Общая структура урока(занятия) профессионального обучения
Под структурой урока понимают определенную последовательность шагов, этапов процесса деятельности мастера и учащихся, направленных на выполнение учебно – производственных задач урока.Структура урока –совокупность элементов урока обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах.
Урок профессионального обучения в соответствии с темой и целями имеет свою последовательность и делится на различные структурные этапы (части), а каждый структурный этап урока включает в себя структурные элементы.
Рассматривая структуру урока профессионального обучения следует отметить, что урок состоит не из отдельных обособленных этапов (частей) и составных структурных элементов, а взаимосвязанных, последовательно группируемых по характеру деятельности мастера профессионального обучения и учащихся.
Структурными этапами (частями) урока профессионального обучения является:
Урок профессионального обучения может состоять из следующих этапов:
-организационный этап
-вводный этап
-основной этап
-заключительный этап
Каждый этап урока включает в себя следующие структурные элементы:
1. Организационный этап(вводный инструктаж) – 1-2 % времени занятия:
- выявление отсутствующих учащихся;
- проверка внешнего рабочего вида (соответствие одежды требованиям ТБ…);
- организация внимания и готовность учащихся к уроку.
Вводный инструктаж проводится перед началом изучения темы, подтемы или раздела программы. Назначение его – подготовить учащихся к сознательному выполнению учебно-производственных работ наиболее рациональными приемами, обеспечить соблюдение правил безопасности труда.
2. Вводный этап (часть) урока (занятия) – 12-15 % времени занятия:
- сообщение темы;
- ознакомление с целями;
- мотивация деятельности учащихся;
- повторение материала спец. предметов, теоретических предметов;
- показ и выполнение трудовых приемов, освоенных на предыдущих уроках (актуализация знаний, умений учащихся);
- инструктирование, формирование ориентировочной основы учебно-производственной деятельности по новой теме урока (показ, объяснение приемов, способов работы, показ техпроцесса, чертежей, инструкционно-технологических карт…);
- пробные выполнения изучаемых новых трудовых приемов, умений;
- объяснение приемов самоконтроля и контроля мастера;
- закрепление требований ТБ;
- определение и разъяснение заданий учащимися по выполнению операций, упражнений, учебно-производственных работ;
- сообщение норм времени, критериев оценок;
- организация рабочего места.
3. Основной этап(текущий инструктаж) урока – 70-80 % времени занятия:
Деятельность учащихся – выполнение упражнений, самостоятельная работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы…;
- самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований ТБ…;
- самостоятельная работа, выполнение учебно-производственных заданий.
Деятельность мастера п/о:
- мотивация учащихся по видам учебно-производственных работ;
- наблюдение;
- целевые обходы;
- индивидуальное инструктирование;
- коллективное инструктирование;
-закрепление с учащимися новых способов, приемов работы по выполнению операции или производственной работы;
- прием результатов работы;
- оценивание;
- определение дополнительных заданий сильным учащимся.
- анализ, самоанализ выполнения учебно-производственных работ или трудовых операций;
- разбор типичных ошибок, допущенных дефектов;
- анализ выполнения ТБ, норм времени;
- сообщение оценок;
- сообщение темы следующего урока;
- объяснение домашнего задания;
- уборка рабочих мест.
Заключительный инструктаж проводится мастером в форме активной беседы или краткого объяснения, содержащего анализ учебной работы в течение урока.
Определение содержания деятельности мастера на любом этапе урока зависит от темы, материальной базы, целей, методов обучения. Каждый этап (часть) урока п/о взаимосвязан, направлен на активное овладение профессиональными умениями, навыками, на развитие самостоятельности, интереса к профессии.
По каждому структурному этапу урока п/о мастер определяет количество, содержание и последовательность структурных элементов урока. Мастер п/о при подготовке к уроку должен руководствоваться следующими структурными требованиями:
- структура урока должна отражать логическую последовательность этапов;
- должна быть связь между структурными элементами урока;
- длительность каждого из них определяется содержанием материала, его ролью в достижении целей урока;
- не следует перегружать урок второстепенными структурными элементами;
- структура занятия должна быть гибкой, чтобы можно было использовать различные варианты структурных элементов в зависимости от реальных условий их проведения.