Структура совокупного спроса
Классическая и кейнсианская теории полной занятости
Основной вопрос макроэкономики состоит в том, как добиться полного
использования имеющихся ресурсов или состояния «полной занятости».
Экономисты-классики полагали, что полная занятость в условиях свободной
конкуренции достигается автоматически. При этом классическая макроэкономика
исходит из двух основных положений:
Во-первых, она утверждает, что совокупный спрос должен быть в принципе
достаточен для закупки всей продукции, произведенной при полной занятости,
поскольку предложение порождает спрос. Возможны лишь временные нестыковки
спроса и предложения по отдельным товарам, быстро ликвидируемые рынком.
Во-вторых, даже если случайно возникнет ситуация отставания совокупного
спроса от совокупного предложения (все хотят продавать, но никто по каким-либо
причинам не желает покупать), на помощь опять же придет рыночный механизм.
Фирмы, не имея возможности продать все произведенное, начнут снижать цены и
заработную плату; на финансовых рынках пойдут вниз процентные ставки. Все это
быстро приведет к росту совокупного спроса, который сравняется с совокупным
предложением при полной занятости.
Таким образом, в точке макроэкономического равновесия фактический ВВП
равен потенциальному. Констатация этого привела классиков к заключению о
вредности государственного регулирования экономики, подрывающего
эффективность рыночного саморегулирования.
В 1936 г. появилась книга Д. Кейнса «Общая теория занятости, процента и
денег», изменившая всю экономическую науку. Кейнсианская теория оспаривает
основной постулат классиков – о саморегулировании рыночной экономики.
Кейнс подчеркивал, что полная занятость в условиях рынка может
возникнуть лишь случайно. Кейнсианская макроэкономика - это теория
совокупного спроса. Согласно Кейнсу, совокупный спрос нестабилен и, как
правило, недостаточен для реализации потенциального ВВП. В результате
равновесный ВВП обычно оказывается ниже потенциального. Отсюда - неполное
использование ресурсов, в частности – безработица.
Особенно изменчив инвестиционный спрос фирм. Кейнс критиковал
классиков за их утверждения об обязательном совпадении инвестиций и
сбережений домашних хозяйств, поскольку сбережения и инвестиции
осуществляются разными экономическими агентами по разным основаниям. В
результате рост сбережений домашних хозяйств (соответственно сокращение их
расходов) не обязательно будет компенсирован увеличением инвестиционных
расходов. Но тогда совокупный спрос упадет и окажется ниже совокупного
предложения, что приведет к падению общественного производства.
В связи с этим государство обязано стимулировать совокупный спрос,
добиваясь его совпадения с потенциальным ВВП. Кейнс и его последователи
предложили комплекс мер по такому стимулированию, связанный с кредитно-
денежной и особенно бюджетно-налоговой политикой государства.
Таким образом, основное различие между неоклассическим и кейнсианским
подходами состоит в том, кейнсианцы полагают главным фактором стабильного
экономического развития совокупный спрос, а неоклассики – совокупное
предложение.
Структура совокупного спроса
Совокупный спрос на реальный ВВП (Yd) распадается на спрос домашних
хозяйств (C), инвестиционный спрос фирм (I), спрос государства (G) и спрос
иностранцев - чистый экспорт (XN). Отсюда:
Yd=C+I+G+XN
Рассмотрим, от каких факторов зависят все эти составные части совокупного
спроса.
А. Личные потребительские расходы (C):
Кейнс исходил из того, что спрос домашних хозяйств является функцией
национального дохода (Y).1 Часть своего дохода люди потребляют, а другую часть
сберегают (про уплату налогов мы временно забываем). Основной
психологический закон, по Кейнсу, состоит в том, что по мере роста дохода люди
склонны увеличивать свое потребление, но не в той мере, в какой возрастает доход.
При этом при нулевом доходе расходы домашних хозяйств отнюдь не равны нулю:
даже если в данном периоде люди ничего не заработали, они осуществляют
потребление за счет прошлых сбережений и займов. Потребление, не зависящее от
национального дохода, называется автономным потреблением. На его размер
влияют накопленное богатство, потребительская задолженность, ожидания
домашних хозяйств, другие факторы.
Таким образом, функция потребления выглядит так:
C=C0+CYY,
где C0 – автономное потребление, СY - предельная склонность к потреблению.
