам большим количеством депрессий, психастений, развалом социальной структуры страны и потерей большей части жизненного потенциала нации.

 

1.3 Эффекты Свободного Дыхания

1.3.1 Физико-физиологический эффект

Физико-физиологический эффект связан с гипервентилляцией и активной деятельностью дыхательной мускулатуры. Мощное насыщение крови кислородом наряду с востребованием большого количества энергии для работы дыхательной мускулатуры и движения приводит к образованию эффекта "домны", в которой перегорают шлаки. 70% очистки организма осуществляется через дыхание, поэтому его активизация приводит к значительной очистке организма. Насыщение крови кислородом и вымывание углекислого газа приводят к алкалозу. Алкалоз наряду с мощной работой дыхательной мускулатуры приводят к сдвигам К-Са-Nа баланса крови. Физические изменения оказывают значительное влияние на переход психики в необычное состояние.

Необходимо отметить, что процессы СД являются мощным стрессором и оказывают на организм закаливающее воздействие.

 

1.3.2 Энергетический эффект

В результате вышеописанных эффектов происходит мощная активизация энерговыработки организма. Потоки энергии просто вымывают и пробивают существующие энергоблоки. Происходит энергетическая промывка организма.

Кроме физиологического источника энергии, мощный выброс дают вскрытые и разряжаемые матрицы и работа на уровне архетипа, увеличивающая приток энергии из потока.

 

1.3.3 Психический эффект

1.3.3.1 Опыт

 

Многие люди впервые могут прочувствовать на себе, что существует мир, не ограниченный физическими рамками, и что человек представляет собой нечто большее, чем физическое тело. Прорыв этого мира настолько силен, что может убедить любого скептика и закрывать глаза на его существование далее становится невозможным.

 

1.3.3.2 Навыки

 

Второй эффект связан с приобретением уверенности и навыков в управлении своими психическими процессами.

 

1.3.3.3 Разрядка матриц

 

В процессах СД ослабляется разделение сознания на отдельные части и соответственно ослабляются механизмы психической защиты, в результате чего матрицы с сильным напряжением могут его сбросить. Сброшенное напряжение поглощается физическим действием (особенно чётко выражен этот аспект в работе с телом в Голотропном Дыхании).

 

1.3.3.4 Катарсис

 

Если разрядка матриц не может произойти спонтанно из-за выраженности блокировки матрицы, то процесс СД, значительно повышая мощность психоэнергетических процессов, как бы "накачивает" заблокированные матрицы до тех пор, пока они не взорвутся, снося психическую защиту. Такие мощные катарсические процессы приводят к значительному облегчению внутреннего напряжения.

 

1.3.3.5 Доступность информации и жизненного опыта

 

Снятие или ослабление психической защиты с приобретением навыка управления психическими процессами позволяют получить опыт и информацию, которые раньше были недоступны из-за блокировок. Ведь информация воспроизводится только в том состоянии сознания, в котором она была записана. Происходит улучшение памяти за счёт более лёгкого доступа в разные участки сознания.

 

1.3.3.6 Расширение архетипальной узости

 

В процессах СД дельта-активность головного мозга повышается в 4 раза, а тета-активность в 1,5 раз (3). Расширение ножки гриба и активизация дельта-уровня приводят к значительному улучшению энергетического снабжения уровня личности и интеллекта.

 

1.3.3.7 Увеличение мощности осознания

 

Процессы СД приводят к увеличению мощности осознания (в классической терминологии - расширение сознания), что позволяет осознанию перекрывать не одну, а несколько матриц. Это приводит к увеличению жизненного опыта и информации одновременно активной и доступной для работы. Соответственно увеличивается гибкость и вариативность психических процессов. В максимальном варианте, человеку доступен весь его жизненный опыт одновременно и на всех уровнях сознания плюс свободный доступ в поток на уровне your self и всего мира. Это состояние Будды. Для него нет недоступного и невозможного не только на уровне собственной психики, но и в масштабах вселенной.

 

1.3.3.8 Перезапись содержимого матриц

 

Для того чтобы матрица стала доступной для манипуляций, необходимо, чтобы суммарная мощность психо-физиолого-эмоционального состояния и осознания была хотя бы равна таковой в матрице. Мощное психо-физиолого-эмоциональное состояние достигается дыхательным процессом, а осознание взрослого человека усиливается специально составленной программой психотренинга, наложенной на дыхательный процесс. Человек как бы возвращается в прошлое и заново переживает ситуацию, сформировавшую матрицу (10). Происходит формирование новой личностной истории. Первые методики СД - ребёфинг и Голотропное Дыхание мало использовали этот аспект работы, но сейчас ему уделяется всё больше внимания.

Доступ к матрице возможно получить также в процессе составления матричного досье или различных психотерапевтических методик, использующих тренинги. Однако в этом случае для эффективной работы не хватает мощности психо-физиолого-эмоционального состояния, обеспечиваемого процессом СД.

 

 

1.3.3.9 Психическая интеграция

 

Этот эффект описан в п.1.2.7 в разделе, посвящённом методикам, действующим на уровне личности.

