Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ внешней среды и ее влияния на подготовку и реализацию управленческих решений



 

Внешняя среда рассматривается как набор реально существующих явлений и процессов (далее — элементов), прямо или косвенно вли­яющих на деятельность компании, в том числе на уровень неопреде­ленностей и рисков при подготовке и реализации УР.

Внешняя среда для компаний имеет два кольца окружения: ближ­нее и дальнее. К ближнему относятся те элементы, отношения с которыми регламентируются двухсторонними договорами, соглаше­ниями или обязательствами по законодательству: клиенты, контро­лирующие организации, партнеры по бизнесу, финансово-кредит­ные учреждения, заинтересованные внешние физические и юриди­ческие лица, конкуренты, законодательная база в соответствующей области деятельности. К дальнему окружению компании относятся те элементы, которые находятся вне сферы ее непосредственного влияния:

• система ценностей и их приоритеты в обществе;

• социальное и политическое развитие населения;

• обычаи местного и международного делового оборота;

• политическая обстановка в стране и мире;

• налоговая система;

• экономическая обстановка в отрасли, стране и мире;

• социальная и экологическая ответственность;

• институциональная структура;

• природные катаклизмы;

• народные волнения;

• криминализация внешних связей.

Каждый из перечисленных элементов должен быть понятен ру­ководству компании для принятия адекватных мер. Рассмотрим эле­мент внешней среды «социальное и политическое развитие населе­ния». Информация о состоянии и функционировании этого элемен­та может быть представлена в упрощенном или очень подробном виде. В структуре этой информации какие-то важные сведения могут быть не учтены, а какие-то незначительные — могут быть даны очень обширно. Поэтому важно определить структуру сведений о состоя­нии и функционировании элементов внешней среды. В литературе обобщенно рассматриваются семь факторов, используемых при анализе элементов внешней среды для конкретной компании. К этим факторам относятся: конкурентные, международные, политические, рыночные, социальные, технологические и экономические. Таким образом, основным требованием к описанию элемента внешней среды должно быть наличие информации по конкретному фактору. Схематично структура описания любого элемента внешней среды должна иметь следующий вид:

 

Конкурентная Международная Политическая Рыночная
Социальная Технологическая Экономическая Прочие части

 

Конкурентная часть включает информацию о конкурентах и кли­ентах: бизнес-планы, сильные и слабые стороны, источники сырья и информации.

Международная часть заполняется информацией о реакциях об­щественности, политических деятелей и бизнеса на состояние соот­ветствующего элемента внешней среды.

Политическая часть состоит из сведений о внутренней страте­гии государства и ее отношении к соответствующему элементу внеш­ней среды.

Рыночная часть представляет информацию о положении соот­ветствующего элемента внешней среды на кривой жизненного цик­ла, интерес к данному элементу со стороны покупателей.

Социальная часть включает информацию о степени реализации социальных потребностей и интересов общества или общественных групп по данному элементу внешней среды.

Технологическая часть описывает достигнутые уровни техники и технологии, технической и экологической безопасности в рассмат­риваемом элементе внешней среды.

Экономическая часть состоит из информации о затратах, прибы­ли, прогнозах экономического характера функционирования рас­сматриваемого элемента внешней среды.

В прочей части указываются другие сведения, представляющие интерес для заказчика описания элемента внешней среды.

В результате каждая компания поданным частям описания внеш­ней среды сможет составить для себя объективную картину положи­тельных и отрицательных сторон ее влияния. Состояние каждого элемента может по-разному оцениваться для каждой компании — на одних этот элемент вообще не окажет влияния, а на других его влияние будет существенным. Влияние внешней среды на процесс ПРУР может быть оценено и поэлементно, и в целом.

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ БЛИЖНЕГО

ОКРУЖЕНИЯ КОМПАНИИ

Рассмотрим более подробно описание и параметры наиболее существенных элементов внешней среды ближнего окружения.

Клиенты — это лица, пользующиеся услугами компании или покупающие у нее какую-либо ее продукцию. Для потенциальных клиентов компании обычно формируют рекламные материалы.

