Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Современная структура системы социальной защиты населения Казахстана, что она включает?

 

 

Исп. Ахметова Жанар Мухтархановна

 

Современный этап экономичес­кого реформирования в Рес­публике Казахстан характери­зуется масштабными преобразованиями в общественной жизни, в социальной структуре всего общества, вызванными, в том числе, индустриально-инновационным развитием экономики.

Основным стратегическим направлением развития Казахстана является создание социально-ориентированной рыночной экономики. Взяв курс на вхождение Казахстана в число 50 наиболее конкурентных стран мира, ставится задача преодоления сырьевой направленности путем освоения техники современного пятого и перспективного шестого технологических укладов.

Перед Казахстаном поставлена задача перехода к индустриально-инновационному типу развития экономики с ориентацией на стратегию поддержки высокотехнологичных производств, инновационного сектора и предпринимательства. В связи с этим, Правительством РК определены следующие направления развития страны: диверсификация экономики, направленной на экспортную специализацию; повышение качества человеческого капитала; улучшение демографической ситуации; развитие политики устойчивой занятости населения.

При этом, главным приоритетом в государственной социальной политике принято обеспечение занятости населения.

Для решения проблем занятости граждан каждое государство использует как общеизвестные, так и свои методы, направления, поиски. Для Казахстана решение вопросов, связанных с социальной защитой населения, возможно только на общесистемном уровне, обеспечивая, в том числе, региональный уровень защиты.

Необходимо отметить, что политика, проводимая РК, имеет социальную направленность. В каждом Послании Президента прослеживается четкая линия содействия занятости, сохранения дохода и возмещение ущерба при наступлении социальных рисков. Для тех, кто в силу различных обстоятельств не могут восполнить свой доход посредством трудовой деятельности, вправе рассчитывать на определенные льготы и субсидии.

Как известно любое общество состоит из экономически сильных и экономически слабых индивидуумов (домохозяйств). Инструментом, позволяющим поддерживать слабых, создавать условия для самореализации всех без исключения граждан страны, сохранять ее культурные и исторические ценности, является социальная политика.

Социальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом. Вместе с тем, она оказывает влияние на состояние общества и происходящие в нем экономические и политические процессы.

В условиях становления многоукладной экономики, развития рыночных отношений, характер проблем социальной защиты приобретает новые специфические черты, которых не было ранее. Сегодня основу экономики во все большей мере определяет рынок.

Социальная защита населения – это часть социальной политики государства, направленная на обеспечение функционирования основных систем жизнеобеспечения и поддержания минимального жизненного стандарта.

Социальная защита как сфера деятельности государственных институтов включает в себя социальную защиту детей, детства и отрочества, социальную защиту трудоспособного населения, социальную защиту нетрудоспособных граждан, социальную защиту семьи и т. д.

Современный этап экономичес­кого реформирования в Рес­публике Казахстан характери­зуется, прежде всего, масштабными преобразованиями в общественной жизни, в социальной структуре всего общества.

Социальная защита населения – одна из актуальных проблем человечества, которая приобрела особую остроту в последнее время в современной экономике. Она означает необходимость одновременной защиты человека и общества от стихий, порождаемых как природой, так и самим обществом. Человеку должны быть обеспечены достойные условия существования, выживания и развития, соответствующих уровню развития производительных сил и общественных отношений, познания природы.

На основании анализа литературных источников по данной теме были сделаны выводы о том, что не существует единой трактовки сущности понятия «социальная защита населения». Как в специальной литературе, так и в нормативных правовых актах используется весьма обширный перечень понятий и их определений, относящихся к социальной защите населения. Множественность определений, зачастую содержательно пересекающихся, говорит о том, что данная область социальной политики еще далека от окончательного становления, находится в процессе формирования и развития.

Различные авторы вкладывают в сущность социальной защиты различные трактовки, которые, безусловно, относятся к проблеме социальной защиты, но, на наш взгляд, не охватывают ее полностью. Попробуем выделить определенные классификационные признаки, характеризующие различия в определениях понятий социальной защиты, высказанные различными авторами.

