Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура и полномочия Европейского Суда по правам человека



 

Структура и компетенция ЕСПЧ определены в разд. 11 Концепции (в редакции Протокола от 11 мая 1994 г. № 11 «О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией», вступившего в силу для Российской Федерации 1 ноября 1998 г.) и Регламенте ЕСПЧ.

Структура ЕСПЧ подчинена целям отправления правосудия и надлежащей организации судопроизводства. ЕСПЧ состоит из административных формирований (пленарных заседаний, бюро, секретариата), секций, комитетов, палат и Большой палаты.

Высшим административным формированием ЕСПЧ является пленарное заседание, в состав которого входят все судьи ЕСПЧ.

Согласно ст. 26 Конвенции на пленарных заседаниях Суд:

— избирает своего Председателя и одного или двух заместителей Председателя сроком на три года; они могут быть переизбраны;

— образует палаты[5], создаваемые на определенный срок;

— избирает Председателей палат Суда; они могут быть переизбраны;

— принимает Регламент Суда;

— избирает Секретаря-канцлера Суда и одного или нескольких его заместителей.

На своих пленарных заседаниях Суд избирает сроком на пять лет руководство секретариата, заслушивает отчеты председателя, обсуждает общие проблемы, с которыми сталкивается ЕСПЧ, проводит дискуссии по актуальным юридическим, кадровым проблемам, утверждает заключения на запросы Комитета Министров Совета Европы, решает иные вопросы текущей деятельности ЕСПЧ.

Пленарные заседания Суда созываются Председателем Суда когда того требует исполнение его обязанностей, предусмотренных Конвенцией и Регламентом. Председатель Суда — созываем пленарное заседание по требованию, по крайней мере, одной трети членов Суда, но в любом случае один раз в году для рассмотрения административных вопросов. Кворум пленарного заседания Суда составляет две трети от числа избранных судей, находящихся в должности. При отсутствии кворума Председатель откладывает заседание.

Европейский Суд по правам человека работает на постоянной основе, в его состав входят судьи, число которых равно числу Высоких Договаривающихся Сторон (участников Конвенции). Судьи должны обладать самыми высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с общепризнанным авторитетом. Судьи участвуют в работе ЕСПЧ в личном качестве. На протяжении всего срока пребывания в должности судьи не должны осуществлять никакой деятельности, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью или с требованиями, вытекающими из характера их работы в течение полного рабочего дня.

Судья от каждой из Высоких Договаривающихся Сторон избирается Парламентской ассамблеей большинством поданных за него голосов из списка, включающего трех кандидатов, представляемых этой Высокой Договаривающейся Стороной. Аналогичная процедура действует при довыборах состава ЕСПЧ в случае присоединения новых Высоких Договаривающихся Сторон, а также при заполнении открывающихся вакансий. Судьи избираются сроком на шесть лет. Они не могут быть переизбраны. Однако срок полномочий половины судей первого состава истекает через три года с момента избрания. Судьи, чей срок полномочий истекает через первые три года, определяются Генеральным секретарем Совета Европы путем жребия сразу после их избрания (ст. 23 Конвенции).

В целях обеспечения обновляемости состава Суда наполовину каждые три года Парламентская ассамблея может до проведения любых последующих выборов принять решение о том, что срок или сроки полномочий одного или нескольких избираемых судей будут иными, нежели шесть лет, но в любом случае не более девяти и не менее трех лет.

Перед вступлением в должность каждый избранный судья приносит Суду на первом пленарном заседании Суда, на котором мот судья присутствует, или, в случае необходимости, Председателю Суда присягу или делает торжественное заявление.

Срок полномочий судей истекает по достижении ими 70 лет. Судьи занимают свои посты вплоть до замены. Вместе с тем и после замены они продолжают рассматривать уже поступившие к ним дела. Судья может быть освобожден от должности только в случае, если прочие судьи большинством в две трети голосов принимают решение о том, что он перестает соответствовать предъявляемым требованиям (ст. 23—24 Конвенции).

Председатель Суда, два заместителя Председателя Суда и председатели секций избираются на пленарном заседании Суда сроком на три года, причем срок пребывания в этих должностях не должен превышать продолжительность их пребывания в должности в качестве судей. Они могут быть переизбраны. Каждая Секция в том же порядке избирает сроком на три года с правом переизбрания заместителя Председателя, который замещает Председателя Секции в случае, если последний не может выполнять свои обязанности. Председатели и заместители Председателей продолжают пребывать в должности до момента избрания их преемников.