 

 

1.4 Сравнительная характеристика Свободного Дыхания с другими психотерапевтическими методиками

 

1.4.1 Широта охвата слоёв сознания

Практически все современные психотерапевтические методики направленно действуют на один слой сознания. В других слоях их методы и концепции не эффективны. В отличие от них СД прекрасно работает в любых слоях сознания, а концепция описывает все уровни психики. Поэтому не возникает затруднений при перемещении из слоя в слой или если проблема затрагивает сразу несколько слоёв сознания.

 

1.4.2 Вторичность роли терапевта в СД

В СД человек сам прорабатывает себя, а терапевт лишь помогает ему, создавая декорации для спектакля клиента. Даже слово пациент здесь не правомочно. Поэтому здесь невозможны искажения, как правило присутствующие в любой другой психотерапевтической методике[16]:

- терапевт загоняет клиента и его процесс в рамки теории и методов его школы. В случае несоответствия терапевт либо ничего не может сделать, либо ещё больше ограничивает пациента своими рамками;

- терапевт накладывает на процесс и клиента отпечаток собственной личности: свои проблемы, эмоции, настроение, он просто обходит проблемы клиента, аналогичные собственным;

- терапевт предлагает свой или предусмотренный школой вариант решения проблемы, который другой человек часто не может осуществить;

- терапевт ведёт человека в его развитии туда, куда сам считает нужным. Представьте, какова вероятность того, что этот путь совпадёт с собственным путём человека;

- обратная связь в обычных методиках или равна нулю или мала и подвергается сильным искажениям при передаче информации. В СД человек осуществляет обратную связь сам с собой (более идеальный вариант придумать невозможно), и его процесс коррекции или развития ежесекундно исправляется и дополняется в соответствии с происходящими изменениями;

- терапевт берёт на себя полную ответственность за процесс и результат, а клиент ждёт блюдечка с золотой каёмочкой[17]. При этом все произошедшие изменения принадлежат не пациенту, а терапевту. Человеку же принадлежит только то, что он сделал сам (8).

 

1.4.3 Возможность самостоятельной работы

В начале работы СД человеку хорошо начинать в группе или с опытным руководителем. Однако после приобретения некоторого опыта человек прекрасно может большинство методик осуществлять самостоятельно. При последующей проработке для процесса уже не обязательно наличие дыхания, настолько протоптана тропка в необычные состояния сознания, и осуществлять процесс уже можно в транспорте, на работе и тд. Далее СД становится уже образом жизни и процесс осуществляется уже ежесекундно независимо от человека. До этого этапа человек работал на метод, теперь метод начинает работать на человека.

 

1.4.5 Критерии психического заболевания

СД пользуется следующими критериями психического заболевания и необходимости вмешательства извне:

- человек опасен для себя;

- человек опасен для других;

- человек не способен себя обслуживать.

Всё остальное считается вариантом нормы или кризисом духовного роста, с которыми человек должен справляться сам, а терапевт может быть лишь помощником.

 

 

1.5 Сравнительный анализ методик Свободного Дыхания

1.5.1 Структура и составные элементы процессов СД

1.5.1.1 Подготовка процесса

 

Если специальной предварительной подготовки не проводилось или человеку просто рассказали технологические моменты, то процессы способны "...непосредственно активизировать бессознательное, как некий радар сканируют систему психики, выделяют наиболее эмоционально заряженный и значимый материал и облегчают его доступ в сознание. Это не только избавляет терапевта от необходимости отделять значимое от незначимого, но и предохраняет его от принятия решений, которые неизбежно несли бы на себе отпечаток его принадлежности к той или иной школе и его личных наклонностей" (10). Все авторы и мы в процессе личного опыта убедились, что протекание процесса практически полностью зависит от проведённой подготовки. По "стилю" течения процесса практически всегда можно определить, у кого человек начинал СД. Эта ситуация коренным образом неправильная потому, что она говорит о мощном вмешательстве в процесс личности ведущего и при этом теряются преимущества, изложенные в п.1.4.2.

Предварительная подготовка может вызывать следующие направления течения процесса:

- для работы с наиболее значимым и заряженным материалом предварительную подготовку необходимо уменьшить и свести к описанию технологии процесса;

- для целенаправленной работы с матрицей необходимо в ходе предварительной подготовки произвести рестимуляцию матрицы (вопрос о рестимуляции рассматривался выше);

- для достижения определённых задач и действий в определённом слое сознания проводится специальная предварительная подготовка в зависимости от контекста работы;

- если в предварительную работу включены неспецифические стимулирующие (разогревающие) методы, приводящие к увеличению психо-физиолого-эмоционального фона, то это значительно облегчает, углубляет и ускоряет течение процесса.

Необходимо предупредить, что к предварительной подготовке необходимо относиться очень осторожно, иначе существует большая опасность осуществить ошибки, изложенные в пункте 1.4.2.

 

1.5.1.2 Дыхательный процесс

 

О технологии проведения процессов СД мы будем подробно говорить в главе 2, а о том, что вкладывает дыхание в процесс мы подробно говорили в п. 1.1 и 1.3.

 

1.5.1.3 Тренинг во время Дыхания

 

Этого тренинга нет в процессах Голотропного Дыхания и Ребёфинга и может не быть в процессе Свободного Дыхания. Тренинг во время Дыхания используется для целенаправленного исследования или изменения сознания, достижения определённого состояния осознания или целенаправленной работы в конкретной матрице или архетипе.

