Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общая характеристика предмета современной философии науки

Философия науки как направление современной философии представлена множеством концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии (теория познания). Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной (познавательно-целевой), теоретической деятельности. Философия науки как дисциплина возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР.

Как дисциплина философия науки появилась во второй половине XX века. Однако впервые термин «философия науки» ввел Уильям Юэлл в 1840 г. (Англия). Что такое философия науки?

Селларс (сотрудник католического Нотрдамского университета, США) считал, что «это — философия, которая берет науку серьезно», так как наука неотъемлемая часть человеческого бытия.

По мнению российского естествоиспытателя В.И. Вернадского (1863—1945), философия науки представляет собой «тесную связь философии и науки в обсуждении общих вопросов естествознания» в силу того, что «в наше время наука подошла вплотную к пределам своей общеобязательности и непререкаемости... столкнулась с пределами своей современной методики», а потому «вопросы философские и научные слились, как это было в эпоху эллинской науки». Если наука требует себе признания, то она, по словам Г.Гегеля, «обязательно должна оправдать себя перед разумением и мыслью».

Философия науки – это то, что философы думают о науке, причем эти «думы» диаметрально противоположны: от признания ценности науки до утверждения о губительном влиянии науки на европейскую цивилизацию.

С учётом сложности науки как объекта познания, её исторической изменчивости, «погружённостью» в социокультурный контекст, обширностью связанного с ней проблемного поля определение её предмета формулируется так: общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Современный отечественный философ науки В.С.Степин считает, что предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социально-культурном контексте. Но это понимание предмета философии науки следует расширить: в него входят не только проблемы научного познания, но и место науки в нашей цивилизации, ее отношение к этике, политике, религии и т.д. Так, к области философии науки следует отнести и актуальную для современной науки проблему «возникновения слоя плебеев от науки», которые, как писал немецкий философ и психиатр, один из создателей экзистенциализма К.Ясперс (1883—1969) «создают в своих работах пустые аналогии, выдавая себя за исследователей, приводят любые установления, подсчеты, описания и объявляют их эмпирической наукой». Каждый обладающий «рассудком и прилежанием» «считает себя способным» к науке, «каждый безответственно смеет высказывать свое мнение, которое он вымучил», а в результате рождается бесконечное множество точек зрения, затрудняющих понимание сути дела.

Философия науки включает следующие основные концептуальные составляющие: естественнонаучные теории; историко-философское знание; логические, методологические и лингвистические концепции; историко-научные исследования.

 

В настоящее время для философии науки характерны тенденция содержательной детализации, а также персонификации заявленной тематики, когда обсуждение проблемы ведется не анонимно и безлично, а с учетом достигнутых тем или иным автором конкретных результатов.

Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Философия науки есть рефлексия над наукой. Основная цель науки - получение истины, а философии науки - обсуждение вопроса, как возможно достижение истины.

Наука выступает как элемент культуры в целом, воплощающий определенный тип деятельности в культуре. Она во многом зависит от особенностей культуры и в то же время оказывает на нее мощное воздействие. Культурология – наука, изучающая как уровень мышления, а также и исторически сложившиеся способы производительности труда, признанные приемы поведенческих актов человека, манеры общения, способы проявления чувств человека.

Три вида проблем философии:

1. проблемы, идущие от философии к науке, вектор направленности которых отталкивается от специфики философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, то эти интенции наследует и философия науки.

2. роль арбитра науки

3. проблемы взаимодействия науки и философии

 

Место философии науки. Некоторые авторы видят в этой дисциплине тип философствования, основывающего свои выводы исключительно на результатах и методах науки (Р. Карнап, М. Бунге). Другие усматривают в философии науки посредствующее звено между естественнонаучным и гуманитарным знанием (Ф. Франк). Третьи - связывают с ней задачи методологического анализа научного знания (И. Лакатос). Есть и крайние позиции, рассматривающие философию науки как идеологическую спекуляцию на науке, вредную для науки и для общества (П. Фейерабенд).

С точки зрения получившего широкое распространение дескриптивного (описательного) подхода философия науки есть описание разнообразных, имеющих место в науке ситуаций: от гипотез для данного, конкретного случая, до исследования, ориентирующегося на анализ реального события в науке или истории конкретного открытия в том или ином социокультурном контексте. Преимущество такого подхода состоит в его доступности. Однако он имеет и свои недостатки: малоконцептуален и ведет к размыванию философии науки, растворению ее в простом описании фактов и событий научно-познавательной деятельности.

Современная философия науки выступает в качестве недостающего звена между естественнонаучным и гуманитарным знанием и пытается понять место науки в современной цивилизации в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии. Тем самым философия науки выполняет и общекультурную функцию. Она призывает обращать внимание на философский план любой проблемы, а, следовательно, на отношение мысли к действительности во всей ее полноте и многоаспектности.


