Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т. е. обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.
До принятия ГК РФ 1994 г. отношения, связанные с опекой и попечительством, регулировались семейным законодательством. Однако при этом признавалось, что опека и попечительство тесно связаны с институтами гражданского законодательства о правоспособности и дееспособности граждан, в связи с чем должны рассматриваться наукой гражданского права и во всяком случае не могут быть отнесены только к семейному праву.[18] Наибольшее распространение имела трактовка опеки и попечительства как смешанного института гражданского, семейного и в некоторой части административного права (например, в части контроля местной администрации за выполнением опекунами и попечителями своих обязанностей).[19] Представление о комплексном характере правового регулирования отношений опеки и попечительства является обоснованным, оно получило отражение и в законодательстве.
В настоящее время основополагающие нормы об опеке и попечительстве содержатся в ГК РФ (ст. 31–40), который вместе с тем устанавливает, что деятельность опекунов и попечителей, относящаяся к воспитанию несовершеннолетних, состоящих под опекой или попечительством, является предметом регулирования семейного права (п. 1 ст. 150 Семейного кодекса РФ). Согласно п. 4 названной статьи гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются ст. 36–38 ГК. Таким образом, в курсе гражданского права предметом изучения являются гражданско-правовые аспекты опеки и попечительства.
Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (п. 1 ст. 32 ГК). Сущность опеки состоит в том, что вместо ребенка, не достигшего 14 лет, либо вместо лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, все права и обязанности осуществляет специально назначенное лицо – опекун. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и полностью заменяют подопечных в имущественных отношениях. Опекуны совершают от имени подопечных и в их интересах все необходимые сделки, они выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия, на основании удостоверения, выданного органом опеки и попечительства, либо решения этого органа о назначении данного лица опекуном.
В литературе иногда высказывается мнение, что опека устанавливается над полностью недееспособными гражданами.[20]
Эта формулировка является неточной, поскольку ГК не считает детей в возрасте от 6 до 14 лет полностью недееспособными, а, напротив, определяет объем их частичной дееспособности.
Попечительство отличается от опеки содержанием обязанностей, которые закон возлагает на опекунов и попечителей. Оно устанавливается над гражданами, которые частично дееспособны, – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (п. 1 ст. 33 ГК).
Попечительство состоит в том, что специально назначенное лицо – попечитель помогает частично дееспособному либо ограниченно дееспособному лицу осуществлять принадлежащие им права и исполнять обязанности своими советами и дает либо не дает свое согласие на совершение такими лицами сделок и других юридических действий (кроме сделок, которые несовершеннолетний или ограниченно дееспособный вправе совершать самостоятельно). Попечитель, таким образом, не заменяет полностью лицо, над которым установлено попечительство, а лишь помогает ему принимать разумные решения, восполняя недостающий жизненный опыт несовершеннолетнего либо удерживая от неправильных действий гражданина, ограниченного в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Наряду с этим попечитель охраняет их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Заключение.
Среди правовых мер по оздоровлению быта особое место занимает ограничение дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими и токсическими веществами и тем самым ставящих свою семью в тяжелое материальное положение (ст. 30 ГК). Ограничение дееспособности ограждает прежде всего права лиц, находящихся на иждивении алкоголика или наркомана. В то же время указанная мера помогает гражданину избавиться от пагубной привычки, т.е. защищает и его здоровье, и его права. Ограничение дееспособности применимо к совершеннолетним гражданам, достигшим 18 лет. До совершеннолетия их дееспособность ограничена законом (ст. 26 ГК). Однако злоупотребление алкоголем или наркотическими или психотропными веществами встречается и среди несовершеннолетних. В подобных случаях по ходатайству законных представителей или органов опеки и попечительства суд вправе лишить несовершеннолетних самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 26 ГК; гл. 31 ГПК). Следовательно, и без того ограниченная дееспособность подростка еще более сужается.
Дела об ограничении дееспособности возбуждаются по заявлению органов опеки и попечительства или психоневрологического учреждения, совершеннолетних членов семьи (ч. ч. 2, 3 ст. 281 ГПК). Заявление об ограничении гражданина в дееспособности, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами подается в суд по месту жительства данного гражданина, а если гражданин помещен в психиатрическое или психоневрологическое учреждение - по месту нахождения этого учреждения (ч. 4 ст. 281 ГПК).
Заявление рассматривается с обязательным участием прокурора, представителя органа опеки и попечительства, а также гражданина, против которого возбуждено дело. Отсутствие прокурора, представителя органа опеки и попечительства следует рассматривать как серьезное основание к отмене решения.
Уклонение от явки в суд лица, злоупотребляющего алкоголем или наркотиками, не препятствует разрешению дела по существу. Оспаривание гражданином или его представителем оснований ограничения не препятствует рассмотрению дела в порядке особого производства, ибо искового производства по данной категории дел не предусмотрено. Специфика дел исключает и возможность мирового соглашения.
Копия вступившего в законную силу решения об ограничении дееспособности в течение трех дней направляется в органы опеки и попечительства, которые решают вопрос о назначении попечителя.
