Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правовой статус органов исполнительной власти субъектов



Органы исполнительной власти субъектов РФ - это государственные органы, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность на территории (и только) отдельного субъекта Российской Федерации и формируемые для конкретного субъекта РФ.

Субъекты РФ устанавливают свою систему органов государственной власти (в том числе и систему органов исполнительной власти) самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами. Поэтому системы органов исполнительной власти достаточно разнообразны, каждый субъект РФ по-своему уникален. Однако такое изобилие форм систем органов не исключает некоторых общих черт в построении исполнительной власти субъектов. Система субъектов РФ должна соответствовать конституционным основам. Общие принципы построения системы федеральной исполнительной власти в Российской Федерации оказывают свое влияние на систему органов исполнительной власти субъектов.

Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в пределах ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти. В данную систему включаются высший исполнительный орган государственной власти и иные органы, образуемые в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта устанавливается должность высшего должностного лица.[23]

Пределы ведения Российской Федерации – это установленные ст.71 Конституции предметы ведения Российской Федерации.[24]

Исполнительная власть как одна из ветвей государственной власти обладает рядом особенностей, что отражается на характере и определении органа исполнительной власти.[25]

Принципы системы органов исполнительной власти субъектов РФ:

1. Государственная, территориальная целостность РФ

2. Распространение суверенитета на всю территорию РФ

3. Верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории РФ

4. Единство системы государственной власти

5. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную ветвь власти в целях обеспечения сбалансированности полномочий

6. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ

7. Самостоятельно осуществляет принадлежащие им полномочия

Система органов исполнительной власти субъектов РФ включает в себя:

1. Главу высшего исполнительного органа государственной власти субъекта (высшее должностное лицо субъекта)

2. Высший исполнительный орган, включающий в себя: органы, составляющие аппарат главы администрации, управления, комитеты, отделы и др. службы администрации, которые находятся в двойном подчинении у главы администрации и соответствующих федеральных органов.

3. Отраслевые, межотраслевые органы исполнительной власти субъектов

4. Территориальные органы государственной власти субъектов.

Глава высшего исполнительной органа субъекта РФ одновременно является главой соответствующего субъекта РФ. Эта должность замещается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.[26]

Главой исполнительной власти субъектов РФ может быть любой гражданин, который обладает соответствующими с федеральными законами определенными наборами обязательных признаков, а именно:

1. Возраст (он не должен быть моложе тридцати лет)

2. Обладание избирательным правом

3. Продолжительность пребывания в должности (он не может занимать эту должность более двух сроков подряд)

4. Сфера деятельности (он не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством, а также заниматься деятельностью, не совместимой с этой должностью –предпринимательская, коммерческая деятельность или вообще какая-либо оплачиваемая деятельность, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности); на время выполнения обязанностей приостанавливается его членство в общественных движениях и политических партиях.

У высшего должностного лица субъекта федерации может быть заместитель – Вице-президент, Вице-губернатор (как в Московской области, по ст.53 Устава) или Вице-Глава Администрации. Его полномочия действуют на срок действия полномочий самого высшего должностного лица.

Полномочия высшего должностного лица могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:

1. Его смерть.

2. Его отставки в связи выражением ему не доверия Московской областной Думой.

3. Его отставки по собственному желанию.

4. Признанием судом его не дееспособным либо ограниченно дееспособным.

5. Утраты им гражданства РФ.

В иных случаях предусмотренным федеральными законами.

 

Высшее должностное лицо субъектов РФ в соответствии со своими полномочия вправе:

1. Подписывать договоры, соглашения от имени субъекта в сфере регулирования отношений с федеральными органами государственной власти.

2. Подписывать и обнародовать законы субъекта РФ.

3. Формировать высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

4. Осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) или законом субъектов РФ.

Актами высшего должностного лица субъекта РФ являются: постановления (указы) они носят нормативный характер, а так же распоряжения – создаются по конкретным вопросам.

Отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти субъектов РФ подконтрольны в своей деятельности высшему должностному лицу субъекта и возглавляемому им Правительству субъекта, которое их формируют и устанавливают их компетенцию.

