Коллективная форма познавательной деятельности учащихся
Совместное изучение.
Совместно можно изучать то, чего никто из двоих еще не знает. Оба напарника находятся в позиции изучающих. Предмет совместного изучения – это тексты третьего. В этом уже есть отличие изучения и обсуждения; предмет последнего вида работы – как тексты третьего, так и друг друга. Для изучения текстов разных стилей нужны разные техники: научные тексты требуют логической работы, художественные – понимания чувств, образов, ассоциаций автора. В свою очередь, необходимо разрабатывать специфические приемы для изучения разных по типу абзацев тех же научных текстов – фрагментов, отражающих понятия, абзацев, описывающих процессы или события, текстов-рассуждений.
Обучение.
Обучение в паре может быть организовано как в одну сторону, так и взаимно. Во время обучения участники выступают в разных позициях: один – обучающий, другой – обучаемый. За счет организованного взаимодействия второй становится носителем того, чем владеет первый. Таким образом, предмет обучения – информация (знания) или способы действования, которыми владеет напарник. Необходимые условия для осуществления взаимообучения: – Ученики, объединившиеся в пару, должны знать разные фрагменты содержания: один ученик знает одно, второй – другое. Обеспечить взаимообучение можно только на новом материале! – Эти фрагменты не должны зависеть друг от друга. – Обучать нужно малыми порциями. «Учитель» должен изложить небольшой фрагмент материала, затем удостовериться, понят ли он, и лишь убедившись, что фрагмент понятен «ученику», переходить к следующему.
Тренировка.
За счет работы в парах можно эффективно обеспечивать разные аспекты закрепления изученного материала. Когда важно довести действия до автоматизма, можно использовать взаимотренаж. В паре выделяются две позиции: тренера и тренирующегося. Цель взаимотренажа – инициировать учебные действия напарника, указывая при этом, верен его ответ или нет. Забота «тренера» – наличие действий у «тренирующегося» по решению задач (ответа на вопрос) и его ответ. Если «тренер» владеет материалом, то ему достаточно иметь только набор заданий. Однако взаимотренаж удобен тем, что позволяет использовать как средство даже тех учеников, которые пока не могут сами по некоторой теме проверить ход мысли напарника. Для этого необходим специальный дидактический материал с заданиями и готовыми ответами. Взаимотренаж можно использовать для закрепления всевозможного материала: можно упражняться в устном счете, заучивать таблицу умножения, формулы, сведения, факты, находить орфограммы, давать толкования понятиям и т.п.
Проверка.
Когда важно за счет закрепления получить не автоматизированные действия, а осознанные, то хорошо подходит такой вид работы в паре, как проверка. Она может быть взаимной или односторонней. При проверке в паре различаются две позиции: проверяющего и проверяемого. В отличие от тренажа проверка направлена не на ответ. Предмет проверки – содержание действий по решению задачи, вопроса: связка между логикой, ходом мысли по решению задачи и ответом. Отметим два достоинства такой проверки. Во-первых, в ходе комментирования, объяснения своих действий ученик часто сам обнаруживает ошибки. Во-вторых, проверка осуществляется «здесь и сейчас»; если ошибка обнаружена, то здесь же и исправляется, а не вдали от ученика.
Коллективная форма познавательной деятельности учащихся.
До недавнего прошлого – это наименее разработанная в дидактике форма организации познавательной
деятельности. Многие учебники педагогики или вообще умалчивают о ней, или стыдливо отделываются
двумя, тремя ничего не значащими фразами. И только сейчас, благодаря усилиям В.К. Дьяченко [49, 50, 51 и
др.], который разработал теоретические и технологические основы этой формы и провел большую
экспериментальную работу в школах многих областей и краев России, эта форма познавательной
деятельности начинает осваиваться многими учителями.
Что же собой она представляет?