По сравнению с рассмотренными делами производство о признании гражданина недееспособным обладает рядом особенностей. Основания недееспособности имеют объективный характер. Это врожденное слабоумие или психическая болезнь, вследствие которой лицо не в состоянии осознавать свои действия или руководить ими (ст. 29 ГК). Недееспособным может быть признан гражданин, достигший 14 лет. Особенностью подготовки является обязательная судебно-психиатрическая экспертиза. Уклонение от ее прохождения дает право суду с участием прокурора вынести определение о принудительном направлении на экспертизу. Нахождение на учете психиатрического учреждения, история болезни, нахождение на стационарном лечении не могут заменить заключение экспертизы. Вызов заинтересованного гражданина в судебное заседание и участие в нем зависит от состояния здоровья и решается с учетом мнения врачей. Участвуют в процессе те же лица, что и при ограничении дееспособности. Признание гражданина недееспособным лишает его возможности личного осуществления субъективных прав. Над ним учреждается опека. Опекун полностью заменяет недееспособного в гражданско-правовом обороте.
В случае выздоровления или значительного улучшения здоровья дело о признании гражданина дееспособным рассматривается по его месту жительства. С заявлением о признании гражданина дееспособным могут обратиться его опекун, члены семьи, психиатрическое или психоневрологическое учреждение либо орган опеки и попечительства.
Гражданин, признанный недееспособным, в суд обращаться не вправе.
При разрешении вопроса о наличии оснований для признания гражданина дееспособным суд должен учитывать заключение судебно-психиатрической экспертизы, назначаемой в порядке, предусмотренном ст. 283 ГПК. По вступлении в законную силу решения о признании гражданина дееспособным опека и иные ограничения (например, связанные с осуществлением избирательного права) отменяются. Восстановление дееспособности означает не исправление судебной ошибки, а новое разрешение дела по существу в связи с изменившимися обстоятельствами.
Список литературы.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая.// Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая.//Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 5.
4. Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. (в редакции от 24 декабря 1992 г.) (с изм. и доп. от 30 ноября 1994 г., от 26 января 1996 г., от 14 мая 2001 г.)
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г.)
6. Семейный кодекс Российской Федерации//Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 16.
7. Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. -М.: Редакция журнала “Хозяйство и право”, фирма “СПАРК”, 1995.
8. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: Юринформцентр, 1995.
9. Белякова А М. Гражданско-правовые последствия действий несовершеннолетних// Советская юстиция. 1965. № 7.
10. Веберс Я. Р. Правосубъектность граждан в советском гражданском и семейном праве. Рига, 1976.
11. Гражданское право под. ред. Е. А. Суханова. 2008.
12. Ершова Н. М. Вопросы семьи в гражданском праве. М., 1977.
13. Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. - М.: Редакция журнала “Хозяйство и право”, фирма “СПАРК”, 2006, с. 76.
14. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный)./ Руков. авт. коллектива и отв. ред. О.Н. Садиков. -М.:Юр. фирма “Контракт”, изд. группа “Инфра-М-Норма”, 1996.
15. Малеин Н. С. О понятии, ограничении и защите правосубъектности граждан // Теоретические вопросы гражданского права. М., 2003.
16. Мейер Д. И. Русское гражданское право. Ч. 1 (переиздание с публикации 1902 г.). М., 2007.
17. Об основных началах гражданского законодательства (Е.Г. Комиссарова, "Журнал российского права", N 5, май 2001 г.)
18. Проблемы современного гражданского права / Под. ред. В. Н. Литовкина, В. А. Рахмиловича.
19. Советское гражданское право. Субъекты гражданского права / Под ред. С. Н. Братуся. М., 1984.
20. Ярошенко К.Б. Обязательства вследствие причинения вреда//Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель./Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2009.
Размещено на Allbest.ru
[1] ст. 1148 ГК
[2] ст. 310 ГПК
[3] ст. 133 ГПК
[4] ст. 133 ГПК РФ
[5] ст. 136 ГПК РФ
[6] Постановление Президиума ВАС РФ от 27.02.2001 N 6078/00
[7] Осмоловская С. Ограничение дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками // Советская юстиция. 1986. N 11. С. 65
[8] Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР N 4 от 4 мая 1990 г. "О практике рассмотрения судами Российской Федерации дел об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами" // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1994.
[9] Постатейный комментарий к ГПК РФ/Под редакцией доктора юридических наук П.В. Крашенинникова. М., 2008. С. 189
[10] Захарова О.Б. Лишение и ограничение дееспособности гражданина // Арбитражный и гражданский процесс, 2005, N 4. С. 65
[12] Российская юридическая энциклопедия / Гл. ред. А.Я. Сухарев. М., 1999. С. 231.
[13] Холодковская Е.М. Дееспособность психически больных в судебно-психиатрической практике. М.: Изд. "Медицина", 1997. С. 68
[14] Луни Д.Р. Проблема невменяемости в теории и практике судебной психиатрии. М.: Изд. "Медицина", 1999. С. 68
[15] Гражданское право России: Учеб./ Под ред.. З. И. Цыбуленко; Баринов Н. А.; Быкова Т. А.; Константинов В. С.; Максименко С. Т. и др.- М.: Юристъ, 2007
[16] Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 8. С. 14; 1975. N 8. С. 2; 1978. N 8. С. 14;
[17] Нотариус, 2005, N 4
[18] Свердлов Г. М. Советское семейное право. М., 1958. С. 27.
[19] Советское семейное право / Под ред.В. А. Рясенцева. М, 1982 С. 239–240.
[20] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О. Н. Садиков. М, 1995. С. 60.