Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

II. Теоретическая часть



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(дипломная работа)

Роль медицинской сестры в профилактике железодефицитных анемий у детей

 

 

Работу выполнил:

студент 452группы

Боровкова Евгения Владимировна

Руководитель:

преподаватель

Гришина Т.С. ______________

(подпись)

 

Заместитель директора

по учебной работе

Слюзкова Н.С.

___________________________

(решение о допуске, подпись)

«______» __________________ 2014

 

Петрозаводск

 

 

Оглавление

I. Введение

 


Опасность и нарастающее число случаев заболеваний различными видами анемий в Российской Федерации неуклонно растет. Согласно определению, анемией следует называть уменьшение концентрации гемоглобина в объеме крови. По статистике ВОЗ в мире насчитывается более 2 млрд человек, страдающих анемией, большинство из них женщины и дети. Очень актуальна эта проблема и для России. По данным управления по охране материнства и детства Минзрава РФ каждый третий ребенок в нашей стране и почти каждая беременная и кормящая женщина страдают железодефицитной анемией разной степени тяжести. Анемия (в переводе с греческого — бескровие) – болезненное состояние, характеризующееся снижением содержания гемоглобина в единице объема крови, обычно с одновременным уменьшением количества эритроцитов (красных кровяных клеток) по отношению к физиологическому уровню, необходимому для удовлетворения потребностей тканей в кислороде. До настоящего времени проблема анемии в полной мере не решена ни в одной стране мира, поэтому поиск решения является одной из серьезнейших задач в биохимии и физиологии питания.

Проблема:частота встречаемости анемий, возможность серьёзных осложнений.

Актуальность: Я выбрала эту тему поточу что, у детей, особенно раннего возраста, наиболее часто встречается такое заболевание крови, как анемия. Под анемией понимают снижение количества гемоглобина (менее 110 г/л), или числа эритроцитов (менее 4х 1012/л), или того и другого. В зависимости от степени снижения содержания гемоглобина различают легкие (Нb 90-110 г/л), среднетяжелые (Нb 60-80 г/л) и тяжелые (Нb менее 60 г/л) формы анемии.

Объект исследования:железодефицитная анемия как частое заболевание в детском возрасте

Предмет исследования:Роль медицинской сестры в профилактике железодефицитных анемий у детей(исправлено)

Цель исследования:выявить эпидемиологические данные по заболеваемости анемии у детей, изучить факторы риска и разработать программу профилактики анемии у детей
Гипотеза: качественная медицинская профилактика, информированность родителей и медицинских работников позволят избежать заболевания анемии у детей, а так же это позволит улучшить организацию сестринской помощи и повысить качества жизни детей с анемиями.

На пути к поставленной цели решались следующие задачи:

1) дать общую характеристику анемии как заболеванию крови

2) изучить роль медсестры в профилактике детей

3) узнать, насколько информированы родители об этом заболевании

4) провести анкетирование среди родителей по удовлетворенности знанием о заболевании

5) разработать информационный лист и буклет для родителей с целью повышения знаний о заболевании.

Методы исследования:

1) анализ литературыизучение интернет источников

2) анкетирование

3) изучение медицинской документации(амбулаторная карта форма 112.у)

4) анализ полученных данных

База проведения:ГБУЗ "Городская детская поликлиника №4".

II. Теоретическая часть

Анемия (греч. αναιμία, малокровие) — группа клинико-гематологических синдромов, общим моментом для которых является снижение концентрации гемоглобина в крови. Анемия – то патологическое состояние организма, при котором уменьшается число эритроцитов в единице объема крови. Анемии, возникающие в результате недостаточного поступления в организм или нарушенного всасывания продуктов, необходимых для построения молекулы гемоглобина, называются дефицитными.

Железодефицитная анемия - развивается вследствие абсолютного уменьшения запасов железа в организме, возникает, как правило, при хронической потере крови или недостаточном поступлении железа в организм.

