Вид занятия: работа с лексическим словарем, выполнение упражнений
Цели занятия
1. Учебные цели:
Студент должен иметь практический опыт:
– анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи;
– осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;
– использовать приемы грамотного общения с пациентом.
Студент должен знать:
– понятия «лексическая норма», «культура речи»;
– виды лексических норм и ее составляющие;
– причины лексических ошибок;
– профессиональная лексика;
– лексические словари;
– медицинские словари;
– нормы этикета поведения и общения, а также норм культуры речи.
Студент должен уметь:
– классифицировать ошибки, допущенные в речи;
– пользоваться орфоэпическим словарем;
– корректировать свое общение в зависимости от ситуации;
– правильно использовать знания в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуры речи;
– правильно и лаконично излагать свои мысли;
– использовать лексику, которая входит в нормы современного русского языка;
– общаться с людьми разных профессий, особенно медицинскими работниками;
– логично строить и излагать содержание, которое находится во взаимодействии с темой, основной мыслью, задумом, достигать поставленной коммуникативной цели.
Вопросы и содержание материала для самостоятельного изучения:
Выполнение упражнений, работа с лексическими словарями, словарем медицинских терминов.
1. Из словаря Ожегова С.И. выписать в тетрадь 10 заимствованных слов, 1 из них разобрать по составу.
Как работать с лексическим словарем Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл.-корр. АНСССР Н.Ю.Шведовой.—20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989.—750 с. (http://project.phil.spbu.ru/lib/data/slovari/ozhegov/ozhegov.html )
Для того, чтобы воспользоваться толковым словарем, необходимо ознакомиться с рубрикой «Состав словаря», которая размещена в самом начале книги. Толкования значений всех слов были проверены и в очень многих случаях уточнены. Изменяя толкование, редактор старался сохранить свойственный словарю простой и лаконичный стиль. В большинстве случаев изменение толкования диктовалось не требованием более ясной и точной формулировки, а теми изменениями, которые произошли в самом слове. Кроме этого, Вы можете проверить не только написание того или иного слова, но и орфоэпию, характеристику употребления, фразеологию, произношение и др.
2. Из энциклопедического словаря медицинских терминов выписать 10 терминов со значением, сделать фонетический разбор 1 слова.
Как работать с энциклопедическим словарем медицинских терминов : В 3-х томах. Около 60 000 терминов. / Гл. ред. Б. В. Петровский. — М.: Советская энциклопедия, — Т. 1. А — Йореса способ. 1982, 464 с. Т. 2. Кабана болезнь — Пяточный бугор. 1983, 448 с. Т. 3. Рабдитозы — Ящур. 1984, 512 с. (http://www.rubricon.com/dmt_1.asp ) Энциклопедический словарь медицинских терминов (ЭСМТ), выпущенный издательством «Советская энциклопедия» в 1982-1984 годах, представляет собой первое в отечественной практике систематизированное научно-справочное издание, содержащее свод терминов, применяемых в современной научной и учебной медицинской литературе. Кроме собственно медицинских терминов словарь включает термины смежных областей знания: биофизики, биохимии, генетики и др., которые широко используются в медицине. Термины снабжены краткими научными определениями, рекомендациями по правописанию и сведениями о происхождении. Словарь адресован врачам, ученым в области медицины, студентам медицинских учебных заведений, а также лингвистам. Текст ЭСМТ в настоящей интернет-версии воспроизводится полностью за исключением перечня лекарственных средств. Содержащиеся в перечне сведения о лекарствах абсолютно устарели в отличие от основного терминологического корпуса словаря, сохраняющего свою актуальность и по сей день. Около 60 000 терминов описаны в 40 206 статьях, большой интерес представляют собой дополнительные справочные материалы — исторический очерк о развитии медицинской терминологии и словарь греко-латинскихтерминоэлементов (этимологический справочник).
1) При работе со словарем Ожегова С.И. ознакомьтесь со структурой книги, т.к. это поможет Вам выполнить задание; определите для себя 10 слов из всего словаря, выпишите значения. Сделайте разбор 1 слова по составу на выбор. Можете воспользоваться интернет-версией данного словаря.
2) При работе с энциклопедическим словарем медицинских терминов (можете воспользоваться интернет-версией данного словаря), ознакомьтесь со структурой книги, т.к. это поможет Вам выполнить задание; при выборе 10 терминов обращайте внимание на Вашу специальность (например, студенты Акушерского дела должны выписать такие слова, как гипогалактия, гинекология, обсервация; Сестринское дело – термометр, инъекция, анальгин; Лечебное дело – стетоскоп, вазофикс, терапия). Сделайте фонетический разбор 1 слова на Ваш выбор.
3) Перед выполнением упражнения повторите лексические нормы, их особенности, синонимы, паронимы, лексико-семантические ошибки.
Критерии оценки самостоятельной работы: умения учащегося использовать теоретические знания при работе со словарями, раздела «Фонетика», «Словообразование».