Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 9. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО



Тема 8: Ответственность в международном праве

О С Н О В Н Ы Е В О П Р О С Ы:

1.Понятие и содержание международно-правовой ответственности. Цели и функции международной ответственности.

2. Основания международно-правовой ответственности.Обстоятельства, исключающие ответственность (согласие, самооборона, контрмеры, форс-мажор, необходимость, бедствие).

3.Субъекты международной ответственности.Кодификация права международной ответственности.

4.Международно-противоправное деяние (понятие, классификация, значение вины).

5. Виды и формы международно-правовой ответственности.

6. Ответственность международных организаций.

7.Международная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом.

8.Международная уголовная ответственность физических лиц.

9. Санкции в международном праве: понятие, виды, формы

Тема 9. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

О С Н О В Н Ы Е В О П Р О С Ы:

1. Международно-правовая регламентация основных прав и свобод человека. Три поколения прав человека и современные тенденции развития международного сотрудничества в области прав человека.

 

Международное сообщество проделало немалый путь в деле развития международного сотрудничества в области прав человека за последние 60 лет. Начало было положено принятием в 1945 г. Устава ООН, провозгласившего в качестве одной из целей ООН поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии, а также Всеобщей декларации прав человека — в 1948 г. К настоящему же времени уже создана целая система международных договоров и международных органов по правам человека. Однако, несмотря на несомненные достижения, система международного сотрудничества в области прав человека на сегодняшний день далека от совершенства. Кроме того, в современном мире появляются новые вызовы и угрозы правам человека, не существовавшие ранее. К ним можно отнести проблему терроризма, принимающего в последнее время новые формы и все более угрожающие масштабы. Серьезную угрозу правам человека представляют процессы глобализации, преимущества от которых распределяются крайне неравномерно. Вместе с тем, другие проблемы в области прав человека — в частности права меньшинств — в наши дни приобретают новое значение и нуждаются в переосмыслении.

Представления о правах человека изменяются во времени и пространстве. Постепенно возникают новые права, в частности — права солидарности, происходит уточнение содержания существовавших ранее прав в свете новых реалий. В результате осознания новых проблем, возникших перед человечеством в условиях глобализации, таких как резкое ухудшение состояния окружающей среды, ограниченность природных ресурсов, создание новых видов оружия, увеличение разрыва между развитыми и развивающимися государствам и др. была сформулирована теория устойчивого развития, охватывающая, в том числе, и измерение прав человека.

Современный этап международного сотрудничества в области прав человека характеризуется еще и тем, что все большее число стран осознают важность такого сотрудничества и становятся участниками международных договоров по правам человека, что позволяет говорить о постепенном формировании универсальной системы международного сотрудничества в области прав человека.

Таким образом, новые условия существования человечества ставят перед ним новые проблемы и требуют поиска путей и средств решения этих проблем, в том числе — в области прав человека.

 

На сегодняшний день универсальность прав человека, в основном, достигнута только на уровне самой идеи о необходимости обеспечения прав человека. Однако универсализма в области прав человека, то есть, всеобщего согласия относительно толкования и применения международного права прав человека не существует, равно как не существует универсальной концепции прав человека. Это обстоятельство не следует рассматривать как недостаток системы международного сотрудничества в области прав человека, поскольку такое сотрудничество должно осуществляться с учетом всех концепций прав человека, а либеральная концепция является культурно связанной с западными ценностями и не должна навязываться в качестве универсальной.

 

2) Международное сотрудничество в области прав человека должно основываться на концепции устойчивого развития. Данная концепция направлена на преодоление глобальных проблем, представляющих опасность как для прав человека, так и для самого существования человечества. Их решение требует международной солидарности. Конечной целью должно ставиться достижение устойчивого мира, предотвращение экологической катастрофы, а также создание условий для эффективной реализации права на развитие. В этой связи, особенно следует отметить необходимость сглаживания неравенства между развитыми и развивающимися странами, поскольку при существующем в настоящее время положении у развитых и развивающихся стран объективно различные, нередко противоположные интересы по многим вопросам. Поэтому именно интересы устойчивого развития должны стать основой для выработки согласия по ключевым вопросам международного сотрудничества, имеющим, в том числе, отношение к правам человека.

