Внешняя среда рассматривается как набор реально существующих явлений и процессов (далее — элементов), прямо или косвенно влияющих на деятельность компании, в том числе на уровень неопределенностей и рисков при подготовке и реализации УР.
Внешняя среда для компаний имеет два кольца окружения: ближнее и дальнее. К ближнему относятся те элементы, отношения с которыми регламентируются двухсторонними договорами, соглашениями или обязательствами по законодательству: клиенты, контролирующие организации, партнеры по бизнесу, финансово-кредитные учреждения, заинтересованные внешние физические и юридические лица, конкуренты, законодательная база в соответствующей области деятельности. К дальнему окружению компании относятся те элементы, которые находятся вне сферы ее непосредственного влияния:
• система ценностей и их приоритеты в обществе;
• социальное и политическое развитие населения;
• обычаи местного и международного делового оборота;
• политическая обстановка в стране и мире;
• налоговая система;
• экономическая обстановка в отрасли, стране и мире;
• социальная и экологическая ответственность;
• институциональная структура;
• природные катаклизмы;
• народные волнения;
• криминализация внешних связей.
Каждый из перечисленных элементов должен быть понятен руководству компании для принятия адекватных мер. Рассмотрим элемент внешней среды «социальное и политическое развитие населения». Информация о состоянии и функционировании этого элемента может быть представлена в упрощенном или очень подробном виде. В структуре этой информации какие-то важные сведения могут быть не учтены, а какие-то незначительные — могут быть даны очень обширно. Поэтому важно определить структуру сведений о состоянии и функционировании элементов внешней среды. В литературе обобщенно рассматриваются семь факторов, используемых при анализе элементов внешней среды для конкретной компании. К этим факторам относятся: конкурентные, международные, политические, рыночные, социальные, технологические и экономические. Таким образом, основным требованием к описанию элемента внешней среды должно быть наличие информации по конкретному фактору. Схематично структура описания любого элемента внешней среды должна иметь следующий вид:
Конкурентная
Международная
Политическая
Рыночная
Социальная
Технологическая
Экономическая
Прочие части
Конкурентная часть включает информацию о конкурентах и клиентах: бизнес-планы, сильные и слабые стороны, источники сырья и информации.
Международная часть заполняется информацией о реакциях общественности, политических деятелей и бизнеса на состояние соответствующего элемента внешней среды.
Политическая часть состоит из сведений о внутренней стратегии государства и ее отношении к соответствующему элементу внешней среды.
Рыночная часть представляет информацию о положении соответствующего элемента внешней среды на кривой жизненного цикла, интерес к данному элементу со стороны покупателей.
Социальная часть включает информацию о степени реализации социальных потребностей и интересов общества или общественных групп по данному элементу внешней среды.
Технологическая часть описывает достигнутые уровни техники и технологии, технической и экологической безопасности в рассматриваемом элементе внешней среды.
Экономическая часть состоит из информации о затратах, прибыли, прогнозах экономического характера функционирования рассматриваемого элемента внешней среды.
В прочей части указываются другие сведения, представляющие интерес для заказчика описания элемента внешней среды.
В результате каждая компания поданным частям описания внешней среды сможет составить для себя объективную картину положительных и отрицательных сторон ее влияния. Состояние каждого элемента может по-разному оцениваться для каждой компании — на одних этот элемент вообще не окажет влияния, а на других его влияние будет существенным. Влияние внешней среды на процесс ПРУР может быть оценено и поэлементно, и в целом.
ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ БЛИЖНЕГО
ОКРУЖЕНИЯ КОМПАНИИ
Рассмотрим более подробно описание и параметры наиболее существенных элементов внешней среды ближнего окружения.
Клиенты — это лица, пользующиеся услугами компании или покупающие у нее какую-либо ее продукцию. Для потенциальных клиентов компании обычно формируют рекламные материалы.
Контролирующие организации — это налоговые, административные, санитарные и другие надзирающие инспекции; пенсионные, медицинские, социальные и другие фонды; различные комиссии.
Заинтересованные внешние физические и юридические лица — это лица, заинтересованные в процветании компании исходя из своих личных или корпоративных интересов. К ним относятся члены семей работников компании, держатели ее ценных бумаг, пенсионеры, о которых дополнительно заботится компания; организации, чей бизнес существенно зависит от процветания компании (например, торговые, обслуживающие); вышестоящие материнские и другие компании.
Общественность (общественное мнение) формирует в сознании населения отношение к компании и ее продукции.
Законодательная база в соответствующей области деятельности.
Конкуренты (конкуренция) — обязательный элемент рыночной экономики.
Партнеры по бизнесу — это участники какой-либо совместной с компанией деятельности, которая может реализовываться в форме аренды, партнерства, подряда, договора, финансовых и компенсационных сделок.
Финансово-кредитные учреждения — это организации, непосредственно участвующие в финансовом цикле компании. Они предназначены для выполнения расчетно-кассовых, ипотечных, кредитных и других операций.
Составим перечень необходимых частей описания элементов внешней среды ближнего окружения (табл. 57.1).