 

 

Этиология

На этиологию указывает само название этих анемий. Здесь играет большую роль, как полное голодание, так и дефицит железа, белка и витаминов при частичном голодании. К предрасполагающим факторам относятся : раннее искусственное вскармливание, позднее ведение прикорма, длительное одностороннее (молочное, углеводистое) вскармливание, вегетарианская пища, лишенная животного белка, частые заболевания ребенка, рахит, гипотрофия, недоношенность. В результате вышеперечисленных факторов в организме ребенка происходит нарушение различных видов обмена, при том наиболее страдает усвоение железа. Недостаточное поступление железа приводит к обеднению им депо организма (печень, мышцы, косный мозг). А железо является структурной основой гемоглобина, осуществляющего перенос кислорода. В организм железо поступает только извне с пищей. Алиментарное железо – единственный источник пополнения железа в организме.

 

Патогенез

Железодефицитная анемия связана с физиологической ролью железа в организме и его участием в процессах тканевого дыхания. Оно входит в состав гема — соединения, способного обратимо связывать кислород. Гем представляет собой простетическую часть молекулы гемоглобина и миоглобина. В депонировании железа в организме основное значение имеет ферритин и гемосидерин. Транспорт железа в организме осуществляет белок трансферрин (сидерофилин).

Организм только в незначительной степени может регулировать поступление железа из пищи и не контролирует его расходование. При отрицательном балансе обмена железа вначале расходуется железо из депо (латентный дефицит железа), затем возникает тканевый дефицит железа, проявляющийся нарушением ферментативной активности и дыхательной функции в тканях, и только позже развивается железодефицитная анемия.

 

Клиника

При типичных формах железодефицитных анемий можно выделить легкую, среднетяжелую и тяжелую форму анемии. Все они встречаются в основном в раннем возрасте.

Легкая форма анемии (эритроциты 3,0-4,0 х 1012/мм, гемоглобин -90-100г/л) диагностируется плохо, т.к общее состояние ребенка удовлетворительное. Обращают внимание вялость, ухудшение аппетита, некоторое побледнение, раздражительность, у некоторых детей сниженная масса тела.

Анемия средней тяжести (эритроциты 2,0-3,0 х 1012/мм, гемоглобин -70-90 г/л) характеризуется выраженным нарушением состояния: апатия, адинамией, плаксивостью, резким снижением аппетита. Кожа сухая, могут появится изменения волос, которые становятся тонким и редкими.

Тяжелая форма анемии (эритроциты 2,0 х 1012/мм, гемоглобин -70и г/л и ниже) развивается медленно и постепенно. Ведущим симптомом является нарастающая бледность кожных покровов и видимых слизистых оболочек. Появляются признаки поражения эпителиальной ткани: сухость шершавость кожи, ломкость ногтей, тонкие ломкие волосы, трещины в углах рта. Конечности на ощупь холодные. Резкое понижение аппетита или его извращение, следствие замедленная прибавка массы тела.

Клиническая картина железодефицитных состояний неспецифична и включает несколько синдромов.

Астеновегетативный синдром - следствие нарушения функций головного мозга. Маленькие дети с железодефицитной анемией отстают в психомоторном развитии. Они плаксивы, раздражительны, капризны, плохо контактируют со сверстниками. У детей старшего возраста страдает интеллектуальное развитие: снижены память, внимание, интерес к учёбе. Появляются признаки синдрома вегетативной дистонии. Возможны мышечные боли и гипотония (в частности - мочевого пузыря), энурез.

Эпителиальный синдром включает дистрофию и атрофию барьерных тканей (слизистых оболочек, кожи и её производных - ногтей, волос). К трофическим нарушениям легко присоединяются воспалительные изменения. В результате снижается аппетит, возникают извращение вкуса и обоняния (picachlorotica), дисфагия, диспептические расстройства, нарушения процессов всасывания в кишечнике, скрытые кишечные кровотечения. Бледность кожи и конъюнктивы выявляют только при значительном снижении концентрации гемоглобина.

Иммунодефицитный синдром проявляется частыми ОРВИ и острых кишечных инфекций. Около 70% часто болеющих детей страдают сидеропенией. У них снижен как неспецифический (лизоцим, пропердин и т.д.), так и специфический иммунитет. Показано, что в отсутствие железа IgA теряет свою бактерицидную активность.

Сердечно-сосудистый синдром наблюдают при тяжёлой железодефицитной анемии. У детей развиваются повышенная утомляемость, низкое артериальное давление, тахикардия, снижение тонуса сердечной мышцы, приглушение тонов, функциональный, довольно грубый систолический шум, хорошо выслушиваемый на сосудах («шум волчка») и связанный с гидремией. Возможны головокружения.