Отраслевые органы осуществляют руководство одной из отраслей общественной жизнедеятельности. Межотраслевые органы исполнительной власти соответствующего субъекта, так же осуществляет координационно-регулирующие, контрольно – разрешительные функции в отношении отраслевых органов исполнительной власти. Во исполнение свих компетенции издает приказы, распоряжения, организует контроль за их деятельностью.[27]

В систему органов исполнительной власти субъектов так же входят территориальные органы исполнительной власти субъектов РФ. К ним относятся создаваемые федеральными органами исполнительной власти их территориальные подразделения и должностные лица. Действуют на основании Постановления Правительства РФ от 27.05.1993 № 491.

Осуществляют свою деятельность под руководством соответствующего федерального органа исполнительной власти, по вопросам входящим в компетенцию субъектов.

Территориальные органы исполнительной власти действуют на основании определенных принципов:

1. Соблюдение законности

2. Разделение ветвей власти

3. Разграничение предметов ведения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ

4. Персональная ответственность

В большинстве республик главой государства, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти является Президент. В некоторых республиках это определенно в названии должности. В остальных субъектах Глава администрации является высшим должностным лицом.

Правовой статус высшего должностного лица определяется конституциями республик, уставами других субъектов федерации, а также соответствующими законами субъектов федерации. Таким же определяется порядок выборов, вступления его в должность и прекращения полномочий.

Срок полномочий высшего должностного лица не отличается от срока полномочий представительного органа власти. В Московской области высшее должностное лицо – Губернатор избирается на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительной власти, обеспечивающим исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ на своей территории. Данный орган обладает правами юридического лица и финансируется из бюджета субъекта.

Высший исполнительный орган субъекта РФ государственной власти в пределах своей компетенции имеет право:

1. Осуществлять меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охранять собственность и общественный порядок в борьбе с преступностью.

2. Обеспечивать исполнения бюджета субъекта РФ и готовить отчет об этом исполнении.

3. Формировать иные органы исполнительной власти субъекта РФ.

4. Осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.[28]

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ издает постановления и другие акты, установленные законами соответствующего субъекта РФ.

В систему органов исполнительной власти субъектов РФ также входят органы, ведающие имуществом, собственником которого является субъект, некоторые государственные органы, образованные субъектом в целях осуществления контроля за выполнением требований законодательства данного субъекта, органы в сфере дорожного хозяйства данного субъекта, коммунального хозяйства, водного хозяйства и др.[29]

 

 


 

 

Заключение

В настоящее время в Российской Федерации существует и функционирует система исполнительной власти. Прежде всего она является подсистемой государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой системы. Он имеет сложное структурное внутреннее строение и включает структурные подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а иногда и самостоятельные органы (конструкции органа в органе), состав служащих государственной службы как специального института государственной власти.

Такая сложная структура обладает рядом недостатков, связанных, прежде всего с дублированием функций и отсутствием четкого разграничения предметов ведения. Одной из причин такого положения дел является несовершенство законодательной базы.

Субъекты исполнительной власти осуществляют государственное управление в рамках установленной компетенции. Исполнительная власть не может быть вне системы органов государственного управления, реализующих ее функции и назначение. Организация и деятельность исполнительной власти - это организация и функционирование системы ее органов, т. е. органов государственного управления, имеющих нормативно установленные цели, задачи, компетенцию, структуру и необходимые для работы, государственные должности государственной службы (управленческий персонал).

Исполнительные органы являются составной частью всякого публичного управления, например местного самоуправления. Они также осуществляют управленческую деятельность, решают задачи управления, реализуют его функции. При этом исполнительные органы государственных учреждений, предприятий, не государственных образований, общественных объединений по своему правовому содержанию, полномочиям, юридическим последствиям управленческой деятельности существенно отличаются от органов государственного управления.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности.

 

 


Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)

2. Федеральный конституционный закон РФ от 17.12.1997 № 2 (ред. от 12.03.2014) «О Правительстве Российской Федерации»

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 30.03.2015) // СЗ РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

4. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 03.02.2015) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ, 18.10.1999, №42, ст. 5005.