 

3) Новые вызовы и угрозы правам человека являются одновременно глобальными проблемами более широкого характера, а их решение в свете глобализации современного мирового развития невозможно исключительно на национальном уровне. При этом решение существующих проблем в других областях международного сотрудничества может иметь последствия для прав человека, а потому при выработке решений по каким-либо вопросам международного сотрудничества необходимо оценивать их воздействие на права человека.

 

4) Ввиду взаимосвязанности, взаимообусловленности и взаимозависимости прав человека необходим комплексный подход к решению проблем в этой области. Поскольку нарушение одних прав человека ведет к нарушению других прав, то и решать эти проблемы нельзя в отрыве друг от друга. Так, нищета, нарушение прав меньшинств приводят к терроризму и вооруженным конфликтам, что, в свою очередь, препятствует развитию и влечет за собой множество других нарушений прав человека. Основной акцент должен быть сделан на устранение коренных причин нарушений прав человека. В частности, это относится к устранению неблагоприятных последствий глобализации, устранению коренных причин терроризма и т.д.

 

5) Существующие механизмы международного сотрудничества в области прав человека нуждаются в повышении своей эффективности. Это относится, в частности, к договорным органам по правам человека (следует принять меры, направленные на устранение дублирования; кроме того, необходимо расширение числа участников самих договоров, а также желательно, чтобы как можно больше государств признали факультативную компетенцию договорных органов). Что касается недоговорных органов, то здесь также наблюдается проблема дублирования, которая к тому же усугубляется по мере роста числа мандатов. Другой проблемой является недостаточная регламентация их деятельности. Меры по повышению эффективности недоговорных органов должны быть приняты недавно учрежденным Советом по правам человека, поскольку одной из его задач и является совершенствование и рационализация системы недоговорных орга

 

 

Концепция устойчивого развития возникла в результате осознания глобальных проблем современности, стоящих перед человечеством и первоначально рассматривалась, прежде всего, в контексте сохранения благоприятной окружающей среды. Позднее она стала охватывать и политические, экономические, социальные, культурные и иные аспекты.

В сфере прав человека концепция устойчивого развития в наибольшей степени связана с правами, носящими во многом коллективный характер, направленными на защиту наиболее общих интересов человечества, соблюдение которых необходимо для выживания и развития каждого человека в отдельности. Речь идет о правах на развитие, на мир и на благоприятную окружающую среду. На сегодняшний день нет всеобщего согласия относительно точного содержания этих прав. В то же время, постепенно происходит уточнение их содержания.Появление этих прав было вызвано осознанием новых угроз, которые могут прервать процесс нормального развития человечества. Данные права невозможно полностью обеспечить лишь на национальном уровне. Современный мир характеризуется все большей взаимозависимостью государств, а потому и для обеспечения этих прав необходимо широкое международное сотрудничество.

Идея права на развитие как права человека является сравнительно новой. Только начиная с 60-х годов прошлого века ООН начала уделять внимание концепции развития. Вначале право на развитие рассматривалось как коллективное право. Его субъектами могли быть государства, города, регионы и т.д.

В 1986 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о праве на развитие, согласно которой субъектом права на развитие являются человек и народы. Однако, несмотря на то, что в соответствии с Декларацией основным субъектом данного права является индивид, его реализация осуществляется коллективно. То есть экономическое и иное развитие коллективных субъектов открывает новые возможности для развития каждого индивида.

В рамках концепции устойчивого развития важное место занимает право на мир. Мир является необходимым условием для поддержания устойчивого развития и нормального функционирования всей системы прав человека. Нарушения права на мир влекут за собой грубые и массовые нарушения практически всех прав человека. Именно поэтому значительная часть международного права направлена, в конечном счете, на обеспечение и поддержание мира.

Право на мир как право человека впервые было сформулировано Генеральной Ассамблеей ООН в 1978 г. в Декларации о воспитании народов в духе мира. В 1984 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о праве народов на мир. В Декларации подчеркивается, что жизнь без войны служит основной международной предпосылкой для материального благополучия, развития и прогресса стран, полного осуществления прав и основных свобод человека.

