Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Перечень статей для рецензирования



ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО

Учебный год, 3 курс, 6 семестр

Направление 030600.62 - История

(профиль «Историческая политология»)

Очная форма обучения

Задание дополнительной части рейтинг-плана

Подготовка рецензии на статью, посвященную

Методологическим и теоретическим проблемам историографии

(от 1 до 5 рейтинговых баллов)

Подготовка рецензии на статью является заданием дополнительной части рейтинг-плана, студенты определяют необходимость выполнения задания самостоятельно.

В рамках данного задания предлагается познакомиться с одной из предложенных статей по методологическим и теоретическим проблемам историографии и в формате рецензии проанализировать авторскую концепцию.

Рецензия – это оценочный критический анализ научной работы (монографии, статьи, эссе, реферата, диссертации). Рецензирование предполагает, с одной стороны, краткое аналитическое воспроизведение взглядов автора научной работы на поставленную им проблему, а, с другой, развернутую и аргументированную формулировку отношения рецензента к основным идеям автора, интерпретацию основных положений рецензируемой работы в соответствии с взглядами и убеждениями рецензента. Рецензия является самостоятельным жанром научных произведений, поскольку носит аналитический характер, предполагает наличие у рецензента специальных знаний, требует творческого осмысления рецензируемой работы.

Структура рецензии, как правило, состоит из трех частей: обобщающей характеристики рецензируемого произведения, критического анализа и заключения. В первой части дается характеристика актуальности рецензируемой работы (в контексте общемировых и российских тенденций общественного развития, состояния общественного сознания, развития современной науки и т.п.), ее научно-познавательной значимости (ключевые концептуальные особенности работы, специфика авторской гипотезы, ее соотношение с общепринятыми подходами, методологическая направленность работы и т.п.), структурных особенностей рецензируемой работы, ее основных содержательных линий, используемой автором источниковой базы. Здесь же кратко характеризуются промежуточные и итоговые выводы, сделанные автором рецензируемой работы. Таким образом, первая часть рецензии призвана комплексно и схематично показать основное содержание рецензируемой работы, воспроизвести авторскую логику и концептуальную направленность произведения. Во второй части рецензии в формате замечаний приводятся оценочные суждения рецензента. Основанием замечаний могут быть концептуальные особенности рецензируемой работы, интерпретация автором тех или иных событий, логика изложения и структурная композиция работы, фактические неточности, стилистические погрешности и т.п. В заключительной части дается обобщающая оценка функциональной значимости рецензируемой работы, формулируются предложения по ее научно-практическому использованию. Рецензент может указать содержательные линии рецензируемой работы, требующие дальнейшего изучения, обратить внимание на те явления и процессы, анализ которых может быть полезным для раскрытия поставленных проблем.

Объем рецензии на статью, посвященную теоретическим проблемам историографии, должен составить примерно 2-3 страницы 12 шрифтом с одинарным интервалом (без учета титульного листа). Оформление титульного листа и технические характеристики текста типовые. Следует помнить, что рецензия должна носить авторский характер и при ее составлении недопустимо использование фрагментов из рецензий и аннотаций, опубликованных в научных изданиях или размещенных в Интернете. Цитирование рецензируемой научной работы оформляется по упрощенной схеме (библиографические ссылки не приводятся, номер страницы указывается в скобках после приведенного фрагмента текста).

