«Принципы формирования репертуара самодеятельного коллектива»
Светлогорск, 2015
Уважаемые коллеги! В наши дни важным направлением работы учреждений культуры является организация детских и взрослых хоровых самодеятельных коллективов: ансамблей народной песни, фольклорных ансамблей. Народные и фольклорные ансамбли развивают хоровое исполнение на народно-песенной основе. Перспективность этого направления очевидна: во-первых, сам по себе обширный репертуар благодаря мелодичности, удобству диапазона и т.д. составляет наиблагоприятнейшую почву для естественного развития голосов; во-вторых, народно-певческий материал способствует певческому росту на основе такого творческого элемента, как импровизация.
Большую роль в работе ансамбля отыгрывает хорошо продуманный и подобранный репертуар. Вкус руководителя должен быть превосходным, он во многом определяет репертуарно-художественную политику коллектива. Поэтому руководитель обязан постоянно думать о подборе репертуара для программы своего коллектива, строго и качественно отбирать тот материал, который нужен ансамблю и соответствует его художественному направлению. Нельзя останавливаться только на исполнении общеизвестных песен, копировать всё с других исполнителей. Нельзя также целиком переносить партитуру другого коллектива в свой коллектив. В таких коллективах, которые копируют другие, нет индивидуальности, их творчество безлико, в таких обстоятельствах не может создаться ничего нового, а значит, нет смысла в существовании подобных коллективов. Основу репертуара ансамбля составляют народные песни, обработки народных песен, песни календарно-обрядового цикла и позаобрядовые песни (лирические, шуточные, балладные, солдатские, хороводные) а также песни белорусских авторов. Надо уметь найти их и приспособить к возможностям своего коллектива. При подборе репертуара руководителю надо учитывать диапазон и тесситурные данные участников. Также руководитель должен знать приёмы хоровой аранжировки и уметь ими пользоваться, разбираться в жанровых особенностях песни, чтобы не смешивать исполнительские приёмы, свойственные разным жанрам, и правильно применять их в концертной программе. Руководителя коллектива должно интересовать всё, что связано с этнографией края: приметы местного быта, особенности языка, старинные местные музыкальные инструменты, которые сохранились до наших дней, одежда и др.
Таким образом, для программы народно-певческих коллективов целесообразно подбирать репертуар по следующим критериям:
- во-первых, песня должна соответствовать исполнительскому стилю коллектива. Способы и формы исполнения народных песен во всех ансамблях различные. Это могут быть обработки народных песен в оригинальном и обработанном виде, авторские произведения, фольклор в обработанной и аутентичной манере (при постановке театрализованных праздников и обрядов) и т.д.
- во-вторых, песня должна соответствовать составу и возрастной категории участников.
- в-третьих, песня должна иметь высокохудожественную значимость. Руководителю не надо забывать, что этим мы воспитываем художественный вкус участников коллектива и зрительской публики. Не всё, что в народе, можно выносить на сцену. Часто в исполнении некоторых коллективов можно услышать в тексте песен малохудожественные или даже нецензурные высказывания, смехотворные жесты, выкрики, которые не имеют ничего общего со стилем народной песни.
- в-четвёртых, программа современного народно-певческого коллектива должна быть разнообразной и многожанровой. Хорошо иметь в программе несколько вокально-хореографических композиций, народных сцен, игр, где участники смогут показать не только певческое мастерство, но и актёрское, хореографическое. Это необходимо для выступлений на больших сценах, смотрах, конкурсах, фестивалях. Кроме того любой народно-певческий коллектив должен иметь в программе календарно-обрядовые песни – жнивные, колядные, купальские, весенние и др,, которые выполняются в виде «веночков» или сценок. Такие песни будут всегда уместны на народных праздниках, которые проводятся в нашей стране и за рубежом.
Учитывая опыт современной аудитории (его не надо путать со вкусом публики), желательно иметь в репертуаре широко известные народные песни, как в быстром темпе, так и медленные, лирические. Особое место в репертуаре ансамбля занимают хорошие народные песни a cappella, исполненные должным образом, а также современные песни о Беларуси, белорусском народе, песни патриотического звучания.
Также желательно иметь в репертуаре несколько небольших разнохарактерных номеров, которые при необходимости можно объединить в единую большую концертную программу из двух отделений. Непродуманный подбор репертуара приводит к разным недоразумениям, участники ансамбля чувствуют неуверенность, неловкость, дискредитируется имя коллектива и руководителя.
Руководитель народно-певческого коллектива должен быть обученным специалистом, постоянно повышать свой уровень образования и мастерства, влюблённым в народную песню, просвещённым музыкантом, который отлично знает песенное, музыкальное, хореографическое и драматическое искусство. Он должен помогать развитию и росту коллектива, которым руководит, работать на перспективу, отображать современные события жизни.
Народные хоры, ансамбли обычно поют без дирижёра. Функцию дирижёра выполняет запевала (он задаёт характер и темп произведения). Все подчиняются ему. Ансамбль народной песни может петь a cappella, под сопровождение баяна, ансамбля белорусских народных инструментов. В последнее время благодаря оснащению ДК современной аппаратурой ансамбль выступает также под записи фонограмм.
Методика проведения занятий:
1. Развитие специальных данных: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального воображения. Учитываются возрастные особенности при подборе доступного дидактического и методического материала.
2. Творческие задания на одноголосие и двух-трехголосие (импровизация попевок на заданный ритм).
3. Работы над певческими навыками. Необходим точный показ голосом.
4. Участие в музыкальных, театральных, фольклорных мероприятиях.
Для правильного исполнения необходимо:
- Проговаривать фразу в разговорной манере
- Проговаривать эту же фразу на распев
- Делать тоже на одном звуке в ритме песни, без выталкивания звука горлом
- Петь мелодию, прерываясь на разговорную речь
В работе над песней необходимо:
- Прочесть внимательно текст песни
- Выявить структуру и ритмические особенности
- Проанализировать жанровые особенности и обрядовую принадлежность
- Выбор действующих лиц и их роль в «предлагаемых обстоятельствах» и поведение персонажей