Что касается права на благоприятную окружающую среду, то впервые проблема права человека на благоприятную окружающую среду была обсуждена на Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде в 1972 г. На Конференции была принята Декларация по окружающей человека среде провозгласившая право на благоприятную окружающую среду в качестве права человека. Декларация указывает на то, что причиной большей части проблем, относящихся к окружающей среде, в развивающихся странах является их недостаточное развитие, а также на то, что экономическое и социальное развитие являются необходимыми условиями для обеспечения благоприятной окружающей среды для жизни и работы человека.

Связь экономического развития и экологии стала очевидной уже в 70-е гг. XX века. Уже тогда исследователи отмечали, что неослабевающее загрязнение окружающей среды угрожает благополучию как развитых, так и развивающихся стран и указывали на то, что при разработке каких-либо планов развития прежде всего необходимо проводить оценку воздействия на окружающую среду с целью минимизации экологического вреда. То есть, несмотря на то, что экономическая отсталость во многом является причиной неблагоприятной экологической обстановки вследствие невозможности внедрения экологически безопасных технологий, никакое социально-экономическое развитие невозможно без нарушения состояния природной среды.

Таким образом, соотношение права человека на благоприятную окружающую среду с необходимостью обеспечения устойчивого развития общества является достаточно сложным и в некоторых случаях противоречивым. Поэтому для решения данной проблемы необходим поиск баланса между экологией и экономикой, а критериями должны быть научно обоснованные нормативы качества природной среды.

 

 

2. Международные стандарты прав и свобод человека и их отражение в международных документах.

 

 

международными стандартами в области прав человека понимаются международно-правовые нормы, закрепляющие и развивающие принципы прав человека. В первую очередь, это обязательства государств предоставлять индивидам основополагающие права и свободы и не предпринимать действий, посягающих на эти права и свободы, не допускать какой-либо дискриминации, а также пресекать действия, нарушающие права человека. Помимо этого, устанавливается ответственность государств за невыполнение своих обязательств, определяются международные механизмы защиты прав человека.

Стандарты делятся на универсальные, т.е. признанные во всем мире (как правило, это нормативные акты, принятые ООН) и региональные, действие которых распространяется на определенный регион, обычно на территории какого-либо межгосударственного объединения (Совет Европы, Европейский Союз, СНГ и пр.) Региональные стандарты часто бывают более конкретными, предусматривающими более строгую ответственность в рамках межгосударственного объединения для государств-нарушителей этих стандартов.

Международные стандарты бывают в виде деклараций, международных договоров (пакты и конвенции), резолюций международных организаций, руководящих принципов.

Декларации принимаются обычно итоговым документом совещаний межгосударственных органов (например, резолюцией Генеральной ассамблеи ООН) и не имеют обязательной силы. Декларация – это свод принципов, определяющий дальнейшее направление развития международных отношений в определенной сфере. Государство может стараться приводить свое законодательство в соответствии с декларацией, но не обязано это делать.

Основу международной системы защиты прав человека составляют международные договоры (соглашения) – пакты и конвенции. Эти формы международно-правовых актов носят общеобязательный характер для всех государств, их ратифицировавших или к ним присоединившихся. На основе договоров создаются специализированные международные органы для контроля за соблюдением условий соглашений. Так, в рамках ООН функционируют так называемые конвенционные органы по правам человека– семь комитетов, созданных на основании основных международных договоров ООН по защите прав человека для контроля за выполнением государствами обязательств по эти договорам:

Комитет по правам человека

Комитет по расовой дискриминации

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам

Комитет против пыток

Комитет по правам ребенка

Комитет по защите всех трудящихся мигрантов и членов их семей

Комитет по правам лиц с ограниченными возможностями.

Среди указанных комитетов один — Комитет по экономическим, социальным и культурным правам — создан не на основе международного договора, а решением (резолюцией) Экономического и социального совета (ЭКОСОС) — одного из главных органов ООН.

В рамках Совета Европы действует Европейский Суд по правам человека – орган, призванный восстанавливать нарушенные права, созданный в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Но не менее важная функция Суда – выработка стандартов в области прав человека путем толкования указанной Конвенции и придания нового смысле содержащимся в ней положениям, включая содержание конкретных прав и свобод.