Таким образом, руководитель вправе потребовать от исполнителей анализа элементов внешней среды ближнего окружения и предоставления материалов, указанных в таблице знаком «плюс». На поиск информации, отмеченной знаком «минус» не стоит терять времени и финансовых средств.
ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ДАЛЬНЕГО
ОКРУЖЕНИЯ КОМПАНИИ
Рассмотрим более подробно описание и параметры наиболее существенных элементов внешней среды дальнего окружения. Система ценностей и их приоритеты в обществе. К системе ценностей относятся материальные, общественно-политические и духовные ценности, в том числе представление о добре, справедливости, свободе, вере и т.д. Этот набор может формировать как положительную систему ценностей, так и отрицательную. Руководитель компании должен ориентироваться в существующем раскладе ценностей и формировать совместимую с общественными нормами систему ценностей своей компании, включающую нормы нравственности, прогресс, культурное наследие, социальную ответственность.
Социальное и политическое развитие населения
Данное развитие может рассматриваться как процесс приближения социальных и политических потребностей и интересов населения к желаемому уровню. К социальным относятся потребности в информации, знаниях, общении, семье, творческом труде, самовыражении, отдыхе, к политическим — потребность в вере, патриотизме, власти и управлении. Уровень социального и политического развития оценивается отношением людей к труду, друг к другу, старикам, наркотикам, органам власти, экономической политике государства.
Обычаи местного и международного делового оборота
Обычаи формируются на базе общепринятых норм цивилизованных отношений между участниками каких-либо соглашений, которые не регулируются законодательными актами. Развитие обычаев осуществляется за счет прецедентов, стабильно вошедших в систему отношений. Прецедент — это случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для последующих подобного рода случаев. Прецедентное право имеется, например, в Великобритании. К основным параметрам данного элемента относят:
• масштаб обычаев делового оборота;
• значение, придаваемое в обществе обычаям делового оборота;
• статистику соблюдения обычаев делового оборота в сфере деятельности компании;
• ответственность за нарушение обычаев делового оборота.
Политическая обстановка в стране и мире
Политическая обстановка в стране определяется деятельностью: органов государственного управления, характеризующей общественный строй и экономическую структуру общества;
партийных организаций, общественных классов и группировок. Основными параметрами данного элемента являются:
• уровень доверия населения органам государственной власти;
• степень вовлеченности населения в реализацию главных программ государственной власти;
• количество активных партий и общественных движений;
• степень интеграции страны с мировым сообществом.
Экономическая обстановка в отрасли, стране и мире Она зависит от финансово-хозяйственной деятельности организации, структуры и состояния хозяйственной деятельности отрасли, страны или мирового региона. К основным параметрам данного элемента можно отнести:
• уровень ликвидности основных акций или облигаций;
• уровень стабильности экономической обстановки;
• продолжительность цикла спада-подъема;
• уровень инфляции;
• степень привлекательности для инвесторов.
Социальная и экологическая ответственность
Новый элемент в системе внешней среды. Характеризует гуманитарную ответственность (в отличие от юридической) компаний и отдельных лиц за существенные отрицательные последствия реализованных управленческих решений, то есть за ущерб, причиненный людям или природе. Параметрами социальной и экологической ответственности являются:
• широта ответственности;
• временной интервал ответственности. Он может быть бессрочным и на заданный срок. Например, на период выполнения определенного задания;
• придаваемое значение ответственности;
• вовлеченность персонала в долевую ответственность.
Институциональные структуры
Эти структуры состоят из обслуживающих компанию организаций, например, страховых, финансовых организаций, фондов, бирж, посреднических организаций, судов, охранных фирм и др. К основным параметрам институциональных структур относятся:
• степень удовлетворения потребностей компаний в необходимых услугах;
• доступность услуг для пользователей.
Налоговая система
Определяет порядок расчета и организацию сборов обязательных платежей, взимаемых государством с физических и юридических лиц.
Характеризуется следующими основными параметрами:
• количеством налогов;
• уровнем налогообложения;
• характером стимулирования производства продукции;
• уровнем организации сбора налогов.
Природные и общественные катаклизмы
Данный элемент включает как форс-мажорные, так и характерные (часто повторяющиеся) природные или общественные аномалии. К природным катаклизмам относятся землетрясения, проливные дожди, ураганы, шаровые молнии и другие нарушения геомагнитной обстановки. К общественным — государственные перевороты, бандитские разборки.
Основными параметрами катаклизмов являются:
• характерный перечень природных и общественных катаклизмов;
• частота повторений;
• характер и уровень ущерба, вызванного катаклизмами;
• уровень защитных мер по уменьшению возможного ущерба.
Народные волнения
Элемент связан с несоответствием общественно необходимого уровня удовлетворения Потребностей большинства Населения с реально существующим уровнем. Это касается материальных и социальных потребностей. Основными параметрами данного элемента являются:
• процент людей, живущих за чертой бедности;
• уровень и структура безработицы;
• наличие объединяющих целей или идей;
• уровень расслоения общества.
