Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Духовная жизнь общества

Общественное сознание и его структура

Общественное сознание - это целостное духовное явление, представляющее собой совокупность взглядов, идей и настроений людей, в которых отражается общественная жизнь. Общественное сознание не является простой суммой индивидуальных сознаний, движимых эгоистическими интересами, но функционирует на основе общезначимых, жизненно важных интересов общества в целом.

В структуре общественного сознания выделяют два уровня: общественную психологию и идеологию.

1. Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, характерных для данного общества в целом и для каждой из его больших социальных групп. Общественная психология формируется стихийно, под непосредственным воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых пребывает общество. Поскольку условия жизни различных социальных групп неизбежно различаются между собой, то в социально-психологических комплексах этих групп также обнаруживаются существенные отличия, связанные с особыми ценностями, традициями, культурой, т.е. менталитетом этих групп. Не случайно мы говорим об американской деловитости, немецкой пунктуальности, испанском темпераменте, русской душе и т.д.

Менталитет определяется как духовно-психологический облик общества. Менталитет народа, нации представляет собой исторически сложившиеся правила мышления и деятельности, которые каждый индивид впитывает в процессе своего воспитания, и которые выражаются в свойственных для данного общества традициях, обычаях и нравах. Менталитет представляет собой наиболее глубокий пласт человеческого бытия, в котором кристаллизуется социокультурный и исторический опыт конкретной общности людей.

2. Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая интересы господствующих социальных групп и формирующая стратегию духовной жизни общества. Если общественная психология является эмоциональным, чувственным уровнем общественного сознания, то идеология выступает его рациональным, теоретическим уровнем, на котором кристаллизуются соответствующие взгляды и ценности. Идеология проясняет сущность социальных явлений и всегда базируется на некой всеобщей, принимаемой и поддерживаемой всем обществом, идее. Теоретическое развитие этой идеи и есть идеология. Примерами идеологии могут служить христианство, коммунизм, либерализм, консерватизм, демократия.

Взаимодействие общественной психологии и идеологии в границах целостного общества влияет на формирование т.н. обыденного (массового) сознания. Обыденное сознание - это сложное противоречивое явление, которое складывается под влиянием относительно постоянных, привычных условий жизни людей. Значительная часть повседневного опыта приобретается людьми незаметно, так сказать, сама собой. Это вызвано тем, что люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что именно запечатлелось в их сознании.

С представлениями обыденного сознания мы сталкиваемся повсеместно. Это различные пословицы и поговорки, а также банальные истины - например, “вода кипит при ста градусах”, “золото не ржавеет” и т.д. Обыденное сознание функционирует на основе здравого смысла, но не тождественно ему. Оно изобилует также различными суевериями и предрассудками.

Отличительной особенностью обыденного сознания является его некритичность. Обыденное сознание никогда не проявляет самостоятельности в оценке явлений, а всегда пользуется уже сложившимися шаблонами и стереотипами.

Среди форм общественного сознания выделяют мораль, право, религию, философию, искусство, науку, политику.

 

Мораль и ее роль в жизни общества

Исторически первой формой общественного сознания является моральное сознание.Оно также древне, как и само общество, ибо ни один коллектив не может существовать, если его членами не соблюдаются определенные нормы поведения.

Мораль основывается на нравах, обычаях, традициях, благодаря которым человеческая общность существует как целостность. В силу этой особенности мораль выполняет регулятивную функцию общественной жизни. Она силой общественного мнения поощряет одни и запрещает другие формы поведения индивидов. Мораль функционирует за счет нравственных санкций (одобрения или осуждения) и носит идеально-духовный характер. Моральные санкции взывают к внутреннему миру человека, его совести, и как следствие, он сам добровольно корректирует свое поведение в соответствии с общепринятыми стандартами поведения.

Основным понятием морали выступает долг - обязанность человека перед другими людьми поступать определенным образом, держать данное слово, уважать другого человека как личность, ставить общественные интересы выше частных и т.д. Эти принципы составляют общечеловеческое содержание морали и воспитывают у человека чувство собственного достоинства. Мораль существует в сфере должного и выступает некоторым идеальным образцом, к которому должно приближаться человеческое поведение. Мораль предписывает человеку, как должно быть. И в этом ее отличие от нравственности.

Нравственность - это реальное воплощение морали, то есть реальные нравы и отношения людей, существующие в обществе. Если мораль представляет собой общепринятые правила и нормы поведения людей, их обязанности по отношению друг к другу, то нравственность выступает как реальным воплощением морали в жизнь, когда эти нормы и правила поведения становятся личными убеждениями и ценностями людей. Подчиняясь моральным требованиям, человек выражает свое добровольное желание стать членом общества. Моральные нормы распространяется на все межчеловеческие отношения и регулирует такие формы совместной жизни как дружба, товарищество, любовь.

Мораль основывается на понятиях добра и зла, справедливости и несправедливости. Как регулятор человеческой жизни она побуждает каждого индивида стремиться к овладению добродетелями, культивировать в себе доброе начало и искоренять пороки. И.Кант определял мораль как закон умопостигаемого духовного мира, следуя которому в своей жизни, человек присоединяется к вечности.

