Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Развитие связей с общественностью в эпоху древности и средневековья

Развитие связей с общественностью в эпоху древности и средневековья

Изоитко Елизавета,1 курс

Развитие связей с общественностью в эпоху древности и средневековья.

Как известно, чтобы понять настоящее, нужно знать историю. Реклама и PR кажутся очень прочно укорененными в современности. Однако стоит посмотреть внимательнее на историю, как становится ясным, что основа, метод остаются по большей части неизменными с давних времен.

На сегодняшний день PR-агентство – неотъемлемая часть структуры маркетинга и менеджмента.

PR – аббревиатура, образованная английским словосочетанием Public Relations, что означает «связи с общественностью, отношения с общественностью». Как социальное явление PR появился одновременно с формированием общественных отношений.

История PR тесно связана с историей культуры человечества, и сама по себе очень увлекательна, так как затрагивает такие аспекты человеческой деятельности, как искусство, политика, экономика, система общественных отношений.

Изучать историю PR нужно для того, чтобы:

- глубже понять функции PR, их слабые и сильные стороны;

- с помощью осознания исторических корней увидеть место и назначение PR в современном обществе;

- уяснить сущность исторического контекста, который чрезвычайно важен для дальнейшей профессионализации современной PR-практики;

- найти в прошлом интересные примеры креативных ходов, которые могут быть использованы для совместных маркетинговых коммуникаций.

Но давайте заглянем в историю развития пиара в целом и пиар-агентств как, организаций, предоставляющих такие услуги.

 

Связи с общественностью — это феномен не ХХ в., корни которого уходят глубоко в историю. Первое историческое упоминание об информационном пространстве и системе коммуникаций – естественной среде обитания PR – содержится в Библии: «В начале было слово». А первой пиар акцией, проведенной по всем суперсовременным законам «жанра», можно назвать действия змея-искусителя, уговорившего Еву испробовать райское яблочко в Эдемском саду.

Первая реклама была звуковой, или точнее, голосовой: уличные торговцы громко подзывали покупателей и расхваливали товар. В Риме, Помпеях и Карфагене при раскопках также находили следы уличных постеров и граффити, объявлявших чаще всего о каких-то развлекательных событиях, о цирке или боях гладиаторов.


Ещё во времена расцвета таких цивилизаций, как Шумер, Китай, Вавилон, Древняя Греция и Древний Рим, людей убеждали в том, что им следует признать власть своих правительств и своей религии или объектом пиара являлись культы или же личности, воплощавшие божественную власть. Так, служители культов, а в дальнейшем церковники, проповедники, поддерживая в народе непоколебимую веру, являлись истинными и очень успешными пиарщиками.

Выдающийся мыслитель античности Аристотель считал, что убедить аудиторию можно только тогда, когда добьешься ее благосклонности или же симпатии к себе.
Другой выдающийся представитель античности, государственный и политический деятель Древнего Рима, блестящий оратор Цицерон в своих трудах по риторике особое значение уделял изучению психологии, интересов, вкусов публики. По его мнению, задача оратора – эстетически тешить публику, влиять на поведение людей, уметь подвигнуть их к активной деятельности.

В Древнем Риме строились специальные стены, называемые «альбумсы», которые белили известкой и делили на равные прямоугольники. Стена заполнялась объявлениями, написанными углем или пурпурной краской, где сообщалось о достоинствах политических лидеров, боях гладиаторов, театральных представлениях и т. д. Общественные глашатаи дополняли информацию на стенах. Они ходили по улицам городов, извещая жителей о товарах, новостях и событиях. В Риме увидела свет и первая в Европе рукописная газета «Акта диурна» («Acta Diurna»), она существовала в виде афиши, развешивалась в общественных местах для всеобщего обозрения. Основной целью газеты было информирование граждан Древнего Рима о действиях римских законодателей, а также о событиях другого рода, например, о криминальных происшествиях.

В Древней Греции мыслители стали много писать о внимании к желаниям публики, что свидетельствует о том значении, которое они придавали общ. мнению, хотя сам этот термин и не употреблялся. Именно римлянам принадлежит крылатое выражение «глас народа - глас божий». Помимо риторики, можно сослаться на использование символики, разного рода лозунгов. Стоит напомнить и о двух других отобранных и проверенных историей способах влияния, а именно, скульптуре и монетах, которые широко и эффективно использовались и продолжают использоваться в политических целях начиная примерно с IV-III столетия до н.э. В Древней Греции превыше всего ценилось умение общаться, вести споры, убеждать собеседника. Для достижения еще большего признания политические деятели Греции нередко обращались к софистам (специалистам по обучению мудрости и красноречию) с просьбой помочь им в словесных баталиях. Софисты зачастую и сами собирались перед публикой в амфитеатрах в определенные дни и прославляли, превозносили достоинства тех или иных кандидатов, претендовавших на высокие политические посты. Вероятно, уже со времен софистов практика влияния, убеждения была связана с умением вести дебаты и соблюдать правила этики. Более того, это были уже первые попытки того, что мы ныне называем лоббированием - стремления повлиять на законодателей с помощью эффективного использования методов и приемов коммуникации, убеждения логикой суждений.
Выдающимися мастерами техники влияния на массы были римляне, в частности Юлий Цезарь. Всякий раз перед военными битвами он добивался народной поддержки с помощью распространения специально подобранных обращений и проведения театрализованных представлений. Можно сказать, что способы ведения психологической войны, которые особенно широко стали использоваться в XX веке, были разработаны еще во времена Древнего Рима.

