Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Уполномоченный по правам человека как орган обеспечения и защиты прав и свобод человека в Российской Федерации



ЛЕКЦИЯ 6

(магистратура)

 

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ЧАСТЬ 1

Уполномоченный по правам человека в РФ

Учебные задачи:

— формирование общих теоретических знаний об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации;

— усвоение основных правовых понятий, раскрывающих правовой статус и основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

— усвоение нормативных правовых актов, составляющих правовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

— усвоение направлений деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

В результате изучения этой темы обучающиеся должны:

Знать

— правовое положение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе правоохранительных органов;

— основные направления его деятельности по защите прав и законных интересов граждан;

Уметь

— оперировать основными юридическими понятиями, используемыми в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

Владеть

— навыками анализировать основные законодательные акты, определяющие права и обязанности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Ключевые слова: юридическая помощь; Уполномоченный по правам человека; защита прав и свобод человека и гражданина; омбудсмен; доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации[1].

 

Уполномоченный по правам человека как орган обеспечения и защиты прав и свобод человека в Российской Федерации

 

Институт Уполномоченного по нравам человека в Российской Федерации, более известный в других странах как омбудсмен был введен в Российской Федерации Законом об Уполномоченном по правам человека в 1997 году. Основная задача Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее — Уполномоченный) — защита прав и свобод граждан по их жалобам на решения, а также на действия или бездействие государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, когда податель жалобы уже оспаривал их в судебном или административном порядке, но не согласен с принятыми мерами.

Уполномоченный и все работники его аппарата признаются служащими государственного органа с правами юридического лица (ст. 37 Закона об Уполномоченном по правам человека). Аппарат Уполномоченного организует работу по различным направлениям: юридическое, организационное, информационно-справочное, аналитическое и др. Финансирование этой деятельности осуществляется из средств федерального бюджета.

Следует отметить, что конституциями (уставами) субъектов РФ предусматривается возможность в законодательном порядке учреждать должность уполномоченного по правам человека в субъекте РФ при финансировании деятельности уполномоченного и его аппарата за счет средств бюджета субъекта РФ. Во время встречи с региональными омбудсменами 16 августа 2012 года Президент Российской Федерации В. В. Путин предложил войти с инициативой в Государственную Думу и сделать институт Уполномоченного по правам человека обязательным для каждого региона[2].

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на должность и освобождается от нее Государственной Думой Федерального Собрания РФ при проведении тайного голосования большинством голосов от общего числа депутатов.

Претендовать на эту должность могут граждане Российской Федерации, достигшие 35-летнего возраста, имеющие познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты (ст. 6 Закона об Уполномоченном по правам человека).

Правом представлять предложения о кандидатуре имеют Президент РФ, Совет Федерации РФ, депутаты Государственной Думы и депутатские объединения. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации может занимать эту должность не более двух сроков подряд каждый продолжительностью по пять лет (ст. 7 и 10 вышеуказанного Закона).

Следует обратить внимание, что Законом об Уполномоченном по правам человека в ст. 11 предусмотрен ряд мер, направленных па обеспечение независимости деятельности Уполномоченного. Так, он не может быть депутатом Государственной Думы или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ, или членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой как оплачиваемой, так и не оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

При осуществлении своих обязанностей Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации независим и не подчиняется каким-либо государственным органам и должностным лицам (ст. 2 Закона об Уполномоченном по правам человека). Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод (ст. 3 указанного Закона), т.е. его деятельность не отменяет решений компетентных органов, действующих в пределах своих полномочий и не может ограничивать компетенцию любого государственного органа, обеспечивающих в предусмотренных соответствующими законами формах и процедурах защиту и восстановление нарушенных прав и свобод граждан.

В целях обеспечения независимости деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации законодатель предусматривает ряд обеспечительных мер. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации:

— обладает неприкосновенностью в период исполнения обязанностей;

— без согласия Государственной Думы РФ не может быть привлечен в судебном порядке к административной или уголовной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц (ст. 12 Закона об Уполномоченном по правам человека).

Неприкосновенность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

Оплата труда, медицинское, социальное и иное обслуживание Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации производится в том же порядке, как и для должностных лиц, занимающих государственные должности в Российской Федерации.

Все эти меры предусматриваются с целью обеспечить эффективное использование Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации своих полномочий по защите нрав и свобод граждан[3].

Правовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации составляют многочисленные нормативные правовые акты: Конституция РФ; Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»; Закон о Конституционном Суде; постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина», указы Президента РФ от 25 октября 1999 г. № 1429 «О Межведомственной комиссии Российской Федерации по делам Совета Европы» и от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации»; постановления Правительства РФ от 17 июля 2000 г. № 530 «О Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом» и от 23 ноября 1999 г. № 1285 «Об изменении состава Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации», приказ Минюста России от 12 мая 2000 г. № 148 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы министерства юстиции Российской Федерации», а также международные документы: Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; Заключение № 193 по заявке России на вступление в Совет Европы (Страсбург, 25 января 1996 г. и др.).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.