Сущность и формы международного технологического обмена
Международная лицензионная торговля
Международная торговля инжиниринговыми услугами
Особенности международного технологического обмена в Украине.
Сущность и формы международного технологического обмена
Под международным технологическим обменом (трансфертом технологий) понимается совокупность экономических отношений различных стран по поводу передачи научно-технических достижений.
Развитие международного рынка технологий (международного технологического обмена) обусловлено ускорением научно-технического прогресса (НТП). Расширение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) требует огромных финансовых затрат, дорогостоящего оборудования, высококвалифицированных кадров. Это вынуждает фирмы участвовать в международном научно-техническом разделении труда. Быстрое развитие торговли технологиями, научно-техническими знаниями в значительной степени связано с существенными различиями в техническом уровне отдельных стран. В условиях ускорения НТП передовая техника и технологии сконцентрированы в небольшой группе промышленно развитых стран, которые расходуют огромные средства на НИОКР.
На международном рынке технологий передача технологии осуществляется некоммерческим и коммерческим путем.
Некоммерческими формами технологического обмена являются:
· технические, научные и профессиональные журналы, патентные издания, периодика и другая специальная литература;
· стажировка ученых и специалистов в фирмах, университетах, организациях;
· учеба студентов и аспирантов;
· деятельность международных организаций в сфере науки и техники.
К формам технологии, подлежащим международному обмену на коммерческой основе, относятся:
І. Материальные виды технологий:
· предприятия «под ключ»;
· технологические линии;
· агрегаты, оборудование, инструменты и др.
Этот тип технологического обмена связан с прямыми инвестициями в строительство, реконструкцию, модернизацию фирм и производства.
ІІ. Нематериальные виды технологий:
· патент – свидетельство, выдаваемое соответствующим государственным учреждением изобретателю, удостоверяющим его монопольное право на использование этого изобретения;
· лицензия – разрешение, выдаваемое владельцем технологии (лицензиаром), защищенной или незащищенной патентом, заинтересованной стороне (лицензиату) на использование этой технологии в течении определенного времени и за определенную плату;
· копирайт – эксклюзивное право автора литературного, аудио- или видеопроизведения на показ и воспроизведение своей работы;
· товарный знак – символ (рисунок, графическое изображение, сочетание букв и т.п.) определенной организации, который используется для индивидуализации производителя товара и который не может быть использован другими организациями без официального разрешения владельца;
· «ноу-хау» - предоставление технических знаний, практического опыта технического, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, представляющих коммерческую ценность, применяемые в производстве и профессиональной практике и не обеспеченные патентной защитой.
ІІІ. Услуги: научно-технические, инжиниринговые, консультационные, обучение персонала и др.
Международная лицензионная торговля
Международная торговля лицензиямиявляется основным экономическим механизмом международного технологического обмена и в настоящее время приобрела широкое и быстрое распространение.
Рост международной торговли лицензиями обусловлен рядом факторов (преимущества):
· коммерческая заинтересованность в осуществлении технологического трансферта, как со стороны лицензиара, так и со стороны лицензиата;
· усиление конкурентной борьбы на мировом рынке;
· ускорение выпуска на рынок новой продукции;
· получения доступа к дополнительным ресурсам;
· проникновение и завоевание труднодоступных рынков в странах, где широко используются тарифные и нетарифные барьеры;
· страны с ограниченными ресурсами научно-технического развития, участвуя в международном технологическом обмене, имеют возможность занять твердую позицию на мировом рынке без дополнительных затрат;
· с помощью лицензий создается реклама отечественной продукции и благодаря этому возрастает спрос на нее в других странах, а также изучаются зарубежные рынки;
· политические и правовые мотивы.
Помимо преимуществ международное лицензирование имеет и недостатки, которые для лицензиара оборачиваются следующим:
· ограничение возможностей получения будущих прибылей, связанных с самостоятельным использованием нематериальных активов, вследствие передачи прав на достаточно длительный период;
· потеря контроля над качеством своей продукции и технологии, а также над сохранением репутации своей фирмы в случае передачи права другой фирме.