 

1.5.1.4 Послепроцессовая интеграция

 

Необходима для завершения происходящих изменений и проникновения проработанного материала на уровень личности. После завершения процесса необходимо дать человеку время. Обычно это около часа. В течение этого времени человеку рекомендуется молчать, чтобы его осознание вернулось на уровень личности не скачком, а постепенно. Иногда процесс интеграции занимает до полугода.

Для улучшения послепроцессовой интеграции хорошо использовать прорисовку процесса (8,10). Прорисовка позволяет вывести процесс на левое полушарие головного мозга и значительно увеличивает осознавание процесса. Часто только во время прорисовки человек начинает осознавать, что происходило в процессе. Если у человека возникают затруднения с рисованием, то необходимо просто начать рисовать хотя бы линии и кляксы, всё остальное получится само собой.

 

1.5.2 Общие элементы методик СД

 

1.5.2.1 Пять элементов Свободного Дыхания (12,13,15)

 

Практически все авторы выделяют пять элементов Свободного Дыхания:

- связное (или циклическое) дыхание. Мы уже подробно останавливались на этом элементе в п.1.1;

- полное расслабление. Мышечное напряжение является проекцией психической защиты на тело. Расслабляя мускулатуру, мы тем самым снижаем психическое сопротивление и облегчаем доступ к подавленным отделам сознания. Чем лучше физическое расслабление в начале процесса. тем более плодотворно идёт работа. Если у Вас есть затруднения с расслаблением, то перед сеансом используйте любую методику аутогенной тренировки;

- объёмное внимание (внимание к деталям). Основным действием рассудка в процессе СД должно стать наблюдение и фиксация информации. Нельзя позволять рассудку вмешиваться в течение процесса и пытаться его анализировать, иначе процесс тут же перейдёт на более привычный для осознания бета-уровень. А на этом уровне мы достигли совершенства в умении обманывать себя и не воспринимать того, чего не хотим. В разных школах состояние объёмного внимания называется по-разному: отпущенное внимание, свидетель, состояние зеркала, недеяние и т.д. Человек во время процесса должен фиксировать всё, что с ним происходит. Это обилие впечатлений перегружает интеллект и мешает сосредоточиться на анализе чего-либо одного. Для людей с выраженной потребностью анализировать более эффективен противоположный путь - концентрация на одном элементе процесса. Лучше всего для этого выбрать процесс сохранения цикличного интенсивного дыхания или какое-либо ощущение в теле. Таким образом мы бросаем кость сторожевой собаке интеллектуального анализа и она, занимаясь ею, не обращает внимание на происходящий вокруг процесс;

- гибкость контекста (или "интеграция в экстазе" (15)). Контекст - способ восприятия реальности, наша оценка какой-то ситуации, как бы рамка, в которую мы вставляем данную конкретную, оцениваемую нами ситуацию. И поскольку в жизни у каждого таких ситуаций, требующих оценки, достаточно много, то и рамок таких должно быть достаточно много. Их количество прямо пропорционально степени гибкости нашего контекста, то есть умению видеть в каждой ситуации свой оттенок. Однако очень часто мы упрощаем, ограничиваем свой контекст двумя вариантами: плохо или хорошо, и, естественно, ограничиваем свой выбор реагирования на окружающее. Гибкость контекста предполагает осознание многообразия поля выбора в подходах и оценках, в оперировании воспринимаемой и переживаемой ситуацией. Это означает возможность замены одного контекста другим в результате свободного выбора. Гибкость контекста является основой интеграции (12). Человек должен принимать любое ощущение, приходящее в поле его осознания, и быть благодарным за то, что оно больше не подавлено и не отвержено. Искусство безусловного восприятия - основа любого пути самосовершенствования. В идеальном варианте осознание отражает ситуацию в контексте происходящего, а не в контексте восприятия, то есть становится зеркалом и тогда: "Светлое зерцало изначально чисто, где же на нём будет грязь и пыль?" (Хуэйнен);

- активное доверие. Можно следующим образом определить этот элемент: общая позитивная установка к процессу, к себе в процессе, физическим и социальным условиям проведения процесса. Чувство гарантированной и осознаваемой безопасности, доверие к членам группы, к ведущим, к процессу являются психологическим условием полного расслабления и обеспечивают успешность работы с другими элементами СД. Нет идеального рецепта СД. Поэтому доверьтесь тому, что процесс идёт правильно. Активность СД в экспериментировании со всеми элементами, особенно с дыханием, нахождении режима работы, позволяющего добиваться сочетания лёгкости и эффективности. Активное доверие базируется на личной ответственности человека за всё произошедшее в его жизни, открытости переменам в процессе и полном доверии (доверие=100%свободы+100%ответственности (13)).

 

1.5.2.2 Методы управления течением процесса

 

Кроме предварительной подготовки и тренинга, в процессе существуют чисто технологические методы, позволяющие контролировать и управлять течением процесса:

- паттерн дыхания. Как мы уже говорили в п. 1.2.2.2, для каждой матрицы характерен определённый тип дыхания и, воспроизводя этот тип в процессе, мы можем, нажимая на кнопку[18], рестимулировать необходимую нам матрицу;

- частота дыхания. Сильно влияет на скорость происходящих изменений. Чем чаще дыхание, тем быстрее изменяется ситуация. Опытный человек таким образом может задержаться в ситуации или побыстрее её проскочить;

- глубина дыхания. Управляет глубиной процесса. Чем глубже дыхание, тем на более глубокие слои психики перемещается осознание;

- все составные части матрицы[19]. Воспроизводя любую из них, мы нажимаем кнопку[20] и рестимулируем соответствующую матрицу. При этом она захватывает осознание.

