Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Функции органов управления



 

В акционерном обществе «ТЭКстрой Инжиниринг» высшим органом управления является общее собрание акционеров.

Статья 47 ФЗ «Об акционерных обществах» устанавливает общие положения, которые касаются статуса общего собрания участников АО.[17]

Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. Собрание - волеобразующий орган; при этом Закон регламентирует отдельные аспекты, касающиеся формирования и выражения этим органом воли (которая рассматривается как воля общества). Так, собрание может принять к своему рассмотрению только те вопросы, которые названы в Законе об АО (это установлено п. 3 ст. 48 Закона); повестка дня собрания разрабатывается и утверждается советом директоров, причем в соответствии с п. 6 ст. 49 Закона общее собрание акционеров не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня, а также изменять повестку дня; некоторые вопросы собрание компетентно решать исключительно по предложению совета директоров (иное может быть установлено уставом общества) в соответствии с п. 3 ст. 49 Закона об АО. Кроме того, собрание не имеет права пересматривать решения, принятые в рамках компетенции советом директоров либо исполнительным органом общества.

Собрание состоит из акционеров, обладающих как обыкновенными, так и привилегированными акциями (из последних - только в случаях, указанных в Законе, например, при принятии решений о реорганизации и ликвидации общества.

Посредством голосования на общем собрании акционеры реализуют свое корпоративное право на участие в управлении. Цель общего собрания - формирование воли общества; совет директоров и исполнительный орган общества осуществляют реализацию этой воли.

Общее собрание не функционирует постоянно. Закон предусматривает два типа общих собраний - годовое (очередное) и внеочередное.

Годовое собрание должно быть обязательно проведено. Эти сроки устанавливаются уставом с определенными ограничениями - не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 6 месяцев после окончания финансового года. Представляется, что из этих сроков следует исходить и в случаях, когда устав не содержит каких-либо положений о сроке проведения годового собрания.

Вопрос о повестке дня годового общего собрания решается особым образом. С одной стороны, оно может рассматривать любой вопрос, отнесенный к его компетенции (в соответствии с решением совета директоров), с другой - ряд вопросов на этом собрании должен быть рассмотрен обязательно. Это следующие вопросы:

- избрание совета директоров (наблюдательного совета) общества - члены этого органа избираются на срок до следующего годового общего собрания; если оно не состоится, то в соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 66 Закона полномочия совета директоров прекращаются, за исключением полномочий по подготовке, созыву, проведению общего собрания акционеров;

- избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества;

- утверждение аудитора общества;

- утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках (счетов прибылей и убытков) общества;

- распределение прибыли, в том числе выплата (объявление) дивидендов, и убытков общества по результатам финансового года - вопрос об объявлении и выплате дивидендов рассматривается в ст. 42 Закона об АО; последствия непринятия соответствующего решения по привилегированным акциям установлены п. 5 ст. 32 Закона об АО.

Таким образом, в результате принятых общим собранием решений формируется его оценка деятельности исполнительных органов, подводятся итоги функционирования общества в течение года.

Внеочередными являются собрания, проводимые помимо годового; их созыв не обязателен. Инициатива в проведении внеочередного собрания может исходить от совета директоров, ревизионной комиссии (ревизора), аудитора, акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10% голосующих акций на дату предъявления требования; вопросы сроков и порядка проведения внеочередного собрания решаются ст. 55 Закона об АО.

Закон об АО не предъявляет обязательных требований к повестке дня внеочередного общего собрания, из этого следует, что на нем могут быть рассмотрены любые вопросы, в том числе и названные в числе обязательных для рассмотрения годовым общим собранием.

Статья 48 Закона об АО посвящена регламентации компетенции общего собрания акционеров; ее нормы перечисляют вопросы исключительной компетенции этого органа, а также устанавливают наиболее общие параметры применения соответствующих положений (отметим, что термин "исключительная компетенция" новая редакция Закона не сохраняет).

Перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания, не является исчерпывающим - как сказано в подп. 20 п. 1 статьи 48, общее собрание может решать иные вопросы, предусмотренные Законом об АО.

