Эластичность характеризует степень чувствительности D и S к различным факторам.
Эластичность спроса относительно цены
Эластичность спроса относительно цены (прямая эластичность) показывает относительное изменение объема спроса на товар под влиянием изменения цены на 1%.
Определяется: коэф-т эл-ти спроса по Р определяется как отношение относительного изменения Q-а D к относительному изменению Р.
где: – коэффициент эластичности спроса относительно цены;
– относительное изменение объема спроса;
– относительное изменение цены.
Эластичность спроса относительно цены может быть >0, < 0, или = 0, но, как правило, < 0, так как, с увеличением цены, объем спроса обычно снижается (з-н D).
Чтобы избежать отрицательных чисел часто вводят
знак «-» или модуль
Эл-ть D относительно Р у разных товаров может значительно различаться. Так, D на предметы первой необходимости неэластичен, поск-ку они необходимы для жизни и, несмотря на повышение Р, отказаться от их потребления нельзя. Предметы роскоши, наоборот, имеют более высокую эл-ть к изменению Р.
Сравнение относительных изменений цены и объема спроса позволяет дать характеристику спроса:
1. Если цена изменяется медленнее, чем изменяется объем спроса, то спрос –
эластичный, > 1.
2. Если цена изменяется быстрее, чем изменяется объем спроса, то спрос–
неэластичный (жесткий), < 1.
3. Если изменение цены не вызывает никакого изменения объема спроса, то спрос–
абсолютно (совершенно) неэластичный, = 0,
4. Если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечно большое изменение объема спроса, то спрос– абсолютно эластичный, = .
5. Если изменение цены на 1% вызывает изменение объема спроса на 1%, то
спрос имеет единичную эластичность, = 1.
Рис. 1. Линии спроса с разной эластичностью
Значение эл-ти
Хар-ка D
Форма проявления
Хар-ка блага
=
Абсолютно (совершенно) эл-й
Незнач. ↑Р приводит к отказу от покупок, а незнач. ↓Р – к неограниченному расширению D на благо
Блага, имеющие совершенные заменители (субституты)
> 1
Эл-й
% изм-е величины D на благо превышает % изменения Р блага
Блага, имеющие заменители и занимающие заметную долю в расходах потребителя
= 1
Единичная эл-ть
Величина D на благо изменяется в той же пропорции, что и Р блага
Блага, на покупку к-х потребитель выделяет фиксир. величину расходов
< 1
Неэл-й (жесткий)
% изм-е Р блага превышает % изм-е величины D на благо
Блага, не имеющие заменителей или расходы по к-м занимают малую долю в бюджете потребителя