Контролирующие организации — это налоговые, административ­ные, санитарные и другие надзирающие инспекции; пенсионные, медицинские, социальные и другие фонды; различные комиссии.

Заинтересованные внешние физические и юридические лица — это лица, заинтересованные в процветании компании исходя из своих личных или корпоративных интересов. К ним относятся члены се­мей работников компании, держатели ее ценных бумаг, пенсионе­ры, о которых дополнительно заботится компания; организации, чей бизнес существенно зависит от процветания компании (напри­мер, торговые, обслуживающие); вышестоящие материнские и дру­гие компании.

Общественность (общественное мнение) формирует в сознании населения отношение к компании и ее продукции.

Законодательная база в соответствующей области деятельности.

Конкуренты (конкуренция) — обязательный элемент рыночной экономики.

Партнеры по бизнесу — это участники какой-либо совместной с компанией деятельности, которая может реализовываться в форме аренды, партнерства, подряда, договора, финансовых и компенса­ционных сделок.

Финансово-кредитные учреждения — это организации, непосред­ственно участвующие в финансовом цикле компании. Они предназ­начены для выполнения расчетно-кассовых, ипотечных, кредитных и других операций.

Составим перечень необходимых частей описания элементов внешней среды ближнего окружения (табл. 57.1).

 

Таким образом, руководитель вправе потребовать от исполните­лей анализа элементов внешней среды ближнего окружения и пре­доставления материалов, указанных в таблице знаком «плюс». На поиск информации, отмеченной знаком «минус» не стоит терять времени и финансовых средств.

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ДАЛЬНЕГО

ОКРУЖЕНИЯ КОМПАНИИ

Рассмотрим более подробно описание и параметры наиболее су­щественных элементов внешней среды дальнего окружения. Система ценностей и их приоритеты в обществе. К системе ценностей относятся материальные, общественно-политические и духовные ценности, в том числе представление о добре, справедливости, свободе, вере и т.д. Этот набор может фор­мировать как положительную систему ценностей, так и отрицатель­ную. Руководитель компании должен ориентироваться в существующем раскладе ценностей и формировать совместимую с общественными нормами систему ценностей своей компании, включающую нормы нравственности, прогресс, культурное наследие, социальную ответственность.

Социальное и политическое развитие населения

Данное развитие может рассматриваться как процесс приближе­ния социальных и политических потребностей и интересов населе­ния к желаемому уровню. К социальным относятся потребности в информации, знаниях, общении, семье, творческом труде, само­выражении, отдыхе, к политическим — потребность в вере, патри­отизме, власти и управлении. Уровень социального и политического развития оценивается отношением людей к труду, друг к другу, ста­рикам, наркотикам, органам власти, экономической политике го­сударства.

Обычаи местного и международного делового оборота

Обычаи формируются на базе общепринятых норм цивилизован­ных отношений между участниками каких-либо соглашений, кото­рые не регулируются законодательными актами. Развитие обычаев осуществляется за счет прецедентов, стабильно вошедших в систе­му отношений. Прецедент — это случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для последующих подобного рода случаев. Прецедентное право имеется, например, в Велико­британии. К основным параметрам данного элемента относят:

• масштаб обычаев делового оборота;

• значение, придаваемое в обществе обычаям делового обо­рота;

• статистику соблюдения обычаев делового оборота в сфере деятельности компании;

• ответственность за нарушение обычаев делового оборота.

Политическая обстановка в стране и мире

Политическая обстановка в стране определяется деятельностью: органов государственного управления, характеризующей обще­ственный строй и экономическую структуру общества;

партийных организаций, общественных классов и группировок. Основными параметрами данного элемента являются:

• уровень доверия населения органам государственной власти;

• степень вовлеченности населения в реализацию главных про­грамм государственной власти;

• количество активных партий и общественных движений;

• степень интеграции страны с мировым сообществом.