 

1.5.3 Сравнительный анализ методик Свободного Дыхания, Голотропного Дыхания и Ребёфинга

 

Необходимо напомнить, что мы используем свой опыт практической работы, поэтому разделение этих методик в этом пункте, а также в п.2.1 может отличаться от того, что Вы встретите в литературе. Все три методики стоят на одном фундаменте, используют близкие технологии, решают практически одни и те же задачи и практически взаимозаменяемы (почему их часто путают), к тому же в одном процессе часто приходится при изменении ситуации переходить от одной методики к другой. Однако их различия позволяют каждой добиваться определённых изменений более легко одной методикой и с большими затратами - другой. Конечно, можно и отвёрткой разделывать мясо, а ножом заворачивать винты, но целесообразнее использовать каждый инструмент по прямому назначению. В этом разделе мы разберём различия этих трёх методик, а различия в технологии проведения процесса будут описаны в п.2.1.

 

1.5.3.1 Тип дыхания

 

Как уже говорилось все три методики используют связное (циклическое) дыхание. Про общую регуляцию частоты и глубины мы уже упоминали в п.1.5.2.2. Здесь мы разберём отличия:

- Голотропное Дыхание. По всем показателям вдох равен выдоху. Начинающему хорошо тренироваться в этом типе дыхания, представляя себе непрерывное вращение абсолютно круглого колеса. Другие параметры дыхания варьируются в соответствии с п.1.5.2.2. Обычная для процесса глубина дыхания - средняя и глубокая. Поверхностное дыхание используется обычно для выхода из процесса или для облегчения очень интенсивных переживаний;

- Свободное Дыхание. Вдох активный и более короткий, выдох пассивный, с полным расслаблением, и более медленный. Начинающему хорошо представлять, что на вдохе он подбрасываем вверх мячик, а на выдохе вниз падает шёлковый платок. Частота, глубина и ритм в этой методике варьируются очень широко, в зависимости от контекста процесса;

- Ребёфинг. Вдох полностью пассивный, выдох сильный и резкий. Начинающему хорошо представлять, что он на выдохе закачивает в себя энергию. Обычно в Ребёфинге используется максимальная частота и глубина дыхания. Ещё более высоких результатов можно достичь, используя сверх максимальную частоту и глубину дыхания. Однако человек самостоятельно выйти на эти параметры и поддерживать их практически не способен, поэтому эта задача ложится на плечи ситтора[21].

 

1.5.3.2 Движения

 

Совершенно необходимы в Голотропном Дыхании, используются по контексту в Свободном Дыхании и крайне нежелательны в Ребёфинге.

 

1.5.3.3 Физическое воздействие со стороны ситтора

 

Совершенно необходимо в процессе Голотропного Дыхания, в зависимости от контекста в Свободном Дыхании и сводится к поддержанию интенсивного типа дыхания в Ребёфинге.

 

1.5.3.4 Способность проводить процесс одному

 

Затруднена в Голотропном Дыхании[22]. Прекрасно осуществляется в Свободном Дыхании[23]. Практически невозможно осуществление процесса Ребёфинга без ситтора из-за необходимости поддерживать "сверхдыхание", хотя мы неоднократно видели случаи саморебёфинга.

 

1.5.3.5 Тренинги в процессе Дыхания

 

В процессе Ребёфинга использовать невозможно, в процессе Голотропного Дыхания практически невозможно, да и нецелесообразно, в процессе Свободного Дыхания используется практически всегда.

 

1.5.3.6 Слои сознания

 

Голотропным Дыханием в основном затрагивается биографический уровень и уровень архетипа. Однако на волне мощного катарсиса осознание может проникнуть и в более глубокие слои психики. Наибольшая эффективность ГД проявляется на биографическом и архетипальном уровнях.

Свободное Дыхание может затрагивать все слои сознания в зависимости от применяемых тренингов, так как здесь более чем в других методиках выражен компонент осознавания, который компенсирует более слабую, по сравнению с Ребёфингом, активизирующую мощность СД. Наибольшая эффективность СД достигается так же на биографическом и архетипальном уровнях.

Ребёфинг эффективней всего использовать для достижения более глубоких слоёв сознания (уровня потока). Он также эффективен на более поверхностных слоях сознания, но надо отметить, что его эффект[24] более "грубый" и его использование на поверхностных уровнях не всегда целесообразно.

 

1.5.3.7 Достигаемые психологические эффекты

 

Голотропное Дыхание

ГД лучше всего достигается разрядка матриц и катарсис. ГД ослабляет психическую защиту и как неспецифический катализатор активирует сознание. При этом активируются и зоны напряжения, что приводит к прорыву и выплеску накопившегося напряжения, происходит управляемое сумасшествие. Выплеснутая энергия поглощается активным физическим действием. При использовании технологии работы с телом (8,10) конкретную матрицу можно активизировать через ощущение в теле[25] или воспроизведя её составные компоненты. В этом случае активизированная матрица будет накачиваться энергией в большей степени и выплеск будет происходить в первую очередь из неё (рис.9).

