Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Темы рефератов по разделу «Экология водорослей»

Руководство к практическим занятиям

По систематике растений

 

 

Часть 1

 

Ульяновск, 2009

УДК Печатается по решению

ББК редакционно-издательского совета

УлГПУ им. И.Н. Ульянова

 

 

Руководство к практическим занятиям по систематике растений. Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2009. - с.

 

Руководство является учебно-методическим пособием для практических занятий по систематике растений. Учебное пособие включает 14 лабораторных работ по основным разделам систематике низших растений и грибов. Для каждой работы приведены систематические положения изучаемых представителей, перечень материалов и оборудования, ход занятия и основные термины. Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений обучающимся по естественно-научным специальностям.

 

 

Рецензент:

 

© Ульяновский государственный педагогический университет, 2009

Правила по оформлению лабораторной тетради

1. Рисунки и подписи к ним выполняются лишь на правой странице тетради. Левая - отводится для словаря и схем.

2. Рисунки должны быть достаточно крупными, аккуратными, грамотными, максимально информативными, а также иметь общую подпись, обозначение деталей и масштаб рисунка.

3. Рисунки выполняются цветными карандашами, цвет рисунка должен отражать естественную окраску объекта.

4. Систематические категории одного ранга должны выделяться во всей тетради единообразно: цветом, шрифтом, размерами букв и т.д.

5. Термины и понятия в словарной части тетради должны быть выделены.

6. Любые сокращения кроме общепринятых не допускаются.

 

 

План характеристики отдела водорослей

1. Объем таксона.

2. Пигментный состав.

3. Запасное вещество.

4. Типы талломов в отделе.

5. Цитологические и морфологические особенности представителей отдела.

6. Способы размножения.

7. Особенности жизненных циклов в отделе.

8. Классификация в отделе, принципы классификации.

9. Основные представители отдела.

10. Экология и распространение.

 

 

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (PLANTAE)

ПодцарствоНизшие растения (Thallobionta)

Занятие №1 Отдел Сине-зеленые водоросли (Cyanophyta)

Ход работы:

1. Рассмотреть общий вид колоний, пленок, налетов, образуемых изучаемыми водорослями.

Класс Гормогоневые (Hormogoniophyceae)

Порядок Осцилляториевые (Oscillatoriales)

Семейство Осцилляториевые (Oscillatoriaceae)

Род Осциллятория (Oscillatoria)

2. Приготовить влажный препарат из нитей осциллятории. Для этого пинцетом или иглой размять на предметном стекле кусочек пленки, осторожно расправить нити и накрыть покровным стеклом; рассмотреть их при малом увеличении микроскопа; наблюдать колебательные движения нитей осциллятории.

3. Рассмотреть и зарисовать гомоцитную нить водоросли при большом увеличении, отметив центроплазму и хроматоплазму в клетках.

Порядок Ностоковые (Nostocales)

Семейство Ностоковые (Nostocaceae)

Род Носток (Nostoc)

4. Рассмотреть и зарисовать носток в сухом состоянии. Указать масштаб.

5. Приготовить влажный препарат пальмеллоидной колонии ностока. При большом увеличении рассмотреть и зарисовать гетероцитный таллом ностока отметив гетероцисты, вегетативные клетки и гормогонии.

 

Термины: систематические категории, таксон, царство, растения, низшие растения, таллом, водоросли, планктон, нейстон, бентос, автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы, прокариоты, эукариоты, муреин, трихом, гомоцитный трихом, гетероцитный трихом, гетероцисты, центроплазма, хроматоплазма, гормогоний, муреин, пальмеллоидное состояние.

Занятие №2, 3 Отдел Зеленые водоросли (Chlorophyta)

Ход работы:

Класс Вольвоксовые (Volvocophyceae)

Порядок Вольвоксовые (Volvocales)

Семейство Вольвоксовые (Volvocaceae)

Род Вольвокс (Volvox)

1. Рассмотреть постоянный препарат вольвокса на большом увеличении и сделать рисунок, отразив особенности строения ценобия, покажите жгутики, вегетативные клетки, дочерние организмы, материнскую особь.

Класс Протококковые (Protococcophyceae)

Порядок Хлорококковые (Chlorococcales)

Семейство Хлорококковые (Chlorococcaceae)

Род Хлорококк (Chlorococcum)

Хлорелла (Chlorella)

2. Приготовить препарат хлореллы или хлорококка, сделав соскоб зелёного налёта с камней. Зарисовать названных представителей. Отразить на рисунке их отличия и общие черты. Обозначить в клетке ядро, хроматофор и пиреноид.