Анализ исследований ученых в области социальной защиты населения, позволит выделить две основные группы определений данного понятия. Исследователи, относящиеся к первой группе, определяют социальную защиту всего населения, как работающих граждан, так и социально-уязвимые слои населения. То есть социальная защита рассматривается в широком смысле этого слова.

Сущность социальной защиты с точки зрения права, т.е. социальная защита предполагает законодательно закрепленную политику государства в области гарантий прав человека по реализации его свобод. Но данное определение не охватывает сущности социальной защиты как экономической категории. Представляется целесообразным рассмотреть и экономическую сторону развития государства. Так как социальная защита со стороны государства это еще и помощь в натуральном или денежном выражении, которая должна включать минимальные жизненные стандарты по обеспечению качества жизни человека.

В свою очередь, Международная организация труда, членом которой является Казахстан, определяет систему социальной защиты как комплекс мер, включающий в себя

- стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;

- предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникновения основных социальных рисков с помощью механизмов социального страхования;

- предоставление механизмов социальной помощи, предназначенной для уязвимых групп населения, не являющихся участниками системы социального страхования;

- доступ граждан к основным правам и услугам, таким, как образование и медицинская помощь и др.

Приведенное определение рассматривает социальную защиту как систему, направленную на обеспечение людей необходимыми жизненными стандартами. Следовательно, социальная защита населения - это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством, для обеспечения достойной жизни человека, то есть его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры.

Хотя и данное определение отвечает нашему представлению о СЗН. Однако следует не согласиться полностью с данным определением, т. к. оно рассматривает только тех людей, которые являются экономически неактивными и не обеспечивают себя необходимым доходом. По нашему мнению социальной защитой должны охватываться все слои населения, не зависимо от дохода и возможности обеспечить себя. Думается, что экономически активное население не в меньшей мере нуждается в социальной защите, например создание гарантий для людей в завтрашнем дне, их возможность личного участия в социальной защите.

«Социальная защита - поддержка малообеспеченных слоев населения тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работников».

Эта сторона социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем общественного самосознания.

Данное определение, по нашему мнению, представляет социальную защиту в узком смысле этого слова, т. к. включает в себя только поддержку малообеспеченных слоев населения, а так же работающих по найму. Но, на наш взгляд социальная защита должна распространяться на все население, не зависимо от дохода.

Работодатели нуждаются в социальной защите не в меньшей мере, чем их работники. Другое дело, что им требуются разные гарантии в этой области. Например, работающему по найму необходима регламентация труда, достойная оплата, соблюдение определенных прав. Но если не будут защищены права работодателя, то и возможно не будет стимула для развития малого и среднего бизнеса, либо работодатели будут действовать в обход существующих законов. Разумеется, речь идет о социальной справедливости, прежде всего.

Таким образом, социальная защита населения может рассматри­ваться как: средство формирования и развития личности, обеспечение ее конституционных прав; государственная и общественная поддержка отдельных катего­рий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее самостоятельно, т. е. поддержка, имею­щая целевой характер; государственная система по стимулированию и развитию личности в соответствии его культурным традициям; комплекс мер по реализации основных прав и гарантий человека не зависимо от его материального благополучия.

При исследовании социальной защиты экономически активного населения, представляет интерес рассмотрение ее с позиции большой системы. В этой связи, можно опереться на работу Лебедева О.Т., Каньковской А.Р., которая позволяет идентифицировать СЗН как систему, которая определяется авторами как совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов, составляющих некоторое целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов.

Исходя из этого определения, можно утверждать, что социальная защита населения является системой, так как представляет собой совокупность элементов – субъектов СЗН, объектов СЗН и механизмы их взаимодействия.

