Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

III. Екатерининский период (1762 – 1796 гг.)

Зарубежная история образования и пед. мысли

Этапы развития и становления педагогики как науки

I этаппрактика воспитания(первобытное общество, древнейшие цивилизации) –

накопление опыта воспитания младшего поколения. Сущность первобытного воспитания – репродукция, новое поколение природным образом воспроизводит поколение предыдущее. В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности. Он не столько готовился к жизни в обществе (как стало позже), а прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к труду и быту. Тезис – «делай как я» – суть репродуктивного воспитания.

Зарождение организационных форм воспитания в странах Древнего Востока (Ассирия, Вавилония, Египет) и педагогической мысли (конфуцианство) в Китае.

II этап – педагогическая мысль (Античность, Средневековье) –

философско-теоретическое осмысление опыта воспитания человека. Определение сущности воспитания: античность – калокагатия – гармония духа и тела – гармоничное развитие человека; средневековье – воспитание истинного христианина и добродетельного человека; эпоха Возрождения – всестороннее и гармоничное развитие человека.

III этап – педагогическая наука (Новое и Новейшее время) –

с XVII века (роль Я. А. Коменского) отделение педагогики от философии, становление ее как самостоятельной науки, изучающей закономерности воспитания, обучения и образования подрастающего поколения, определение педагогических принципов, содержания образования, методов и форм организации педагогического процесса.

 

Отечественная история образования и педагогической мысли

В соответствии с периодизацией П. Ф. Каптерева выделяются три периода развития отечественной педагогической теории и практики с X – начало XX веков.

I период – ЦЕРКОВНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ (Х – ХУП вв.) – образование или «воспитательное обучение» определяет православная церковь. Воспитательная цель – «душеспасительность, стремление сделать людей лучше, научить их премудрости и страху Божию», в целом – «укрепление юношества в православии». Первые учителя – мастера грамоты.

II период – ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (ХУШ – середина Х1Х вв.) – открытие светских школ, «школа как государственная служба».

III период– ОБЩЕСТВЕННЫЙ (вторая половина Х1Х – начало ХХ вв.) – оформление общественно-педагогического движения, развитие общественной и частной инициативы в образовании.

Каждый из этих периодов включает предыдущий.

 

История отечественного образования и педагогической мысли

XVIII век

Начало государственного периода развития образования. I. Петровский период (1701 – 1728 гг.)

(Петр I умер в 1725 г., но при Екатерине I не было резких перемен)

Основные преобразования в области просвещения:

а) введение гражданского алфавита

б) создание первых светских школ (в частности, профессиональных)

в) возникновение периодической печати – 1-я газета «Ведомости»

г) открытие в Петербурге Академии наук (1725 г.)

д) открытие при АН университета в Петербурге и гимназии (1726 г.)

Выдающиеся деятели: Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, И. Т. Посошков.

II. Послепетровский период (1728 – 1762 гг.)

(Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна)

Образование и просвещение между «петровской реформой порядков» и «екатерининской реформой умов» было «дурным перепутьем».

а) складывается сословная система образования (в Петербурге в 1732 г. открывается 1-ый Сухопутный шляхетский кадетский корпус – закрытое сословное дворянское учебное заведение и др.)

б) открытие Московского государственного университета в 1755 г.

Выдающиеся деятели: М. В. Ломоносов.

III. Екатерининский период (1762 – 1796 гг.)

Эпоха просвещенного абсолютизма – переориентация с профессиональной на общеобразовательную школьную систему. Основная идея – формирование «новой породы людей», свободных от пороков современного общества, приоритет отдается – религиозно-нравственному воспитанию – «первенство сердца над разумом» (И.И. Бецкой).

а) 1764 г. - открытие Института благородных девиц (Смольный институт) – первое женское учебное заведение повышенного типа для девушек-дворянок, в 1765 г. – отделение для девушек-мещанок

б) просветительская деятельность Н. И. Новикова и создание первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума»

в) школьная реформа (1782-1786 гг.) – открытие Народных училищ 2-х типов для разночинцев: Малые народные училища и Главные народные училища.

г) создание Ведомства Учреждений Императрицы Марии (Федоровны) – орган управления системой учебно-воспитательных (преимущество женских), благотворительных и лечебных учреждений.