Экономическая обстановка в отрасли, стране и мире Она зависит от финансово-хозяйственной деятельности органи­зации, структуры и состояния хозяйственной деятельности отрас­ли, страны или мирового региона. К основным параметрам данного элемента можно отнести:

• уровень ликвидности основных акций или облигаций;

• уровень стабильности экономической обстановки;

• продолжительность цикла спада-подъема;

• уровень инфляции;

• степень привлекательности для инвесторов.

Социальная и экологическая ответственность

Новый элемент в системе внешней среды. Характеризует гумани­тарную ответственность (в отличие от юридической) компаний и отдельных лиц за существенные отрицательные последствия реали­зованных управленческих решений, то есть за ущерб, причиненный людям или природе. Параметрами социальной и экологической от­ветственности являются:

• широта ответственности;

• временной интервал ответственности. Он может быть бес­срочным и на заданный срок. Например, на период выпол­нения определенного задания;

• придаваемое значение ответственности;

• вовлеченность персонала в долевую ответственность.

Институциональные структуры

Эти структуры состоят из обслуживающих компанию организа­ций, например, страховых, финансовых организаций, фондов, бирж, посреднических организаций, судов, охранных фирм и др. К основ­ным параметрам институциональных структур относятся:

• степень удовлетворения потребностей компаний в необхо­димых услугах;

• доступность услуг для пользователей.

Налоговая система

Определяет порядок расчета и организацию сборов обязательных платежей, взимаемых государством с физических и юридических лиц.

Характеризуется следующими основными параметрами:

• количеством налогов;

• уровнем налогообложения;

• характером стимулирования производства продукции;

• уровнем организации сбора налогов.

Природные и общественные катаклизмы

Данный элемент включает как форс-мажорные, так и характер­ные (часто повторяющиеся) природные или общественные анома­лии. К природным катаклизмам относятся землетрясения, пролив­ные дожди, ураганы, шаровые молнии и другие нарушения геомаг­нитной обстановки. К общественным — государственные переворо­ты, бандитские разборки.

Основными параметрами катаклизмов являются:

• характерный перечень природных и общественных катак­лизмов;

• частота повторений;

• характер и уровень ущерба, вызванного катаклизмами;

• уровень защитных мер по уменьшению возможного ущерба.

Народные волнения

Элемент связан с несоответствием общественно необходимого уровня удовлетворения Потребностей большинства Населения с реально существующим уровнем. Это касается материальных и соци­альных потребностей. Основными параметрами данного элемента являются:

• процент людей, живущих за чертой бедности;

• уровень и структура безработицы;

• наличие объединяющих целей или идей;

• уровень расслоения общества.

Криминализация внешних для компании связей

К данному элементу относится коррупция и рэкет как формы вымогательства чужих доходов (коррупция — это неявное, а рэкет — явное вымогательство). Коррупция имеет большее отношение к госу­дарственным чиновникам, так или иначе связанным с надзирательс­кой или контрольной деятельностью над компаниями. Коррупция встречается и среди служащих высших эшелонов власти в объедине­ниях организаций. Вымогательство путем шантажа или угроз также иногда замечается со стороны как государственных, так и частных преступных группировок. Основными параметрами для данного эле­мента являются:

• реальный прожиточный уровень большинства населения;

• объем теневого бизнеса;

• величина упущенной прибыли компании;

• моральный ущерб.

Каждый из перечисленных элементов в конкретный момент имеет определенное значение своих параметров. Внешняя среда формиру­ет набор приемлемых и (или) неприемлемых значений параметров этих элементов для руководителя, принимающего решения. В зави­симости от управленческой стратегии руководитель может:

• принимать и учитывать значения этих параметров как долж­ное в деятельности компании. При этом внешняя среда иг­рает роль пассивного ограничителя или ускорителя подготовки, реализаций УР и получения результата;

• лоббировать усиление или ослабление действий параметров внешней среды для своего бизнеса;

• заранее учитывать элементы внешней среды, добиваясь их положительного влияния на деятельность компании.

Одни и те же значения параметров элементов внешней среды по-разному влияют на деятельность компаний и на реализацию УР.

