Общая характеристика предмета современной философии науки
Философия науки как направление современной философии представлена множеством концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии (теория познания). Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной (познавательно-целевой), теоретической деятельности. Философия науки как дисциплина возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР.
Как дисциплина философия науки появилась во второй половине XX века. Однако впервые термин «философия науки» ввел Уильям Юэлл в 1840 г. (Англия). Что такое философия науки?
Селларс (сотрудник католического Нотрдамского университета, США) считал, что «это — философия, которая берет науку серьезно», так как наука неотъемлемая часть человеческого бытия.
По мнению российского естествоиспытателя В.И. Вернадского (1863—1945), философия науки представляет собой «тесную связь философии и науки в обсуждении общих вопросов естествознания» в силу того, что «в наше время наука подошла вплотную к пределам своей общеобязательности и непререкаемости... столкнулась с пределами своей современной методики», а потому «вопросы философские и научные слились, как это было в эпоху эллинской науки». Если наука требует себе признания, то она, по словам Г.Гегеля, «обязательно должна оправдать себя перед разумением и мыслью».
Философия науки – это то, что философы думают о науке, причем эти «думы» диаметрально противоположны: от признания ценности науки до утверждения о губительном влиянии науки на европейскую цивилизацию.
С учётом сложности науки как объекта познания, её исторической изменчивости, «погружённостью» в социокультурный контекст, обширностью связанного с ней проблемного поля определение её предмета формулируется так: общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.
Современный отечественный философ науки В.С.Степин считает, что предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социально-культурном контексте. Но это понимание предмета философии науки следует расширить: в него входят не только проблемы научного познания, но и место науки в нашей цивилизации, ее отношение к этике, политике, религии и т.д. Так, к области философии науки следует отнести и актуальную для современной науки проблему «возникновения слоя плебеев от науки», которые, как писал немецкий философ и психиатр, один из создателей экзистенциализма К.Ясперс (1883—1969) «создают в своих работах пустые аналогии, выдавая себя за исследователей, приводят любые установления, подсчеты, описания и объявляют их эмпирической наукой». Каждый обладающий «рассудком и прилежанием» «считает себя способным» к науке, «каждый безответственно смеет высказывать свое мнение, которое он вымучил», а в результате рождается бесконечное множество точек зрения, затрудняющих понимание сути дела.
Философия науки включает следующие основные концептуальные составляющие: естественнонаучные теории; историко-философское знание; логические, методологические и лингвистические концепции; историко-научные исследования.
В настоящее время для философии науки характерны тенденция содержательной детализации, а также персонификации заявленной тематики, когда обсуждение проблемы ведется не анонимно и безлично, а с учетом достигнутых тем или иным автором конкретных результатов.
Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Философия науки есть рефлексия над наукой. Основная цель науки - получение истины, а философии науки - обсуждение вопроса, как возможно достижение истины.
Наука выступает как элемент культуры в целом, воплощающий определенный тип деятельности в культуре. Она во многом зависит от особенностей культуры и в то же время оказывает на нее мощное воздействие. Культурология – наука, изучающая как уровень мышления, а также и исторически сложившиеся способы производительности труда, признанные приемы поведенческих актов человека, манеры общения, способы проявления чувств человека.
Три вида проблем философии:
1. проблемы, идущие от философии к науке, вектор направленности которых отталкивается от специфики философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, то эти интенции наследует и философия науки.
2. роль арбитра науки
3. проблемы взаимодействия науки и философии
Место философии науки. Некоторые авторы видят в этой дисциплине тип философствования, основывающего свои выводы исключительно на результатах и методах науки (Р. Карнап, М. Бунге). Другие усматривают в философии науки посредствующее звено между естественнонаучным и гуманитарным знанием (Ф. Франк). Третьи - связывают с ней задачи методологического анализа научного знания (И. Лакатос). Есть и крайние позиции, рассматривающие философию науки как идеологическую спекуляцию на науке, вредную для науки и для общества (П. Фейерабенд).
С точки зрения получившего широкое распространение дескриптивного (описательного) подхода философия науки есть описание разнообразных, имеющих место в науке ситуаций: от гипотез для данного, конкретного случая, до исследования, ориентирующегося на анализ реального события в науке или истории конкретного открытия в том или ином социокультурном контексте. Преимущество такого подхода состоит в его доступности. Однако он имеет и свои недостатки: малоконцептуален и ведет к размыванию философии науки, растворению ее в простом описании фактов и событий научно-познавательной деятельности.
Современная философия науки выступает в качестве недостающего звена между естественнонаучным и гуманитарным знанием и пытается понять место науки в современной цивилизации в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии. Тем самым философия науки выполняет и общекультурную функцию. Она призывает обращать внимание на философский план любой проблемы, а, следовательно, на отношение мысли к действительности во всей ее полноте и многоаспектности.