 

Класс Улотриксовые (Ulothrichophyceae)

Порядок Улотриксовые (Ulothricales)

Семейство Улотриксовые (Ulothricaceae)

Вид Улотрикс опоясанный (Ulothrix zonata)

3. Приготовить препарат улотрикса, поместив нить в каплю воды на предметное стекло, расправив препаровальной иглой и накрыть покровным стеклом.

4. Рассмотреть приготовленный препарат при малом увеличении, затем, выбрав наилучший участок, где видна отдельно каждая нить, изучить часть нити при большом увеличении.

5. Зарисовать участок нити (несколько клеток) отметив в отдельной клетке ядро, хроматофор, пиреноид и цитоплазму.

6. Записать схематично цикл развития улотрикса, обозначив место редукции.

 

Порядок Ульвовые (Ulvales)

Семейство Ульвовые (Ulvaceae)

Род Ульва (Ulva)

7. Рассмотреть и зарисовать с натуры таллом ульвы, обозначив базальный и апикальный конец.

8. Схематично отразить цикл развития ульвы.

 

Род Кишечница (Enteromorpha)

9. Рассмотреть влажный препарат и гербарий водоросли. Обратить внимание на форму и тип таллома кишечницы. Сделать рисунок.

 

Класс Сифоновые (Siphonophyceae)

Порядок Сифонокладовые (Siphonocladales)

Семейство Кладофоровые (Cladophoraceae)

Вид Кладофора сборная (Cladophora glomerata)

10. Приготовить препарат кладофоры, поместив в каплю воды жёсткие на ощупь кусочки тины. Нить кладофоры рассмотреть при малом увеличении обратив внимание на характер ветвления и форму клеток.

11. При большом увеличении исследовать и зарисовать участок нити (2-3 клетки) кладофоры, обозначить целлюлозную оболочку отдельного сегмента, сетчатый хроматофор, пиреноиды. Указать тип таллома изучаемого объекта.

12. Схематично отразить цикл ее развития.

 

Класс Конъюгаты (Conjugatophyceae)

Порядок Зигнемовые (Zygnematales)

Семейство Спирогировые (Spirogyraceae)

Род Спирогира (Spirogyra)

13. Приготовить препарат спирогиры, поместив к каплю воды немного скользкой на ощупь тины.

14. При большом увеличении микроскопа изучить и зарисовать детальное строение отдельных клеток, отметив вакуоль, подвешенное в центре на цитоплазматических тяжах ядро, ленточный хроматофор, пиреноиды.

15. Пронаблюдать процесс лестничной конъюгации у спирогиры в фиксированном препарате. Определить какой этап конъюгации здесь имеет место. Схематично зарисовать этапы изучаемого процесса, обозначить физиологически женскую и мужскую особь.

 

Термины: хроматофор, пиреноид, колония, ценобий, зооспора, спора, автоспора, спорангий, зооспорангий, оогоний, антеридий, таллом монадный, т. амебоидный, пальмеллоидное состояние, т. коккоидный, т. нитчатый, т. разнонитчатый (гетеротрихальный), т. пластинчатый, т. сифональный, т. сифонокладальный, половой процесс, изогамия, гетерогамия, оогамия, конъюгация, хологамия, гомоталлизм, гетероталлизм, изоморфная смена поколений.

 

Занятие №4 Отдел Харовые водоросли (Charophyta)

Отдел Желтозеленые водоросли (Xanthophyta)

 

Ход работы:

Отдел Харовые водоросли (Charophyta)

Класс Харовые (Charaphyceae)

Порядок Харовые (Charales)

Семейство Харовые (Characeae)

Род Хара (Chara)

1. Рассмотреть гербарные образцы хары и зарисовать ее внешний вид, обозначив узлы, междоузлия, ризоиды и клубеньки.

2. Рассмотреть фиксированный препарат органов полового размножения хары и зарисовать, отметив: оогоний, антеридий, коровые клетки, листовые клетки и клетки узлов. Изучить по таблице детальное строение оогония и антеридия.

3. Схематично изобразить жизненный цикл хары

 

Отдел Желто-зеленые водоросли (Xanthophyta)

Класс Ксантосифоновые (Xanthosiphonophyceae)

Порядок Вошериевые (Vaucheriales)

Семейство Вошериевые (Vaucheriaceae)

Род Вошерия (Vaucheria)

4. Рассмотреть фиксированный препарат вошерии и зарисовать участок ее сифонального таллома с органами размножения. Обозначьте антеридий и оогоний и их отделяющую перегородку.