Эта норма дополняется нормой п. 3 комментируемой статьи, которая содержит прямой запрет рассмотрения и принятия решений общим собранием по вопросам, не отнесенным к его компетенции Законом об АО. Из этого следует, что любое подобное решение и все, совершенные на его основании действия, не будут иметь юридической силы.[18]

В качестве примера решений, принятие которых отнесено к компетенции общего собрания, можно привести нормы п. 2 ст. 33, п. п. 3, 4 ст. 39, п. 3 ст. 85 Закона об АО и др.

Еще одним органом управления АО «ТЭКстрой Инжиниринг» является совет директоров.

Статья 64 Закона об АО регламентирует общие положения, касающиеся статуса совета директоров. В российском гражданском праве термины «совет директоров» и «наблюдательный совет» используются как синонимы.

Таким образом, по общему правилу в АО принята трехзвенная система управления. Компетенция совета директоров подробно определена в ст. 65 Закона об АО (следует отметить, что перечень вопросов компетенции не является исчерпывающим); данный орган имеет контрольные, управленческие полномочия, осуществляет планирование деятельности общества, реализует волю высшего органа общества - общего собрания, при этом в силу п. 3 ст. 48 Закона об АО общее собрание не имеет права рассматривать и принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции совета директоров.[19]

Основной функцией совета директоров является осуществление общего руководства деятельностью общества. Компетенция данного органа ограничена компетенцией общего собрания: совет директоров не вправе принимать к рассмотрению и принимать решения по вопросам, которые в соответствии с Законом об АО отнесены к ведению общего собрания. Эти вопросы названы в ст. 48 Закона; при этом следует учитывать, что некоторые положения ст. 48 Закона допускают передачу (на основании указания в уставе) некоторых вопросов компетенции общего собрания на рассмотрение совета директоров (например, подпункты 6, 8 п. 1 ст. 48 Закона). Кроме того, некоторые вопросы совет директоров может решать одновременно с общим собранием, например, в силу п. 3 ст. 85 Закона об АО как общее собрание, так и совет директоров имеют право в любое время инициировать проведение проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности общества.[20]

Поскольку одним из параметров компетенции совета директоров является организация общих собраний (принятие решения о созыве собрания, определение повестки дня собрания - подпункты 2, 3 ч. 2 п. 1 ст. 65 Закона), то в отсутствие совета директоров необходимо определить, какое лицо либо орган решают указанные вопросы. Ч. 2 п. 1 комментируемой статьи содержит императивное указание на то, что положение о лице либо органе, к компетенции которых относится решение вопросов о проведении общего собрания и об утверждении его повестки дня, должны содержаться в уставе общества. При этом Закон не содержит указания на какие-либо ограничивающие параметры, что влечет проблемы на практике, в частности, нет ответа на вопрос о том, может ли устав предоставлять указанное право самому общему собранию? В качестве аргументации отрицательного ответа на этот вопрос можно привести норму п. 6 ст. 49 Закона, в соответствии с которой общее собрание не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня, а также изменять повестку дня. Контраргументы могут быть следующие:

- в комментируемой статье не рассматривается вопрос о выходе за пределы повестки дня и об изменении повестки дня, а говорится о субъекте, эту повестку дня разрабатывающем (если в соответствии с уставом это само общее собрание);

- нормы комментируемой статьи, касающиеся АО без советов директоров, могут рассматриваться как регламентирующие специальную ситуацию, не охватываемую общими положениями п. 6 ст. 49 Закона об АО.

Очевидно, что указание на общее собрание как орган, исполняющий все функции совета директоров (в том числе по организации собрания), далеко не всегда оправданно.

Однако возможны ситуации, когда в качестве указанных субъектов названо несколько органов, в т.ч. общее собрание.

