Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

Внеаудиторная самостоятельная работа № 3

Название учебной дисциплины: Культура речи в профессиональном общении

 

Специальность: 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 – Сестринское дело, 31.02.02 – Акушерское дело

 

Курс: І

 

Тема занятия: Лексические нормы. Лексические ошибки.

Количество часов: 1

Вид занятия: работа с лексическим словарем, выполнение упражнений

Цели занятия

1. Учебные цели:

Студент должен иметь практический опыт:

– анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи;

– осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;

– использовать приемы грамотного общения с пациентом.

Студент должен знать:

– понятия «лексическая норма», «культура речи»;

– виды лексических норм и ее составляющие;

– причины лексических ошибок;

– профессиональная лексика;

– лексические словари;

– медицинские словари;

– нормы этикета поведения и общения, а также норм культуры речи.

Студент должен уметь:

– классифицировать ошибки, допущенные в речи;

– пользоваться орфоэпическим словарем;

– корректировать свое общение в зависимости от ситуации;

– правильно использовать знания в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуры речи;

– правильно и лаконично излагать свои мысли;

– использовать лексику, которая входит в нормы современного русского языка;

– общаться с людьми разных профессий, особенно медицинскими работниками;

– логично строить и излагать содержание, которое находится во взаимодействии с темой, основной мыслью, задумом, достигать поставленной коммуникативной цели.

Вопросы и содержание материала для самостоятельного изучения:

Выполнение упражнений, работа с лексическими словарями, словарем медицинских терминов.

1. Из словаря Ожегова С.И. выписать в тетрадь 10 заимствованных слов, 1 из них разобрать по составу.

Как работать с лексическим словарем Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл.-корр. АНСССР Н.Ю.Шведовой.—20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989.—750 с. (http://project.phil.spbu.ru/lib/data/slovari/ozhegov/ozhegov.html )

Для того, чтобы воспользоваться толковым словарем, необходимо ознакомиться с рубрикой «Состав словаря», которая размещена в самом начале книги. Толкования значений всех слов были проверены и в очень многих случаях уточнены. Изменяя толкование, редактор старался сохранить свойственный словарю простой и лаконичный стиль. В большинстве случаев изменение толкования диктовалось не требованием более ясной и точной формулировки, а теми изменениями, которые произошли в самом слове. Кроме этого, Вы можете проверить не только написание того или иного слова, но и орфоэпию, характеристику употребления, фразеологию, произношение и др.

 

 

2. Из энциклопедического словаря медицинских терминов выписать 10 терминов со значением, сделать фонетический разбор 1 слова.

 

 

Как работать с энциклопедическим словарем медицинских терминов : В 3-х томах. Около 60 000 терминов. / Гл. ред. Б. В. Петровский. — М.: Советская энциклопедия, — Т. 1. А — Йореса способ. 1982, 464 с. Т. 2. Кабана болезнь — Пяточный бугор. 1983, 448 с. Т. 3. Рабдитозы — Ящур. 1984, 512 с. (http://www.rubricon.com/dmt_1.asp ) Энциклопедический словарь медицинских терминов (ЭСМТ), выпущенный издательством «Советская энциклопедия» в 1982-1984 годах, представляет собой первое в отечественной практике систематизированное научно-справочное издание, содержащее свод терминов, применяемых в современной научной и учебной медицинской литературе. Кроме собственно медицинских терминов словарь включает термины смежных областей знания: биофизики, биохимии, генетики и др., которые широко используются в медицине. Термины снабжены краткими научными определениями, рекомендациями по правописанию и сведениями о происхождении. Словарь адресован врачам, ученым в области медицины, студентам медицинских учебных заведений, а также лингвистам. Текст ЭСМТ в настоящей интернет-версии воспроизводится полностью за исключением перечня лекарственных средств. Содержащиеся в перечне сведения о лекарствах абсолютно устарели в отличие от основного терминологического корпуса словаря, сохраняющего свою актуальность и по сей день. Около 60 000 терминов описаны в 40 206 статьях, большой интерес представляют собой дополнительные справочные материалы — исторический очерк о развитии медицинской терминологии и словарь греко-латинскихтерминоэлементов (этимологический справочник).

 

Выполните задание.

1. Выберите правильный вариант.

1) забавный - комичный(1), комический(2)

2) решающий - критичный(3), критический(4)

3) уклончивый - дипломатичный(5), дипломатический(6)

2. Отметьте правильный вариант.

 

 

1) Глаз наблюдателя - наблюдательский.

2) Человек, легко усваивающий что-либо - понятливый.

3) Явление, с которым нельзя мириться - нестерпимое.

4) Предмет, изготовленный из панциря черепахи - черепаший.

5) Предмет, служащий для маскировки - маскировочный.

3. Отметьте слова, употребленные в прямом значении.

