Во время общения с детьми воспитатель задает им вопрос: «Что мы сейчас делаем (делаешь)?» Например, дети намыливают руки в ванной комнате. Воспитатель спрашивает:
— Что вы делали до этого? — Открыли кран с водой. — Что вы будете делать после того, когда намылите руки? — Будем смывать руки под струей воды. Закроем кран и вытрем руки полотенцем. — Зачем мы все это делали? — Чтобы руки были чистые перед едой.
Цель таких бесед — научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий и их результат.
Работа с литературными произведениями
После чтения какого-либо литературного произведения воспитатель на глазах у детей производит «раскадровку» текста. Например, по сказке «Красная Шапочка»:
Кадр 1. Мама с дочкой разговаривают. Мама держит корзиночку.
Кадр 2. Красная Шапочка идет по лесу.
Кадр 3. Волк разговаривает с Красной Шапочкой и т.д.
Обсуждение последовательности действий идет с помощью вопросов:
— Кто изображен на этой картинке? — Что он делает? — Какая цель этого действия? Например:
Кадр 1. На картинке изображены мама и дочка. Мама просит дочку отнести гостинец бабушке. Ее цель — уговорить дочку сделать это. Изображена Красная Шапочка, которая внимательно слушает маму и забирает корзиночку из ее рук. Цель Красной Шапочки — выполнить просьбу мамы.
Кадр 2. Здесь изображена Красная Шапочка, которая идет по лесной дорожке и несет корзиночку в руках. Ее цель — доставить гостинец бабушке.
Кадр 3. На картинке изображен Волк, который спрашивает Красную Шапочку о том, куда она идет. Его цель — узнать, где находится домик бабушки. Здесь изображена Красная Шапочка, которая говорит Волку, куда она идет. Ее цель — выполнить просьбу Волка.
Основная задача педагога: упражнять детей в выстраивании причинно-следственных связей текста и сформировать умение определять цель героя по его изображаемому действию.
Этап 2.
СИСТЕМА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАБОТЕ С СЕРИЕЙ КАРТИНОК
Прежде чем приступать к занятиям, необходимо создать у детей мотив деятельности. При этом не рекомендуется давать ребенку задания в такой форме: «Сейчас надо (ты должен) разложить картинки в нужной последовательности» или «Мы вместе разложим картинки как правильно», поскольку такие фразы не стимулируют интерес ребенка к предлагаемому виду деятельности. Лучше предложить ему поиграть.
Шаг 1
Цели:
— научить ребенка раскладыванию серии картинок слева направо в одну линию; — развивать умение видеть серию картинок в целом; — развивать у ребенка умение соблюдать правила игры.
Игровое действие
Дать в руки ребенку серию картинок и предложить разложить их в произвольной последовательности в одну линию слева направо. После этого ребенок должен убрать руки за спину или сложить их на коленях и до шестого шага больше не прикасаться к картинкам.