В 1095 году папа Урбан II, прилагая огромные усилия для подготовки войны против мусульманского халифата, разослал послание по своей информационной сети - через кардиналов, архиепископов, епископов и священников, - в котором участие в этой священной войне. Папа римский предоставлял христианам того времени единственный в их жизни шанс посетить священные места. Он также обещал всем, кто примет участие в крестовом походе, не только отпущение грехов, но и сокровища "врагов веры" с богатого Востока Он подчеркивал: "Живущие в горе и бедности, там будут в радости и богатстве". Использованный тут прием психологического воздействия не мог остаться незамеченным современными ПР. Так же свидетельствами первых попыток влияния на людей являются пирамиды, статуи, храмы, гробницы, живопись, монеты (деньги вообще), речи вождей и полководцев, проповеди.

В Древней Греции в условиях античной демократии мыслители много писали о внимании к желаниям публики, что свидетельствует о том значении, которое они придавали общественному мнению, хотя сам этот термин в то время еще не употреблялся. Античные философы понимали, что согласие достигается не столько обменом информацией, сколько умением убеждать. Аристотель и Платон считали, что средства управления людьми должны быть не только уместными, но и широко известными и тем, кто управляет, и тем, кем управляют. В античный период умение говорить публично становится непременной характеристикой гражданина. Речь заняла важное место, т. к. при демократическом равенстве людей резко возрастает значимость коммуникации: с помощью речи политик может привлечь сторонников, военачальник заручиться поддержкой народа перед военным походом. Именно так поступал Юлий Цезарь. Всякий раз перед военными походами он добивался народной поддержки с помощью распространения специально составленных обращений и проведения театрализованных представлений.

 

В Средние Века рекламное пространство наводнили листовки и постеры, которые прикреплялись к стенам домов. На них всегда были картинки, которые по смыслу дублировали текст: немногие умели читать. Эти объявления уже сообщали о продаже конкретных товаров. В эпоху Средневековья общество переходит к новой, феодальной формации В этот период происходит сращение государства и церкви. Во многих европейских странах идет интенсивное строительство церквей. Средневековый собор – это не столько молельный дом, сколько крупный общественный центр, поскольку публичное общение в это время происходит прежде всего в храме. Здесь собираются все категории общества и проходят самые важные мероприятия, например, коронации, праздники в честь святых, службы в честь важнейших событий, торжественные собрания, театральные представления. Важнейшим ПР-инструментом эпохи Средневековья становятся иконы, которые заказывают художникам крупнейшие благотворители монастырей и соборов. Помимо демонстрации веры, меценаты стремятся увековечить себя на иконах рядом со святыми или даже, не боясь святотатства, предстать в их обличии. Состоятельные люди считали, что это укрепит их репутацию и сделает известными. Еще одним популярным ПР-средством являлась проповедь. Если в античную эпоху ораторы предназначали свою речь небольшому количеству людей, то средневековая церковь обратила свое слово ко всем без исключения – и к богатому вельможе, и к бедному крестьянину. Церковная проповедь становится самой распространенной формой устного массового общения. Таким образом, в Средние века пиар не отличался богатством средств.

История PR в России.В Древней Руси власти использовали для доведения информации до общества два основных канала — светский государственный аппарат и церковные структуры управления. В летописях, начиная с Х в. упоминаются специальные глашатаи — «биричи» или «бирючи». Они должны были «кликать» «по торгам» (на многолюдных торговых площадях) о появлении новых княжеских указов. Позднее, с появлением бумаги и постепенным распространением грамотности, появилась практика вывешивания письменных указов. По церковным каналам информация (к примеру, новость о рождении наследника) доводилась до приходских священников, а те уже передавали её пастве. Обратная связь осуществлялась через «челобитные», которые каждый человек мог подать не только в соответствующий орган государственного управления, но и лично главе государства. Эта практика была отменена лишь Петром I, который запретил подавать лично государю челобитные по делам, которые прежде не рассматривались соответствующими органами государственной власти. Незаконным, но широко практикуемым способом коммуникации с властью был «скоп и заговор», когда народ собравшись «многолюдством» (большой толпой) шел к государю или представителям местной власти с требованиями и угрозами.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.