Предметная область философии науки. Сформировавшаяся на сегодняшний день философия науки имеет статус метатеории. Это значит, что её интересуют общие принципы организации научного знания, его развития и принципы научной деятельности как таковой независимо от конкретной области науки. То есть философия науки изучает не особенности отдельных наук (физики, биологии, социологии и др.), а те характерные черты, приёмы, методы, которые свойственны всем наукам, то, что отличает науку от ненауки. При этом она может обращаться и обращается к анализу своеобразия развития и отдельных областей знания, затрагивать философские вопросы, возникающие в ходе развития биологии, например, физики и др. частных наук.
Философия науки – это область общей философии, изучающая методы, которые используют учёные для выдвижения гипотез и формулирования законов на основе собранных фактов, а также исходные принципы исследования, отталкиваясь от которых учёный может строить доказательство истинности своей теории. В то время как учёные всё больше замыкаются в кругу своих частных интересов, философы, не обращая внимания на подробности конкретных исследований, стремились нарисовать общую картину мира и сосредоточивали свои усилия на поиске единых принципов и начал научного знания. Можно сказать, что философия науки представляет собой рефлексию над наукой. Однако задачи этой рефлексии и сущность философии науки понимаются по-разному.
· Некоторые авторы понимают её как тип философствования, основанный на результатах и методах науки (Р. Карнап, М. Бунге);
· Другие считают, что философия науки является связующим звеном между естественнонаучным и гуманитарным знанием (Ф. Франк);
· Третьи говорят о том, что задачей философии науки является методологический анализ научного знания (И. Лакатос).
Нельзя ограничивать предметную область и задачи философии науки какой-либо одной особенностью или функцией. Она представляет собой целостный анализ науки как системы знаний и вида деятельности человека, поэтому включает в себя изучение разнообразных аспектов науки, истории её развития и деятельности учёного.
Тем не менее, на разных этапах своего развития философия науки сосредотачивала интерес на различных проблемах. В начале своего формирования (в первой третиXX века) она была занята
· построением целостной научной картины мира;
· исследованием соотношения причинности и детерминизма;
· изучением статистических и динамических закономерностей;
· соотношения различных методов научного мышления: логики и интуиции, индукции и дедукции, анализа и синтеза, теории и факта.
На втором этапе (во второй трети XX века) преобладают проблемы
· эмпирического обоснования науки и роли эмпирического исследования в научном знании;
· соотношения эмпирического и теоретического в научном знании.
На третьем этапе (конец XX века)
· обсуждается новое понятие научной рациональности;
· обостряется конкуренция различных моделей развития науки;
· предпринимаются попытки реконструкции логики научного поиска;
· новое содержание приобретают критерии научности;
· обновлённое звучание получает вопрос о социальной детерминации научного знания;
· становятся актуальными проблемы гуманизации и гуманитаризации научного знания.
Современная философия науки выступает в качестве недостающего звена между естественнонаучным и гуманитарным знанием и пытается понять место науки в современной цивилизации в се многообразных отношениях к этике, политике, религии. Тем самым философия науки выполняет и общекультурную функцию, не позволяя ученым стать невеждами при узкопрофессиональном подходе к явлениям и процессам. Она призывает обращать внимание на философский план любой проблемы, а, следовательно, на отношение мысли к действительности во всей её полноте.
Современная философия науки представляет собой многоаспектное изучение науки как системы знаний и вида деятельности человека, то есть её объектомявляется наука в целом. Феномен науки в обществе конца XX – начала XXI века настолько значим (наука проникает во все области жизнедеятельности), что необходимо говорить о его структурности. Таким образом, наука как объект изучения включает в себя широкое предметное поле, состоящее из различных элементов – проблем. Можно говорить о том, что предметное поле философии науки складывается из следующих вопросов или проблем.
· Каковы критерии научности и чем отличается научное знание от ненаучного;
· Проблемы роста научного знания, смены парадигм, научных революций, изменения научных теорий;
· Структура научного знания;
· Рациональное и интуитивное в науке;
· Научные методы, их классификация и соотношение;
· Соотношение эмпирического и теоретического уровней науки;
· Проблемы языка науки;
· Деятельность учёного, соотношение объективированного и субъектно-личностного знания;
· Алгоритм открытия;
· Социокультурные функции и статус науки в обществе.
Все проблемы, которыми занимается философия науки, можно подразделить на три вида. Первая группа проблем формируется при движении от философии к науке. То есть они исходят из специфики философского знания. Это приводит к постановке вопросов предельно общего характера, когда исследуются начальные принципы организации научного знания, глубинные механизмы и основания науки. Важную роль в вопросах такого рода играют общемировоззренческие позиции, влияющие на выбор методологической основы исследования.
