Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Нормы мусульманского права в конституциях исламских республик современности

Двойнева К.Н.

На сегодняшний день в мире существует четыре исламских республики - суверенных государств с республиканской формой правления, где базой для законотворческой и любой иной деятельности являются законы шариата. К таким республикам относятся: Мавритания, Пакистан, Иран и Афганистан. Конституция – как основной закон, а также иные законы и нормативно-правовые акты этих государств, в основе своей, имеют формировавшееся на протяжении столетий, и практически не изменившееся под влиянием времени мусульманское право. Мусульманское право – это комплекс тесно взаимосвязанных, дополняющих друг друга норм, относящихся к различным видам социальных регуляторов, среди которых могут быть обнаружены как юридические, так и религиозные, нравственные правила поведения и обычаи [1, С. 74]. В отличие от мусульманского права, шариат (полный свод законов религии ислам) охватывает все области человеческого бытия, являясь основным ориентиром в жизни мусульманина от рождения, до самой смерти. В самом исламе содержатся, так называемые, «господствующие» законы, к которым относятся правила «не греши» и «не вреди», которые превалируют над всем «фикхом» – законом, содержащим в себе элементы мусульманского права [2, С. 80].

Конституции современных исламских республик содержат в себе положения о том, что приняты они во исполнение Божий воли и с соблюдением предписаний Священного Корана и сунны Пророка Мухаммада. Так, преамбула Исламской Республики Иран начинается с привидения одного из аятов Корана: «Мы посылали к вам посланников своих, которые несли вам ясные знаменья, и вместе с ними Книгу откровений и Весы (для замерения Добра и Зла), чтоб человек блюсти мог правосудье» Сура Железо, аят 25 [3, С. 571] .

Содержание каждой из четырех конституций весьма разнопланово. Так, конституция Мавритании, находившейся порядка ста лет под властью Франции, впитала в себя характерные особенности европейского конституционного законодательства, совместив их с исторически сложившейся религиозной традицией. Законодатель ставит в один ряд преданность Исламу и «принципам демократии» [4], определенных всеобщей декларацией прав человека и другими международными конвенциями, что можно рассматривать, как обозначение превалирующего характера светского права над религиозным. Однако, в Конституции Мавритании закреплены принципы, явно не характерные для конституций ведущих демократических стран мира. Например, ислам устанавливается в качестве государственной религии. Президентом может быть исключительно мусульманин. Конституцией признается Высший исламский совет, формируемый президентом и созываемый им для решения возникших религиозных противоречий. Использование «вакфа» (имущества, переданного духовенству в качестве пожертвования) защищается законом (статья 15).

Разительно от Конституции Мавритании отличаются Конституции Пакистана и Ирана. Статья 31 Конституции Пакистан [5], устанавливает «закят» (налог в пользу мусульманской общины) и ставит одной из целей своей политики его организацию. Согласно конституции, государство должно полностью искоренить «риба» (ростовщичество). По этому поводу имеется хадис, где утверждается, что заниматься ростовщичеством и получать процентную надбавку по тяжести греховной равно семидесяти «зина» (прелюбодеяниям) [6, С. 150]. В Парламент Пакистана в обязательном порядке входят улемы (мусульманские богословы), к остальным кандидатам предъявляется ряд требований, в том числе, исполнение всех предписаний ислама и достаточное знание об исламском учении. Важным государственным институтом является Федеральный Суд Шариата.

Согласно Конституции Ирана, её роль состоит в «создании условий для воспитания человека в духе исламских ценностей» [7]. Одной из обязанностей вооруженных сил страны, является ведение «джихада». Ислам подразумевает под словом «джихад» («священная война») не только осуществление военных действий («малый джихад»), но и борьбу человека со своими грехами по средствам молитвы («большой джихад»). Конституцией признается система мусульманских уголовных наказаний. Для защиты основ ислама и конституции от противоречий предусматривается наличие Совета по охране конституции и исламских норм, состоящий из факихов (мусульманских правоведов) (статья 91). Во главе Ирана, в отличие от других исламских республик, стоит не Президент, а Высший руководитель, являющийся в большей степени духовным лицом, и избираемый на эту должность пожизненно. Важное место в конституции отведено «умме» (мусульманской общине), под которой подразумевается все население Ирана, исповедующие ислам.

Конституция Афганистана – самая молодая из всех вышеупомянутых. При её создании были использованы откровенно прозападные идеи, зачастую не применимые к реалиям современного Афганистана. Помимо указания на обязанность президента исповедовать ислам, конституция не имеет сильно выраженного религиозного уклона. Конституция Афганистана, равно как и Конституция Ирана, содержит в себе текст обязательных клятв «Во имя Аллаха» [8], произносимых при вступлении в должностные полномочия главы государства и членов высших государственных органов.

Говоря о положениях соответствующих мусульманско-правовой доктрине и нормах, закрепленных в конституциях исламских республик, важно учитывать, что в них приведены лишь самые важные аспекты мусульманского миропонимания. Множество других положений, касающихся экономики и финансов, гастрономии, экологии, брачно-семейных отношений, особенностей судебной системы, уголовного и гражданского законодательства, берущих свое начало в богатой правовой культуре ислама, упоминаются вскользь или лишь подразумеваются в общеправовых положениях конституций.

Список литературы

1. Колесников П.М. Мусульманское право в правовых системах стран Ближнего Востока – М.: РПА Минюста России, 2012 – 158 с.

2. Муртаза Мутаххари. Правовой статус женщины в исламе. – Пер. с перс., примеч. М. Махшмулова. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2010 – 288 с.

3. Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. – 11-е изд. – М.: РИПОЛ классик, 2013 – 800 с.

4. Интернет-библиотека конституций// Конституция Исламской Республики Мавритания от 12 июля 1991 года [Электронный ресурс]: URL: http://worldconstitutions.ru/?p=65 (дата обращения: 17.10.2015г.)

5. Интернет-библиотека конституций// Конституция Исламской Республики Пакистан от 12 апреля 1973 года[Электронный ресурс]: URL: http://worldconstitutions.ru/?p=34 (дата обращения: 17.10.2015г.)

6. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. – СПб.: «ДИЛЯ», 2012 – 512 с.

7. Интернет-библиотека конституций// Конституция Исламской Республики Иран от 15 ноября 1979 года [Электронный ресурс]: URL: http://worldconstitutions.ru/?p=83 (дата обращения: 17.10.2015г.)

8. Интернет-библиотека конституций// Конституция Исламской Республики Афганистан от 14 декабря 2004 года [Электронный ресурс]: URL: http://worldconstitutions.ru/?p=24 (дата обращения: 17.10.2015г.)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.