 

Предметная область философии науки. Сформировавшаяся на сегодняшний день философия науки имеет статус метатеории. Это значит, что её интересуют общие принципы организации научного знания, его развития и принципы научной деятельности как таковой независимо от конкретной области науки. То есть философия науки изучает не особенности отдельных наук (физики, биологии, социологии и др.), а те характерные черты, приёмы, методы, которые свойственны всем наукам, то, что отличает науку от ненауки. При этом она может обращаться и обращается к анализу своеобразия развития и отдельных областей знания, затрагивать философские вопросы, возникающие в ходе развития биологии, например, физики и др. частных наук.

Философия науки – это область общей философии, изучающая методы, которые используют учёные для выдвижения гипотез и формулирования законов на основе собранных фактов, а также исходные принципы исследования, отталкиваясь от которых учёный может строить доказательство истинности своей теории. В то время как учёные всё больше замыкаются в кругу своих частных интересов, философы, не обращая внимания на подробности конкретных исследований, стремились нарисовать общую картину мира и сосредоточивали свои усилия на поиске единых принципов и начал научного знания. Можно сказать, что философия науки представляет собой рефлексию над наукой. Однако задачи этой рефлексии и сущность философии науки понимаются по-разному.

· Некоторые авторы понимают её как тип философствования, основанный на результатах и методах науки (Р. Карнап, М. Бунге);

· Другие считают, что философия науки является связующим звеном между естественнонаучным и гуманитарным знанием (Ф. Франк);

· Третьи говорят о том, что задачей философии науки является методологический анализ научного знания (И. Лакатос).

Нельзя ограничивать предметную область и задачи философии науки какой-либо одной особенностью или функцией. Она представляет собой целостный анализ науки как системы знаний и вида деятельности человека, поэтому включает в себя изучение разнообразных аспектов науки, истории её развития и деятельности учёного.

Тем не менее, на разных этапах своего развития философия науки сосредотачивала интерес на различных проблемах. В начале своего формирования (в первой третиXX века) она была занята

· построением целостной научной картины мира;

· исследованием соотношения причинности и детерминизма;

· изучением статистических и динамических закономерностей;

· соотношения различных методов научного мышления: логики и интуиции, индукции и дедукции, анализа и синтеза, теории и факта.

На втором этапе (во второй трети XX века) преобладают проблемы

· эмпирического обоснования науки и роли эмпирического исследования в научном знании;

· соотношения эмпирического и теоретического в научном знании.

На третьем этапе (конец XX века)

· обсуждается новое понятие научной рациональности;

· обостряется конкуренция различных моделей развития науки;

· предпринимаются попытки реконструкции логики научного поиска;

· новое содержание приобретают критерии научности;

· обновлённое звучание получает вопрос о социальной детерминации научного знания;

· становятся актуальными проблемы гуманизации и гуманитаризации научного знания.

Современная философия науки выступает в качестве недостающего звена между естественнонаучным и гуманитарным знанием и пытается понять место науки в современной цивилизации в се многообразных отношениях к этике, политике, религии. Тем самым философия науки выполняет и общекультурную функцию, не позволяя ученым стать невеждами при узкопрофессиональном подходе к явлениям и процессам. Она призывает обращать внимание на философский план любой проблемы, а, следовательно, на отношение мысли к действительности во всей её полноте.

Современная философия науки представляет собой многоаспектное изучение науки как системы знаний и вида деятельности человека, то есть её объектомявляется наука в целом. Феномен науки в обществе конца XX – начала XXI века настолько значим (наука проникает во все области жизнедеятельности), что необходимо говорить о его структурности. Таким образом, наука как объект изучения включает в себя широкое предметное поле, состоящее из различных элементов – проблем. Можно говорить о том, что предметное поле философии науки складывается из следующих вопросов или проблем.

· Каковы критерии научности и чем отличается научное знание от ненаучного;

· Проблемы роста научного знания, смены парадигм, научных революций, изменения научных теорий;

· Структура научного знания;

· Рациональное и интуитивное в науке;

· Научные методы, их классификация и соотношение;

· Соотношение эмпирического и теоретического уровней науки;

· Проблемы языка науки;

· Деятельность учёного, соотношение объективированного и субъектно-личностного знания;

· Алгоритм открытия;

· Социокультурные функции и статус науки в обществе.

Все проблемы, которыми занимается философия науки, можно подразделить на три вида. Первая группа проблем формируется при движении от философии к науке. То есть они исходят из специфики философского знания. Это приводит к постановке вопросов предельно общего характера, когда исследуются начальные принципы организации научного знания, глубинные механизмы и основания науки. Важную роль в вопросах такого рода играют общемировоззренческие позиции, влияющие на выбор методологической основы исследования.