РИС 9

ГД даёт неплохую исследовательскую возможность. При условии слабой мощность процесса и его хорошей управляемости человек может путешествовать по своему сознанию. Исследовательский эффект возможен только тогда, когда разряжены все участки напряжения, иначе он будет постоянно прерываться катарсической чисткой.

При работе методикой ГД на уровне архетипа человек расширяет ножку гриба, увеличивая приток энергии на уровень личности.

 

Свободное Дыхание

За счёт лёгкости управления предоставляет прекрасную исследовательскую и экспериментаторскую возможность (рис. 10).

Увеличение мощности осознания за счёт проводимых тренингов позволяет проводить большую работу по трансформации психических процессов и внутренних структур.

рис 10

Быстрота и лёгкость перемещения осознания по структурам психики приводят к интегрирующему эффекту[26].

 

Ребёфинг

Ребёфинг в своём действии напоминает таран. Этот тип дыхания очень сильно ослабляет психическую защиту и на нём можно попасть даже в самую запретную область.

РИС 11

Мощный "накачивающий" эффект обычно приводит к хорошему катарсису, а проникновение в поток даёт интегративный результат (рис.11).

 

1.5.3.8 Наилучший эффект

 

Ниже мы покажем, как протекает процесс с получением от каждой методики того результата, для которого она больше всего подходит.

Голотропное Дыхание приводит к попаданию осознания в матрицу, активизации этой матрицы, её накачиванию энергией в процессе дыхания и её взрыву, при котором происходит выплеск накопившегося напряжения (рис.9). Если осознание не может попасть в матрицу из-за выраженной блокировки, то хорошо перейти на тип дыхания Ребёфинга и воспользоваться его "проламывающим" свойством. В случае, когда человек оказался в нежелательной для сегодняшней работы ситуации, он может перейти к СД и легко выбраться из неё.

Свободное Дыхание позволяет свободно путешествовать внутри сознания и проникать в зоны с не очень выраженной защитой (рис.10). В случае захвата матрицей осознания мы разряжаем её, переходя на ГД, и двигаемся дальше. Если осознание не может проникнуть в какую-либо область психики, то мы подключаем дыхание по типу Ребёфинга и проходим защиту.

Ребёфинг позволяет осознанию, проходя мимо матриц и их не затрагивая, пройти в поток (рис.11). Именно поэтому в ребёфинге нежелательны движения[27], которые могут привести к рестимуляции матрицы и захвату ей осознания. Обычно осознанию труднее всего пройти мимо перинатальных матриц и они встают барьером перед потоком. Если осознание захвачено матрицей, то переход к ГД позволяет разрядить и ослабить матрицу, которая выпускает осознание, способное двигаться дальше.

Как мы можем видеть, вариации типов дыхания в течении одного процесса дают нам мощный инструмент управления и позволяют эффективно работать с психическими процессами.

 

1.6 Противопоказания к занятиям Свободным Дыханием (10,15,20)

 

За время работы мы убедились, что абсолютных противопоказаний для занятий СД нет. При определённом навыке проводящего сеанс и некоторой модификации методик их можно применять практически при любых заболеваниях. На нашей практике сеансы СД проходили люди, склонные к гипертоническим кризам, постинфарктные и постинсультные больные, лица с повышенным внутриглазным давлением, психиатрические больные и т.д. При правильном подборе методики и квалифицированном ведении процесса с постоянной обратной связью Вы всегда сможете поймать и нейтрализовать опасные изменения ещё в начальной стадии. Очень хорошо, если постоянное наблюдение за процессом больного ведёт врач. Однако для неопытного ведущего есть определённые противопоказания, через которые не рекомендуется переступать.

Критерием для определения, может ли человек с кардиоваскулярными нарушениями участвовать в процессах СД, является то, способен ли он выполнить энергичные физические упражнения и перенести физический и эмоциональный стресс, вызванный процессом.

Беременных женщин лучше не брать на сеансы, даже просто наблюдателями. Есть опасность активизации опыта рождения, который может стать триггером для маточных сокращений и преждевременных родов и выкидышей.

Лица, недавно перенесшие переломы или операции могут участвовать в сеансе постольку, поскольку способны совершать активные движения и напряжения без риска повреждения.

В процессе СД в результате напряжения может значительно повышаться внутриглазное давление, поэтому лицам с глаукомой и отслойкой сетчатки желательно воздержаться от активных процессов.

В случае эпилепсии процесс может спровоцировать припадок и ведущие и человек должны быть предупреждены и готовы работать с приступом.

С лицами, имеющими психиатрические заболевания, должен работать только специалист, проводя лечебный курс. Разовые процессы могут рестимулировать заболевание и стать триггером для острого приступа.

Активные параноидальные проекции затрудняют интеграцию внутреннего психического материала и желательно перед работой СД добиться ремиссии параноидального психоза другими методами.

Возможность участвовать в процессах СД в целом определяется способностью человека без последствий для здоровья перенести большую физическую нагрузку и стресс. Поэтому многое зависит не только от состояния здоровья человека, но и от умения ведущего и правильности подбора методики.