Составим перечень необходимых частей описания элементов внешней среды дальнего окружения (табл. 58.1).

Таким образом, руководитель вправе потребовать от исполните­лей анализа элементов внешней среды дальнего окружения и пре­доставления материалов, указанных в таблице знаком «плюс». На поиск информации, отмеченной знаком «минус» не стоит терять время и финансовые средства.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫX ПАРАМЕТРOВ ПРОЦЕССА АНАЛИЗА ЭЛЕМЕНТОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Для определения состояния внешней среды относительно ком­пании необходимо проанализировать 8 элементов ближнего и 11 элементов дальнего окружения внешней среды. Каждый элемент имеет до семи частей описания (от двух для элемента «обществен­ность» до семи для элементов «конкуренты, институциональная структура, криминализация связей»),

К основным параметрам процесса анализа элементов внешней среды относятся: объемность, сложность, подвижность, неопреде­ленность и коммуникабельность.

Объемность определяется числом элементов внешней среды, ко­торые в первую очередь должна учитывать компания при подготов­ке и реализации управленческих решений. Принято выделять боль­шую, среднюю и малую объемности. Большой объемности соответ­ствует 15—17 учитываемых в первую очередь элементов, средней объемности — 8—10 элементов и малой объемности — 3—5 элемен­тов. Большая объемность увеличивает точность оценки влияния внеш­ней среды на компанию, но при этом существенно увеличиваются затраты на проведение этого процесса. Малая объемность снижает точность, однако проведение такого анализа потребует относитель­но меньших затрат. Нулевая объемность недопустима для професси­онального управления.

Сложность определяется количеством анализируемых частей в каждом элементе внешней среды. Выделяют три уровня сложнос­ти: высокий, средний и низкий. Высокий уровень соответствует 100%-му охвату составных частей элемента. Например, для эле­мента «обычаи делового оборота» этот уровень соответствует ана­лизу б частей. Средний уровень составляет 60—70% анализируемых частей элемента. Низкий уровень соответствует 15—29%.

Подвижность (П) внешней среды определяется скоростью ис­кусственного или естественного изменения или обновления значе­ний параметров ее элементов:

П = к/т,

где К — количество измененных или обновленных значений параметров; Т — календарное время изменений или обновлений (месяц, год, 10 лет).

 

Выделяют большую и низкую подвижность. Основным критери­ем оценки подвижности является знакомство заинтересованного населения с параметрами элементов внешней среды. Если большин­ство этого населения знакомо и постоянно использует параметры элемента внешней среды, то это низкий уровень подвижности. Если большинство заинтересованного населения не успело познакомить­ся и применять новые значения параметров элементов внешней сре­ды, то это высокая подвижность. Постоянно высокая подвижность плохо влияет на состояние дел в компании. Большой подвижностью обладает законодательство России. В ряде стран законодательство имеет значительно меньшую подвижность. Так, в Австрии действует Общий гражданский кодекс, принятый в 1811 г., в Люксембурге — Закон о компаниях, принятый в 1915 г., в Финляндии — Закон об акционерном обществе, принятый в 1939 г.

Однако очень низкая подвижность сдерживает объективно необ­ходимые прогрессивные изменения.

Неопределенность, как уже отмечалось, характеризуется непол­нотой или неточностью информации о текущем и перспективном состоянии элементов внешней среды, например, информации о времени принятия новых законов и их содержании. Она обусловлена прежде всего ненадежностью источника информации, ошибками по ее обработке и т.д.

Коммуникабельность характеризуется уровнем отношений между частями одного элемента и элементами внешней среды между со­бой. Различают три уровня коммуникабельности: полное взаимодей­ствие, преимущественное взаимодействие и преимущественное про­тиводействие. Так, эффективные параметры конкурентной части элемента внешней среды могут мешать хорошей реализации эконо­мической части элемента.

Таким образом, части элементов и сами элементы внешней сре­ды могут быть в гармонии друг с другом, а могут и мешать друг другу.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.