К основополагающим документам в области прав человека относятся Устав ООН, Международный Билль о правах человека, Европейская конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Европейская социальная хартия.

Устав ООН[1] не содержит конкретного перечня прав человека. Тем не менее, этот документ стал одним из первых важнейших международно-правовых актов, в котором поставлен вопрос о необходимости универсального обеспечения прав личности, закреплен принцип всеобщего уважения прав и свобод всех людей и каждого человека, исключающего какую-либо дискриминацию. Пункт «с» ст. 55 обязывает государства содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола языка и религии».

Одним из главных достижений стало то, что Устав ООН заложил основы для вывода проблемы соблюдения прав человека из-под исключительной внутренней юрисдикции государства и создал предпосылки для эффективного регулирования этого вопроса непосредственно международным правом.

Международный билль о правах человека включает в себя: Всеобщую декларацию о правах человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических и социальных правах (1966), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966), второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (1989).

Всеобщая декларация прав человека была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. День ее принятия отмечается ежегодно как Всемирный день прав человека. В Декларации закреплен широкий перечень гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав. В тексте документа отражен естественный характер прав человека, в ст. 1 говорится: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и своих правах».

Всеобщая декларация прав человека носит лишь рекомендательный характер. Но одним из источников международного права является обычай, т.е. сложившаяся практика государств, которая постепенно начинает признаваться в качестве обязательной и оформляться в виде правовых норм. Таким образом, положения Декларации стали для большинства современных государств обязательными, найдя свое отражение в законодательстве этих стран. В конституциях многих государств содержатся непосредственные ссылки на Декларацию, ее положения включены во все основные законодательные акты. Национальные суды нередко признают и используют положения Декларации. Так, в частности, Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении № 8 от 31 октября 1995 г. рекомендовал всем российским судам прямо ссылаться на Всеобщую декларацию прав человека в решениях по соответствующим делам.

Принятие в 1966 г. Пактов о правах человека стало новой вехой в развитии международного права. Впервые индивид стал субъектом не только внутригосударственного, но и международного права. В соответствии с положениями Пактов, все лица, проживающие в государстве-участнике пактов или на которых распространяется юрисдикция этого государства, получают возможность пользоваться правами, предусмотренными пактами, без различия по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Все государства-участники обязаны привести национальное законодательство в соответствие с нормами Пактов. Кроме того, в соответствии с Факультативным протоколом к Пакту о гражданских и политических правах, гражданин любого государства-участника Пакта, подписавшего Протокол, может обращаться непосредственно в Комитет по правам человека за защитой своих прав.

Правом рассматривать индивидуальные сообщения от граждан наделены также Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин и Комитет против пыток и Комитет по правам лиц с ограниченными возможностями.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. закрепляет право гражданина обращаться в первый наднациональный судебный орган – Европейский Суд по правам человека. Причем ответственность государств за невыполнение решений суда предусмотрена гораздо более строгая, чем Первым факультативным протоколом к Пакту о гражданских и политических правах за невыполнение рекомендаций Комитета по правам человека при ООН.

Европейский суд по правам человека рассматривает дела по нарушениям только тех прав, которые записаны в Конвенции. Но поскольку формулировки бывают слишком общие, Суд наделен правом толкования положений Конвенции, при этом его решения являются прецедентными. Это означает, что при рассмотрении похожих дел в будущем следует руководствоваться не прямо положениями Конвенции, а тем их значением, который был раскрыт в прецедентных решениях. Таким образом, более, чем за 50 лет деятельности Суда, содержание прав, записанных в Конвенции, было значительно расширено и конкретизировано решениями Суда.

Следует добавить, что основным условием подачи жалобы как в Комитеты ООН, так и в Европейский суд по правам человека, является исчерпание всех внутригосударственных средств правовой защиты.

В российской правовой системе международные нормы имеют приоритет над внутренним российским законодательством[2]. Под этим подразумевается, что в случае противоречия между федеральным законом или иным нормативным актом и положениями ратифицированного международного договора, применяются положения договора. При этом, верховенство все же остается за Конституцией РФ.

