Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методическая рекомендация

«Принципы формирования репертуара самодеятельного коллектива»

Светлогорск, 2015

Уважаемые коллеги! В наши дни важным направлением работы учреждений культуры является организация детских и взрослых хоровых самодеятельных коллективов: ансамблей народной песни, фольклорных ансамблей. Народные и фольклорные ансамбли развивают хоровое исполнение на народно-песенной основе. Перспективность этого направления очевидна: во-первых, сам по себе обширный репертуар благодаря мелодичности, удобству диапазона и т.д. составляет наиблагоприятнейшую почву для естественного развития голосов; во-вторых, народно-певческий материал способствует певческому росту на основе такого творческого элемента, как импровизация.

Большую роль в работе ансамбля отыгрывает хорошо продуманный и подобранный репертуар. Вкус руководителя должен быть превосходным, он во многом определяет репертуарно-художественную политику коллектива. Поэтому руководитель обязан постоянно думать о подборе репертуара для программы своего коллектива, строго и качественно отбирать тот материал, который нужен ансамблю и соответствует его художественному направлению. Нельзя останавливаться только на исполнении общеизвестных песен, копировать всё с других исполнителей. Нельзя также целиком переносить партитуру другого коллектива в свой коллектив. В таких коллективах, которые копируют другие, нет индивидуальности, их творчество безлико, в таких обстоятельствах не может создаться ничего нового, а значит, нет смысла в существовании подобных коллективов. Основу репертуара ансамбля составляют народные песни, обработки народных песен, песни календарно-обрядового цикла и позаобрядовые песни (лирические, шуточные, балладные, солдатские, хороводные) а также песни белорусских авторов. Надо уметь найти их и приспособить к возможностям своего коллектива. При подборе репертуара руководителю надо учитывать диапазон и тесситурные данные участников. Также руководитель должен знать приёмы хоровой аранжировки и уметь ими пользоваться, разбираться в жанровых особенностях песни, чтобы не смешивать исполнительские приёмы, свойственные разным жанрам, и правильно применять их в концертной программе. Руководителя коллектива должно интересовать всё, что связано с этнографией края: приметы местного быта, особенности языка, старинные местные музыкальные инструменты, которые сохранились до наших дней, одежда и др.

Таким образом, для программы народно-певческих коллективов целесообразно подбирать репертуар по следующим критериям:

- во-первых, песня должна соответствовать исполнительскому стилю коллектива. Способы и формы исполнения народных песен во всех ансамблях различные. Это могут быть обработки народных песен в оригинальном и обработанном виде, авторские произведения, фольклор в обработанной и аутентичной манере (при постановке театрализованных праздников и обрядов) и т.д.

- во-вторых, песня должна соответствовать составу и возрастной категории участников.

- в-третьих, песня должна иметь высокохудожественную значимость. Руководителю не надо забывать, что этим мы воспитываем художественный вкус участников коллектива и зрительской публики. Не всё, что в народе, можно выносить на сцену. Часто в исполнении некоторых коллективов можно услышать в тексте песен малохудожественные или даже нецензурные высказывания, смехотворные жесты, выкрики, которые не имеют ничего общего со стилем народной песни.

- в-четвёртых, программа современного народно-певческого коллектива должна быть разнообразной и многожанровой. Хорошо иметь в программе несколько вокально-хореографических композиций, народных сцен, игр, где участники смогут показать не только певческое мастерство, но и актёрское, хореографическое. Это необходимо для выступлений на больших сценах, смотрах, конкурсах, фестивалях. Кроме того любой народно-певческий коллектив должен иметь в программе календарно-обрядовые песни – жнивные, колядные, купальские, весенние и др,, которые выполняются в виде «веночков» или сценок. Такие песни будут всегда уместны на народных праздниках, которые проводятся в нашей стране и за рубежом.

Учитывая опыт современной аудитории (его не надо путать со вкусом публики), желательно иметь в репертуаре широко известные народные песни, как в быстром темпе, так и медленные, лирические. Особое место в репертуаре ансамбля занимают хорошие народные песни a cappella, исполненные должным образом, а также современные песни о Беларуси, белорусском народе, песни патриотического звучания.

Также желательно иметь в репертуаре несколько небольших разнохарактерных номеров, которые при необходимости можно объединить в единую большую концертную программу из двух отделений. Непродуманный подбор репертуара приводит к разным недоразумениям, участники ансамбля чувствуют неуверенность, неловкость, дискредитируется имя коллектива и руководителя.

Руководитель народно-певческого коллектива должен быть обученным специалистом, постоянно повышать свой уровень образования и мастерства, влюблённым в народную песню, просвещённым музыкантом, который отлично знает песенное, музыкальное, хореографическое и драматическое искусство. Он должен помогать развитию и росту коллектива, которым руководит, работать на перспективу, отображать современные события жизни.

Народные хоры, ансамбли обычно поют без дирижёра. Функцию дирижёра выполняет запевала (он задаёт характер и темп произведения). Все подчиняются ему. Ансамбль народной песни может петь a cappella, под сопровождение баяна, ансамбля белорусских народных инструментов. В последнее время благодаря оснащению ДК современной аппаратурой ансамбль выступает также под записи фонограмм.

 

Методика проведения занятий:

1. Развитие специальных данных: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального воображения. Учитываются возрастные особенности при подборе доступного дидактического и методического материала.

2. Творческие задания на одноголосие и двух-трехголосие (импровизация попевок на заданный ритм).

3. Работы над певческими навыками. Необходим точный показ голосом.

4. Участие в музыкальных, театральных, фольклорных мероприятиях.

Для правильного исполнения необходимо:

- Проговаривать фразу в разговорной манере

- Проговаривать эту же фразу на распев

- Делать тоже на одном звуке в ритме песни, без выталкивания звука горлом

- Петь мелодию, прерываясь на разговорную речь

В работе над песней необходимо:

- Прочесть внимательно текст песни

- Выявить структуру и ритмические особенности

- Проанализировать жанровые особенности и обрядовую принадлежность

- Выбор действующих лиц и их роль в «предлагаемых обстоятельствах» и поведение персонажей

- Обдумать ход действия

- Спланировать хореографию, музыкальное сопровождение

- Обдумать художественное оформление

- Разучить текст песни и мотив с коллективом

- Объяснить свой творческий замысел коллективу

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.