 

 

1) вялый лимон

2) вялая походка

3) бархатное платье

4) бархатная кожа

5) бархатный сезон

 

4. Отметьте слова, употребленные в переносном значении.

 

 

1) живая рыба

2) живой ребенок

3) высокие облака

4) высокий звук

5) высокая мысль

 

5. Отметьте, где допущена ошибка в синонимическом ряду.

 

1) конфуз, замешательство, стыд, смятение, смущение

2) катастрофа, крушение, авария

3) хлопотать, просить, покровительствовать, ходатайствовать

4) обыкновенный, обычный, рядовой, заурядный, ординарный, бездарный

5) подарок, дар, подношение, презент, гостинец

 

Алгоритм выполнения самостоятельной работы:

 

1) При работе со словарем Ожегова С.И. ознакомьтесь со структурой книги, т.к. это поможет Вам выполнить задание; определите для себя 10 слов из всего словаря, выпишите значения. Сделайте разбор 1 слова по составу на выбор. Можете воспользоваться интернет-версией данного словаря.

2) При работе с энциклопедическим словарем медицинских терминов (можете воспользоваться интернет-версией данного словаря), ознакомьтесь со структурой книги, т.к. это поможет Вам выполнить задание; при выборе 10 терминов обращайте внимание на Вашу специальность (например, студенты Акушерского дела должны выписать такие слова, как гипогалактия, гинекология, обсервация; Сестринское дело – термометр, инъекция, анальгин; Лечебное дело – стетоскоп, вазофикс, терапия). Сделайте фонетический разбор 1 слова на Ваш выбор.

3) Перед выполнением упражнения повторите лексические нормы, их особенности, синонимы, паронимы, лексико-семантические ошибки.

Критерии оценки самостоятельной работы: умения учащегося использовать теоретические знания при работе со словарями, раздела «Фонетика», «Словообразование».

Форма отчетности: выполненные задания в тетради

Информационное обеспечение:

1. http://project.phil.spbu.ru/lib/data/slovari/ozhegov/ozhegov.html

2. http://www.rubricon.com/dmt_1.asp

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Основная:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ, 2004.

2. Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб. Пособие для пед. вузов (под редакцией В. А. Сластенина). М.: Академия, 2000.

3. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб.пособие.— 2-е изд., исправл. — Мн.: Новое знание, 2001

4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 2007.

5. Кузин Ф. А. Культура делового общения: Практическое пособие. — 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2002.

6. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 2005.

7. Ром. Н.Хочу говорить красиво! Техники речи. Техники общения. Сеансы психотренинга – М., Ардис, 2007.

8. Введенская Л. А. Культура речи : учебное пособие [Текст] / Л. А. Введенская. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 448 с.

9. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи : учебное пособие [Текст] / И. Б. Голуб. – М. : Логос, 2003. – 432 с.

10. Зверева Е. Н. Основы культуры речи : Теоретический курс [Текст] / Е. Н. Зверева. – М. : Издательский Центр ЕАОИ, 2008. – 219 с.

 

Нормативная:

1. Введенская Л. А. Культура речи : учебное пособие [Текст] / Л. А. Введенская. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 448 с.

2. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи : учебное пособие [Текст] / И. Б. Голуб. – М. : Логос, 2003. – 432 с.

3. Зверева Е. Н. Основы культуры речи : Теоретический курс [Текст] / Е. Н. Зверева. – М. : Издательский Центр ЕАОИ, 2008. – 219 с.

4. Русский язык и культура речи : учебник для вузов [Текст] / под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой. – М. : Высшее образование, 2007. – 356 с.

5. Сорокина А. В. Основы делового общения : Конспект лекций [Текст] / А. В. Сорокина. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 224 с.

 

 

Интернет-ресурсы:

1. Справочно-информационный интернет-портал «Культура письменной речи»[Электронный ресурс] // http://www.gramma.ru/RUS/

Приложение

Фонетический разбор:

1) графическая запись слова: инъекция

2) Ударение в слове: инъ`екция

3) Деление слова на слоги (перенос слова): инъ-ек-ция

4) Фонетическая транскрипция слова инъекция : [инй'`экций'а]

5) Характеристика всех звуков:

и [и] - гласный, безударный

н [н] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный

ъ []

е [й'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный

[`э] - гласный, ударный

к [к] - согласный, твердый, глухой, парный

ц [ц] - согласный, твердый, глухой, непарный

и [и] - гласный, безударный

я [й'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный

[а] - гласный, безударный

 

Разбор слова по составу:

собирался

нулевое окончание указывает на форму глагола прошедшего времени, ед.ч., м.р.

основа - собирался

ся - суффикс возвратных глаголов,

л—суффикс глаголов прошедшего времени,

а - суффикс глагольной основы,

со- приставка, имеет значение объединения

корень -бир-; возможно чередование бир//бер//бр.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.