Возраст не является ограничением для прохождения сеансов. Леонард (15) описывает опыт проведения сеанса с ребёнком нескольких минут от рождения. Если брать верхнюю границу, то у нас есть опыт работы с женщиной 93-х лет, прекрасно пережившей в сеансе опыт рождения и прошедшей в слой your self. С пожилыми людьми во время сеанса необходимо вести себя более осторожно, учитывая хрупкость костей и общее состояние организма. С маленькими детьми физическое воздействие необходимо дозировать, учитывая большую разницу в силе. Особо хотелось остановиться на детской особенности: ввиду близости осознания к более глубоким слоям сознания и несформированности психической защиты, эффект от процессов СД достигается на несколько порядков легче и часто достаточно просто тренингов или игр. Мощные переживания могут нарушить структуру личности и совершенно не нужны, поэтому с детьми надо работать более мягко и не перегибать палку.

Необходимо остановиться на нескольких аспектах, не относящихся к противопоказаниям. По возможности (после консультации с лечащим врачом) желательно отказаться от лекарства на день дыхательной работы (или, в зависимости от продолжительности действия препарата, заранее) с тем, чтобы психические и психосоматические симптомы стали более доступны. Антидепрессанты и литий не влияют на процесс и могут приниматься как обычно (20).

 

 

ГЛАВА 2

Методики и процедура процессов

Теперь науке нужны великие медитирующие,

Иначе эта земля обречена.

ОШО

 

2.1 Описание содержания занятий групп Свободного Дыхания

 

2.1.1 Использованные методики

 

Для начала необходимо остановиться на вопросах общих для всех техник. Мы будем говорить о групповой работе, так как индивидуальные процессы имеют некоторые особенности и требуют специального рассмотрения.

Ещё раз хотим отметить, что деление техник на СД, ГД и Р условно и основано на нашем личном опыте. Поэтому описание проведения техник в пп.2.1.2,3 и 4 будет довольно сильно отличаться от традиционного авторского подхода. Традиционное деление основано на историческом авторстве методик, значительно перекрывающих друг друга. Мы взяли за основу разделения техник цели и задачи, которые можно максимально удобно решать при использовании этих методов и механизм их действия[28].

 

2.1.1.1 Роль ведущих

 

Обычно один человек ведёт в процесс всей группы. Он, за редким исключением, не участвует в процессе. Его роль - оказание помощи в случае необходимости, а также контроль, так как ситтор может быть полностью вовлечён в процесс и потерять контроль за ситуацией.

Основным ведущим является ситтор. Это человек, который непосредственно помогает дышащему в процессе и как бы полностью ему отдаётся. Хотя мы всегда практикуем случайный подбор ситторов, но интересно наблюдать, что всегда достаётся именно тот ситтор, который по своим качествам нужен дышащему. Любопытно и то, что ситторство открывает ещё одну сторону СД. Люди, проходившие через СД, отмечают, что, оказавшись в роли ситтора, они более полно понимают и осознают процесс и себя. Поэтому мы в ходе работы группы практикуем смены ситтор-дышащий, что приводит к смене ролей отдающего-берущего, готовя человека к этой смене в жизни. Кроме того, роли ситтера и дышащего, видимо, взаимно каталитичны, и работа в паре способна создать атмосферу цепной реакции.

По материалам К.Тейлор (20), ситтор, осуществляя опыт полной отдачи, выполняет следующие роли и задачи:

- любящее внимание. Ситтор находится рядом с головой дышащего, он внимателен и не отвлекается ни на что, происходящее в комнате, в том числе и на активацию своего собственного процесса. Если что-то действительно активирует его собственный процесс, он просто отмечает это и остаётся внимателен к дышащему;

- тщательное наблюдение. Дышащие высоко чувствительны, они нуждаются в безраздельном присутствии и внимании своих ситторов. Дышащие могут быть очень чувствительны физически и психически к отказу давать им это внимание[29]. Им может неожиданно что-то понадобиться. Ситторы не должны принуждать дышащих концентрироваться, чтобы объяснить что им нужно. Для этого мы рекомендуем паре ситтор-дышащий до начала процесса выработать общий язык, оптимизирующий общение. Опытный ситтор, находящийся в пространстве процесса дышащего, по минимальным проявлениям может догадаться, что нужно дышащему ещё до того, как тот сам осознает это;

- нахождение в пространстве дышащего. В идеальном варианте ситтор просто чувствует это пространство или находится в нём, но ничего не меняет. Мы не раз наблюдали, как при хорошей настройке у ситтора были одинаковые переживания и даже образы с дышащим. Несколько раз наблюдалась ситуация возникновения общего пространства процесса, в котором оказывалось несколько пар, а иногда и вся группа. В случае нахождения в пространстве дышащего ситтору очень легко оказать ему помощь, так как в этом случае они представляют собой одно целое;

- оставаться с дышащим. Если ситтор по каким-то причинам вынужден временно отлучиться, то он зовёт ведущего, который будет сидеть с дышащим и заменять его на это время;

- поддержание целостности пространства дышащего. Ситтор защищает своего подопечного от активности других дышащих или любых других возникающих помех и риска;

- внимание к любому уязвимому месту на теле дышащего. Ситтор оберегает это место от повреждений и, в случае замены, сообщает об этом ведущему;

- помощь дышащему. Ситтор помогает дышащему пройти в туалет, вытереться полотенцем, напиться, при рвоте и тд. В случае необходимости ситтор воспроизводит требуемые дышащим ощущения в теле.

