К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов на постоянные
Заканчивается первичная дифференцировка нервных клеток ЦНС. Значительно развивается интеллект (абстрактное и ассоциативное мышление, логика), улучшается память, мелкая моторика (ребенок хорошо рисует, лепит, собирает мозаику), большее время может эффективно заниматься умственной работой. Расширяются внешние контакты ребенка, словарный запас составляет в 5 лет более 2000 слов, речь становится более выразительной благодаря использованию прилагательных и деепричастных оборотов. Игра дошкольника постепенно становится ролевой, ассоциативной («дочки-матери», «магазин», «больница»), он уже нуждается в сверстниках для организации активной и интересной деятельности, спешит завести друзей.
С 3-хлетнего возраста дети знают о своей половой принадлежности, а в более старшем возрасте, начинают проявляться различия в поведении мальчиков и девочек, предпочтения при выборе игр и занятий.
Для ребенка дошкольного возраста родители – главные люди на земле, их авторитет вне критики. В этом возрасте морально-нравственные взгляды ребенка формирует его семья (то, что сказала мама хорошо), там же приобретаются основные привычки (предпочтения в еде, виде отдыха, распорядок дня). Дети дошкольного возраста уже осознают, что пока очень беспомощны в этом большом мире без помощи взрослых, поэтому очень важно сформировать для ребенка привычный уклад жизни, где события им прогнозируемы (сначала завтрак, потом прогулка, затем игра). Это правило поможет снизить риск невротических расстройств и отклонений в поведении дошкольника, которые часто развиваются в этом возрасте.
С возрастом ассортимент пищевых продуктов и блюд на столе ребенка значительно расширяется и дошкольник уже питается за общим столом за исключением копченых, жареных, маринованных и острых блюд. Калорийность суточного рациона составляет около 2000 ккал при 4-х разовом питании. Продолжительность ночного сна составляет около 10 часов, дневного около 2 часов.
В дошкольном возрасте ребенок регулярно (не реже 1 раза в год) проходит профилактический осмотр с участие врачей специалистов, сдает анализы крови и мочи, делает прививки согласно календарю. Данной работой занимается участковая медсестра детской поликлиники, если ребенок не посещает ДДУ или медсестра детского сада. Они же дают ребенку и его родителям рекомендации по проведению закаливания, профилактике инфекционных и соматических заболеваний, витаминотерапии, способах стимуляции физического и нервно-психического развития, рациональном питании
Подготовка ребенка к поступлению в школу. 6-8 лет – оптимальный возраст для начала обучения в школе. Готовность ребенка к школьному обучению определяет медико-педагогическая комиссия. Основными функциональными (физиологическими) критериями готовности организма ребенка к обучению в школе являются:
1. Соответствие биологического возраста паспортному – рост ребенка в 4-5 коридорах центильной шкалы показателей физического развития; число постоянных зубов в 6 лет не менее 1. В 7 лет – не менее 4-х у мальчиков и 5-ти у девочек
2. Ребенок хорошо социально адаптирован: знает свою фамилию, имя, отчество, адрес, имена и профессии родителей и т.п.
3. Речь ребенка выразительная (находит не менее 5 определений любого предмета), без логопедических отклонений (произносит все звуки)
4. Хорошие показатели теста Керна-Иерасика: рисует человечка с прорисовыванием анатомических деталей ( пальчики, волосы) – абстрактное мышление; аккуратно и читаемо срисовывает фразу «Он ел суп» - мелкая моторика; хорошо развито пространственное восприятие - правильно срисовывает узор из точек
К группе риска по готовности к школьному обучению относятся дети с хроническими заболеваниями, особенно с частыми обострениями в течение года; при наличии функциональных отклонений (логоневроз, нарушение осанки, зрения, сосудистая дистония
Возможные проблемы ребенка и его родственников:
1. Дефицит знаний у родственников ребенка о рациональном питании, правильной организации распорядка дня ребенка
2. Нарушение потребности в двигательной активности из-за редкого пребывания ребенка на свежем воздухе, игровой деятельности
3. Отставания в физическом развитии ребенка из-за нерационального питания
4. Дефицит общения, отсутствие развивающих игрушек, времени на предметно-ролевые игры
5. Дефицит знаний у родственников ребенка о правилах гигиенического ухода за ребенком
6. Плохие санитарно-гигиенические условия в месте пребывания ребенка
7. Отсутствие или дефицит воспитания, формирования гигиенических навыков, правил поведения
8. Дезадаптация при поступлении в ДДУ
9. Дефицит знаний у родственников ребенка о невозможности оставлять его одного, выпускать из поля своего внимания
10. Жестокое обращение с ребенком
11. Отказ от иммунизации ребенка
12. Не готовность ребенка к школьному обучению
Сестринские вмешательства:
1. Информировать ребенка и его родственников о рациональном питании, организации правильного по возрасту распорядка дня, игровой деятельности, правилах проведения закаливающих мероприятий
2. Информировать родственников ребенка о правилах формирования навыков личной гигиены, самоухода, воспитательных моментах
3. Информировать родственников ребенка о принципах создания безопасной для него среды
4. Организация подготовки ребенка к поступлению в ДДУ
5. Рекомендации родителям ребенка по подготовке его к поступлению в ДДУ и мероприятиям по смягчению адаптации
6. Организация и проведение регулярных профилактических осмотров и вакцинаций ребенка
7. Информировать ребенка и его родственников о целях проведения вакцинаций
8. Контроль за соблюдением ребенком диеты, режима, обеспечением безопасной для него внешней среды, за адаптацией к ДДУ, санитарным состоянием ДДУ
9. Информировать родственников ребенка о критериях его готовности к обучению в школе
10. Рекомендации родителям по подготовке ребенка к школьному обучению
11. Наблюдение за ребенком с целью выявления признаков жестокого обращения и информирование социальных служб при обнаружении данной ситуации
Контрольные вопросы по теме:
1. Расскажите об особенностях развития ребенка раннего и дошкольного возраста
2. Перечислите основные требования к организации рационального питания и распорядка дня ребенка раннего и дошкольного возраста
3. Расскажите об основных правилах подготовки ребенка к поступлению в ДДУ
4. Какие Вы знаете мероприятия по смягчению адаптации ребенка при поступлении в ДДУ?
5. Расскажите о принципах формирования гигиенических навыков у ребенка дошкольного возраста
6. Назовите критерии готовности ребенка к школьному обучению