Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные задачи и направления социально-культурной деятельности.



Лекции по СКД

 

1. Основные термины СКД.

2. Понятияе СКД.

3. Эволюция культурно –просветительной работы

4. Особенности современной социокультурной ситуации.

5. Основные направления и содержание социально-культурной деятельности

Современная трактовка понятия социально-культурная дея­тельность (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «со­циальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.

Культурная деятельность - это деятельность, направлен­ная на создание, сохранение, распространение культурных цен­ностей и приобщение к ним различных слоев населения.

Социальная работа- деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их ма­териальных и духовных потребностей, обеспечивающая возмож­ность их полноценного функционирования в обществе в качестве , его субъектов.

Социальная педагогикасегодня интерпретируется как тео­рия социального воспитания человека на протяжении всех эта­пов его жизненного пути, как педагогический компонент соци­альной работы.

Социально-культурная деятельностьсоответственно мо­жет быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потреб­ностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.

Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индиви­дуализации человека, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направ­ленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:

• целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвы­шение» духовных потребностей;

• стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досу­говой квалификации, то есть умения рационально, содержатель­но и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовер­шенствования;

• создание условий для выявления и развития способно­стей личности, реализации ее творческого потенциала и пози­тивного самоутверждения.

Сегодня социально-культурная деятельность может рас­сматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосу­дарственных структур, сферой приложения усилий многочис­ленных общественных движений и инициатив, средством ис­пользования свободного времени различными группами населе­ния.

Современная социально-культурная деятельность не просто шире и многогранней прежней культурно-просветительной. Прин­ципиально то, что в ее основе лежит уже упомянутая выше субъект-субъектная модель организации культуры, досуга, просвещения. В соответствии с нею социальный работник (со­циальный педагог) выступает в качестве компетентного посредника между культурой и человеком или общностью людей, стимули­рующего активность и самодеятельность каждого из участников досугового объединения. Наиболее адекватной для такого типа со­циально-педагогического взаимодействия является педагогика со­трудничества, правда, не столько ее дидактические идеи, сколько сам принцип партнерства и совместного движения к цели.

Задачи, а тем более конкретное содержание социально-культурной деятельности, не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития.

Каковы же наиболее значимые особенности и тенденции, характеризующие современную социокультурную ситуацию?

Особенно важным представляется изменение отношения к самому досугу: признание его самоценности, освобождение от узкоутилитарной ориентации на воспроизводство средствами рекреации эффективного, высокопроизводительного работника.

Однако нужно признать, что пик общественной активности и инициативы в досуговой сфере пришелся на последние «перестроечные» годы. Сегодня наблюдается заметный спад, резче обо­значились негативные тенденции, поначалу не вызывавшие осо­бого беспокойства, возникли трудноразрешимые проблемы, пре­жде всего экономического характера, и даже кризисные явления.

В результате хронического недофинансирования тяжелые времена переживают музеи, библиотеки, клубные учреждения. Закрываются и перепрофилируются кинотеатры, отменяются театральные гастроли. Увеличивается, особенно в провинции, разобщенность широкой публики и большого искусства.

Вообще роль искусства в современной жизни заметно уменьшилась, особенно искусства, требующего от аудитории определенной интеллектуальной активности и эстетической ис­кушенности. Общая тенденция на «снижение» культуры, ее вы­теснение поп-культурой сопровождается размыванием ценност­ной иерархии в художественной сфере.

Сегодня наша интеллигенция (только не следует путать ее с так называемым средним классом, ориенти­рованным в большей мере на престижные ценности быта и качест­венную массовую культуру, чем на высокое искусство), именно интеллигенция в ее традиционном понимании (школьные учителя, врачи, инженеры, научные сотрудники, вузовские преподаватели, музейные и библиотечные работники и другие) оказалась не только материально, но и морально в довольно унизительном положении. Она нуждается в социальной помощи и защите, хотя в общепринятом смысле объектом социальной заботы считаются совсем уж малообеспеченные слои населения, инвалиды, небла­гополучные контингенты, маргинальные группы.

В данном же случае речь идет о категории людей относи­тельно благополучных, хорошо образованных, отличающихся достаточно высоким духовным потенциалом, чьи интересы нуж­даются в защите особого рода - социокультурной, так как эти люди оказались в ситуации прогрессирующего сужения куль­турного пространства своей жизнедеятельности.