 

Термины: размножение, воспроизведение, бесполое размножение, вегетативное размножение, половое размножение, экзогамия, эндогамия, ооспора, сегрегативное деление, жизненный цикл, спорофит, гаметофит, гетероморфное чередование поколений, гаплофазный жизненный цикл, гапло-диплофазный жизненный цикл, диплофазный жизненный цикл.

 

Занятие №5 Отдел Диатомовые водоросли (Bacillariophyta, Diatomeae)

Ход работы:

Класс Перистые (Pennatophyceae)

Порядок Двухшовные (Diraphales)

Семейство Навикуловые (Naviculaceae)

Род Пиннулярия (Pinnularia)

1. Приготовить препарат пиннулярии, поместив каплю культуральной жидкости на предметное стекло. Рассмотреть и зарисовать водоросль со стороны пояска и со стороны створки. Подпишите их на рисунке.

2. Взять небольшое количество донного ила или бурых обрастаний с подводных предметов, с нитей кладофоры и вместе с водой поместить на предметное стекло. Обнаружить в пробе и зарисовать четыре представителя пеннатных и два-три представителя центрических диатомовых. Для их определения использовать определитель пресноводных водорослей.

Класс Центрические (Centricophyceae)

3. Используя осадочную породу диатомит приготовить временный препарат с ископаемыми представителями диатомей. Зарисовать их на большом увеличении.

 

4. Записать систематическое положение всех обнаруженных представителей используя «Жизнь растений» третий том под ред. А.Л. Тахтаджяна.

5. Определить тип жизненного цикла диатомовых водорослей и схематично его изобразить.

 

Термины: панцирь, эпитека, гипотека, поясок, центральный узелок, полярный узелок, ауксоспора, шов, створка, диатомит, диатомин, планктон, бентос, нейстон.

 

Занятие №6 Отдел Бурые водоросли (Phaeophyta)

Ход работы:

Класс Фэозооспоровые (Phaeozoosporophyceae)

Порядок Диктиотовые (Dictyotales)

Семейство Диктиотовые (Dictyotaceae)

Вид Диктиота дихотомическая (Dictyota dichotoma)

1. Рассмотреть гербарные экземпляры диктиоты и зарисовать внешний вид таллома.

 

Порядок Ламинариевые (Laminariales)

Семейство Ламинариевые (Laminariaceae)

Вид Ламинария сахарная (Laminaria saccharina)

Ламинария пальчатая(Laminaria digitata)

 

2. Рассмотреть гербарные образцы ламинарии сахарной и ламинарии пальчатой. Зарисовать внешнее строение спорофита. Обозначить зону делящихся клеток, ризоиды, стеблевую и листовую часть таллома.

3. Сделать поперечный срез листовой части (или воспользоваться готовым препаратом), рассмотреть тканевое строение при малом увеличении микроскопа. Препарат зарисовать, сделать соответствующие надписи.

4. Изобразить в виде схемы жизненный цикл ламинарии.

 

Класс Циклоспоровые (Cyclosporophyceae)

Порядок Фукусовые (Fucales)

Семейство Фукусовые (Fucaceae)

Род Фукус (Fucus)

 

5. Рассмотреть и зарисовать, используя гербарные образцы, внешний вид фукуса. Отметить на рисунке рецептакулы, скафидии и воздухоносные мешки.

6. Схематично изобразите цикл развития фукуса.

 

Термины: цистокарпий, физоды, концептакул, рецептакул, скафидий, тетраспоры, тетраспорофит, ламинарин, маннит.

 

Занятие №7 Отдел Красные водоросли (Rhodophyta)

Ход работы:

Класс Флоридеи (Florideophyceae)

Порядок Церамиевые(Ceramiales)

Семейство Родомеловые (Rhodomelaceae)

Род Одонталия (Odonthalia)

1. Рассмотреть гербарные образцы представителей красных водорослей (одонталия, гелидиум, церамиум и др.) и зарисовать внешний вид одонталии.

2. Найти и зарисовать участки талломов, несущие тетраспорангии и цистокарпий.

3. Записать в виде схемы особенности жизненного цикла красных водорослей.

 

Термины: карпогон, трихогина, спермаций, ообластемные нити, ауксилярные клетки, гонимобласты, карпоспорофит, карпоспоры, фикоэритрин.