Гепатолиенальный синдром возникает редко, обычно при тяжёлой анемии и сочетании рахита и анемии.

В последнее время стали обращать внимание на то, что дефицит железа увеличивает абсорбцию свинца в ЖКТ. Это особенно важно для детей, живущих в больших городах, вблизи магистральных дорог. К проявлениям сидеропении в таком случае может присоединиться (особенно у маленьких детей) свинцовая интоксикация, приводящая к тяжёлым психическим и неврологическим расстройствам, нарушениям функций почек и кроветворения. Анемия при этом становится рефрактерной к лечению препаратами железа.

 

Факторы риска и причины анемий

Алиментарный дефицит железа, когда потребности железа не удовлетворяются поступающим с пищей железом. Для детей грудного возраста на 1 месте по уровню усвояемости железа из пищи стоит грудное молоко, хотя железа в молоке мало, но оно почти полностью усваивается. Железо содержится во всех современных молочных смесях. К продуктам, богатым по содержанию железа, относятся: печень, греча, мясо, рыба, пшено, перловка, шиповник, черника.

В растительных продуктах железо находится в виде солей, которые усваиваются хуже, только 6%. Чай, кофе связывают железо, препятствуют его усвоению.

Повышают усвояемость железа из мясных продуктов, сочетание их срастительными, поэтому к мясным блюдам в качестве гарнира должны быть овощные блюда, которые запиваются соком, компотом с высоким содержанием витамина С. В свою очередь витамин С тоже улучшает усвоение железа организмом.

Мало железа в коровьем и козьем молоке. Из смесей усваивается тоже очень небольшой % железа.

Можно сделать вывод, что дети, находящиеся на искусственном вскармливании, составляют основную группу риска для развития анемии.

2. низкий антенатальный запас железа, об этом свидетельствует анемия матери во время беременности, неблагополучие в родах, хронические очаги инфекции у беременной, маленький промежуток времени меньше 3 лет от предыдущей беременности. Почти все матери детей из домов ребенка имели выше перечисленные факторы.

3. высокие темпы физического развития - следующая причина развития анемии

4.нарушение всасывания железа вследствие патологии кишечника

5.повышенные потери железа из организма на фоне аллергических заболеваний, когда происходит слущивание с кожи, с тонкого кишечника эпителия и вместе с ним микропотери крови; при полипах, трещинах прямой кишки и т.д.

 

Диагностика анемий

Диагноз ставится на основании клинической картины, анамнеза и результатов лабораторных исследований.

При железодефицитной анемии имеет место снижения уровня сывороточного железа в 2 – 3 раза.

Для выявления анемии необходимы: врачебный осмотр, общий клинический анализ крови с обязательным определением: количества эритроцитов (их количество характерно сниженно), количества ретикулоцитов, гемоглобина (изменение количества), гематокрита, среднего объема эритроцитов (MCV), ширины распределения эритроцитов по объему (RDW), среднего содержания гемоглобина в эритроците (MCH), средней концентрации гемоглобина в эритроците (MCHC), количества лейкоцитов, количества тромбоцитов, повышение СОЭ.

Дополнительные методы исследования используются для более детальной диагностики отдельных видов анемии. Для диагностики железодефицитной анемии необходимо проведение дополнительных исследований: определение уровня железа сыворотки крови, ферритина и насыщенных трансферринов; общей железосвязывающей способности и ненасыщенных трансферринов. Аспирационная биопсия костного мозга не является обязательным исследованием для диагностики железодефицитной анемии и проводится лишь по особым показаниям.

Определение уровня ферритина в крови. Ферритин – растворимый накопитель атомов железа для синтеза гемоглобина и нормального эритропоэза. Атомы железа накапливаются в виде гидрооксидов и фосфатов. С одной стороны, ферритин является депо железа, с другой – защищает организма от вредного влияния железа. Дело в том, что железо ферритина пребывает в окисленном состоянии и неактивно в продукции свободных радикалов.Нормальные показатели ферритина крови в норме: для мужчины: 20-350 мкг/л, для женщин: 10-150 мкг/л

Уровень ферритина сыворотки крови меняется от возраста к возрасту. У детей первого месяца жизни ферритин повышен до 600 нг/мл, а затем снижается до 30 мг/мл. Постоянные значения концентрации ферритина сохраняются постоянные значения после 25 лет.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.