Вторая группа проблем возникает внутри самой науки, но научными средствами оказывается неразрешимой, поэтому привлекаются возможности философского знания. К этой группе проблем относятся вопросы, связанные с познавательной деятельностью, общие принципы познания, разрабатываемые в русле философии и собственно философские средства, используемые для решения научных проблем.

К третьей группе относятся проблемы взаимодействия науки и философии с учётом их фундаментальных различий и переплетений во всех возможных плоскостях. Философское мировоззрение играет огромную роль в развитии научного знания. Это показывает вся история развития науки. Особенно сильное влияние философия на науку оказывает в эпоху научных революций, когда осуществляется коренная ломка всех научных представлений о мире и происходит смена научной парадигмы.

 

Содержание предмета философии науки (и понимание сущности науки) менялось исторически. Можно выделить следующие этапы развития философии науки,характеризующиеся спецификой изучаемых проблем.

1-й этап (вторая половина XIX века): исследуются психологические и индуктивно-логические процедуры эмпирического познания.

2-й этап (первые два десятилетия XX века): работы физиков А.Эйнштейна и М.Планка породили кризис классической физики: появилась потребность в переосмыслении самых фундаментальных понятий этой науки — «материальное тело», «частица», «масса», «физический закон» и др. Актуализировались проблемы связи физики с математикой: является ли математика структурирующей и смыслообразующей основой физики, или она всего лишь инструмент физического исследования. В особую область философии науки выделились дискуссии по интерпретации квантовой механики.

3-й этап (20—40-е гг. XX века): под влиянием идей австрийского философа Л.Витгенштейна (1889—1951) классический неопозитивизм создает программы анализа языка науки, форм суждений и типов логики, которые применяются в ней.

4-й этап (40—50-е гг. XX века): в конце 50-х гг. публикуются научные исследования американского философа У. Куай-на (род. 1908) («Две догмы эмпиризма»), британского философа и специалиста в области методологии наук К.Поппера (1902—1994) («Логика научного исследования»), а также работы американского физика и историка науки Т.Куна (1922— 1996), британского специалиста в области физической химии и методологии науки М.Полани (1891 — 1976), в которых в ходе критики неопозитивизма, эмпирического редукционизма началось тщательное изучение логики научного объяснения и научного исследования.

5-й этап (60—70-е гг. XX века): методологическая проблематика (вопросы строения, функционирования, обоснования знания) пополнилась вопросами методологии истории естествознания и истории математики. Обращение к истории науки, к анализу научных революций остро поставило вопрос о соотношении научного знания и реальности, т.е. вопрос о природе истины.

Началось изучение науки как социально-культурного феномена в рамках социологии знания и социологии науки, что привело к размыванию предметных и методологических границ между философией науки, социальной историей науки, социальной психологией, когнитивной социологией наук. В философии науки сформировалась следующая тематика: (а) социокультурный подход к проблеме оснований научного знания; (б) метафизические измерения науки; (в) соотношение философии и истории науки; (г) проблема роста научного знания; (д) соотношение научной и иных форм рациональности; (е) идеи интерналистского и экстерналистского подходов к реконструкции развития научного знания; (ж) стали активно разрабатываться понятия «неявное знание», «парадигма», «идеалы естественного порядка», «традиции», «научная картина мира», «стиль научного мышления» и др. Философия науки оформляется как одна из наиболее сложных дисциплин в рамках профессиональной философии, опирающаяся на исследования в области теоретической философии, логики, социологии, культурологии, социальной психологии, истории науки и истории философии и др.

6-й этап (70—80-е гг. XX века): формируются два направления в развитии постпозитивизма: (а) анализ эпистемологических оснований выдвигаемых моделей наук (Т.Кун, И.Лакатос, Ст.Тулмин) (б) критика философии науки, и даже отрицание философского и общекультурного ее значения (П.Фейерабенд и Р.Рорти).

Если обобщить все изложенные подходы, то предметом философии науки можно считать принципы, структуру и методы научного познания, историю науки, социальные и культурологические аспекты научного знания. Центральной является проблема теории научного знания.

В 90-е гг. XX века интерес ученых к философии науки ослабевает, усиливается критика науки и научной рациональности, ставятся под сомнение претензии разума быть единственным средством постижения мира.

Современную ситуацию в философии науки четко охарактеризовали отечественные философы науки И.Т.Касавин и В.Н.Порус: «Нужно в очередной раз дать ответ на сакраментальный вопрос — быть или не быть философии науки и, может быть, на еще более важный — если быть, то какова она должна быть, чтобы ею захотелось заниматься».

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.