Выдающиеся деятели: И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович де Мириево.

XIX – начало XX века

I. Период 1802 – 1825 гг. – Александр I – либеральная школьная реформа, создание государственной системы образования (приходские, уездные училища, гимназии, университеты), открытие Царскосельского лицея (1811 г.). К концу правления постепенный отход от либерализма.

II. Период 1825-1855 гг. – Николай I – консервативный период и контрреформа в образовании. Идея «охранительного образования», главные идеологические принципы: православие, самодержавие, народность (С. С. Уваров). Педагогические взгляды А.И. Герцена, В.Г. Белинского.

Начало общественного периода развития образования

III. Период 1855 – конец 60-х годов – Александр II – общественно-либеральный период и реформирование системы образования. Развитие общественно-педагогического движения: эволюционно-гуманистическое направление – Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, Л.Н. Толстой и др. и революционно-демократическое направление – Н.Г. Чернышенвский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев.

 

IV. Период 1870-е гг. – 1894 г. – терроризм леворадикальных сил и постепенный отход от либерализма, Александр II убит 1 марта 1881 г. Александр III – консервативный период и контрреформа в образовании, возвращение к идеологической триаде: православие, самодержавие, народность. Образовательная политика министра народного просвещения – К. П. Победоносцева.

V. Период 1894-1917 гг. – Николай II (Временное правительство) – посте-пенный отход от консерватизма к либерализму. Активизация общественной и частной инициативы в образовании. Общественно-педагогическое движение «Новая (гуманистическая) педагогика». Нестабильная обстановка в стране (террор, русско-японская война, первая мировая война). Демократический проект реформирования отечественного образования (В.И. Чарнолуский, Г.А. Фальборк).

Выдающиеся деятели: П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель.

 

 

XX век

I этап – 1917– 1930 гг. – кардинальное реформирование (разрушение) системы отечественного образования. Создание «новой пролетарской школы». Политизация и идеологизация школы. Педагогическая инициатива и творчество в рамках марксистско-ленинской идеологии (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, В.Н. Сорока-Росинский).

II этап – 1931- 1953 гг. – сталинская контрреформа образования.

Концепция советской классовой школы:

1) изоляция от мировой педагогической теории и практики

2) самодостаточность

3) борьба с инакомыслием (классово-враждебной идеологией)

4) школа как средство политизации и идеологизации советского государства

5) приоритет классовых интересов в образовании над общечеловеческими

ценностями

6) культ личности Сталина.

Основные направления деятельности школы в годы ВОВ: участие учителей и школьников в боевых действиях, общественно полезная трудовая деятельность в помощь фронту, обучение и военно-патриотическое воспитание школьников. Создание Академии педагогических наук РСФСР (1943 г.).

 

III этап – 1954 – 1964 гг. – реформирование системы образования в период «оттепели» и «догоняющая модернизация» в сфере образования. Доминирование политехнического содержания образования. Закон (1958 г.) «Об укреплении связи школы с жизнью…». Начало педагогической инициативы и творчества В.А. Сухомлинского. Создание экспериментальной лаборатории по проблемам дидактики (Л.В. Занков).

IV этап – 1965 – 1985 гг. – своеобразная контрреформа – стабилизационно-модернизаторский характер развития системы образования. Дифференциация педагогической науки и практики на «официальную» (государственная идеология) и «неофициальную» (педагогическая общественность). Педагогическая и научно-исследовательская деятельность В.А. Сухомлинского. Новаторская педагогика сотрудничества: Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова, М. П. Щетинин и др. Новые направления в дидактике и методике: проблемное и развивающее обучение (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Школьная реформа 1984 г.

 

V этап – 1986 – начало ХХI в. – два периода:

 

1)1986- 1991 гг. – советская школа и педагогика – перестройка системы образования на основе принципов «гласности» и «демократии». Концепция преобразования общества и школы – «новое политическое мышление», переход от тоталитаризма демократическому обществу. Создание Временного научно-исследовательского коллектива – ВНИК «Школа» для разработки концепции новой образовательной политики.

 

2)1992 – начало XXI в. – российская школа и образование – реформирование системы образования на основе приоритета общечеловеческих ценностей. Закон об образовании (1992 г.). Личностно ориентированная модель образовательного процесса. Участие России в Болонском процессе.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.