Перечень статей для рецензирования

  1. Алеврас Н.Н. Предмет историографии: версии современной науки//Imagines mundi: Альманах исследований всеобщей истории ХVI-ХХ вв. № 7. – Екатеринбург, 2010. – Вып.4. Давыдова 302
  2. Алеврас H.H. «Своя игра»: историк вне «школьной» традиции или опыт персонального выбора в пространстве историографического быта//Мир историка: Историографический сборник. – Вып.4. – Омск, 2008. Ткаченко 303
  3. Алеврас Н.Н. Что такое «историографический быт»: из опыта разработки и внедрения историографической дефиниции//Историческая наука сегодня: Теория, методы, перспективы/Под ред. Л.П. Репиной. – М., 2011. Насретдинова 302
  4. Александров Е.П. Биография историка как предмет исследования: постановка проблемы//История и историки в контексте времени. – 2009. – № 6. Федорова 302
  5. Антощенко А.В. К новому пониманию предмета историографии//Пути познания истории России: новые подходы и интерпретации. – М., 2001. Погасий 301 гр.
  6. Бобкова М.С. Терминологический инструментарий исторической науки: к постановке проблемы//Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. – 2010. – Т.13. № 15. Старичкова 302
  7. Болебрух А.Г. Историография в ракурсе истории науки//Харківський історіографічний збірник. – Харків, 2010. – Вип.10. Сазонова 305
  8. Болебрух А.Г. История истории: муки повторной самоидентификации//Харківський історіографічний збірник. – Харків, 2008. – Вып.9. Осипов 304
  9. Вовк О.Б. Терминологические проблемы историографии: историографический факт и историографический источник//Харківський історіографічний збірник. – Харків, 2000. – Вип.4. Дергачев 304
  10. Володина Т.А. О расширении предмета историографических исследований (к постановке вопроса)//Проблемы источниковедения и историографии: Материалы II научных чтений памяти И.Д.Ковальченко. – М., 2000. Никитин Николай 301
  11. Володина Т.А. Учебники отечественной истории как предмет историографии: середина XVIII – середина XIX в.//История и историки: Историографический вестник. 2004. – М., 2005. Мурадова 304
  12. Гутнов Д.А. О школах в исторической науке//История мысли: Историография. – М., 2002. Орищин Сергей 301 гр.
  13. Дворниченко А.Ю. О периодизации и содержании курса русской историографии//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. – 2005. – Вып.4. Алексахин 304
  14. Дворниченко А.Ю. О преподавании дореволюционной отечественной историографии//Призвание – история: Сборник научных статей. К 55-летию профессора Ю.В. Кривошеева. – СПб., 2010. Пучкина 303
  15. Заболотный Е.Б., Камынин В.Д. К вопросу о функциях и месте историографических исследований в развитии исторической науки//Вестник Тюменского государственного университета. 2004. № 1. Трубникова 303
  16. Запрянова А.А. Типология источников историографического исследования//Харківський історіографічний збірник. – Харків, 2010. – Вип.10. Усов302
  17. Зверева Г.И. Обращаясь к себе: самопознание профессиональной историографии//Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. – Вып.1. – М., 1999.
  18. Зевелев А.И., Наумов В.Н. Историографический факт: критерии оценок и анализа//Вопросы истории. – 1980. – № 5. Дорогова Юлия 304
  19. Иллерицкая Н.В. Историки России XIX-ХХ вв. о содержании и эволюции предмета историографии//История и историки: Историографический вестник. 2007. – М., 2009. Колосова 303
  20. Иллерицкая Н.В. Историография в современном измерении//Теории и методы исторической науки: шаг в XXI век. – М., 2008. Карпов 302
  21. Иллерицкая Н.В. Историография как коммуникативный проект//Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2007. – № 1. Семина Анастасия, 301
  22. Иллерицкая Н.В. Современная историография: прогнозы на будущее//Будущее нашего прошлого/Отв. Ред. А.П. Логунов. – М., 2011. Драчева 304
  23. Иллерицкая Н.В. Что нас ждет за «поворотами» историографии?//Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2012. – № 4. Ромадинова 302