Необходимо отметить, что на любой стадии процесса у дышащего есть возможность прервать всякое внешнее вмешательство при помощи условного сигнала. Мы сами используем слово стоп; при его произнесении ситтора обязаны прекратить всякую деятельность, как бы они ни были убеждены, что продолжение того, что они делают, показано и благотворно. Любые другие реакции игнорируются и считаются частью переживания. Заявления типа "ты меня убиваешь", "мне больно", "не надо этого делать" (если они не следуют вместе со словом стоп) воспринимаются как обращение к символическим прототипам (8).

 

2.1.1.2 Используемая музыка

 

Вопрос об использовании музыки в процессе подробно разобран в литературе (8,10,20). Нам хотелось бы остановиться на двух вопросах. В последнее время появились записи музыкальных сессий Голотропного Дыхания, составленные Грофом и не только им. С одной стороны, это специально подобранная музыка, и ведущему не надо постоянно отвлекаться к аппаратуре. С другой стороны, музыка оказывает сильное влияние на процесс и, используя заранее заготовленный музыкальный штамп, мы можем получить противоречие между течением процесса и музыкой. Опытному ведущему лучше иметь набор музыкальных произведений, которые он может по разному варьировать в течении процесса. Хотя это и усложняет его работу, но даёт выигрыш в гибкости музыкального контекста.

Второй вопрос состоит в том, что через некоторое время дышащие попадают в некоторую зависимость от музыки, которая начинает индуцировать процесс. Мы рекомендуем иногда проводить процессы без музыкального сопровождения. Это даёт дышащим новый интересный опыт.

 

2.1.1.3 Индикаторы психической защиты (14)

 

Индикаторы - внешние, видимые проявления действия психологического механизма сопротивления переменам, и человек сам формирует ответ, желательны для него эти перемены или нет. Индикаторы можно обнаружить и в повседневной жизни, но мы разберём их относительно процессов СД. Появление индикаторов в процессе - всегда сигнал приближения к чему-то важному, преодоление чего приведёт к какому-то изменению в личности. Человек сам решает, идти ему на поводу у индикатора или нет, но ведущий обязательно должен предупредить дышащего о возможности появления индикатора и его значении. Наиболее часто встречающиеся индикаторы следующие:

- не хочется дышать. Проявления его могут иметь чисто физиологический характер, когда дышащий даже может указать место, где тяжело дышать, или психологический, когда отказ продолжать процесс может быть хорошо аргументирован: "настроение не то" и т.д. Но возможно и одновременное присутствие физиологических и психологических проявлений;

- хочется спать, начинаю дышать и засыпаю. Может объясняться тем, что человек просто сильно устал. В этом случае ему просто надо поспать минут 15, а затем продолжить процесс. У детей процесс очень часто переходит в сон. Но обычно засыпание - индикатор того, что осознание отключается, чтобы не участвовать в происходящем;

- всё раздражает: ходят, разговаривают, музыка не та, ситтор не такой, сосед мешает. Если Вы пойдёте на поводу у этого индикатора и попробуете устранить раздражающий фактор, то тут же появится другой;

- ничего нет. От этого индикатора необходимо отличать чистый промежуток, обычно следующий за прохождением сильных значимых для личности процессов;

- предчувствие улёта. Предваряет выброс из бессознательного в сферу осознания комплекса такой психоэмоциональной значимости, что он в данный момент в физическом теле полностью отреагирован быть не может, и тогда происходит как бы отключение осознания, и комплекс разрешается где-то в сфере бессознательного, или же для отработки этого комплекса в осознании необходимо его дробление и прохождение по частям, что и происходит, когда мы не допускаем улёт;

- хочется поговорить;

- отказ от работы с партнёром. Ситтор становится проекцией процесса и отказ от процесса трансформируется в отказ от работы с ситтором. Обычно дышащий прекрасно, но неверно объясняет причину отказа;

- вечный кайф. Либо дышащий настолько просветлённый, что уже достиг вершин духовного развития человека, либо это состояние - взятка, которую нам кидают наши проблемы за то, что мы их не будем трогать;

- сопереживание процессам других. Выраженность от простого слушания процесса соседа, до бросания собственного процесса для помощи другим;

- движения глаз под закрытыми веками. Свидетельствует о том, что дышащий ушёл от чувств в своём теле и занимается рационализацией;

- много шума. Внешние бурные проявления клиента чаще свидетельствуют о стремлении убежать от того, что с ним происходит, чем о проживании ситуации.

 

2.1.1.4 Этапы прохождения процесса

 

Все дышащие проходят через одинаковые этапы и предупреждение о них может значительно облегчить вхождение в процесс и многих избавить от возникающего испуга от контакта с неизвестным. Самый неприятный этап начинается примерно через 5 минут от начала процесса и длится около 15 минут. В этот период у человека начинает пересыхать во рту, сводит руки, в них появляется боль, наваливается усталость, становится трудно дышать, появляются необычные ощущения в теле. Такие ощущения возрастают к концу этапа, и часто из-за этого люди бросают процесс. Сначала мы объясняли эти явления развивающимся гипервентилляционным синдромом, однако потом заметили, что у некоторых эта фаза почти не выражена, у кого-то в последующих процессах она сокращается, а у кого-то нет. Сейчас мы склонны объяснять эти явления проявлением психической защиты, стремящейся прекратить процесс. Практика показывает, что степень выраженности неприятных явлений этого этапа прямо пропорциональна степени психической зажатости человека. Дышащего необходимо предупредить о возможности этого этапа и необходимости его прохождения. За то, что причиной этого этапа является психическая защита, говорит молниеносное пропадание практически всех симптомов при развитии процесса. Когда начинается проживание ситуации, вся симптоматика резко прекращается и дышащий должен об этом знать.