Председатель Суда осуществляет руководство работой Суда и управление его делами. Председатель выполняет представительские функции и, в частности, ответственен за отношения Суда с руководящими органами Совета Европы. Председатель Суда председательствует на пленарных заседаниях Суда, на заседаниях Большой палаты и заседаниях коллегий в составе пяти судей. Председатель не участвует в рассмотрении дел, которые слушаются в палатах, за исключением случаев, когда он является судьей, избранным от соответствующей Высокой Договаривающейся Стороны.

Если Председатель или заместитель Председателя перестает быть членом Суда или уходит в отставку до истечения установленного срока полномочий, Суд на пленарном заседании или соответствующая Секция, в зависимости от принадлежности конкретной должности, избирает преемника на оставшуюся часть срока полномочий. Указанные выборы проводятся тайным голосованием; в них принимают участие только присутствующие избранные судьи. Если ни один из судей не получает абсолютного боль­шинства голосов присутствующих избранных судей, то выборы проводятся между двумя судьями, получившими наибольшее число голосов. В случае разделения голосов поровну предпочтение отдается судье в порядке старшинства. Старшинство избранных судей устанавливается по дате их избрания, при этом они следуют после Председателя, заместителей Председателя и Председателей секций; в случае переизбрания, даже если оно происходит не сразу после истечения предыдущего срока полномочий, учитывается время, в течение которого соответствующий судья ранее занимал должность судьи (п. 5 и 8 Регламента ЕСПЧ).

К административным формированиям ЕСПЧ относится Бюро, состоящее из Председателя Суда, заместителей Председателя Суда и председателей секций. Если заместитель Председателя Суда или Председатель Секции не может присутствовать на заседании Бюро, он замещается заместителем Председателя Секции, а если это невозможно, следующим старшим членом Секции в соответствии с порядком старшинства. Задачей Бюро является оказание помощи Председателю Суда в осуществлении им его функций по управлению работой и организации Суда. В этих целях Председатель Суда может поставить перед Бюро любой административный или внесудебный вопрос, находящийся в его компетенции. Работе Бюро помогают Секретарь-канцлер Суда и заместители Секретаря-канцлера. Бюро также способствует сотрудничеству между секциями Суда. Бюро может составлять доклады для пленарных заседаний Суда. Оно может также вносить предложения на пленарных заседаниях Суда. Во время заседаний Бюро ведется стенограмма, которая распространяется среди судей на обоих официальных языках Суда. Секретарь Бюро назначается Секретарем-канцлером Суда с согласия Председателя Суда (п. 9а Регламента ЕСПЧ).

Обеспечение деятельности ЕСПЧ лежит на его секретариате, который возглавляет Секретарь-канцлер.

Секретарь-канцлер Суда и его два заместителя избираются на пленарном заседании Суда сроком на пять лет, и могут быть переизбраны. Кандидаты должны обладать высокими моральными качествами, иметь познания и опыт работы в области права и управления и знание языков, необходимые для исполнения обязанностей, предусмотренных этими постами.

Секретарь-канцлер исполняет следующие обязанности:

— под руководством Председателя Суда оказывает помощь Суду в осуществлении его функций и отвечает за организацию и деятельность Секретариата;

— хранит архивы Суда и является передаточным звеном, через которое Суд направляет все свои сообщения и уведомления или получает все адресованные ему сообщения и уведомления по делам, которые переданы или должны быть переданы на его рассмотрение;

— проявляя благоразумие, требуемое от его должности, отвечает на просьбы о предоставлении информации относительно работы Суда и, в частности, на запросы прессы.

Работа секретариата регламентируется общими инструкциями, составленными Секретарем-канцлером и утвержденными Председателем Суда.

Секретариат состоит из секретариатов секций, число которых равно секциям, образованным Судом, а также из отделов, которые выполняют необходимые для Суда функции юридического и административного характера.

Секретарь Секции оказывает помощь Секции в выполнении ее функций и в этом ему может помогать заместитель Секретаря Секции.

Должностные лица секретариата, в том числе правовые референты, за исключением Секретаря-канцлера и его заместителей, назначаются Генеральным Секретарем Совета Европы с согласия Председателя Суда или Секретаря-канцлера, действующего по указанию Председателя (п. 15—18 Регламента ЕСПЧ).

Согласно изменениям, внесенным ратифицированным Россией Протоколом № 14 к Конвенции, Суд для рассмотрения переданных ему дел заседает в составе единоличного судьи, комитетов из трех судей, палат из семи судей и Большой палаты из семнадцати судей. Палаты Суда на определенный срок образуют комитеты.