  24. Ипполитов Г.М. Историографический факт и историографический источник как категории исторической науки: непростая диалектика//Известия Самарского научного центра РАН. – 2013. – Т.15. – № 1. Макаров 303
  25. Ипполитов Г.М. Классификация источников в проблемно-тематических историографических исследованиях и некоторые методологические подходы к их анализу//Известия Самарского научного центра РАН. – 2011. – Т.13. – № 3(2). Гришанин Сергей 301
  26. Камынин В.Д. Теоретические проблемы историографии как научной и учебной дисциплины на рубеже XX-XXI столетий//Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2010. – Т.78. № 3. Рыжик 304
  27. Камынин В.Д., Цыпина Е.А. К вопросу о понятии «историографический факт» в современной историографической науке//Россия и мир: история и историография. – Вып.I. – Екатеринбург, 2006. Соломина 304
  28. Камынин В.Д., Цыпина Е.А. Проблема историографического источника в отечественной литературе//Запад, Восток и Россия: проблема исторического и историографического источника. – Вып.7. – Екатеринбург, 2005. Шилова 303
  29. Корзун В.П. Коммуникативное поле исторической науки: новые ракурсы историографического исследования//История и историки в пространстве национальной и мировой культуры XVIII–XXI веков: Сборник статей. – Челябинск, 2011. Шилова 303
  30. Корзун В.П., Рыженко В.Г. Поиск нового образа историографии в современном интеллектуальном пространстве//Мир Клио: Сборник статей в честь Л.П. Репиной. – Т.2. – М., 2007. Алитовская 303
  31. Любичанковский С.В. Методологические регулятивы историографического анализа//Вестник Оренбургского государственного университета. – 2004. – № 4. Бебнев 305
  32. Маловичко С.И. «Измельчение» исторической науки: актуальные историографические практики//Харківський історіографічний збірник. – Харків, 2008. – Вип.9. Аладина 301
  33. Маловичко С.И. История исторической науки: поиск методологического инструментария в период парадигмальных изменений//Харківський історіографічний збірник. – Харків, 2010. – Вип.10. Кирсанов 304
  34. Менщиков В.В. Историография и историописание: взаимодополняющие или конкурирующие понятия?//Терминология исторической науки. Историописание/Отв. Ред. М.С. Бобкова, С,Г. Мереминский. – М., 2010. Трубникова 303
  35. Менщиков В.В. Историография и историописание: нужен ли новый термин//Терминология исторической науки. Историописание/Отв. Ред. М.С. Бобкова, С,Г. Мереминский. – М., 2010. Мосалев 303
  36. Мереминский С.Г. Понятие «историописание», его содержание и границы//Терминология исторической науки. Историописание/Отв. Ред. М.С. Бобкова, С,Г. Мереминский. – М., 2010. Левина Ксения 301
  37. Михальченко С.И. Школы в исторической науке//Отечественная культура и историческая мысль XVIII–XX вв. – Брянск, 2004. – Вып.3. Плотникова 301
  38. Можаева Г.В., Мишанкина Н.А. Информационный потенциал историографического источника в свете теории информации//Открытый междисциплинарный электронный журнал «Гуманитарная информатика». –Вып.2. http://huminf.tsu.ru/e-jurnal/content/index.htm Новодержкин 301
  39. Можаева Г.В., Мишанкина Н.А. Контент-анализ историографического источника (к вопросу о междисциплинарности лингвистических методов)//Открытый междисциплинарный электронный журнал «Гуманитарная информатика». – Вып.4. http://huminf.tsu.ru/e-jurnal/content/index4.htm Киселев 303
  40. Муравьев В.А. История, исторический источник, историография, история исторического познания: размышления о смысле современных историографических исследований//Рубеж веков: проблемы методологии и историографии исторических исследований: Сборник статей. – Тюмень, 1999. Ткаченко 303
  41. Мягков Г.П. Историк в «своей» научной школе: проблема «внутришкольной» коммуникации//Историк на пути к открытому обществу. – Омск, 2002. Полатханова 302
  42. Нечкина М.В. История истории (некоторые методологические вопросы «исторической науки»)//История и историки. – М., 1965. Жегунова 303