5. Фе­деральным законом от 31 декабря 1999 г. «О выборах Президента Рос­сийской Федерации».

6. Указ Президента РФ «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» от 17.03.1997 (ред. от 09.08.2000) // СЗ РФ, 24.03.1997, № 12, ст. 1419.

7. Постановление Правительства РФ от 05.12.2005 (ред. от 08.12.2008) № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ,12.12.2005, №50, ст. 5311.

8. Постановления Правительства РФ от 27.05.1993 № 491 «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств РФ».

9. Учебник административное право / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. М.: НОРМА, 2008.

10. Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. Новая система и структура органов исполнительной власти: справ. учеб. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2005.

11. Овсянко Д.М. Административное право. М.: Юрист, 1997.

12. Овсепян Ж.И. Законодательные полномочия и интересы субъектов Российской Федерации: к вопросу об обеспечении реализации конституционного принципа разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ. К 20-летию Конституции РФ 1993 года // Журнал конституционного правосудия. 2014. № 1. С. 23-37.

13. Учебник Административное право/Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов,с.189

14. Конституционное право Российской Федерации, учебник, под общей редакцией д.ю.н.,проф, член-кор.РАН Г.В.Мальцева, Москва, изд. РАГС, 2004, с.243

15. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. / Отв. Ред. Д-юрид. Наук Бачило И.Л., М- Юристъ 1998

16. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права, М-1997 с.140

 


[1] Указ Президента РФ «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» от 17.03.1997 (ред. от 09.08.2000) // СЗ РФ, 24.03.1997, № 12, ст. 1419.

[2]Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 03.02.2015) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ, 18.10.1999, №42, ст. 5005.

[3] Учебник Административное право/Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов, с.189

[4] Учебник Административное право/Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов, с.197

[5] Части Общая и Особенная: Учебник под ред. Еропкина М.И., - Москва, 2007. с. 479.

[6] Конституционное право Российской Федерации, учебник, под общей редакцией д.ю.н.,проф, член-кор.РАН Г.В.Мальцева, Москва, изд. РАГС, 2004, с.243

[7] Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. Новая система и структура органов исполнительной власти: справ. - учеб. пособие - М.: Волтерс Клувер, 2005.

[8] Овсепян Ж.И. Законодательные полномочия и интересы субъектов Российской Федерации: к вопросу об обеспечении реализации конституционного принципа разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ. К 20-летию Конституции РФ 1993 года // Журнал конституционного правосудия. 2014. № 1. С. 23-37.

[9] Конституция Российской Федерации 1993г. ( ред. 2015г.)

[10] Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»

[11] http://www.bibliotekar.ru/osnovy-prava-3/212.htm

[12] Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 N 452 (ред. от 03.04.2015) "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" (28 июля 2005 г.)


[13] Указ Президента РФ от Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (ред. от 31.03.2015) "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (21 мая 2012 г.)

 

[14] Конституция Российской Федерации 1993г. ( ред. 2015г.)

[15] Конституция РФ 1993г. ( ред. 2015)

[16] Фе­деральным законом от 31 декабря 1999 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Рос­сийской Федерации» (ред. от 24.11.2014, с изм. от 01.12.2014)

 

[17]Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) « О Правительстве РФ»

[18] Конституция РФ от 12.12.1993 ( ред.2015г.)

[19] Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) « О Правительстве РФ»

[20] Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) « О Правительстве РФ»

Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) « О Правительстве РФ»

[22] Овсянко Д.М. Административное право. М.: Юрист, 1997 с.132

[23] Конституция Российской Федерации. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2015. с.32

[24] Конституция Российской Федерации. –СПб: Издательский Дом « Литера», 2015 с.27-29

[25] Барциц И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. – М.: «Формула права», 2008, с.488

[26] Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (Ред. От 27.07.2006 ) Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (принят ГД РФ 22.09.1999)

[27] Постановления Правительства РФ от 27.05.1993 № 491.

[28] Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права, М-1997 с.140

[29] Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. / Отв. Ред. Д-юрид. Наук Бачило И.Л., М- Юристъ 1998

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.