Представляется возможным данную систему классифицировать по следующим признакам: 1) происхождению; 2) специфике содержания; 3) объективности существования; 4) степени связи с окружающей средой; 5) зависимости от времени; 6) обусловленности действия; 7) месту в иерархии систем.

Прежде всего, система социальной защиты населения по происхождению определяется как искусственная система (или антропогенная), так как была создана в результате человеческой деятельности.

По содержанию данная система будет являться социально-экономической, так как включает в себя экономические отношения, связанные между людьми.

По природе существования – материальная, она включает в себя тот или иной уровень материальных и финансовых затрат.

По степени связи с окружающей средой она относиться к открытой системе, так как ее состояние зависит от влияния внешних факторов, в том числе, развития рыночных отношений.

Данная система является динамической, поскольку параметры ее связаны со временем: подвержена старению, развитию, движению, прогрессу и регрессу, и т. д., в условиях изменяющихся экономических отношений.

Так как воздействие внешней среды носит стохастический характер и элементы системы являются неоднородным по количественным и качественным характеристикам, то данную систему можно отнести к вероятностной.

И, наконец, представленная система может определяться как большая система, включающая в себя подсистемы постоянно уменьшающегося уровня сложности, вплоть до элементарных подсистем (в роли последних выступают отдельные категории экономически активного населения).

При этом, система социальной защиты населения представляется как антропогенная, социально-экономическая и материальная большая система, которая характеризуется как открытая, динамическая и вероятностная.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что социальная защита населения является сложной социально-экономической системой, включающей в себя различные уровни, для которых требуется разработка конкретных действий с учетом глобализации мировых процессов, в развитии общества с ориентацией на конкретную личность. Становление и развитие системы социальной защиты населения имеет глубокую историю, которая неразрывно связана с развитием производительных сил. Различные модели СЗН складывались в результате эволюции производства и с учетом национальных и культурных традиций того или иного государства.

В развитых странах достигнута защищенность высоких стандартов. Она явилась результатом взаимодействия многих факторов, главные из которых следующие:

– функционирование экономики на основе рыночного механизма;

– постоянное проведение в стране эффективной законотворческой деятельности;

– ориентация деятельности правительства на обеспечение функционирования принятых законо­дательных актов;

– взаимодействие предпринимателей и профсою­зов в решении социально-экономических проблем.

Избираемый модельный ряд различен, исходя из особенностей формирования социальной защиты населения в целом:

– либо общество так организовывает свою экономику и распределение основных доходов (за труд, предпринимательство, социальные трансферты), что их будет достаточно для самообеспечения семей; социальная помощь потребуется только в экстремальных особых жизненных случаях для узкоопределенных групп населения с осложненными обстоятельствами;

– либо макрополитика исходит из условий, основанных на низкой заработанности доходов, недостаточности их для потребления и необходимости государственной помощи для выживания семей не в экстремальных, а в стандартных условиях и не для отдельных групп, а для значительной части населения.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная защита населения является обязательной деятельностью государства по поддержанию определенного уровня жизни населения. При этом, она является сложной системой, функционирующей в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. В рамках исследования рассматривается социальная защита экономически активного населения, как одного из элементов системы. Иными словами, социальная защита экономически активного населения выступает как комплекс государственных гарантий по сохранению дохода индивида при наступлении социальных рисков, в число которых входят безработица, болезнь, старость, а так же риск, связанный с беременностью и родами.

 

 

Средняя продолжительность жизни

по Восточно-Казахстанской области и Республики Казахстан за 2008-2013 годы

 

Несмотря на позитивные сдвиги в демографической ситуации, численность населения в области снизилась по сравнению с 2008 годом (1431,2) на 12,4 тыс. человек и на начало 2013 года составила 1418,8 тыс. человек.

В области сохраняется низкий уровень здоровья женщин и детей. Остается высоким показатель смертности детей до 5 лет 24,7 в 2010 году, в 2011 году 25,3, в 2012 году 22,13 на 1000 новорожденных. Общая смертность населения по ВКО в 1,3 раза выше республиканского уровня.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.