В.К. Дьяченко совершенно справедливо, на наш взгляд, считает, что это такая форма, при которой
коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное
участие в обучении всех других его членов. «Если все члены коллектива обучают каждого, то такая учебная
работа есть коллективная. Но что значит, ВСЕ члены коллектива участвуют в обучении? Это значит, что и
каждый член группы (коллектива) выступает в качестве обучающего. Поэтому сущность коллективного
обучения может быть сформулирована так: ВСЕ обучают каждого, и каждый обучает всех». И далее. «При
коллективном обучении, если оно действительно коллективное, – то, что знает один, должны знать все. И с
другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого» [51, 67, 74].
В.К. Дьяченко следующим образом определяет признаки, характеризующие коллективную форму
познавательной деятельности учащихся.
Наличие у всех участников общей цели.
Между ее участниками имеет место разделение труда, функций и обязанностей.
Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи. Коллектив – это группа людей,
сотрудничающих друг с другом.
Участники работы привлекаются к учету и контролю за ее выполнением.
Работа каждого участника процесса приобретает общественную значимость.
Эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого.
Деятельность каждого участника занятий является общественно полезной. Налицо совпадение, полное
единство коллективных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше
я знаю сам. «Как можно больше спрашивать, – писал Я.А. Коменский, – спрошенное – усваивать, тому,
что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя.
Обучать – это значит все усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам или всякому желающему
слушать» [83].
Всей работой руководит педагог, а социальная активность учащихся проявляется непосредственно в учебных
занятиях, что является одним из важнейших условий формирования активной жизненной позиции каждого
ученика.
М.Н. Скаткин в своей книге «Проблемы современной дидактики» писал о том, что коллективная форма
организации познавательной деятельности учащихся – это «...общение учащихся в процессе обучения в
динамических парах и парах сменного состава» [179].
Итак, работа в парах. Здесь общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый опрашивает
каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов
группы. Наибольшее распространение в школе получила микрогруппа из 4-х человек, в которую
объединяются учащиеся соседних парт. В каждый момент половина учащихся говорит, а остальные
целенаправленно слушают, затем роли меняются. Это школа обучения каждого каждым.
А.С. Границкая в своей книге «Научить думать и действовать», где она обосновала целую адаптивную
систему обучения (АСО), основанную на использовании коллективной формы познавательной
деятельности, дает такую схему работы в различных парах:
Статическая пара
Для работы объединяются
учащиеся, сидящие за одной
партой
Динамическая паратакт 1 такт 2 такт З Для работы объединяются
учащиеся, сидящие за
соседними партами
Вариационная паратакт 1 такт 2 такт 3 В группе из 4-х человек каждый
работает то с одним, то с
другим, при этом происходит
обмен материалами, варианты
которых будут проработаны
каждым членом микрогруппы
Вариант более компактных схем
Статическая пара
Динамическая пара
Вариационная пара
Работа в динамических, вариационных парах демократична по своей сути. Каждый оказывается в
равных условиях. Каждый становится достаточно компетентным по своей части задания, может успешно
обучать каждого, контролировать независимо от уровня общей подготовленности. Каждый ученик здесь
непременно является то учеником, то учителем. Ближайшая цель каждого участника занятий: учить других
всему тому, что знаешь или изучаешь сам. Таким образом, деятельность каждого ученика становится
общественно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своих товарищей
по учебной работе. Подробнее об этой форме познавательной деятельности смотри [49, 82, 50, 51, 39].
Необходимо отметить, что формам организации познавательной деятельности принадлежит особое
место в реализации воспитательной функции урока.
Главный источник их воспитательной роли заключается в характере самопроявления личности при той
или иной форме. Лидерство или соучастие в работе коллектива, соревнование в темпах выполнения работы,
чувство ответственности за качество своего труда, увлеченность самостоятельным выполнением учебной
работы, горячая заинтересованность и многое другое – все это лишь отдельные примеры нравственного,
эстетического, в целом социального воспитания, обусловленного именно разумным сочетанием форм
организации познавательной деятельности учащихся [203].