Нормативные правовые акты. КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
А.Г. Авдей
ПРАВОВОАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Экологическое право
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1. Понятие правовой охраны окружающей среды в процессе хозяйственной и иной деятельности.
2. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации, демонтаже и сносе зданий, сооружений и иных объектов.
3. Правовое регулирование обращения с отходами.
4. Экологические требования при осуществлении генно-инженерной деятельности.
5. Основные направления и особенности охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в сельском хозяйстве.
Краткий конспект лекции
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», под экологическими требованиями понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды. Такие требования определены главой 6 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» по всем основным направлениям экономической деятельности:
- архитектурная, градостроительная и иная строительная деятельность;
- эксплуатация объектов энергетики;
- сельскохозяйственная деятельность;
- мелиорация;
- обращение с отходами и др.
Экологические требования детализируются в специальном законодательстве (например: в Законах Республики Беларусь: «Об обращении с отходами», «О безопасности генно-инженерной деятельности», «О магистральном трубопроводном транспорте» и др.).
К экологическим требованиям при размещении, разработке проектов, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации, демонтаже и сносе зданий, сооружений и иных объектов относятся:
- сохранение, восстановление и (или) оздоровление окружающей среды;
- снижение (предотвращение) вредного воздействия на окружающую среду;
- применение наилучших доступных технических методов, малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий;
- рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов;
- предотвращение аварий и иных чрезвычайных ситуаций;
- материальные, финансовые и иные средства на компенсацию возможного вреда окружающей среде;
- финансовые гарантии выполнения планируемых мероприятий по охране окружающей среды.
При размещении зданий, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического и ландшафтного разнообразия, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и их воспроизводства.
Выбор мест размещения зданий, сооружений и иных объектов осуществляется с соблюдением требований законодательства Республики Беларусь.
При разработке проектов строительства, реконструкции, консервации, демонтажа и сноса зданий, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы обращения с отходами, применяться наилучшие доступные технические методы, ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и их воспроизводству.
Уменьшение стоимости либо исключение из проектных работ и утвержденного проекта планируемых мероприятий по охране окружающей среды при проектировании строительства, реконструкции, консервации, демонтажа и сноса зданий, сооружений и иных объектов запрещаются.
Проект строительства, реконструкции, консервации, демонтажа или сноса зданий, сооружений и иных объектов, подлежащий государственной экологической экспертизе и не получивший положительного заключения, не подлежит утверждению, и работы по его реализации не финансируются, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Строительство и реконструкция зданий, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденному в установленном порядке проекту, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных, противопожарных, строительных и иных требований законодательства Республики Беларусь.
Строительство и реконструкция зданий, сооружений и иных объектов до утверждения проекта и до отвода земельного участка в натуре, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, а также изменение утвержденного проекта в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды запрещаются.
При осуществлении строительства и реконструкции зданий, сооружений и иных объектов принимаются все предусмотренные проектом меры по охране окружающей среды, благоустройству территории, охране историко-культурных ценностей, сбору и иному обращению с отходами и иные меры по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду.
В ходе строительства и реконструкции зданий, сооружений и иных объектов осуществляется государственный, ведомственный и производственный контроль в области охраны окружающей среды в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов производится при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектом работ по охране окружающей среды, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, не оснащенных приборами учета и контроля, техническими средствами по очистке, обезвреживанию выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использованию или обезвреживанию отходов, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды, запрещается.
Юридические лица и граждане, осуществляющие эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать технологические нормативы и иные требования в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и граждане, осуществляющие эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и использования отходов производства, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
При эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести экологический паспорт предприятия. Под экологическим паспортом предприятия понимается документ, включающий данные по использованию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, ресурсов (природных и вторичных) и определению влияния производства на окружающую среду. Порядок ведения экологического паспорта предприятия устанавливается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики установлены ст. 39 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».
Ст. 43 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» установлены требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве и реконструкции населенных пунктов.
Согласно ст. 45 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация и ликвидация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, санитарными, противопожарными и иными требованиями законодательства.
Нормами Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» также устанавливается и ряд других требований в сфере охраны окружающей среды в процессе хозяйственной и иной деятельности (ст. 32 – 54).
Стратегически важной задачей является внедрение в республике принципа «Расширенной ответственности производителя (РОП)», направленного на снижение вредного воздействия, оказываемого произведенным (импортируемым) продуктом, путем возложения ответственности за наносимый окружающей среде ущерб на производителей и импортеров такого продукта. Признанный стратегическим в экологической политике всех стран мира принцип РОП законодательно введен в Закон Республики Беларусь «Об обращении с отходами».
В Республике Беларусь ведется работа по реализации Национального плана выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, на 2007 –2010 годы и на период до 2028 года. Реализация мероприятий Национального плана осуществляется за счет средств бюджетного фонда охраны природы, частично за счет средств республиканского бюджета, а также за счет собственных средств организаций.
5. Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 584 с.
6. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник для высших юридических учебных заведений. — М.: ООО «Профобразование», 2003. -656 с.
7. Научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды» в редакции Закона от 17 июля 2002 года. – Минск: Тонпик, 2005. – 272 с.