 

2.1.2 Технология проведения процессов Свободного Дыхания

 

Свободное Дыхание как технология очень разнообразно, и его проведение сильно варьируется в зависимости от целей, направления и используемых тренингов. Поэтому мы не описываем здесь проведение процесса СД.

 

2.1.3 Технология проведения процессов Голотропного Дыхания (8,10,20)

 

Подход в этой технике основан на сочетании интенсивного дыхания и интроспективной ориентации. Дышащего просят принять положение полулёжа (по возможности) с закрытыми глазами, сосредоточиться на дыхании и удерживать ритм дыхания более быстрый и эффективный, чем обычно[30]. Примерно 15-20 минут уходит на вхождение в процесс. После этого производится работа с материалом, всплывающим в ходе процесса или с намеченной матрицей. В первом случае задача дышащего - активизировать появляющиеся ощущения и развить их до максимума. Это достигается: концентрацией на возникающих ощущениях; использованием движений или позы, усиливающих данные ощущения; представлением ситуации, вызывавшей эти ощущения. При достижении плато интенсивности ощущений[31] к работе подключается ситтор, дополняя стимуляцию воспроизведением этих ощущений снаружи. При совпадении качественных и количественных характеристик внутренних ощущений и внешних воздействий происходит соединение внешнего и внутреннего пространства и становится реальной любая работа с матрицей или архетипом по типу исследования, разрядки или любому другому. При этом дышащему необходимо отпустить процесс на самотёк и просто наблюдать за происходящим - уже не человек проводит процесс, а процесс проводит человека. В это время ситтор создаёт декорации и безопасность для разворачивающегося действия. Активную позицию дышащий занимает только в случае переформирования. О механизме происходящего мы уже говорили выше.

Во втором случае происходит всё то же самое, только человек работает с намеченным заранее матричным пространством[32].

Завершением сеанса считается момент, когда отмечаются три категории (15):

- достаточное количество подавленного материала вышло на поверхность и было проработано;

- всё, что стало активным, было проинтегрировано, т.е. человек чувствует себя великолепно;

- оба, и ситтор и его подопечный, признают, что два первых критерия были выполнены.

После полного завершения процесса у дышащего не должно быть участков мышечного напряжения и боли. Если Вы вынуждены были по тем или иным причинам прервать процесс до его полной интеграции, то мы рекомендуем применить следующий метод (14):

- определяется место расположения и форма блока;

- дышащий делает глубокий вдох и задерживает дыхание;

- не выдыхая, он производит максимально возможное напряжение мышц, в которых всплыл блок;

- ситтор оказывает сопротивление этому напряжению и одновременно считает до семи. В случае точечной локализации блока воздействие производится прямо на неё;

- при счёте семь дышащий резко расслабляется и одновременно делает плавный выдох, а ситтор снимает сопротивление;

- повторить столько раз, сколько будет необходимо.

Показателем того, что блок отработан, является отмечаемое дышащим чувство облегчения и нередко разливающегося тепла или прохлады в месте локализации блока.

 

2.1.4 Технология проведения процессов Ребёфинга

 

Дышащего просят принят положение полулёжа с закрытыми глазами, сосредоточиться на дыхании и удерживать режим интенсивного дыхания (о типе дыхания см. п.1.5.3.1). В этом контексте следует сразу пресекать отреагирование и внешние манипуляции. Задача ситтора напоминать о необходимости поддерживать интенсивное дыхание и, в случае необходимости, поддерживать ритм дыхания звуком или прикосновением. Примерно через 45-60 минут напряжение в теле принимает характер выраженной мышечной брони. При продолжении дыхания это напряжение резко релаксирует, иногда с тонико-клоническими судорогами, и человек достигает чрезвычайно мирного, безмятежного состояния с видениями света и ощущением любви единения (осознание перемещается на уровень потока). Часто при этом возникает глубокое мистическое состояние, которое может быть благотворным и значимым для дышащего.

Особенно важна роль ситтора в момент перехода от выраженной мышечной брони к полной релаксации. Этот переход обычно осуществляется на сверхинтенсивном дыхании, которое человеку очень трудно сохранять самому, и психологическая и чувственно-эмоциональная поддержка ситтора может значительно облегчить этот переход.

 

2.1.5 Иллюзии Свободного Дыхания (14)

 

- Иллюзия того, что во время процесса лишь дышащий учится у ведущего. Учитель обязан видеть в ученике своего потенциального учителя. Игнорирование этого может привести к стремлению разрешать свои личные непроинтегрированные ситуации за счёт и через клиента. Здесь кроется огромный потенциал развития ведущего и риск застыть в своём развитии, заболев "звёздной болезнью".

- Иллюзия того, что интеграция снимает проблему. Чаще всего интеграция лишь снимает напряжение в проблеме, хотя при полной проработке проблема превращается в трамплин для развития, сопровождаемого появлением ещё более масштабных проблем.

- Иллюзия того, что состояние "без проблем", нередко испытываемое после первой инт




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.