Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классическое мальтузианство и неомальтузианство.

 

Концепция Мальтуса со временем претерпела определенную эволюцию. Поэтому принято различать классическое мальтузианство и его позднейшие модификации, которые, в свою очередь, существуют в виде мальтузианства, продолжающего классическую линию, и неомальтузианства. Центральным политическим тезисом классического мальтузианства является утверждение о “тщетности” усилий по преумножению средств существования людей, поскольку это, по мнению Мальтуса, в конечном итоге только увеличивает число потребителей.

 

Неомальтузианцы — А. Пикок, К. Боулдинг и У. Фогт (США), Ф. Осборн (Великобритания), Г. Бутуль (Франция) и другие пытаются применить положения Мальтуса к современным условиям, утверждая, что высокие темпы роста населения в развивающихся странах подтверждают правоту учения Мальтуса. Некоторые современные последователи Мальтуса — Г. Тейлор (Великобритания), П. Эрлих (США) утверждают, что рост народонаселения способствует истощению минерально-сырьевых и пищевых ресурсов мира, обусловливает пагубные последствия научно-технического прогресса, способствуя разрушению окружающей среды.

 

Неомальтузианство (современное мальтузианство) подтверждает основную доктрину, обоснованную Т.Мальтусом – демографический детерминизм. Эти теории расширили аргументацию и арсенал рекомендуемых средств сокращения прироста населения

Представители классического мальтузианства второй половины двадцатого века У.Фогт (США) в книге “Люди! Призываю к спасению” (1960) и Г.Бутуль (Франция) в книге “Перенаселенность” (1964) и “Отсроченное детоубийство” (1970) видят единственную для людей возможность выхода из общецивилизационного “кризиса населения” в скорейших мерах по сокращению рождаемости, а также выступают с призывом против индустриализации и социального преобразования сельского хозяйства развивающихся стран. Г.Тейлор (США), сделав предметом рассмотрения “естественные” препятствия к росту народонаселения приходит к выводу, что среди этих факторов уже отнюдь не “традиционные” средства - войны, голод, эпидемии. Сегодня акцент сместился в сторону стремительного разрушения окружающей среды вследствие колоссально возросшего антропогенного давления на нее. Речь идет о “механизме обратной связи” в силу и с помощью которого природа как бы сводит счеты с человечеством за чрезмерное его размножение.

В.Фогт, Г.Браун т провозгласили теорию «оптимума населения»: сократить численность населения до 1 млрд. человек: «Войны и кризис – гигантский фактор отбора».

Дж. Форрестер в своей теории обосновал достижение «нулевого прироста населения».

Однако последователи неомальтузианства не предложили путей достижения такой численности населения, кроме моратория (заперта) на рождаемость, широкого применения контрацептивов и других средств замедления воспроизводства населения. Таким образом, не смотря на внешнюю привлекательность, такая трактовка имеет реакционную мальтузианскую тенденцию.

Обновленным вариантом теории Мальтуса выступает неомальтузианство. В обыденном представлении его идеи трансформируются в отказ от детей в браке. Эта идейное течение зародилось в конце девятнадцатого века в форме, так называемых, неомальтузианских обществ, лиг, союзов и т.п. Если классическое мальтузианство полностью игнорирует и отрицает воздействие социальных факторов на народонаселение, то в неомальтузианстве это воздействие признается, однако приравнивается к воздействию биологических факторов. Так, например, американский демограф Дж. Шпенглер предпринял попытку примирить биологическое и социальное в мальтузианстве. В его теории Мальтус представляется в качестве поборника повышения занятости населения и даже как революционер. Причем, революционное зерно мальтузианской теории усматривается Шпенглером в тезисе о половом влечении, отрицательные последствия которого якобы мобилизуют людей на ликвидацию разрыва между темпами роста населения и увеличения объема продовольствия.

Неомальтузианство не ограничивается чистой теорией, в своих практических рекомендациях это течение выделяет в первую очередь биологическую сферу воспроизводства человеческого рода и отодвигает на задний план как незначимые мероприятия по преобразованию, повышению эффективности экономики, подъему уровня жизни населения. Таким образом, неомальтузианство игнорирует социальную сторону процесса воспроизводства людей.

Боулдинг

«Смысл XX века» - так названо сочинение профессора К. Боулдинга (США). Оно содержит рекомендацию организовать куплю-продажу права на деторождение. Выпустить, скажем, особые сертификаты с номиналом в 0,1 ребенка. Сумеешь приобрести десяток - пожалуйста, получай разрешение иметь сына или дочь. Общее количество таких «купюр» строго ограничено.

 

Осборну принадлежит идея «добровольной бессознательной селекции».

Он предложил в 1956 г. внедрить в общественное сознание идею «желанных детей».На заседании Британского евгенического общества Осборн заявил:

«Мы должны убеждать людей прибегать к средствам контроля рождаемости (абортам, контрацепции, стерилизации ) для рождения только „желанных“ детей, которым будут обеспечены хороший уход, лучшее образование и т. п.».

Осборн рассчитывал, что в случае распространения подобной идеологии, рождаемость в «менее приспособленной» части общества (это — малоимущие, «цветные», иммигранты и др.) будет ниже, чем в «более приспособленной».




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.