8. Обзор экологического законодательства Республики Беларусь / С.А. Балашенко, Е.В. Лаевская, В.Е. Лизгаро, Т.И. Макарова: Научно-практическое пособие. – Минск, 2003. – 190 с.
9. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник. ‑ М.: БЕК, 1995. – 557 с.
10. Экологическое право: Учебник для вузов /Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В. Курочкина и др.; — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. — 367 с.
11. Экологическое право. Курс лекций: Учебное пособие /Под ред.А.П. Анисимова. — М.: Приор-издат, 2003. — 272 с.
Нормативные правовые акты
1. Воздушный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 16 мая 2006 г., № 117-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 78. – 2/1214; 2007. – № 305. – 2/1397; 200. – № 305. – 2/1398; 2008. – № 184. – 2/1516; 2010. – № 17. – 2/1661; 2011. – № 60. – 2/1818.
2. Базельская Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением: Конвенция, 22 марта 1989 г.: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 16 сент. 1999 г., № 541 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 36. – 3/73.
3. Базельская конвенция о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов и их удалением от 1989г.: Указ Президента Респ. Беларусь, 16.09.1999
4. Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии, 29 янв. 2000 г.: ратифицирован Законом Респ. Беларусь 6 мая 2002 г., № 97-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.
5. Кодекс внутреннего водного транспорта: Кодекс Респ. Беларусь, 24 июня 2002 г., № 118-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 76. – 2/867.
6. О безопасности генно-инженерной деятельности: Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2006 г., № 96-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 9. – 2/1193.
7. О магистральном трубопроводном транспорте: Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2002 г., № 87-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 9. – 2/836.
8. О радиационной безопасности: Закон Республики Беларусь, 5 янв. 1998 г., № 122-З (с изм. и доп.) // Ведамасцi Нац. Сходу Рэсп. Беларусь. – 1998. – № 5. – Ст. 25; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 2. – 2/1169; 2008. – № 266. – 2/1537.
9. Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках: Закон Респ. Беларусь, 14 авг. 2007 г., № 278-З (с изм. и доп. от 4 янв. 2010 г., № 109-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 199. – 2/1375; 2010. – № 17. – 2/1661.
10. Конвенция о биологическом разнообразии: Конвенция, 5 июня 1992 г.: ратифицирована постановлением Верхов. Совета Респ. Беларусь, 10 июня 1993 г., № 2358-XII // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. – 1993. – № 27. – Ст. 347.
11. О железнодорожном транспорте: Закон Респ. Беларусь, 6 янв. 1999 г., № 237-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 4. – 2/12; 2002. – № 59. – 2/849; 2004. – № 120. – 2/1054; 2008. – № 157. – 2/1441.
12. О перевозке опасных грузов: Закон Респ. Беларусь, 6 июня 2001 г., № 32-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – № 56. – 2/775; 2006. – № 107. – 2/1235; 2006. – № 122. – 2/1259; 2007. – № 170. – 2/1344; 2007. – № 305. – 2/1397.
13. О газоснабжении: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2003 г., № 176-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 8. – 2/925.
14. Об обращении с отходами: Закон Респ. Беларусь, 20 июля 2007 г., № 271-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 183. – 2/1368; 2006. – № 107. – 2/1235; 2006. – № 122. – 2/1259; 2008. – № 170. – 2/1464; 2010. – № 6. – 2/1648.
15. О Государственной программе сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья в Республике Беларусь на 2009–2015 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 22 июня 2009 г., № 327.
16. Об обращении с отходами: Закон Респ. Беларусь, 20 июля 2007 г., № 271-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 183. – 2/1368; 2008. – № 170. – 2/1464; 2010. – № 6. – 2/1645.
Дополнительная литература
1. Талевлин, А.А. Ввоз на территорию России отработавшего ядерного топлива: правовые проблемы лизинговых отношений / А.А. Талевлин // Журнал российского права. – 2001. – № 5. – С. 62–64.
2. Талевлин, А.А. Статус Международного хранилища радиоактивных отходов применительно к праву окружающей среды / А.А. Талевлин // Законодательство и экономика. – 2004. – № 6. – С. 84–86
3. Жаворонкова, Н.Г. Безопасность населения, территорий и хозяйственных объектов: кол. монография / Н.В. Жаворонкова, Е.В. Кловач, А.И. Иойрыш, О.Л. Дубовик, О.А. Супатаева // М.: ИздАТ, 1994. – 371 с.
4. Круглов, В.В. Правовая охрана окружающей среды в промышленности / В.В. Круглов. – Свердловск, 1983. – 284 с.
5. Серов, Г.П. Правовое регулирование экологической безопасности при осуществлении промышленной и иных видов деятельности / Г.П.Серов. – М.: Ось-89, 1998. – 222 с.
6. Соколовский, В.Г. Международные требования к промышленным производствам по ограничению выбросов / В.Г. Соколовский; Экологический синтезирующий центр «Восток» // Экология производства. – 2006.– № 12.– С. 30–35.
7. Иойрыш, А.И. Правовые проблемы мирного использования атомнойэнергии / А.И. Иойрыш. – М.: «Наука», 1979. – 224 с.