 

3. Международные механизмы и процедуры защиты прав и свобод человека. Совет ООН по правам человека. Международные комитеты и суды по правам человека. Значение ОБСЕ в сфере прав человека.

 

ОБСЕ была создана как “организация по безопасности”. Однако, она занимается не толь- ко вопросами военной безопасности, разоружения или границ. Основанная на широкой концепции безопасности, Организация занимается также правами человека. ОБСЕ по- лагает, что безопасность — это нечто большее, чем просто отсутствие войны. Фактиче- ски государства-участники ОБСЕ стремились создать всеобъемлющие рамки для мира и стабильности в Европе. В Хельсинкском Заключительном акте в качестве одного из де- сяти руководящих принципов признается “уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений”. Это стало краеугольным кам- нем в истории защиты прав человека. Впервые права человека были включены в качестве четко сформулированного составного элемента в рамки региональной безопасности на той же основе, что и военно-политические и экономические вопросы. Такое призна- ние было затем подкреплено многочисленными последующими документами. Поэтому сегодня данный факт можно считать свершившимся и не вызывающим сомнений. Эти принципы не выстроены в соответствии с какой-либо иерархией и поэтому никакое пра- вительство не может утверждать, что вначале им необходимо обеспечить политическую или экономическую безопасность, а уже после этого заниматься вопросами прав челове- ка и демократии. Недавняя история подтверждает обоснованность концепции ОБСЕ, которая гласит, что свободное общество, разрешающее каждому принимать полное участие в общественной жизни, является гарантией от конфликтов и нестабильности. Так одним из примеров мо- жет быть факт, что отторжение от общества отдельных лиц или некоторых групп, иногда по этническим причинам, приводило к напряженности, и даже вооруженным конфлик- там. В качестве еще одного примера угрозы безопасности можно назвать кризисы, воз- никающие при появлении беженцев, чаще всего в результате массового нарушения прав человека. В терминологии ОБСЕ термин “человеческое измерение” используется для обозначения набора норм и видов деятельности, связанных с правами человека и демократией, кото- рые рассматриваются в ОБСЕ в качестве одного из трех измерений безопасности, наряду с военно-политическим и экономико-экологическим измерениями. Данный термин сви- детельствует также о том, что нормы ОБСЕ, относящиеся к человеческому измерению, охватывают более широкую область, чем традиционное право прав человека.

 

