I этап – практика воспитания(первобытное общество, древнейшие цивилизации) –
накопление опыта воспитания младшего поколения. Сущность первобытного воспитания – репродукция, новое поколение природным образом воспроизводит поколение предыдущее. В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности. Он не столько готовился к жизни в обществе (как стало позже), а прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к труду и быту. Тезис – «делай как я» – суть репродуктивного воспитания.
Зарождение организационных форм воспитания в странах Древнего Востока (Ассирия, Вавилония, Египет) и педагогической мысли (конфуцианство) в Китае.
II этап – педагогическая мысль (Античность, Средневековье) –
философско-теоретическое осмысление опыта воспитания человека. Определение сущности воспитания: античность – калокагатия – гармония духа и тела – гармоничное развитие человека; средневековье – воспитание истинного христианина и добродетельного человека; эпоха Возрождения – всестороннее и гармоничное развитие человека.
III этап – педагогическая наука (Новое и Новейшее время) –
с XVII века (роль Я. А. Коменского) отделение педагогики от философии, становление ее как самостоятельной науки, изучающей закономерности воспитания, обучения и образования подрастающего поколения, определение педагогических принципов, содержания образования, методов и форм организации педагогического процесса.
Отечественная история образования и педагогической мысли
В соответствии с периодизацией П. Ф. Каптерева выделяются три периода развития отечественной педагогической теории и практики с X – начало XX веков.
I период – ЦЕРКОВНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ (Х – ХУП вв.) – образование или «воспитательное обучение» определяет православная церковь. Воспитательная цель – «душеспасительность, стремление сделать людей лучше, научить их премудрости и страху Божию», в целом – «укрепление юношества в православии». Первые учителя – мастера грамоты.
II период – ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (ХУШ – середина Х1Х вв.) – открытие светских школ, «школа как государственная служба».
III период– ОБЩЕСТВЕННЫЙ (вторая половина Х1Х – начало ХХ вв.) – оформление общественно-педагогического движения, развитие общественной и частной инициативы в образовании.
Каждый из этих периодов включает предыдущий.
История отечественного образования и педагогической мысли
XVIII век
Начало государственного периода развития образования. I. Петровский период (1701 – 1728 гг.)
(Петр I умер в 1725 г., но при Екатерине I не было резких перемен)
Основные преобразования в области просвещения:
а) введение гражданского алфавита
б) создание первых светских школ (в частности, профессиональных)
в) возникновение периодической печати – 1-я газета «Ведомости»
г) открытие в Петербурге Академии наук (1725 г.)
д) открытие при АН университета в Петербурге и гимназии (1726 г.)
Выдающиеся деятели: Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, И. Т. Посошков.
II. Послепетровский период (1728 – 1762 гг.)
(Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна)
Образование и просвещение между «петровской реформой порядков» и «екатерининской реформой умов» было «дурным перепутьем».
а) складывается сословная система образования (в Петербурге в 1732 г. открывается 1-ый Сухопутный шляхетский кадетский корпус – закрытое сословное дворянское учебное заведение и др.)
б) открытие Московского государственного университета в 1755 г.
Выдающиеся деятели: М. В. Ломоносов.
III. Екатерининский период (1762 – 1796 гг.)
Эпоха просвещенного абсолютизма – переориентация с профессиональной на общеобразовательную школьную систему. Основная идея – формирование «новой породы людей», свободных от пороков современного общества, приоритет отдается – религиозно-нравственному воспитанию – «первенство сердца над разумом» (И.И. Бецкой).
а) 1764 г. - открытие Института благородных девиц (Смольный институт) – первое женское учебное заведение повышенного типа для девушек-дворянок, в 1765 г. – отделение для девушек-мещанок
б) просветительская деятельность Н. И. Новикова и создание первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума»
в) школьная реформа (1782-1786 гг.) – открытие Народных училищ 2-х типов для разночинцев: Малые народные училища и Главные народные училища.
г) создание Ведомства Учреждений Императрицы Марии (Федоровны) – орган управления системой учебно-воспитательных (преимущество женских), благотворительных и лечебных учреждений.
Выдающиеся деятели: И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович де Мириево.