Право, государство и гражданское общество

Право - это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Право возникло как дополнение к моральным нормам. Оно сформировалось внутри морали и затем отделилось от нее в виде системы писаных законов, направленных на предупреждение произвола и беспорядков, несущих в себе угрозу для зарождающейся государственности. Мораль была единственным регулятором поведения людей в доклассовом обществе. Но с появлением частной собственности и социальной дифференциацией общества возникла необходимость во всеобщей организации общества и управлении общественной жизнью. Государство - это всеобщая организация и управление жизнью общества, основанное на принципах иерархии и соподчинения. Сущность государства состоит в том, чтобы обеспечивать с помощью аппарата политической власти целостность общества и порядок его функционирования.

Поддержание государственного порядка обеспечивается законом, т.е. юридически оформленными и обязательными для всех членов общества нормами поведения. Сам термин закон имеет как минимум два значения. Эта двусмысленность берет свое начало еще от Римского права с его делением между lex (писаный закон) и jus (закон в общем смысле, близкий по значению к справедливости). Как правило, в современном обществе юридические законы редко используются в форме императивного предписания людям правил их поведения (запрещения одних форм поведения и разрешения других) . Закон имеет более общий характер и очерчивает границы различных сфер социальной жизни, нарушение которых может повлечь за собой соответствующие правовые санкции.

Такое понятие закона связано со сложной социальной организацией современного общества. Дело в том, что государство со своим институтом политической власти воспроизводит как бы “вертикальную” структуру общественной жизни и предстает в форме сложной иерархической системы, поддерживающей стабильность общества и направленной на обеспечение его безопасности и развития. Но государство не может охватить всю полноту общественной жизни, оно призвано защищать и реализовывать только всеобщие, государственные интересы общества. Сфера частных интересов фактически выпадает из поля зрения государства и существует по своим собственным законам, образующим такой социальный феномен как гражданское общество.

Гражданское общество - это сфера реализации особенных, частных интересов граждан. Гражданское общество обеспечивает максимальную на данном этапе исторического развития степень свободы личности и в противоположность государству представляет собой систему горизонтальных, координационных связей между индивидами, социальными группами, социальными институтами и прочими структурными единицами социальной организации. Гражданское общество есть ценность цивилизационного порядка, поскольку оно дополнительно социализирует индивидов и способствует более прочной интеграции общества, дополняя государственную организацию. Гармоничное сосуществование государства и гражданского общества носит название правового государства. При этом право является особой формой, в которой узаконивают себя (легитимизируют) экономические, политические, семейные и др. общественные отношения.

Таким образом, право, с одной стороны, является государственным средством регулирования социальных отношений и состоит на службе у государства; а с другой стороны, право испытывает на себе влияние культуры и цивилизации и отражает достигнутый обществом уровень свободы личности.

Политика и политическое сознание

Политика охватывает сферу общественных отношений, связанных с государством и публичной властью. Ядром политики является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Само понятие государства всегда имеет политический характер. Еще у Аристотеля мы находим подтверждение того, что человек в глубинной своей сущности есть существо общественное, политическое. Для Аристотеля понятия государства и политики совпадают. Согласно ему, “всякое государство представляет собой своего рода общение..., все общения стремятся... к тому или иному благу... Общение, которое стремится к высшему из всех благ, является наиболее важным и объемлет собой все остальные общения есть государство или общение политическое”. (Аристотель. Политика. Кн.1 I,1). Таким образом, политика - это общение в рамках государства, которое олицетворяет собой всеобщий интерес. Исходя из этого, можно определить политическое сознание.

Политическое сознание есть совокупность чувств, традиций, идей и цельных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества. На развитие и функционирование политического сознания серьезное влияние оказывают настроения масс, традиции и привычки прошлого политического опыта, а также интересы и ценности больших социальных групп общества.

Политическое сознание отличается от других форм общественного сознания своим объектом - оно отражает политическое бытие общества, т.е. ту сферу общественной жизни, которая непосредственно связана с государственной властью. Вторым важным отличием политического сознания является особый категориальный аппарат, отражающий общецивилиационные ценности (демократия, разделение властей, дефицит и профицит бюджета, лоббирование и пр.). Если в массах события вокруг государственной власти отражаются в основном на психологическом уровне в соответствующих настроениях и чувствах, то идеологи политики разрабатывают цельные политические системы, стоящие на страже интересов могущественной социальной группировки.

На разработку идеологических принципов накладывает заметный отпечаток социальная среда. Политическая идеология формируется на основе имеющейся политической практики, которая подвергается анализу как со стороны объективных условий ее проведения, так и со стороны господствующих в ней идеологических принципов. Социально-экономическая действительность всегда диктует политическим деятелям те вопросы, которые должны быть решены в первую очередь. Соответственно, их предвыборные выступления и программы, как правило, переполнены обещаниями решить проблемы экономики и социальной сферы. На деле же всегда существует пропасть между этими обещаниями и реальными условиями политической активности. Следуя Аристотелю, необходимо сказать, что политическая идеология должна стоять на страже государственных интересов, т.е. общества в целом и народа как производительной силы общества. Только верное отражение народных интересов может быть положено в основу той или иной политической идеологии. Интересы же народа определяются преобладающим в данном обществе типом потребностей. Политическое сознание существует за счет внедрения в массы политических идей.

 

Контрольные вопросы

Что такое общественное сознание?

Чем общественная психология отличается от идеологии?

Что такое менталитет?

В чем специфика обыденного сознания?

Какие формы общественного сознания Вам известны?

Чем мораль отличается от права?

В чем состоит сущность гражданского общества?




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.