Сложившаяся ситуация находится в несомненном противо­речии с принятыми в 1992 году Основами законодательства Рос­сийской Федерации о культуре, в которых среди прочих провоз­глашаются и такие права человека, как право на культурную деятельность, право на личную культурную самобытность', право на приобщение к культурным ценностям', право на гу­манитарное и художественное образование; атакже право создавать общественные объединения в области культуры .

Немало уже существующих любительских формирований, клу­бов по интересам, творческих студий прекратили свою деятель­ность, распались по названным причинам. Вот почему столь важной задачей социокультурной работы в современных условиях является защита прав человека на доступ к культурным цен­ностям, на полнокровное участие в культурной жизни и удовле­творение его запросов в сфере досуга. Реализация этих прав яв­ляется для многих людей одним из условий сохранения их чело­веческого достоинства и ощущения полноты жизни.

Суть социальной работы, как известно, заключается в том, что она создает условия для достойной жизни человека как субъ­екта общества, содействует его полноценному социальному функционированию, в том числе и в области культуры и досуга, помогает удовлетворить разнообразные как материальные, так и духовные интересы. «Невозможность для человека удовлетво­рить свои потребности, ущемление социальных потребностей, состоящее в дефиците общения, образования, доступа к профес­сии, социальных услуг, - это сфера компетенции социального работника». В этом плане социокультурная деятель­ность закономерно рассматривается как одно из важных направ­лений социальной работы.

Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, человек имеет право на получение худо­жественного образования, что, по сути, является для него усло­вием доступности (в смысле понимания) и притягательности высших ценностей культуры. Для художественно необразован­ного человека признанных шедевров искусства просто не существует. Между тем способность наслаждаться творениями миро­вой художественной культуры является свидетельством духов­ного богатства человека как личности.

Сфера досуга, как известно, - сфера свободного выбора. Поэтому решающим здесь становится мастерство педа­гога-воспитателя, специалиста по организации досуговой дея­тельности: сумеет ли он сделать ценности культуры и искусства притягательными для подростка, для молодого человека, сможет ли он пробудить к ним интерес? Не навязать и тем самым вну­шить отвращение, а помочь открыть для себя ранее неведомую область, даже не культуры, а жизни.

В известном смысле работнику культуры сложнее, чем учителю, чей предмет явля­ется обязательным.

Характеризуя столь нелестно современную социокультурную ситуацию, отметим, что дело здесь отнюдь не в предвзятом отборе исключительно негативных моментов. Будущий менеджер социально-культурной сферы нуждается в ясном понимании ее проблем и тех условий, в которых ему предстоит работать. Он должен уметь реально оценивать трудности, ко­торые придется преодолевать, и четко представлять себе весь комплекс стоящих перед ними задач.

Назовем еще раз те из них, которые диктуются особенностя­ми современной ситуации и конкретизируют

основные направления и содержание социально-культурной деятельности:

• противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;

• обеспечить социокультурную защиту права людей на дос­туп к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих ду­ховных потребностей, права на личную культурную самобытность;

• создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное обра­зование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;

• стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирова­ний в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;

• осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении континген­том, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;

• эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства ор­ганизации досуговой деятельности, освоить в этом качестве воз­можности экранных искусств и основных каналов их проката.

 

 

2. Сущность социально-культурных технологий.

1. Определение понятия «технология».

2.Структура технологического процесса в учреждениях культуры:

3. Классификация технологий.

4. Сущность технологий.

5. Элементы технологий.

 

В настоящее время в России происходит процесс становле­ния новой системы образования, в котором первостепенная роль отводится духовному воспитанию личности, социальному само­определению человека, увеличению роли науки в создании педа­гогических технологий.

Сегодня, когда общественно-политическая и экономическая ситуация постоянно изменяется, необходимы принципиально новые подходы к содержанию образования.

Уже сейчас в российском образовании основные акценты делаются на вариантность педагогического процесса, который включает" научную разработку и практическое обоснование но­вых идей и технологий, внедрение компьютерных средств обу­чения с использованием телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в термино­логию социально-культурной сферы.

Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» - это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология - это системный метод создания, применения и оп­ределения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодейст­вия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.

В учебном пособии «Основы социально-культурной дея­тельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология - это механизм реализации теории в практику соци­ально-педагогической деятельности.

По нашему мнению, технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые исполь­зуются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.