XIX – начало XX века
I. Период 1802 – 1825 гг. – Александр I – либеральная школьная реформа, создание государственной системы образования (приходские, уездные училища, гимназии, университеты), открытие Царскосельского лицея (1811 г.). К концу правления постепенный отход от либерализма.
II. Период 1825-1855 гг. – Николай I – консервативный период и контрреформа в образовании. Идея «охранительного образования», главные идеологические принципы: православие, самодержавие, народность (С. С. Уваров). Педагогические взгляды А.И. Герцена, В.Г. Белинского.
Началообщественного периодаразвития образования
III. Период 1855 – конец 60-х годов – Александр II – общественно-либеральный период и реформирование системы образования. Развитие общественно-педагогического движения: эволюционно-гуманистическое направление – Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, Л.Н. Толстой и др. и революционно-демократическое направление – Н.Г. Чернышенвский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев.
IV. Период 1870-е гг. – 1894 г. – терроризм леворадикальных сил и постепенный отход от либерализма, Александр II убит 1 марта 1881 г. Александр III – консервативный период и контрреформа в образовании, возвращение к идеологической триаде: православие, самодержавие, народность. Образовательная политика министра народного просвещения – К. П. Победоносцева.
V. Период 1894-1917 гг. – Николай II (Временное правительство) – посте-пенный отход от консерватизма к либерализму. Активизация общественной и частной инициативы в образовании. Общественно-педагогическое движение «Новая (гуманистическая) педагогика». Нестабильная обстановка в стране (террор, русско-японская война, первая мировая война). Демократический проект реформирования отечественного образования (В.И. Чарнолуский, Г.А. Фальборк).
I этап – 1917– 1930 гг. – кардинальное реформирование (разрушение) системы отечественного образования. Создание «новой пролетарской школы». Политизация и идеологизация школы. Педагогическая инициатива и творчество в рамках марксистско-ленинской идеологии (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, В.Н. Сорока-Росинский).
II этап – 1931- 1953 гг. – сталинская контрреформа образования.
Концепция советской классовой школы:
1) изоляция от мировой педагогической теории и практики
2) самодостаточность
3) борьба с инакомыслием (классово-враждебной идеологией)
4) школа как средство политизации и идеологизации советского государства
5) приоритет классовых интересов в образовании над общечеловеческими
ценностями
6) культ личности Сталина.
Основные направления деятельности школы в годы ВОВ: участие учителей и школьников в боевых действиях, общественно полезная трудовая деятельность в помощь фронту, обучение и военно-патриотическое воспитание школьников. Создание Академии педагогических наук РСФСР (1943 г.).
III этап – 1954 – 1964 гг. – реформирование системы образования в период «оттепели» и «догоняющая модернизация» в сфере образования. Доминирование политехнического содержания образования. Закон (1958 г.) «Об укреплении связи школы с жизнью…». Начало педагогической инициативы и творчества В.А. Сухомлинского. Создание экспериментальной лаборатории по проблемам дидактики (Л.В. Занков).
IV этап – 1965 – 1985 гг. – своеобразная контрреформа – стабилизационно-модернизаторский характер развития системы образования. Дифференциация педагогической науки и практики на «официальную» (государственная идеология) и «неофициальную» (педагогическая общественность). Педагогическая и научно-исследовательская деятельность В.А. Сухомлинского. Новаторская педагогика сотрудничества: Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова, М. П. Щетинин и др. Новые направления в дидактике и методике: проблемное и развивающее обучение (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Школьная реформа 1984 г.
V этап – 1986 – начало ХХI в. – два периода:
1)1986- 1991 гг. – советская школа и педагогика – перестройка системы образования на основе принципов «гласности» и «демократии». Концепция преобразования общества и школы – «новое политическое мышление», переход от тоталитаризма демократическому обществу. Создание Временного научно-исследовательского коллектива – ВНИК «Школа» для разработки концепции новой образовательной политики.
2)1992 – начало XXI в. – российская школа и образование – реформирование системы образования на основе приоритета общечеловеческих ценностей. Закон об образовании (1992 г.). Личностно ориентированная модель образовательного процесса. Участие России в Болонском процессе.