 

Темы рефератов по разделу «Экология водорослей»

 

1. Историческая роль водорослей. Водоросли как геологический фактор.

2. Распространение водорослей в современных водоемах, их биомасса, продукция. Роль водорослей в биосфере.

3. Планктонные водоросли.

4. Нейстонные водоросли.

5. Бентосные водоросли.

6. Наземные и почвенные водоросли.

7. Водоросли горячих источников, снега и льда.

8. Водоросли соленых водоемов.

9. Известковые водоросли.

10. Симбиоз водорослей с другими организмами.

11. Практическое использование водорослей.

Примерный план коллоквиума по разделу «Водоросли»

1. Общебиологическая характеристика водорослей, их пигменты и типы талломов.

2. Способы размножения водорослей.

3. Формы полового процесса у водорослей, их эволюция.

4. Понятие о жизненном цикле, общая схема чередования спорофита и гаметофита.

5. Сущность гаплофазного, гаподиплофазного и диплофазного жизненного цикла. Привести конкретные примеры.

6. Сине-зеленые водоросли, их эволюционный уровень, экология, распространение в природе.

7. Характеристика и классификация Зеленых водорослей, место в природе.

8. Харовые водоросли. Общая характеристика, особенности размножения, биология, классификация.

9. Желто-зеленые водоросли. Общая характеристика, классификация, биология, обзор классов.

10. Диатомовые водоросли, черты их морфологии, способы размножения и их биологическая оценка, экология роль в природе.

11. Морфология, экология и классификация Бурых водорослей.

12. Красные водоросли. Морфология, экология, особенности размножения.

13. Проблема происхождения водорослей. Филогенетические связи различных отделов водорослей.

14. Экология и распространение водорослей. Экологические группы водорослей.

15. Значение водорослей в биосфере. Практическое использование водорослей.

 

ЦАРСТВО ГРИБЫ (MYCETES, FUNGI)

 

Занятие №8

Ход работы:

Низшие грибы

Отдел Зигомицеты (Zygomycоtа)

ПорядокМукоровые (Mucorales)

Семейство Мукоровые (Mucoraceae)

Род Мукор (Mucor)

1. Рассмотреть плесень, образованную мукором. Отметить, как меняется её окраска при созревании. Приготовить препарат и рассмотреть мукор под микроскопом. Отметить на рисунке: спорангий, спорангиеносец, спорангио-спору, вегетативный мицелий. Указать способ питания у изучаемого представителя. Объяснить почему мукор относят к низшим грибам.

 

Высшие грибы

Отдел Сумчатые грибы (Ascomycоtа)

Класс Голосумчатые (Hemiascomycetes)

Порядок Эндомицетовые (Endomycetales)

Семейство Сахаромицетовые (Saccharomycetaceae)

Вид Пекарские дрожжи (Saccharomuces cerevisia)

2. Используя культуру дрожжей приготовить препарат и рассмотреть его на большом увеличении.На основе таблицы и препарата зарисовать и обозначитьотдельную клетку, почкующуюся клетку и псевдомицелий. Указать способ питания.

 

Класс Плодосумчатые (Euascomycetes)

Группа порядков Плектомицеты

Порядок Эуроциевые (Eurothiales)

Семейство Аспергилловые (Aspergillaceae)

Род Пеницилл (Penicillum)

Аспергилл (Aspergillum)

3. Рассмотреть плесень, образованную этими грибами, отметить её цвет. Рассмотреть под бинокуляром и на препарате аспергилл и пеницилл, найти отличия между ними во внешнем виде. Зарисовать и обозначить: вегетативный мицелий, конидиеносец, конидиеспору, конидию. Указать способ питания.

Термины: мицелий, гифы, септированный мицелий, несептированный мицелий, спорангиоспоры, конидиоспоры, зигоспора, зигогамия, гаметангиогамия, архикарп, сапротроф, эвритрофный сапротроф , стенотрофный сапротроф .

 

Занятие №9

Ход работы:

Класс Плодосумчатые (Euascomycetes)

Группа порядков Пиреномицеты

Порядок Мучнисторосяные (Erysiphales)

Семейство Эризифовые (Erysiphaceae)

Род Микросфера (Microsphaera)

Вид Мучнистая роса дуба (Microsphaera alphitoides)

1. Рассмотреть внешний вид листа дуба, пораженного мучнистой росой. Используя лупу или бинокуляр определить с какой стороны листа распологаются плодовые тела гриба. Зарисовать и обозначить на листе дуба вегетативный мицелий и клейстотеции.