· снижение ценности технологий в тех случаях, когда они могут стать широко известными и доступными.
Объектами лицензий являются:
· запатентованное изобретение или технологический процесс;
· технологические знания и опыт, «ноу-хау»;
· промышленные образцы;
· товарный знак.
Лицензии бывают патентные, т.е. подтверждающие передачу права использования патента без соответствующего «ноу-хау», и беспатентные, т.е. подтверждающие право использовать «ноу-хау» без патентов на изобретение.
По объему передаваемых прав по использованию научно-технических знаний лицензиара различают три вида лицензий:
· простая, при продаже которой за лицензиаром остается право самостоятельно использовать объект лицензии, а также предоставлять лицензии на данную технологию и другим лицензиатам на данной территории;
· исключительная, предусматривающая монопольное право лицензиата использовать технологию и отказ лицензиара от самостоятельного использования запатентованных изобретений или «ноу-хау» и их продажи на оговоренной территории;
· полная, предоставляющая лицензиату исключительное право на использование патента или «ноу-хау» в течении срока действия соглашения и отказ лицензиара от самостоятельного использования предмета лицензии в течении этого срока.
Лицензия может быть открытой, если патентом имеет право воспользоваться любое заинтересованное лицо.
Лицензия бывает принудительной в случае, если компетентные органы принуждают патентовладельца передать другим лицам право на использование патента.
Продажа лицензий осуществляется на основе заключения лицензионного соглашения – договором, в соответствии с которым лицензиар (продавец) предоставляет лицензиату (покупателю) разрешение на использование в определенных пределах своих прав на патенты, «ноу-хау», товарные марки и за определенное вознаграждение.
Одним из наиболее важных и сложных вопросов при продаже и покупке лицензий является определение лицензионных платежей (цены лицензий). Лицензионные платежи – это определенное вознаграждение лицензиару, выплачиваемое лицензиатом в качестве возмещения за предоставление прав на использование предмета соглашения.
Стоимость лицензии формируется на базе оценки возможной прибыли, получаемой от использования права производить продукцию в результате внедрения изобретения, «ноу-хау», а также продавать продукцию под товарным знаком. При этом учитываются все затраты на приобретение лицензии: ее цена, расходы по освоению производства, сбыту, рекламе и т.д.
Формы лицензионных вознаграждений бывают различные. В зависимости от метода подсчета они подразделяются на две группы.
К первой группе относятся вознаграждения, размер которых подсчитывается на базе фактического экономического результата использования лицензии (периодические процентные отчисления и участие в прибыли лицензиата).
Периодические процентные отчисления, или текущие отчисления («роялти»)устанавливаются в виде определенных фиксированных ставок (в процентах) и выплачиваются лицензиатом через определенные согласованные промежутки времени (ежегодно, ежеквартально, ежемесячно или к определенной дате).
Участие в прибыли лицензиата как форма лицензионного вознаграждения означает отчисление в пользу лицензиата определенной части (процента) прибыли, полученной лицензиатом благодаря использованию данной лицензии.
Ко второй группеотносятся вознаграждения, размер которых непосредственно не связан с фактическим использованием лицензии, а заранее устанавливается и указывается в договоре, исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей лицензиата на базе использования лицензии (паушальный платеж, первоначальный платеж наличными, передача ценных бумаг лицензиата, передача встречной технической документации).
Паушальный платеж – это определенная, твердо зафиксированная в соглашении сумма лицензионного вознаграждения.
Первоначальный платеж наличными предусматривает оплату лицензиатом определенной установленной в соглашении суммы в виде единовременного взноса или по частям в течение установленного в соглашении срока или по выполнении определенных условий.
Передача технической документации как форма платежа получила распространение у японских компаний. Она предусматривает взаимное предоставление лицензий и в большинстве случаев применяется в сочетании с другими формами вознаграждения.