Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Человек и культура в концепции фрейдо-марксизма (Г. Маркузе, В. Райх)

Герберт Маркузе (1898-1979) - немецко-американский социолог и философ, представитель франкфуртской школы. На начальном этапе своего философского творчества Маркузе находился под влиянием идей Хайдеггера. Испытывая настоятельную потребность в придании историческому материализму Маркса подлинно философского фундамента, Маркузе обращается к хайдеггеровской трактовке Dasein, видя в ней радикально новую точку отсчета для современной социальной философии. В синтезе экзистенциальной онтологии и исторического материализма, осуществленном в контексте философской антропологии, Маркузе усмотрел искомый идеал так называемой “конкретной философии”. Следующий период творчества Маркузе характеризуется отходом от марксизма и переходу к философствованию без экономических категорий Маркса. В качестве объекта исследования у Маркузе выступила новая квазиреальность в виде “технологической рациональности”: на первый план выдвигалось уже не экономическое содержание социальности, не природа экономического господства и т.п., а сам тип западной цивилизации с имманентно присущим ему подчинением природы. Последнее обстоятельство, в свою очередь, согласно Маркузе, порождает и подчинение внутренней природы всего импульсивного и, как результат, - господство человека над человеком. С точки зрения Маркузе, конфликт между инстинктами людей и цивилизацией не неизбывен, он присущ лишь “специфической исторической организации человеческого существования”. Общественно значима не только и не столько сама нужда, сколько то, как она распределена между членами общества. По мнению Маркузе, достигнутый уровень науки и техники создает принципиально новую систему удовлетворения зачастую “ложных” материальных потребностей людей в высокоразвитых обществах. Но необходимость сохранения существующего социального порядка диктует, по Маркузе, возрастающее усиление репрессий в облике несоизмеримо выросшего общественного контроля.

Вильгельм Райх - австро-американский психолог, психиатр и психоаналитик. Основные труды: “Функции организма” (1927). “Анализ характера” (1929). Под влиянием идей Фрейда, Адлера, Маркса, Бергсона и буддистских доктрин развивал собственные психоаналитически ориентированные концепции. Заложил основания фрейдомарксизма, идеи которого развил в работе “Диалектический материализм и психоанализ”. Райх разрабатывал проблемы и теорию сексуальной революции, которую считал атрибутом революционного и реформистского процесса. Утверждал, что сексуальная революция является предпосылкой и основой “подлинно человеческой революции”, поскольку она освобождает людей от подавленной сексуальности, раскрепощает их и тем самым создает условия для настоящей социальной революции. Райх также создал учение о существующей системе сексуальной репрессивности, которая использует семью, политику и культуру в целях подавления сексуальности и свободы человека и тем самым формирует консервативный тип характера людей, ориентированный на слепое подчинение и поддержку диктатуры. Проанализировал сексуальное подавление как основной источник массовой невротизации и неврозов.

Неофрейдизм. В 1929—1930 гг. начал развиваться неофрейдизм, по­лучивший особое распространение в США. Его наибо­лее выдающиеся представители: К. Хорни, Г.С. Салливан, Э. Фромм. Неофрейдисты отказались от идеи Фрейда о господстве в бессозна­тельном биологического начала и, в частности, сексуальных влечений. Они полагали, что на жизнь индивида и общества, а также формирова­ние неврозов гораздо большее влияние оказывают социальные и куль­турные факторы. Каждая культура обладает собственным «идеологи­ческим стержнем», и именно он оказывает решающее воздействие на воспитание детей и формы поведения взрослых, поэтому основным объектом исследования у неофрейдистов стали межличностные отно­шения.

Биографические сведения. Эрих Фромм — немецко-американский философ и психоаналитик, виднейший представитель неофрейдизма. Философские воззрения. Фромм считал, что в процессе истори­ческого развития человек утратил свою биологическую «первую» при­роду. Взамен нее возникла «вторая», где решающую роль играют соци­альные связи и отношения. В основе этой «второй природы» (единой для всех людей) лежат не какие-то постоянные качества, а исходные и неразрешимые противоречия — экзистенциальные дихотомии. Экзистенциальные дихотомии не устранимы, каждый человек дает на них ответ всем своим существом. Природа человека проявляется в этом ответе, который может рассматриваться как осмысленное отно­шение человека к миру. В качестве таких ответов Фромм рассматри­вает как позитивные (стремление к свободе, истине, справедливости и т.д.), так и негативные (ненависть, садизм, конформизм, нарциссизм и т.д.). Характер определяется как «относительно стабильная система всех неинстинктивных стремлений, через которые человек соотносится с природным и человеческим миром». Человек — социальное существо, он живет в обществе, принадлежа к какому-то роду, племени, этносу, клану, классу и т.п. Каждое такое общество вырабатывает в своих членах ряд специфических качеств, необходимых для сохранения и нормальной жизнедеятельности этого общества. Первичная социализация происходит в семье — «психиче­ском агенте общества». Каждая историческая эпоха вырабатывает свой «социальный харак­тер».

“Индивидуальная психология” А. Адлера

Альфред Адлер - австрийский врач, психологи и психиатр, основатель индивидуальной психологии. В работе “О неполноценности органов” (1907) сформулировал концепцию болезни как нарушения баланса в отношениях органа и среды, которое организм стремится компенсировать. Полагал, что в основании психопатологических репертуаров человеческого поведения лежит идея компенсации чувства неполноценности - результат реализации неосознаваемого стремления к превосходству. Идея и принцип компенсации и сверхкомпенсации стали одним из оснований учения Адлера. Но Адлер отвергал фрейдистские мотивы особой акцентации роли и значения сексуальности и бессознательного психического в жизни людей, не усматривая жесткого противостояния бессознательного и сознательного в психике человека. Адлер считал особенно важным уделять внимание социальным составляющим, а также (пусть даже и неосознаваемым) целям поведенческих мотиваций. Особую популярность снискала идея и термин Адлера “комплекс неполноценности”. Преодоление этого чувства Адлер связывал с тенденцией “стремления к власти” и позже с установкой “стремления к общности”. Комплекс неполноценности - это формирующееся в раннем детстве болезненное чувство собственной ущербности и никчемности, сопряженное с желанием человека во что бы то ни стало их преодолеть. По Адлеру, с первых лет жизни ребенок ощущает и осознает пределы собственных возможностей: в случае неспособности отстоять свою индивидуальность и свои поведенческие принципы у него формируется “комплекс неполноценности”, в результате чего человек стремится к “влиянию и к власти”. В случае “гиперкомпенсации”, по версии Адлера, люди стремятся к предельно неадекватному господству над близкими или даже над всем человечеством.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.