В настоящее время предоставление бюджетных средств осуществляется в форме бюджетных ассигнований. Бюджетные ассигнования – предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:
1. Оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
2. Социальное обеспечение населения.
3. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам не являющихся государственными учреждениями.
4. Предоставление межбюджетных трансфертов.
5. Предоставление субсидий юридическим лицам индивидуальным предпринимателем и физическим лицам, которые производят товары работы и услуги.
6. Предоставление платежей взносов
7. Обслуживание государственного и муниципального долга.
8. Исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям о возмещении вреда который был причинен гражданину или юридическому лицу.
Расходные обязательства: экономическая сущность и основы разграничения между органами власти РФ, субъектов РФ, и муниципальных образований.
В Бюджетном кодексе РФ под расходами бюджета понимаются выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными разграничением полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, исполнение которых должно происходить за счет средств соответствующих бюджетов.
Расходные бюджетные обязательства — это обусловленные нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Существуют понятия: денежные обязательства, публичные обязательства, публичные нормативные обязательства.
Бюджетные обязательства осуществляются посредством бюджетных ассигнований — предельных объемов денежных средств конкретного целевого назначения, предусмотренных в бюджетах на соответствующий год. К бюджетным ассигнованиям относятся расходы на:
• оказание государственных услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;
• выдачу субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг;
• предоставление межбюджетных трансфертов;
• предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
• обслуживание государственного (муниципального) долга;
• исполнение судебных актов по искам.
К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных услуг относятся расходы на:
• выполнение функций бюджетных учреждений;
• выдачу субсидий автономным учреждениям;
• предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями;
• закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд, в том числе в целях:
а) оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам;
б) осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности;
в) разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;
г) закупки товаров в государственный материальный резерв.
В основе бюджетных обязательств лежит государственное задание, которое должно содержать:
• выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам;
• определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
• показатели, характеризующие качество и объем (состав) оказываемых государственных услуг;
• порядок оказания государственных услуг;
• предельные цены (тарифы) на оплату государственных услуг, при оказании услуг на платной основе либо порядок их установления;
• порядок контроля за исполнением задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
• требования к отчетности об исполнении задания.
В расходной части бюджетов предусматриваются резервные фонды органов исполнительной власти, средства которых используются на непредвиденные расходы, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.