Преданное служение трансцендентному Господу ничем не обусловлено и непрерывно... (Бхаг.1.2.6.)
Милость Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху, воплощение высшей сладости, подобна грозовому облаку, проливающему необычайно сладкий нектар, который орошает посаженное в сердце семя преданного служения и уничтожает палящий зной вожделения, наполняя восторгом реку живых существ вселенной. Пусть это плывущее высоко в небе облако милости Господа принесет покой и радость даже этой никчемной душе, подобной засохшему в пустыне дереву.
бхактих пурвайх шрита танту
расам пашйед йад-атта-дхих
там науми сататам рупа-
нама-прийа-джанам харех
Я вновь и вновь в почтении склоняюсь перед Шрилой Рупой Госвами, возлюбленным Господа. По его милости мой разум постиг бхакти во всем многообразии его рас.
Данное повествование будет целиком основано на цитатах из священных писаний (шабда-прамана), представляющих лучший вид доказательств.
В Тайттария Упанишадах (шрути), после описания различных уровней сознания (анна майа и проч.) говорится: брахма пуччхам пратиштха (2.5.2): основой существования всех видов сознания является Брахман (ананда-майа). Далее вполне однозначно говорится о существовании парам-ананда-майа пуруши, который, по своему положению превосходит даже Брахман, поскольку является паратпара-таттвой или Высшей Абсолютной Истиной, воплощением расы, наслаждения. Расо ваи сах, расам хй евайам лаб дхвананди бхавати: Господь есть олицетворение расы. Достигнув этой расы, джива познает блаженство (2.7.2). В этой связи, "Шримад Бхагаватам", сливки Веданты и царь всех летописей, описывает Господа как воплощение расы, наслаждения:
Когда Кришна и его старший брат взошли на помост для борьбы, каждый из присутствовавших увидел его по-разному. Борцам Кришна казался ослепительной молнией, обычным людям он виделся лучшим из людей, а женщинам — обворожительным Купидоном. Пастухи видели в Нем своего родственника, его родители — сына, нечестивые правители — олицетворенное возмездие, а царь Бходжи — свою смерть. Невеждам он представлялся вселенской формой, йоги видели в Нем Абсолютную Истину, а члены династии Вришни — Господа, которому они поклонялись (Бхаг. 10.43.17).
В "Бхагавад Гите" (14.27) Господь сам говорит о своем превосходящем положении: брахмано хи пратиштхам — Я — источник безличного Брахмана.
Таким образом, согласно всем вышеупомянутым авторитетным источникам, Абсолютная Истина, есть никто иной как Шри Враджараджа-нандана, Кришна, сын царя Враджа, вечная личность, обладающая трансцендентными (шуддха-саттва) именами, формами, качествами и развлечениями. Господь становится доступен восприятию человеческого уха, глаз, ума и разума не по какой-либо материальной причине, но лишь по своей собственной воле, также как по своей воле он нисходит в материальный мир в образе Кришны и Рамы, потомков династии Йаду и Рагху.
Как и сам Господь, его внутренняя энергия, преданное служение (бхакти), проявляется сама собой, независимо ни от какой материальной причины.
В этой связи в первой песне "Шримад Бхагаватам" говорится:
йато бхактир адхокшадже
ахайтукй апратихата
Преданное служение трансцендентному Господу ничем не обусловлено и непрерывно... (Бхаг.1.2.6.)
Слово ахайтуки (ничем не обусловленное) указывает на то, что преданное служение не имеет под собой никакой материальной причины (хету). В других стихах "Шримад Бхагаватам" Господь также говорит: йадриччхайа мат-катхадау, "если в человеке вдруг просыпается склонность слушать обо Мне" (Бхаг. 11.20.8), мад-бхактим ва йадриччхайа, "так или иначе он обретает преданность Мне" (Бхаг. 11.20.11) и йадриччхайаивопачита, "бхакти возрастает сама собой". Очевидно, слово йадриччхайа следует понимать как "независимо ни от чего, по своей воле". Словарное значение слова йадриччхайа — полная независимость. Иногда это слово толкуют как "нечаянная удача". Однако в данном случае это значение неуместно, поскольку если речь идет о случайной удаче, возникает вопрос о причине этой удачи: является ее причиной материальная благочестивая деятельность (шубха-карма) или нет? Если считать, что счастливая возможность обрести бхакти дается человеку в результате его благочестивой деятельности, значит бхакти в конечном счете порождено материальной кармой. Таким образом бхакти ставится в зависимость от материальной кармы, что совершенно противоречит ее независимой и самопроявленной природе. Если же принять тот факт, что счастливая возможность обрести преданность Господу не обусловлена благочестивой деятельностью, то причина ее так и останется необъясненной. В конечном счете подобное утверждение безосновательно и не может быть принято за истину.