Ряд проблем, возникающих в АО, не имеющих совета директоров, связан с ответом на вопрос о соотношении норм комментируемой статьи и иных норм Закона.[21] В частности, рассмотрим проблему соотношения с нормами ст. 55 Закона (которая предоставляет право инициировать созыв собрания, а в некоторых случаях и провести его помимо совета директоров ревизионной комиссии (ревизору) общества, аудитору общества, акционерам - владельцам не менее чем 10% голосующих акций общества). Может ли в уставе быть указан иной орган, имеющий право в отсутствие совета директоров инициировать общее собрание? Ответ на этот вопрос представляется положительным - например, устав может содержать указание на единоличный исполнительный орган. Далее возникает вопрос: имеют ли право лица, указанные в п. 1 ст. 55 Закона, обращаться к этому органу с требованием провести собрание, а также в соответствии с п. 8 ст. 55 Закона проводить собрание самостоятельно? С одной стороны, на этот вопрос можно ответить положительно, т.к. орган или лицо, указанные в уставе, будут исполнять функции совета директоров, с другой стороны, из буквального толкования рассмотренных норм Закона положительный ответ на поставленные вопросы не следует.

Еще одна проблема - соотношение норм статьи 55 Закона об АО и п. 3 ст. 49 Закона об АО, в котором сказано, что по некоторым вопросам решения собрания могут быть приняты только по предложению совета директоров, если иное не установлено уставом общества. Представляется, что если устав содержит указание на какой-либо орган либо лицо, уполномоченные инициировать названные в п. 3 ст. 49 Закона об АО решения, то эти положения устава должны распространяться и на случаи отсутствия совета директоров; если же устав подобных указаний не содержит, то инициировать решение названных вопросов может субъект, формирующий повестку дня (отметим, что по данным вопросам возможна аргументация и иных позиций).[22]

Закон может содержать прямое указание на то, какой именно орган осуществляет определенные функции в отсутствие совета директоров. Так, в п. 4 ст. 88 Закона об АО установлено, что годовой отчет общества предварительно утверждается советом директоров, а в случае его отсутствия - лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества.

Общее собрание определяет и размер выплат (вознаграждения, компенсации), при этом Закон каких-либо параметров определения объема выплат не содержит, т.е. общее собрание может принять решение о компенсации расходов в меньшем объеме, нежели они реально понесены.[23]

Вопрос о вознаграждении членам совета директоров особенно актуален, если речь идет о профессиональном исполнении ими своих обязанностей. При необходимости привлечь высококвалифицированных управленцев общее собрание может утвердить размер вознаграждения, исходя из которого с членами совета директоров будут заключаться договоры (по своей сути это договоры об оказании услуг). Отметим, что заключение договора не является обязательным и далеко не всегда используется на практике, особенно если членами совета директоров являются сотрудники АО (в такой ситуации вопросы, касающиеся вознаграждения и компенсации расходов, могут быть решены трудовым договором).

В компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества входит решение вопросов общего руководства деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров.

К компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся следующие вопросы:

1) определение приоритетных направлений деятельности общества;

2) созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 статьи 55 закона об АО;

3) утверждение повестки дня общего собрания акционеров;

4) определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и другие вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;

5) увеличение уставного капитала общества путем размещения обществом дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций, если уставом общества в соответствии с Законом об АО это отнесено к его компетенции;

6) размещение обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Законом об АО;

7) определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения и выкупа эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Законом об АО;

8) приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Законом об АО;

9) образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества это отнесено к его компетенции;

10) рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора;

11) рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;

12) использование резервного фонда и иных фондов общества;

13) утверждение внутренних документов общества;

14) создание филиалов и открытие представительств общества;

15) одобрение крупных сделок в случаях, предусмотренных Законом об АО;

16) одобрение сделок, предусмотренных Законом об АО;

17) утверждение регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним;

18) иные вопросы, предусмотренные Законом об АО.

Вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества.

Иные вопросы, решения по которым полномочен выносить совет директоров, могут быть названы, во-первых, Законом об АО (но не иными федеральными законами и правовыми актами), во-вторых, уставом общества.[24]

В качестве примера вопросов, отнесенных к компетенции совета директоров Законом, можно привести следующее: предложение общему собранию о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации либо управляющему - в силу ч. 3 п. 1 ст. 69 Законом об АО без предложения совета директоров общее собрание не вправе принять указанное решение.

Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества избираются общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном Законом об АО и уставом общества, на срок до следующего годового общего собрания акционеров. Если годовое общее собрание акционеров не было проведено в сроки, установленные пунктом 1 статьи 47 Закона об АО, полномочия совета директоров (наблюдательного совета) общества прекращаются, за исключением полномочий по подготовке, созыву и проведению годового общего собрания акционеров.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.