  43. Погодин С.Н. Научные школы в исторических науках. (К постановке вопроса)//Клио. – 1998. – № 2(5). Горчакова 304
  44. Попова Т.Н. Историографическая наука: проблемы самоназвания//Харківський історіографічний збірник. – Харків, 2000. – Вип.4. Смирнов 302
  45. Попова Т.Н. Историография в контексте дисциплинарной истории//Историческая наука сегодня: Теория, методы, перспективы/Под ред. Л.П. Репиной. – М., 2011. Баранник 303
  46. Попова Т.Н. Историография в поисках своего обновления//Харківський історіографічний збірник. – Харків, 2008. – Вип.9. Суходальский 305
  47. Посохов С.И. Историография вчера, сегодня, завтра//Харкiвський iсторографiчний збiрник. – Харкiв, 2008. – Вип.9. Кофтунов
  48. Репина Л.П. Историко-историографическое исследование в контексте современной интеллектуальной культуры//История и историки в пространстве национальной и мировой культуры XVIII–XXI веков: Сборник статей. – Челябинск, 2011. Объедкова 304
  49. Репина Л.П. Проблемное поле и когнитивный потенциал современного историографического исследования//Историки в поиске новых смыслов: Сборник научных статей. – Казань, 2003. Тудос 305
  50. Рудковская И.Е. Историографическая компаративистика: возможные грани исследования//Историческая наука сегодня: Теория, методы, перспективы/Под ред. Л.П. Репиной. – М., 2011. Деревицкий 301
  51. Румянцева М.Ф. Парадигмальные механизмы современного историографического исследования//Харківський історіографічний збірник. – Харків, 2010. – Вип.10. Холин 302
  52. Сахаров А.М. Некоторые вопросы методологии историографических исследований//Вопросы методологии и истории исторических исследований. – М., 1977. Васильева Анна 304
  53. Сахаров А.М. О некоторых вопросах историографических исследований//Сахаров А.М. Методология истории и историография. – М., 1981. Кулинич 302
  54. Сахаров А.М. О предмете историографических исследований//Сахаров А.М. Методология истории и историография. – М., 1981. Гринкевич 302
  55. Сидорова Т.А. Историография как интеллектуальная история: проблемы междисциплинарности и контекста//Историческая наука сегодня: Теория, методы, перспективы/Под ред. Л.П. Репиной. – М., 2011. Сазанович 302
  56. Тихонов В.В. Методы историографии: современное состояние и перспективы//Сайт: историка Виталия Тихонова. URL: http://cliohvit.ru/view_post.php?id=41 Румянцева Екатерина 301
  57. Урсу Д.П. Историография как точная наука//Харківський історіографічний збірник. – Харків, 2010. – Вип.10. Маврина 302
  58. Чирков С.В. Об источниковедении историографии//Мир источниковедения: Сборник в честь С.О. Шмидта. – М.; Пенза, 1994. Стефачев 303
  59. Шаханов А.Н. К проблеме школ в российской исторической науке//Отечественная культура и историческая мысль XVIII–XX вв. – Брянск, 2004. – Вып.3. Стефачев 303
  60. Шикло А.Е. Современные проблемы изучения истории исторической науки//Проблемы источниковедения и историографии: Материалы II научных чтений памяти И.Д. Ковальченко. – М., 2000. Цуканова
  61. Шмидт С.О. Архивный документ как историографический источник//С.О.Шмидт. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии. – М., 1997. Семенов Максим 301
  62. Шмидт С.О. Некоторые вопросы источниковедения и историографии//С.О.Шмидт. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии. – М., 1997. Стрижак 301 гр.
  63. Шмидт С.О. Размышления об «историографии историографии»//Исторические записки. – М., 2005. – Вып.8(126). Адешкин 304

 

 

Разработчик: А.В. Клименко, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России.

 

Оценочное средство утверждено на заседании кафедры истории России (протокол № __ от __ января 2014 г.).

 

И.о. заведующего кафедрой истории России М.Ю. Лачаева

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

(МПГУ)

Исторический факультет

Кафедра истории России

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.