Можно также допустить, что причиной бхакти является милость Господа, но какова причина этой милости? Таким образом и это утверждение, дающее повод к дальнейшим поискам, не может быть окончательным.
Предположим, что причиной бхакти является абсолютная, необъяснимая и беспричинная милость Господа (нирупадхи). Но если эта милость беспричинна, то почему Господь не наделяет бхакти всех в равной степени? Это дает основания обвинять Господа в пристрастии (ваишамйа). Таким образом беспричинную милость Господа также нельзя назвать причиной бхакти. И все же кто-то может усомниться в беспристрастии Господа: ведь он наказывает демонов и всячески оберегает своих преданных — разве это не говорит о его пристрастиях? Вовсе нет. Привязанность Господа к своим преданным ни в коем случае не указывает на наличие в Нем недостатка (душанам), но, наоборот, является украшением его характера (бхушанам). Любовная привязанность Господа к своим преданным, бхакта-ватсалйа, словно могущественный царь, подчиняет себе все остальные качества Господа и разрешает все противоречия. Более подробно об этом будет рассказано в восьмой главе.
На предположение о том, что причиной бхакти является беспричинная милость преданного Господа, можно возразить тем, что, раздавая эту милость, преданный, как и Господь, может делать различия. По поведению мадхьяма-бхакты видно, что он далеко не беспристрастен. Но "Бхагаватам" признает, что склонность мадхьяма-бхакты проводить различие между живыми существами вполне естественна: према-маитри-крипопекша йах кароти са мадхйамах — он пребывает в состоянии премы по отношению к Господу, дружит с преданными, испытывает сострадание к невинным и избегает общения с теми, кто враждебен бхакти (Бхаг. 11.2.46). К тому же, Господь, который подчиняется своему преданному (свабхакта-вашйата), ставит свою милость в зависимость от его милости. Таким образом последнее предположение не содержит в себе противоречий.
Но опять же, причиной милости преданного является бхакти в его сердце. Не имея бхакти, преданный не мог бы раздавать свою милость другим. Бхакти и только бхакти является причиной милости преданного, благодаря которой он способен пробуждать бхакти в сердце другого человека. Иначе говоря, получить милость Господа можно от преданного, владельца этой милости. Так мы приходим к выводу о том, что бхакти независима и не обусловлена никакими причинами.
В высказывании йах кенапй атибхагйена джата шраддхо 'сйа севане ("тот, кто обрел веру в Господа в результате ни с чем не сравнимой удачи"), под словом атибхагйена (необычайная удача) следует понимать обретение милости преданного (бхакта-карунйа), которая превосходит результаты мирского благочестия (шубха-карма). Мнение о том, что преданный, который во всем зависит от Господа, не может брать на себя роль "дающего милость", ошибочно. Послушный желаниям своего преданного, Господь наделяет его могуществом по своему желанию раздавать милость Бога (свакрипа-шакти). Хотя Господь, в форме Параматмы, видит, что преданная ему джива обусловлена внешней чувственной деятельностью, полученными ею в результате ее прошлой деятельности, он тем не менее оказывает своим преданным особую милость (сва-прасада). В "Бхагавад Гите" сам Кришна говорит о своей милости (прасада), как о единственном способе обрести полное удовлетворение и достичь его вечной обители. Эта милость проявляется в том, что Господь наделяет преданного правом распоряжаться своей милостью, крпа-шакти.