1-АЯ ПОЛОВ. XIXВ. - ВРЕМЯ ОКОНЧАТ-ОГО СТАНОВЛЕНИЯ ИНДУСТРИ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ВЕДУЩИХ ЕВРОП. СТРАНАХ. ЭТОТ ПЕРИОД ХАР-ЗУЕТСЯ ОКОНЧАТЕЛЬНЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ПОЛИТ. ИДЕОЛОГИЙ, ПОЯВЛЕНИЕМ НОВЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.
ВЕДУЩЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИЕЙ ЭТОГО ВРЕМЕНИ СТАНОВИТСЯ ЛИБЕРАЛИЗМ (КОНСТАН, БЕНТАМ). ЕГО ОСНОВНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ ПРОВОЗГЛАШАЮТСЯ ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ, ЕЁ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ, СВОБОДА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ЭКО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НЕВМЕШАТЕЛЬСТВО ГОС-ВА В ЭКО, РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ И ДР. ПОСТЕПЕННО ЛИБЕРАЛЫ ЭВОЛЮЦИОНИРУЮТ ОТ ПРИЗНАНИЯ В КАЧЕСТВЕ ИДЕАЛА КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ К НОВОМУ ИДЕАЛУ – ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ С ВСЕОБЩИМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ПРАВОМ. ДЛЯ НИХ СТАНОВИТСЯ ХАРАКТЕРНЫМ ОТКАЗ ОТ РЕВОЛЮЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ. ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ПОЛИТ. МЫСЛИ ВНЕС ФРАНЦУЗСКИЙ ПОЛИТИК, ИСТОРИК ДЕ ТОКВИЛЬ, ПОДЧЕРКНУВШИЙ ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ СВОБОДОЙ И РАВЕНСТВОМ КАК ЛОЗУНГАМИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. ОН ОТМЕЧАЛ, ЧТО ТОРЖЕСТВО ИДЕОЛОГИИ РАВЕНСТВА ВЕДЕТ К УСИЛЕНИЮ ГОС-НОЙ ВЛАСТИ, ПРЕВРАЩЕНИЮ ОТДЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОСТОЙ ИНСТРУМЕНТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ВЛАСТЬЮ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СВОИХ ЦЕЛЕЙ.
В ЭТОТ ЖЕ ПЕРИОД ОФОРМЛЯЕТСЯ И ПОЛИТ. КОНСЕРВАТИЗМ. КОНКРЕТНЫЕ ИДЕИ, СОСТАВЛЯВШИЕ ЕГО СОДЕРЖАНИЕ МЕНЯЛИСЬ В ПРОЦЕССЕ ИСТОР.РАЗВИТИЯ, НО ОБЩИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧ.ПРИНЦИПЫ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ В ТЕ ГОДЫ ОСТАЮТСЯ ПО СЕЙ ДЕНЬ: СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИ СФОРМИРОВАВШИХСЯ ФОРМ ПОЛИТ.ЖИЗНИ, ОТРИЦАНИЕ РАВЕНСТВА ЛЮДЕЙ, ДЕМО ИНСТИТУТОВ И ПР. ТЕОРЕТИКАМИ КОНСЕРВАТИЗМА ЭТОГО ПЕРИОДА СЧИТАЮТСЯ ВОРДСВОРТ, КОЛРИДЖ И ДР.В 1 ПОЛ.XIX В. ЗАВЕРШАЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТ.ИДЕОЛОГИИ СОЦИАЛИЗМА (КОММУНИЗМА) (ФУРЬЕ, ОУЭН). СОЦИАЛИСТЫ ПОНИМАЛИ, ЧТО НИКАКИЕ ТЕОРИИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВА НЕ ИМЕЮТ ПРАВА НА СУЩ-ИЕ, ЕСЛИ НЕ ОТВЕЧАЮТ НА ? КАК ОБЕСПЕЧИТЬ НАИБОЛЕЕ МНОГОЧИСЛЕННОМУ ТРУДЯЩЕМУСЯ КЛАССУ ДОСТОЙНОЕ ЧЕЛА УЛОВИЯ ЖИЗНИ. В ИХ ТРУДАХ ДЕЛАЛСЯ АКЦЕНТ НА НЕОБХОДИМОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ СВОБОДЫ ОТ ЭКСПЛУАТАЦИИ, СВОБОДЫ ТРУДА, СПРАВЕДЛИВОСТИ И СОЦ. РАВЕНСТВА. ИДЕИ СОЦИАЛИЗМА ПОЛУЧИЛИ НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ В ТРУДАХ МАРКСА И ЭНГЕЛЬСА. ПО НИМ ГОС-ВО ПРОИСХОДИТ НЕ ОТ БОГА И НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РЕЗ-ТОМ ДОГОВОРА ЛЮДЕЙ, А ВЫСТУПАЕТ ПРОДУКТОМ КЛАССОВЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ И СЛУЖИТ ИНТЕРЕСАМ ЭКО-И ГОСПОДСТВУЮЩЕГО КЛАССА. ГОС-ВО, КОТ.ВЫРАЖАЕТ ИНТЕРЕСЫ БОЛЬШИНСТВА ЛЮДЕЙ, УЧРЕЖДАЕТСЯ ЧЕРЕЗ СОЦ-НУЮ РЕВОЛЮЦИЮ И В ПОСЛЕДСТВИИ ПЕРЕРАСТАЕТ В ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ. ВО 2-ОЙПОЛ.XIX В. ПРОЯВЛЯЮТСЯ И АНТИДЕМО ТЕНДЕНЦИИ ПОЛИТ. МЫСЛИ. НАПРИМЕР, ВОЗНИКАЕТ КОНЦЕПЦИЯ, СОГЛАСНО КОТ. ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ ФАКТОРАМИ В ВОЗНИКНОВЕНИИ И РАЗВИТИИ ПОЛИТ. ИНСТИТУТОВ ЯВЛЯЕТСЯ БОРЬБА РАЗЛИЧНЫХ РАС, ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР, ПРИВОДЯЩИЙ К ГОСПОДСТВУ ВЫСШЕЙ РАСЫ.ЧЕМБЕРЛЕН,.НИЦШЕ
СОЦ-ПОЛИТ.ИДЕИ БЕЛАРУСИ XVI-XIXВ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РБ.