Исполнительные органы осуществляют руководство текущей деятельностью общества. Единоличный исполнительный орган - это директор, генеральный директор (не исключены и другие его наименования, например, председатель правления, президент); коллегиальный исполнительный орган - правление, дирекция (не исключены и другие его наименования).

Исполнительные органы подчиняются общему собранию и совету директоров, которые осуществляют их избрание, отстранение и контроль за их деятельностью.

Основная цель деятельности исполнительных органов общества - организация выполнения решений общего собрания акционеров и совета директоров общества.

Уставом общества, предусматривающим наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, должна быть определена компетенция коллегиального органа. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции).

По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.

К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Исполнительный орган общества организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества.

В АО может быть принята одна из двух систем построения исполнительных органов:

- только единоличный исполнительный орган;

- единоличный и коллегиальный исполнительные органы.

Как видим, Закон об АО не допускает функционирования только коллегиального исполнительного органа, что в целом корреспондирует норме ч. 1 п. 3 ст. 103 ГК РФ, хотя указанную норму ГК РФ можно толковать и иначе - как допускающую образование в обществе только коллегиального органа, - к такому мнению приходят некоторые ученые. Представляется, что на практике нередко является целесообразным и оправданным наличие только коллегиального исполнительного органа, например, в ситуациях, когда учредители (участники) не хотят допустить ситуацию, чтобы кто-либо действовал от имени АО без доверенности.

Структура и компетенция органов управления АО, а также порядок принятия ими решений должны быть предусмотрены (в соответствии с ч. 8 п. 3 ст. 11 Закона об АО) уставом общества. Таким образом, в уставе должно быть сказано, какая система построения исполнительных органов принята в данном АО. Если предусматривается образование как единоличного, так и коллегиального исполнительного органа, то в уставе общества в обязательном порядке должно быть предусмотрено, какова компетенция коллегиального органа. Следует отметить, что ранее действовавшая редакция данной нормы предписывала, что в уставе должна быть указана компетенция каждого из органов - как единоличного, так и коллегиального; в настоящее время компетенцию единоличного исполнительного органа описывать в уставе нет необходимости.

Закон об АО допускает возможность передачи полномочий единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора) профессиональному управляющему. В роли такого управляющего может выступать только профессиональный предприниматель - коммерческая организация (управляющая организация) либо индивидуальный предприниматель (управляющий).

Принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа профессиональному управляющему находится в компетенции общего собрания акционеров, однако такое решение может быть принято собранием только по предложению совета директоров общества.

Полномочия единоличного исполнительного органа могут быть ограничены в соответствии с уставом общества путем указания на необходимость получения на определенные сделки и действия согласия коллегиального исполнительного органа - совета директоров либо общего собрания акционеров (последнее - в контексте крупных сделок). При этом следует учитывать нормы ст. 174 ГК РФ, в соответствии с которыми если полномочия органа юридического лица ограничены учредительными документами по сравнению с тем, как они определены законом, то при выходе за пределы этих ограничений при совершении сделки она может быть признана недействительной судом (т.е. является оспоримой) по иску лица, в интересах которого установлены ограничения, но только в случаях, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала либо заведомо должна была знать об указанных ограничениях.[25] Таким образом, если директор вышел за пределы уставных ограничений, то по общему правилу сделки будут действительны (пока не доказана осведомленность контрагента об уставных ограничениях). Рассмотренные положения защищают интересы контрагентов, которые не должны страдать вследствие наличия ограничений в уставе АО, т.е. возникающие проблемы переводятся на внутрикорпоративный уровень.

Предполагается, что на этом уровне данные проблемы могут быть неразрешимыми, т.к. их решение сведется либо к привлечению директора к ответственности, либо к освобождению его от должности (при том, что сделки, возможно, крайне невыгодные для общества, придется исполнять). Эти проблемы могли бы быть решены, если бы Закон об АО допускал ситуацию, когда АО функционирует без единоличного исполнительного органа, т.е. субъект, уполномоченный действовать от его имени без доверенности, отсутствует.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.