Вторая группа проблем возникает внутри самой науки, но научными средствами оказывается неразрешимой, поэтому привлекаются возможности философского знания. К этой группе проблем относятся вопросы, связанные с познавательной деятельностью, общие принципы познания, разрабатываемые в русле философии и собственно философские средства, используемые для решения научных проблем.
К третьей группе относятся проблемы взаимодействия науки и философии с учётом их фундаментальных различий и переплетений во всех возможных плоскостях. Философское мировоззрение играет огромную роль в развитии научного знания. Это показывает вся история развития науки. Особенно сильное влияние философия на науку оказывает в эпоху научных революций, когда осуществляется коренная ломка всех научных представлений о мире и происходит смена научной парадигмы.
Содержание предмета философии науки (и понимание сущности науки) менялось исторически. Можно выделить следующие этапы развития философии науки,характеризующиеся спецификой изучаемых проблем.
1-й этап (вторая половина XIX века): исследуются психологические и индуктивно-логические процедуры эмпирического познания.
2-й этап (первые два десятилетия XX века): работы физиков А.Эйнштейна и М.Планка породили кризис классической физики: появилась потребность в переосмыслении самых фундаментальных понятий этой науки — «материальное тело», «частица», «масса», «физический закон» и др. Актуализировались проблемы связи физики с математикой: является ли математика структурирующей и смыслообразующей основой физики, или она всего лишь инструмент физического исследования. В особую область философии науки выделились дискуссии по интерпретации квантовой механики.
3-й этап (20—40-е гг. XX века): под влиянием идей австрийского философа Л.Витгенштейна (1889—1951) классический неопозитивизм создает программы анализа языка науки, форм суждений и типов логики, которые применяются в ней.
4-й этап (40—50-е гг. XX века): в конце 50-х гг. публикуются научные исследования американского философа У. Куай-на (род. 1908) («Две догмы эмпиризма»), британского философа и специалиста в области методологии наук К.Поппера (1902—1994) («Логика научного исследования»), а также работы американского физика и историка науки Т.Куна (1922— 1996), британского специалиста в области физической химии и методологии науки М.Полани (1891 — 1976), в которых в ходе критики неопозитивизма, эмпирического редукционизма началось тщательное изучение логики научного объяснения и научного исследования.
5-й этап (60—70-е гг. XX века): методологическая проблематика (вопросы строения, функционирования, обоснования знания) пополнилась вопросами методологии истории естествознания и истории математики. Обращение к истории науки, к анализу научных революций остро поставило вопрос о соотношении научного знания и реальности, т.е. вопрос о природе истины.
Началось изучение науки как социально-культурного феномена в рамках социологии знания и социологии науки, что привело к размыванию предметных и методологических границ между философией науки, социальной историей науки, социальной психологией, когнитивной социологией наук. В философии науки сформировалась следующая тематика: (а) социокультурный подход к проблеме оснований научного знания; (б) метафизические измерения науки; (в) соотношение философии и истории науки; (г) проблема роста научного знания; (д) соотношение научной и иных форм рациональности; (е) идеи интерналистского и экстерналистского подходов к реконструкции развития научного знания; (ж) стали активно разрабатываться понятия «неявное знание», «парадигма», «идеалы естественного порядка», «традиции», «научная картина мира», «стиль научного мышления» и др. Философия науки оформляется как одна из наиболее сложных дисциплин в рамках профессиональной философии, опирающаяся на исследования в области теоретической философии, логики, социологии, культурологии, социальной психологии, истории науки и истории философии и др.
6-й этап (70—80-е гг. XX века): формируются два направления в развитии постпозитивизма: (а) анализ эпистемологических оснований выдвигаемых моделей наук (Т.Кун, И.Лакатос, Ст.Тулмин) (б) критика философии науки, и даже отрицание философского и общекультурного ее значения (П.Фейерабенд и Р.Рорти).
Если обобщить все изложенные подходы, то предметом философии науки можно считать принципы, структуру и методы научного познания, историю науки, социальные и культурологические аспекты научного знания. Центральной является проблема теории научного знания.
В 90-е гг. XX века интерес ученых к философии науки ослабевает, усиливается критика науки и научной рациональности, ставятся под сомнение претензии разума быть единственным средством постижения мира.
Современную ситуацию в философии науки четко охарактеризовали отечественные философы науки И.Т.Касавин и В.Н.Порус: «Нужно в очередной раз дать ответ на сакраментальный вопрос — быть или не быть философии науки и, может быть, на еще более важный — если быть, то какова она должна быть, чтобы ею захотелось заниматься».