2. Приготовить препарат для рассмотрения особенностей строения клейстотеция. Сделать рисунок, обозначив: перидий, дихотомически ветвящиеся придатки, сумку и аскоспоры. Определить, кем является данный представитель по способу питания.

 

Род Сферотека (Sphаerotheca)

Вид С. крыжовниковая (S. mors-uvae)

3. Рассмотреть внешний вид пораженной ягоды крыжовника, зарисовать её и обозначить мицелий гриба. Продумать возможные меры борьбы с паразитом.

4. Приготовить препарат, используя налёт с ягоды. Рассмотреть клейстотеции. Найти отличия. Сделать рисунок, обозначив: перидий, подвески, сумку и аскоспоры. Определить, кем является данный представитель по способу питания.

 

Порядок Спорыньевые (Clavicipitales)

Семейство Спорыньевые (Clavicipitaceae)

Вид Спорынья пурпурная (Claviceps purpurea)

5. Рассмотреть внешний вид пораженного злака, зарисовать его и обозначить здоровые зерновки и склероции.

6. Зарисовать с таблицы внешний вид склероция, проросшего стромами. Составить и записать схему жизненного цикла спорыньи. Указать способ питания данного представителя.

Термины: аск (сумка), аскоспоры, плодовое тело, клейстотеций, перитеций, апотеций, гаметангиогамия, дикарион, аскогон, архикарп, плазмогамия, кариогамия, перидий, гаустория, прототуникатные сумки, эутуникатные сумки, унитуникатные сумки, битуникатные сумки, аскогимениальное плодовое тело, строма, склероций.

 

Занятие №10

 

Группа порядков Дискомицетов

Порядок Гелоциевые (Helotiales)

Семейство Склеротиниевые (Sclerotiniaceae)

Вид Монилиния фруктовая (Monilinia fructigena)

 

1. Рассмотреть внешний вид пораженного яблока, найти место внедрения инфекции. Определить меры борьбы с вредителем. Зарисовать пораженный плод, отметив центр заражения. Указать способ питания.

2. Рассмотреть и зарисовать мумифицированный плод (склероций).

3. Рассмотреть стадию конидиального спороношения монилинии под микроскопом, изготовив препарат. Отметить на рисунке конидии.

 

Порядок Пецицевые (Pezizales)

Семейство Пецициевые (Pezizaceae)

Род Пецица (Peziza)

4. Рассмотреть внешний вид пецицы; зарисовать, обозначив: плодовое тело и вегетативный мицелий. Указать способ питания.

5. Сделать продольный срез плодового тела пецицы, зарисовать и обозначить на рисунке: парафизы, сумки, аскоспоры.

 

Семейство Сморчковые или Моршелловые (Morchellaceae)

Род Сморчок (Morchella)

Шапочка (Verpa)

Строчок (Gyromitra)

6. Рассмотреть внешний вид представителей, сделать в альбоме рисунок сморчка. Обозначить: моршеллоидный апотеций, стерильную ножку, ячейки с гимением, вегетативный мицелий. Указать способ питания.

Термины: Гаметангиогамия, гимений, субгимений, парафизы, оперкулятные сумки, моршеллоидный апотеций, гименофор, трубчатый гименофор, пластинчатый гименофор.

Занятие №11

 

Отдел Базидиальные грибы (Basidiomycоtа)

Класс Холобазидиомицеты (Holobasidiomycetes)

Группа порядков Гименомицетов

Порядок Афиллофоровые (Aphyllophorales)

Семейство Пориевые (Poriaceae)

Вид Трутовик настоящий (Fomes fomentarius)

1. Рассмотреть представителей группы Трутовые грибы, отметить особенности в строении их плодовых тел, зарисовать внешний вид трутовика настоящего. Обозначить поверхность с гименофором, кольца годового прироста, место приклепления к дереву. Указать способ питания.

Порядок Агариковые (Agaricales)

Семейство Болетовые (Boletaceae)

Вид Белый гриб (Boletus edulis)

Подосиновик (Leccinum aurantiacum)

2. Рассмотреть представителей, зарисовать внешний вид одного из них и обозначить: плодовое тело, шляпку, ножку, трубчатый гименофор, вегетативный мицелий. Указать способ питания.