НА ВЛИЯНИЕ ПОЛИТ МЫСЛИ В Б ОКАЗАЛИ ВЛИЯНИЕ СОЦ-ЭК ФАКТОРЫ, А ТАКЖЕ ИСТОР РАЗВИТИЕ, ОСОБЕННОСТИ ФОРМИР-Я НАЦ САМОСОЗНАНИЯ.
ПРОБЛЕМЫ СОЦ-ПОЛИТ ХАР-РА УЖЕ НАШЛИ ОТР-Е В ТРУДАХ МЫСЛИТЕЛЕЙ 12В. И ЗАКЛ-СЬ В ОБОСНОВАНИИ НЕОБХ-ТИ ФЕОД ГОС-ВА И УТВЕРЖДЕНИЯ ХРИСТ-ВА.В РАБОТАХ МЫСЛИТЕЛЕЙ 15-16ВВ. МНОГО ВНИМАНИЯ УДЕЛЯЕТСЯ ХАР-КЕ ПРАВ. РЕГУЛИР-Я ПОЛИТ ОТН-Й. НАИОЛЬШИЙ ИНТЕРЕС В ЭТОМ ПЛАНЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ТРУДЫ ЛЬВА САПЕГИ И СЫМОНА БУДНОГО, А ТАКЖЕ СТАТУТЫ ВКЛ. В ОТЛИЧИЕ ОТ ПРАВОСЛ-Х АКТОВ РУС ГОС-ВА, КОТОРЫЕ БЫЛИ НАПР-НЫ НА УКР-Е АБС-ОЙ ВЛАСТИ МОНАРХОВ, В СТАТУТАХ ВКЛ ВЛАСТЬ ВЕЛ КНЯЗЯ ОГР-СЬ ОГРАНИЧИВАЛАСЬ ПРЕДСТАВ-МИ ЗАКОНОДАТ-Х ОРГАНОВ. В ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ НА ПОЛИТ МЫСЛЬ Б-СИ ОКАЗАЛИ ВЛИЯНИЕ ИДЕИ ЕВРОП-ГО ГУМАНИЗМА. В ОТЛ-И ОТ ЗАПАДНО-ЕВР. МЫСЛИТЕЛЕЙ БЕЛ ГУМАНИСТЫ ОГР-ЛИ ИДЕЮ ИНДИВ СВОБОДЫ ИНТЕРЕСАМИ ОБЩ-ГО БЛАГА, Т.Е. ЛИЧНОСТЬ ОРИЕНТИР-СЬ НА СЛУЖЕНИЕ ОБЩ-ВУ.В ОБЩ-НО ПОРЛИТ МЫСЛИ 17-18ВВ. ВАЖНО МЕСТО ЗАНИМАЛА ПРОБЛЕМА ОРАЗВИТИЯ БЕЛ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.В 19В. В Б-СИ ПОЛУЧИЛИ РАСПР-Е ИДЕИ РЕВ-ДЕМОКРАТОВ. ОСНОВНЫЕ ИХ ИДЕИ БЫЛИ СОЗВУЧНЫ С РУС РЕВ-МИ-ДЕМОКРАТАМИ.НА РУБЕЖЕ 19-20ВВ. СОЦ-ПОЛИТ МЫСЛЬ Б-СИ ИСПЫТЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ С ОДНОЙ СТОРОНЫ ИДЕЙ МАРКСИЗМА, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ВЛИЯНИЕ ЗАП СОЦ-ДЕМОКРАТИИ.