3. Обязательства в области человеческого измерения и плюралистическая демократия, основанная на верховенстве закона В ряде случаев обязательства в области человеческого измерения ОБСЕ идут гораздо дальше, чем “традиционные” юридически обязательные инструменты в области прав человека. В традиционных договорах в области прав человека формулируются личные (или коллективные) права, а государство-участник обязуется соблюдать и/или гаран- тировать эти права. Однако, в большинстве случаев порядок выполнения этих обяза- тельств остается на усмотрение государств. Человеческое измерение ОБСЕ идет гораздо дальше по пути увязки прав человека с ин- ституциональной и политической системой государства. По сути государства-участни- ки ОБСЕ, взяв на себя обязательства в области человеческого измерения, согласились с тем, что плюралистическая демократия, основанная на верховенстве закона, представ- ляет собой единственную систему управления, способную эффективно гарантировать права человека. Это объясняет, почему человеческое измерение ОБСЕ было названо общеевропейским общественным порядком (ordre public). Другими словами, ОБСЕ - это не просто органи- зация, объединяющая 56 государств, а это “общность ценностей”. Эту связь отражает и активная приверженность верховенству закона и сама его формулировка: концепция, основанная на достоинстве человеческой личности и системе прав, реализуемых через законы и судебно-правовые структуры. 4. Политические обязательства Процесс ОБСЕ в основном представляет собой политический процесс, который не созда- ет юридически обязательных норм и принципов. В отличие от других документов, свя- занных с правами человека, обязательства в области человеческого измерения ОБСЕ являются скорее политически, чем юридически обязательными. Это очень важное от- личие, поскольку оно ограничивает возможности использования правовых механизмов для соблюдения стандартов ОБСЕ. Другими словами, выполнение обязательств ОБСЕ нельзя обеспечить через суд. Однако, это не следует ошибочно понимать как свидетель- ство отсутствия у них обязательной силы. Различие здесь между “юридически” и “поли- тически”, а не между “обязательные” и “необязательные”. Это означает, что обязательства ОБСЕ представляют собой нечто большее, чем простая декларация воли или добрых на- мерений: речь идет о политическом обещании соблюдать эти стандарты. Если для обсуждения международно-правовых документов, как правило, требуется зна- чительное время, прежде чем удается согласовать окончательный текст, а заключитель- ные документы являются предметом ратификации и оговорок, то к документам ОБСЕ это не относится. Их политическая природа позволяет создать уникальную ситуацию: после того, как между государствами был достигнут консенсус, решения вступают в силу немедленно и в принципе являются обязательными для всех государств-участников ОБСЕ (так называемый принцип универсальности). xix Это позволяет ОБСЕ оперативно реагировать на новые потребности. Так, например, ког- да в начале 90-х годов участились случаи нарушений прав человека в отношении мень- шинств, ОБСЕ первой отреагировала и разработала комплексный набор стандартов в области защиты меньшинств. Позднее эти политические стандарты послужили осно- вой для юридически обязательной Рамочной конвенции Совета Европы о защите наци- ональных меньшинств. 5. Человеческое измерение как предмет пристального международного внимания Основополагающим аспектом человеческого измерения в ОБСЕ является то, что пра- ва человека и плюралистическая демократия не рассматриваются как внутреннее дело государства. Государства-участники подчеркнули, что вопросы, касающиеся прав че- ловека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ между- народного порядка. Фактически государства-участники “категорически и окончательно” заявили, что “обязательства, принятые ими в области человеческого измерения ОБСЕ, являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников, и не относятся к числу исключительно внутренних дел со- ответствующего государства” (Московский документ, 1991). Поэтому государства-участ- ники ОБСЕ уже не могут ссылаться на принцип невмешательства в целях избежания обсуждения проблем прав человека в своих странах. Это объясняет, почему ОБСЕ явля- ется не только “общностью ценностей”, но и “общностью ответственности”. Следует под- черкнуть, что эта “ответственность” предполагает не только право критиковать другие государства за нарушения обязательств в области человеческого измерения, но и накла- дывает обязательства помогать друг другу в решении конкретных проблем

 

 

4. Европейский суд по правам человека: правовые основы деятельности, порядок формирования, условия приемлемости жалобы к рассмотрению, порядок судебного разбирательства, исполнение решений ЕСПЧ. Российская Федерация и практика ЕСПЧ.

 

5. Международно-правовые вопросы гражданства. Правовой статус апатридов и бипатридов.

6. Правовое положение иностранцев в государстве пребывания.

7. Право убежища.

8. Статус беженцев и перемещенных лиц.

9. Международная защита прав национальных меньшинств и коренных народов.

Задания для подготовки к семинару:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме.

2. Изучить основные положения международно-правовых документов таких как:

а) Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и два факультативных протокола к нему (1966 г., 1989 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и факультативный протокол к нему 2008 г., Конвенции: о запрещении и пресечении геноцида 1948 г.; расовой дискриминации 1965 г.; апартеида 1973 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. и факультативный протокол к ней 2002 г.;

б) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и протоколов №№1,2,6, 11, 13,14;

в) Конвенции: о политических правах женщин 1953 г.; о гражданстве замужней женщины 1957 г.; о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г.; о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. и факультативного протокола к ней 1999 г.; Конвенции о правах ребенка 1989 г. и двух факультативных протоколов к ней 2000 г.;

г) Конвенция о правах инвалидов 2006 г. и факультативный протокол к ней 2006 г.;

д) Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г., Конвенция МОТ №169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах 1989 г. и Декларация ООН о правах коренных народов 2007 г.;

4. На основе ознакомления с указанной литературой и международно-правовыми актами подготовить письменный конспект, который использовать при выступлении.

5. Подготовить обзор отдельных дел, рассмотренных ЕСПЧ в отношении России.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.