 

Семейство Агариковые (Agaricaceae)

Вид Шампиньон обыкновенный (Agaricus campesta)

Опенок осенний (Armillariella mellea)

3. Рассмотреть представителей, зарисовать внешний вид одного из них и обозначить: плодовое тело, шляпку, ножку, пластинчатый гименофор, частное покрывало и вегетативный мицелий. Указать способ питания.

Термины: базидия, базидиоспора, холобазидия, гетеробазидия, фрагмобазидия, микориза, ризосфера, фунгициды, цистиды, асколокулярные плодовые тела, соматогамия.

Занятие №12

Группа порядковГастеромицеты

ПорядокДождевиковые (Lycoperdiales)

СемействоДождевиковые (Lycoperdiaceae)

РодДождевик (Lycoperdon)

1. Изучить особенности строения плодовых тел гастеромицетов. Рассмотреть внешний вид дождевика, зарисовать его. Обозначить плодовое тело и вегетативный мицелий, а так же перидий (экзоперидий) и глебу.

2. Сделать препарат из глебы, рассмотреть её под микроскопом, найти базидии, базидиоспоры и нити капиллиция, зарисовать их. Посмотреть глебу в условиях повышенной влажности (подышать над препаратом и тут же его рассмотреть), отметить движение нитей капиллиция.

Термины: глеба, экзоперидий, эндоперидий, перистом, трама, перидиоли, каппиллиций.

Занятие №13

Класс Телиоспоромицеты (Teliosporomycetes)

Порядок Головневые (Ustilaginales)

Семейство Устилаговые (Ustilagiaceae)

Вид Пыльная головня овса (Ustilago avenae)

Пузырчатая головня кукурузы (Ustilago maydis)

1. Изучить жизненный цикл пыльной головни овса, зарисовать внешний вид пораженного злака, обозначить массу головнёвых спор. Рассмотреть их под микроскопом. Зарисовать, отметив особенности поверхности и окраски телиоспор.

2. Рассмотреть растения, поражённые пузырчатой головнёй кукурузы, зарисовать и обозначить на нём галлы с телиоспорами.

Порядок Ржавчинные (Uredinales)

Семейство Пукциниевые (Pucciniaceae)

Вид Линейная ржавчина злаков (Puccinia graminis)

3. Рассмотреть жизненный цикл данного вида гриба. Зарисовать внешний вид пораженных листьев барбариса с нижней стороны, обозначить эцидии.

4. Рассмотреть эцидии под бинокуляром, рарисовать их и обозначить:закрытые эцидии (незрелые), вскрытые эцидии (зрелые).

5. Рассмотреть и зарисовать лист пораженного злака с телейтоспороноше-нием. Сделать препарат и зарисовать телейтоспоры.

6. Рассмотреть и зарисовать лист злака с уредоспороношением. Сделать препарат и зарисовать уредоспоры.

 

Термины: телиоспоры, хламидоспоры, головневые споры, пикнида, пикноспоры, спермаций эцидий, эцидиоспоры, телейтоспоры, уредоспоры, промежуточный хозяин, основной хозяин.

Примерный план коллоквиума по разделу «Грибы»

1. Общая морфолого-биологическая характеристика грибов.

2. Способы питания грибов.

3. Характеристика и классификация низших грибов. Оомицеты. Цикл развития важнейшего представителя, меры борьбы.

4. Зигомицеты: характеристика, способ размножения и питания.

5. Общая характеристика и классификация высших грибов.

6. Размножение аскомицетов.

7. Классификация аскомицетов, их сапротрофные представители.

8. Аскомицеты-паразиты, их систематическое положение, растения-хозяева, способ перезимовки.

9. Цикл развития спорыньи.

10. Особенности размножения базидиомицетов.

11. Характеристика гименомицетов, их биология и представители.

12. Общая характеристика головневых. Цикл развития поздней головни, меры борьбы.

13. Цикл развития ранней головни, меры борьбы.

14. Цикл развития пузырчатой головни, меры борьбы.

15. Общая характеристика ржавчинных грибов.

16. Место грибов в органическом мире.

 

Занятие №14 Лишайники

1. Рассмотреть экологические группы лишайников по типу слоевища, зарисовать по одному примеру и записать название видов с накипным, листоватым и кустистым типом слоевища.

2. Зарисовать анатомическое строение гомеомерного лишайника. Обозначить: корковый и гонидиальный слои, клетки водорослей, гифы гриба, сердцевину, ризины.

Термины: фикобионт, микобионт, гомеомерный лишайник, гетеромерный лишайник, соредии, изидии, сорали, леканоровый тип, лецидеевый тип строения слоевища.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.