Криминализация внешних для компании связей
К данному элементу относится коррупция и рэкет как формы вымогательства чужих доходов (коррупция — это неявное, а рэкет — явное вымогательство). Коррупция имеет большее отношение к государственным чиновникам, так или иначе связанным с надзирательской или контрольной деятельностью над компаниями. Коррупция встречается и среди служащих высших эшелонов власти в объединениях организаций. Вымогательство путем шантажа или угроз также иногда замечается со стороны как государственных, так и частных преступных группировок. Основными параметрами для данного элемента являются:
• реальный прожиточный уровень большинства населения;
• объем теневого бизнеса;
• величина упущенной прибыли компании;
• моральный ущерб.
Каждый из перечисленных элементов в конкретный момент имеет определенное значение своих параметров. Внешняя среда формирует набор приемлемых и (или) неприемлемых значений параметров этих элементов для руководителя, принимающего решения. В зависимости от управленческой стратегии руководитель может:
• принимать и учитывать значения этих параметров как должное в деятельности компании. При этом внешняя среда играет роль пассивного ограничителя или ускорителя подготовки, реализаций УР и получения результата;
• лоббировать усиление или ослабление действий параметров внешней среды для своего бизнеса;
• заранее учитывать элементы внешней среды, добиваясь их положительного влияния на деятельность компании.
Одни и те же значения параметров элементов внешней среды по-разному влияют на деятельность компаний и на реализацию УР.
Составим перечень необходимых частей описания элементов внешней среды дальнего окружения (табл. 58.1).
Таким образом, руководитель вправе потребовать от исполнителей анализа элементов внешней среды дальнего окружения и предоставления материалов, указанных в таблице знаком «плюс». На поиск информации, отмеченной знаком «минус» не стоит терять время и финансовые средства.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫX ПАРАМЕТРOВ ПРОЦЕССА АНАЛИЗА ЭЛЕМЕНТОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Для определения состояния внешней среды относительно компании необходимо проанализировать 8 элементов ближнего и 11 элементов дальнего окружения внешней среды. Каждый элемент имеет до семи частей описания (от двух для элемента «общественность» до семи для элементов «конкуренты, институциональная структура, криминализация связей»),
К основным параметрам процесса анализа элементов внешней среды относятся: объемность, сложность, подвижность, неопределенность и коммуникабельность.
Объемность определяется числом элементов внешней среды, которые в первую очередь должна учитывать компания при подготовке и реализации управленческих решений. Принято выделять большую, среднюю и малую объемности. Большой объемности соответствует 15—17 учитываемых в первую очередь элементов, средней объемности — 8—10 элементов и малой объемности — 3—5 элементов. Большая объемность увеличивает точность оценки влияния внешней среды на компанию, но при этом существенно увеличиваются затраты на проведение этого процесса. Малая объемность снижает точность, однако проведение такого анализа потребует относительно меньших затрат. Нулевая объемность недопустима для профессионального управления.
Сложность определяется количеством анализируемых частей в каждом элементе внешней среды. Выделяют три уровня сложности: высокий, средний и низкий. Высокий уровень соответствует 100%-му охвату составных частей элемента. Например, для элемента «обычаи делового оборота» этот уровень соответствует анализу б частей. Средний уровень составляет 60—70% анализируемых частей элемента. Низкий уровень соответствует 15—29%.
Подвижность (П) внешней среды определяется скоростью искусственного или естественного изменения или обновления значений параметров ее элементов:
П = к/т,
где К — количество измененных или обновленных значений параметров; Т — календарное время изменений или обновлений (месяц, год, 10 лет).
Выделяют большую и низкую подвижность. Основным критерием оценки подвижности является знакомство заинтересованного населения с параметрами элементов внешней среды. Если большинство этого населения знакомо и постоянно использует параметры элемента внешней среды, то это низкий уровень подвижности. Если большинство заинтересованного населения не успело познакомиться и применять новые значения параметров элементов внешней среды, то это высокая подвижность. Постоянно высокая подвижность плохо влияет на состояние дел в компании. Большой подвижностью обладает законодательство России. В ряде стран законодательство имеет значительно меньшую подвижность. Так, в Австрии действует Общий гражданский кодекс, принятый в 1811 г., в Люксембурге — Закон о компаниях, принятый в 1915 г., в Финляндии — Закон об акционерном обществе, принятый в 1939 г.
Однако очень низкая подвижность сдерживает объективно необходимые прогрессивные изменения.
Неопределенность, как уже отмечалось, характеризуется неполнотой или неточностью информации о текущем и перспективном состоянии элементов внешней среды, например, информации о времени принятия новых законов и их содержании. Она обусловлена прежде всего ненадежностью источника информации, ошибками по ее обработке и т.д.
Коммуникабельность характеризуется уровнем отношений между частями одного элемента и элементами внешней среды между собой. Различают три уровня коммуникабельности: полное взаимодействие, преимущественное взаимодействие и преимущественное противодействие. Так, эффективные параметры конкурентной части элемента внешней среды могут мешать хорошей реализации экономической части элемента.
Таким образом, части элементов и сами элементы внешней среды могут быть в гармонии друг с другом, а могут и мешать друг другу.