По ходатайству пленарного заседания Суда Комитет Министров вправе своим единогласным решением на определенный срок уменьшить число судей в составе палат до пяти (ст. 26 Конвенции).

Протоколом № 14 ст. 27 Конвенции изложена в новой редакции, в которой установлен принцип единоличного (вместо прежнего коллегиального в составе трех судей) принятия решения о приемлемости жалоб.

Единоличный судья вправе объявить неприемлемой жалобу, поданную в соответствии со ст. 34 Конвенции, или исключить ее из списка подлежащих рассмотрению Судом дел, если таковое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы. Причем это решение является окончательным. Однако национальному судье заблаговременно сообщается текст предполагаемого решения, и он имеет право отлагательного вето, если не согласен с ним.

Применительно к России с момента ратификации Протокола № 14 к Конвенции производительность ЕСПЧ по разрешению вопроса о приемлемости жалоб возросла на 20%[6].

Палаты, предусмотренные ст. 26 (b) Конвенции (именуемые в Регламенте «Секции»), образуются на пленарных заседаниях ЕСПЧ по предложению Председателя сроком на три года и действуют с момента избрания председателей и заместителей секций. Каждый судья является членом какой-либо секции. Состав секций должен быть сбалансирован по географическому и половому признакам и отражает различные правовые системы Высоких Договаривающихся Сторон. В случаях, когда судья перестал быть членом Суда до истечения срока, на который была образована Секция, его или ее место в Секции занимает преемник этот судьи в качестве члена Суда. Председатель Суда вправе, в виде исключения, вносить изменения в состав секций, если того требуют обстоятельства. Секции формируют из своего состава палаты по рассмотрению конкретных дел. Каждая секция отвечает за дела, возбуждаемые против определенной группы стран.

Комитеты в составе трех судей из одной Секции образуются согласно п. 1 ст. 27 Конвенции. Количество создаваемых комитетов определяется Председателем Суда после проведения консультаций с председателями секций. Комитеты образуются на срок 12 месяцев из числа членов секции в порядке очередности, за исключением Председателя Секции. Судьям Секции, которые не входят в состав какого-либо Комитета, может быть поручено замещение тех его членов, которые не имеют возможности участвовать в заседании. Председательствующим в каждом Комитете является тот из его членов, который имеет старшинство в соответствующей Секции.

Палаты в составе семи судей, предусмотренные п. 1 ст. 27 Конвенции для рассмотрения дел, которые переданы в Суд, образуются из числа судей Секций. По каждому делу в состав Палаты входит Председатель Секции и судья, избранный от государства-ответчика — ex officio член Палаты. Остальные члены Палаты назначаются Председателем Секции из числа членов соответствующей Секции в порядке очередности. Члены Секции, не назначенные в таком порядке, участвуют в заседании по делу в качестве запасных судей. Судья, избранный от Высокой Договаривающейся Стороны, выступающей стороной в споре, заседает по делу как ex officio член Палаты и Большой палаты. В случае отсутствия такого судьи или если он не может участвовать в заседании, в качестве судьи по делу заседает лицо, назначенное Председателем Суда из списка, заблаговременно представленного этой Стороной (судья ad hoc).

Согласно Регламенту Высокая Договаривающаяся Сторона лишается своего права назначить судью, если она не представила свой ответ в срок 30 дней или по истечении срока, продленного по разрешению Председателя Палаты. В Регламенте также определено, что Высокая Договаривающаяся Сторона, выступающая стороной в деле, лишается своего права назначить судью, если она дважды назначила в качестве судьи ad hoc лиц, которые, по мнению Палаты, не соответствуют требованиям, предъявляемым п. 1 ст. 21 Конвенции к судьям ЕСПЧ, требованию доступности, а также при наличии их заинтересованности в исходе дела, или если имеются сомнения в их независимости и беспристрастности.

Большая палата состоит из 17 судей и не менее трех запасных судей. В состав Большой палаты входят Председатель Суда, заместители Председателя Суда, председатели палат и другие члены Суда, назначенные в соответствии с Регламентом ЕСПЧ. В тех случаях, когда дела передаются в Большую палату на основании ст.30 Конвенции, в качестве членов Большой палаты заседают также члены Палаты, уступившей юрисдикцию в пользу Большой палаты.

В тех случаях, когда дела передаются в Большую палату в соответствии с положениями ст. 43 Конвенции, в ее заседаниях не вправе участвовать ни один из судей Палаты, вынесший постановление, за исключением Председателя этой палаты и судьи, избранного от государства — участника, выступающего стороной и споре.

