После настройки видеокамеры на основной источник света необходимо сделать коррекцию спектра остальных источников для приведения их к основному. Для этого достаточно воспользоваться цветокорректирующими гелевыми фильтрами.
На сайтах компаний Rosco International (http://www.rosco.com) и Lee (http://www.leefilters.com) приведены перечни выпускаемых цветокорректирующих гелевых фильтров. Чтобы разрешить многие сложные проблемы освещения, нужно знать, какими фильтрами пользоваться в тех или иных ситуациях.
Если сцена освещена из большого окна, то проще всего видеокамеру настроить на цветовую температуру 5600 К, а на осветительные накальные приборы поставить голубые гелевые фильтры (например, Cinegel 3203 Full Blue фирмы Rosco или 201 Full С.Т.В. фирмы Lee или 20l Full С.Т.В. фирмы Strand Light или ацетилцеллюлозный №5 (ЛН-ДС) НИКФИ-Москва.
Но есть и другие варианты. Например, окно можно занавесить полотном фильтра-конвертера дневного света RoscoSun, который наружный дневной свет преобразует в свет ламп накаливания. Этим вы заодно уменьшите количество света, поступающего из окна, что облегчит задачу освещения остальной части интерьера. Rosco выпускает также большие жесткие акриловые панели Roscolex, вполне пригодные для коррекции наружного освещения, но не очень удобные при перевозке и хранении.
Если основной источник света люминесцентный, то действовать нужно иначе. Излучение почти всех имеющихся на сегодня флюоресцентных трубок имеет сильную зеленую составляющую, поэтому на осветительные приборы с лампами накаливания нужно ставить зеленые гелевые фильтры (такие, например, как Cinegel 3315 Tough 1/2 Plusgreen фирмы Rosco). Для преобразования света флюоресцентной трубки в дневной зеленую составляющую удаляют с помощью розового гелевого фильтра (скажем, 247 MinusGreen компании Lee). Для согласования излучения трубки со светом лампы накаливания используется оранжевый гелевый фильтр (здесь подошел бы 3310 Fluorofilter фирмы Rosco). Можно также использовать съемные акриловые трубки этих цветов, их устанавливают на осветительный прибор для постоянной работы.
Существуют и специальные флюоресцентные трубки, которые излучают белый свет определенного спектрального состава. Одной из первых такие лампы стала выпускать фирма Kino Flo (http://www.kinoflo.com), сегодня целую гамму флюоресцентных трубок с цветовыми температурами 3200 К и 5600 К предлагают многие компании, такие как Barbizon (http://www.barbizon.com) и Mole-Richardson (http://www.studiodepot.com).
Но корректировать цветовые температуры нужно не всегда. В некоторых сценах их различие можно использовать для достижения определенного эффекта. Например, голубой свет из окна может служить очень эффектной подсветкой для основного накального источника света. Чтобы результат хорошо смотрелся, окно не должно попадать в кадр, а дневной свет не должен быть слишком ярким. Для имитации этого эффекта, можно установить голубой гелевый фильтр на вспомогательный накальный источник света, чтобы при этом создавалось впечатление, что где-то за кадром находится окно.
Правильно подобранное цветовое освещение может создавать очень выразительные эффекты. Тонкие цветовые нюансы (в рассеянном или общем освещении сцены, в подсветке) передают настроение, местный колорит или реалистичность. Поэтому в освещении не бойтесь применять тонкие оттенки и даже насыщенный цвет. Главное - чтобы цвет использовался сознательно, а не "как получится".
Ко всему этому стоит добавить, что механизм баланса белого можно "обмануть" для достижения той или иной цели. Если вы хотите получить кадр, выдержанный в холодных голубоватых тонах, используйте при настройке баланса белого тест-карточку желтоватого оттенка, а если нужны теплые тона, то тест-карточка должна быть голубоватой. Но обманывать цветовой баланс нужно с умом. Ведь иногда начинающий оператор может поставить на осветительный прибор гелевый фильтр желто-соломенного или янтарного оттенка, и настраивать баланс белого по чисто белой тест-карточке, а потом искренне удивляться, куда же делся тот красивый янтарный ореол, которого он с таким трудом добивался. Помните при настройке баланса по белой тест-карточке вы как бы "говорите" камере, что тот цвет, который она видит на карточке, нужно сделать белым. Чтобы воспроизвести теплый янтарный ореол, нужно баланс белого настроить по свету лампы накаливания без гелевого фильтра и только потом его установить.
Светофильтры видеокамеры.
В профессиональных камерах рядом с объективом находится ручка, с помощью которой можно выбрать нужный фильтр из имеющегося комплекта. Как правило, на ней есть одна позиция для температуры 3200 К (лампы накаливания) и несколько - для 5600 К. Комплект фильтров для 5600 К обычно состоит или из основного цветного фильтра, или из цветного фильтра в сочетании с двумя или более нейтральными с разной оптической плотностью 5600 K+1/4ND, 5600 K+1/16ND и др. Нейтральные фильтры не влияют на спектральный состав света, а только ослабляют его. Они бывают нужны при среднем и ярком дневном свете для обеспечения нужного диапазона выдержки.
Итак, контрастность, цвет и экспозиция - важнейшие характеристики, без учета которых нельзя получить высококачественное видеоизображение. Для того чтобы видеокадры смотрелись хорошо, и их легко было монтировать, эти параметры необходимо правильно устанавливать в ходе съемки и постоянно их контролировать. Добиться нужного значения контрастности поможет правильно подобранное освещение объекта съемки надо приглушить блики и подсветки, создать уровень рассеянного света, достаточный для освещения затененных областей и передачи деталей. При натурной съемке, особенно в ясный летний день, получить хорошее изображение помогают отражатели.
Цветовую температуру можно регулировать как с помощью цветокорректирующих гелевых фильтров, устанавливаемых на источники света, так и путем подбора подходящего фильтра в камере и настройки баланса белого. Тщательная регулировка баланса белого важна для любых сцен, тем более если в них используются разные источники света.
Экспозиция устанавливается в камере, и ее обязательно нужно контролировать с помощью приборов (осциллографа в студийных условиях, реже - на натуре, или индикатора "зебра"), а не просто на глазок. Глаз не может точно определить, когда сигнал достигает уровня 100 IRE.
При правильном выборе экспозиции, контрастности и цвета эффективно используется полный динамический диапазон видеосигнала - от абсолютно черного до почти или абсолютно белого - и полученная картинка будет иметь высокую, но не чрезмерную насыщенность цвета.
Кроме того, "белое" должно быть "белым", независимо от того, будет ли объект съемки освещаться источником света с преобладанием в спектральном составе длинноволновых ("красных") излучений с цветовой температурой от 2000 К до 4500 К или коротковолновых ("синих") излучений с цветовой температурой от 5000 К до 10 000 К. Исключение составляют так называемые режимные съемки, когда необходимо акцентировать, что съемки ведутся, например, на закате, при свечах или при лампах накаливания, те когда ощущается эффект окраски "белого" соответствующим оттенком. Но даже в этих случаях не должно быть чрезмерных цветоискажений, особенно если в кадре лицо, так как у зрителя возникает другое ощущение - ощущение ошибки, операторского брака.