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП КСР
Контрольные вопросы
1. Дайте понятие и определите сущность экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования.
2. Назовите элементы экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования.
3. Платежи за природопользование: понятие и виды.
4. Экономическая оценка природных объектов.
5. Экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
1. Понятие правовой охраны окружающей среды в процессе хозяйственной и иной деятельности.
2. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации, демонтаже и сносе зданий, сооружений и иных объектов.
3. Экологические требования в отношении объектов энергетики, нефтегазодобывающих производств, военных и оборонных объектов.
4. Правовое обеспечение экологической безопасности транспортных средств и средств связи.
5. Правовое регулирование обращения с отходами.
6. Экологические требования при осуществлении генно-инженерной деятельности.
7. Требования в области охраны окружающей среды при приватизации предприятий, ликвидации юридических лиц или прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, а также при их банкротстве.
8. Основные направления и особенности охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в сельском хозяйстве.
Реферат
Реферат представляет собой самостоятельную письменную работ) студента. Тема реферата согласуется с преподавателем. Текст реферат должен содержать аргументированное изложение определенной темы и отражать точки зрения научных школ или ученых. Реферат содержит следующие разделы:
1.Введение.
2.Основная часть.
3.Заключение.
4.Литература (список используемых источников).
Во введении автор указывает на актуальность темы, приводит ее обоснование. В основной части кратко и логично излагается теоретический аспект реферируемой проблемы, приводятся результаты исследования, которые подтверждают или ставят под сомнение теоретические положения, аргументируется собственный взгляд на данную проблему. В заключении автор реферата обобщает положения, высказанные во введении и основной части; формулирует гипотезу о возможности экспериментальной проверки собственной аргументации.
Список используемых источников (по требованиям для написания курсовых и дипломных работ)
Объем реферата: 10-15 страниц машинописного текста формата А-4.
Анализ монографий
(из предложенных в списке источников либо по выбору студентов рамках темы КСР)
Монография - это научное исследование автора, коллектива автор посвященное одной проблеме или теме.
При анализе монографии необходимо соблюдать следующей последовательность:
1.Ознакомиться с общим построением монографии, ее оглавлении и содержанием, что дает представление о научной проблематике данной монографии.
2.Показать научно обоснованный взгляд автора на проблему.
3.Дать характеристику структурных компонентов (разделов, глав монографии) в целом.
4.Последовательно охарактеризовать все структурные компоненты или углубленно проработать один или несколько из них (по рекомендации преподавателя или по выбору студента).
Анализ монографии должен быть предоставлен в письменном виде (требования к оформлению, такие же, как к реферату), объем 10-страниц печатного текста.
Изготовление дидактических материалов
Под дидактическим материалом понимается особый тип наглядного учебного пособия (презентация…).
Дидактический материал должен соответствовать цели содержанию занятия. Дидактический материал изготавливается с целью последующего применения (преподавателем или студентом) на занятиях. Изготовленный материал должен сопровождать изложение как минимум одного пункта плана занятия или всей темы. Тиражирование готовых материалов (не авторских, промышленных и т.п.) не рассматривается как изготовление дидактических материалов.
Эссе
Работа над эссе позволяет студенту самостоятельно размышлять над научной проблемой.
Студент вправе сам выбрать тему эссе, исходя из собственных интересов, желания обнаружить индивидуальную точку зрения на наиболее значимую проблематику.
Обязательными требованиями выступают:
• логичное, последовательное и доказательное обоснование авторской позиции в исследуемом предмете, основанное и подтверждаемое точными ссылками на литературные источники и их авторов;
• полное (многоаспектное) освещение научной проблемы строго в рамках заявленной темы, то есть без отклонений в смежную и сопутствующую проблематику;
• реферативно-аналитическая форма изложения материала, то есть использование сравнений, обобщений как методов теоретического анализа используемых теорий, концепций, научных идей, ведущих к умозаключению (выводу), содержащему их оценку и собственную точку зрения;
• использование научной лексики, то есть категориального аппарата той отрасли науки, предмет которой заявлен в проблеме исследования. Допустимы наряду с научным стилем элементы художественного стиля. Недопустима бытовая лексика и стиль изложения;
• обоснование актуальности проблематики эссе: как теоретической (то есть значимости в плане развития целой отрасли науки), так и практической (то есть помогающей решать важные прикладные задачи), а также значимость изучения вопроса для прояснения собственных проблем;
• список использованных источников.
В эссе допускается эпиграф; предъявление в рукописном варианте на белых листах А-4, средний объем - 15 страниц.
Эссе не предусматривает плана, но могут быть выделены такие структурные элементы как введение и заключение.
Анализ журнальных статей
(из предложенных в списке источников либо по выбору студентов рамках темы КСР)
Анализу подлежат публикации в соответствующих профилю дисциплины рецензируемых журналах, сборниках материалов и тезисов научно-практических конференций или коллективных монографиях.
Основные требования аналогичны к анализу монографии с учетом разницы в объеме публикации. Анализ статьи должен осуществляться в соответствии с планом ее автора. При отсутствии структурных компонентов анализирующий должен сам структурировать текст публикации.