Для рассмотрения обращений сторон о передаче дела на рассмотрение Большой палаты (ст. 43 Конвенции) в Большой палате образуется коллегия в составе пяти судей:

— Председателя Суда;

— председателей секций или, если они лишены возможности участвовать в заседании, — заместителей Председателей секций, кроме той Секции, из которой была создана Палата, рассматривавшая дело, в отношении которого поступило обращение о передаче его на рассмотрение Большой палаты;

— других судей, назначаемых в порядке очередности из числа судей иных, чем те, которые рассматривали данное дело в Палате.

Причем ни один судья, избранный от Высокой Договаривающейся Стороны, выступающей стороной в деле, или являющийся ее гражданином, не вправе быть членом коллегии.

Комитеты, палаты и Большая палата ЕСПЧ имеют статус судебного присутствия. Выносимые ими решения и постановления рассматриваются в качестве решений и постановлений ЕСПЧ[7].

Комитеты осуществляют проверку индивидуальных заявлений на соответствие формальным требованиям. На них возложены функции по исключению из списка подлежащих рассмотрению тех из них, которые могут быть очевидными и, безусловно признанными неприемлемыми. Для того чтобы исключить ошибки, применяется правило единогласия при принятии Комитетом решения. Комитет единогласным решением может объявить неприемлемой индивидуальную жалобу или исключить ее из списка подлежащих рассмотрению дел, если такое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы. Это решение является окончательным (ст. 28 Конвенции).

Комитет вправе единогласным решением объявить приемлемой жалобу и одновременно вынести постановление по существу жалобы, если лежащий в основе дела вопрос, касающийся толкования или применения положений Конвенции либо Протоколов к ней, уже является предметом прочно утвердившегося прецедентного права Суда (ст. 28 (b) Конвенции в редакции Протокола № 14).

Таким образом, в рассматриваемой статье речь идет о так называемых «клоновых жалобах». Применительно к России это жалобы, обусловленные отменой в порядке надзора неисполненных судебных решений по социальным вопросам (см., например, постановление ЕСПЧ от 23 сентября 2010 г. по делу «Попова и другие пенсионеры-льготники против России»).

Палаты рассматривают как индивидуальные жалобы, так и обращения государств. По результатам судебного разбирательства Палата выносит решение о приемлемости и постановление по существу поступившего дела. Решение о приемлемости жалобы выносится отдельно, если ЕСПЧ в порядке исключения не примет решения об обратном (ст. 29 Конвенции).

В компетенцию Большой палаты входит разбирательство дел, переданных ей палатами в порядке уступки юрисдикции, и дел о пересмотре постановлений, вынесенных палатами, в случае такого обращения в Большую палату какой-либо из сторон (ст. 30 и 31 Конвенции). Коллегии Большой палаты уполномочены принимать или отводить такие обращения (ст. 43 Конвенции).

В практике рассмотрения ЕСПЧ дел против Российской Федерации в последнее время часто возникает необходимость постановки вопроса о передаче и рассмотрении дел Большой палатой. В исключительных случаях — в течение трех месяцев с момента вынесения Палатой постановления возможно обращение любой из сторон в деле о передаче его на рассмотрение Большой палаты (ст. 43 Конвенции). Комитет в составе пяти членов Большой палаты принимает такое обращение только в случаях, если дело поднимает серьезный вопрос, касающийся толкования или применения положений Конвенции или Протоколов к ней, или другой серьезный вопрос общего характера. Однако определений этих понятий, являющихся материальными основаниями для пересмотра дел, в Конвенции, Протоколам к ней и Регламенте не содержится, а в прецедентной практике ЕСПЧ не раскрывается.

Между тем согласно ст. 44 Конвенции постановление любой из палат становится окончательным, если указанный Комитет Большой палаты отклоняет обращение о передаче дела в Большую палату. Правило 73 Регламента («Обращение стороны о направлении дела в Большую палату») устанавливает, что обоснование такого отказа в прошении не требуется. Иными словами, при принятии решения о передаче (или отклонении обращения о передаче) дела в Большую палату принцип мотивированности решения не действует. Данное обстоятельство на практике приводит к ограничению установленного ст. 13 Конвенции права на эффективное средство правовой защиты, поскольку, отклоняя без указания мотивов и обоснования обращение стороны о передаче дела в Большую палату, Коллегия Большой палаты, по сути, ограничивает сторону в праве на обжалование судебного постановления[8].

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.