Предельная склонность к потреблениюпоказывает, на сколько единиц
возрастает потребление при росте дохода на одну единицу или какую долю
дополнительного дохода люди потребляют: CY= C/ Y. Обычно это дробная
величина, изменяющаяся от нуля до единицы.
В простых моделях предельная склонность к потреблению предполагается
постоянной – не меняется по мере изменения дохода.
Построим функцию потребления от дохода, отложив по оси X уровень
национального дохода, равный объему реального ВВП (Y), а по оси Y - величину
потребительских расходов (рис. 20-1):
Рис. 20-1. Функция потребления
Y
C
C0 tg = CY
1 При этом национальный доход равен ВВП, ибо стоимость произведенного
продукта превращается в доходы владельцев факторов производства.
Наклон функции равен предельной склонности к потреблению. Напомним,
что при нулевом доходе потребительский спрос не равен нулю, поскольку
существует автономное потребление. При его возрастании функция потребления
сдвигается вверх.
Если учесть взимаемые государством налоги, функция потребления
принимает вид:
C=C0+CY(Y-T)
В данном случае Т – автономные налоги, т.е. налоги, чья величина не
зависит от национального дохода. Иными словами, автономные налоги постоянны
при любом уровне дохода. Соответственно (Y-T) – располагаемый доход или доход
после уплаты налога.
Предполагая, что Т – подоходный налог или налог, зависящий от величины
национального дохода, можем записать:
Т=t*Y, где t – налоговая ставка, исчисляемая в процентах от дохода. Тогда:
C=C0+CY(1-t)Y
Выводы: потребительский спрос тем больше, чем больше национальный
доход, предельная склонность к потреблению и автономное потребление; он тем
меньше, чем выше налоги.
Б. Инвестиционный спрос фирм (I):
Это самая изменчивая часть совокупного спроса. Именно его изменения
чаще всего влияют на колебания совокупного спроса, соответственно и на объем
общественного производства.
В зависимости от того, какие факторы обуславливают инвестиционный
спрос, инвестиции делятся на индуцированные и автономные. Инвестиции
называются индуцированными, если их причиной является рост спроса на
готовую продукцию фирм. Поэтому индуцированные инвестиции – функция
национального дохода: Iин=f(Y).
Логика здесь такова: когда национальный доход растет, потребители
предъявляют устойчивый дополнительный спрос. Чтобы его удовлетворить фирмы
увеличивают свои производственные мощности (капитал) – осуществляют
инвестиции. Связь между индуцированными инвестициями и приростом
национального дохода выражается формулой: Iин= * Y,
где - коэффициент, показывающий, какие инвестиции необходимы для
производства одной дополнительной единицы продукции. Этот коэффициент
называется акселератором.
С другой стороны, предприниматели нередко делают инвестиции и при
фиксированном национальном доходе. Это инвестиции в новую технику и
повышение качества. Такие инвестиции являются причиной, но не следствием
роста ВВП. Их величина не зависит от ВВП. Поэтому они называются
автономными. Автономные инвестиции зависят от реальной процентной ставки
(r) – чем она ниже, тем инвестиции больше.
В. Государственные расходы (G). Государство покупает продукцию для
производства общественных благ и государственных инвестиций. Трудно
определить факторы, влияющие на объем государственных расходов. Поэтому в
моделях они обычно рассматриваются как экзогенная величина, не зависящая от
ВВП.
Г. Чистый экспорт (XN) - это разница между экспортом и импортом (XN=XM).
В теме «Совокупный спрос и совокупное предложение» (п. 1) говорилось, что
он зависит от реального обменного курса (RER). Если курс низок, отечественные
товары относительно дешевы, что стимулирует экспорт и сокращает импорт. И
наоборот.
Заграница не только покупает наши товары, но и продает нам свои.
Предположим для простоты, что мы покупаем за границей только потребительские
товары. Спрос на них, как и на отечественные товары, зависит от нашего
национального дохода: чем он выше, тем больше наш импорт, соответственно
ниже чистый экспорт. Поэтому в целом чистый экспорт представляет собой
функцию: XN=f(RER, Y).
Запишем, таким образом, итоговую функцию совокупного спроса:
Y C(Y,T) I (Y, r) G X (RER,Y) d N
1 Знак «+» означает, что соответствующий компонент совокупного спроса
возрастает при увеличении указанной переменной, а знак «-» - наоборот.
Поиск по сайту:
|