Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Наиболее ярко тета-ритм выражен у детей от двух до пяти лет



Этот частотный диапазон способствует глубокой релаксации головного мозга, хорошей памяти, более глубокому и быстрому усвоению информации, пробуждению индивидуального творчества и талантов. В большинстве своем у детей до 5 лет головной мозг в дневное время функционирует именно в этом диапазоне волн, что позволяет детям феноменально запоминать огромный запас различной информации, что несвойственно подросткам и взрослым людям. В естественном состоянии этот ритм у основной массы взрослых людей доминирует только во время фазы быстрого сна, полудремы. Именно в этом диапазоне частот в головном мозге достаточно энергии для усвоения больших объемов информации и быстрого переноса ее в долговременную память, усиливаются способности к обучению и снимается стресс. В этом диапазоне мозг находится в состоянии повышенной восприимчивости. Такое состояние идеально для суперобучения, мозг способен длительное время сохранять сосредоточенность, экстравертность и не подвержен тревогам и невротическим проявлениям.

Тета-волны.

Тета-ритм приводит наш организм в состояние глубокого расслабления, при котором мы видим сновидения. Эти волны – тонкая граница между сознанием и подсознанием. Под их влиянием в теле запускаются механизмы самовосстановления, происходит улучшение физического и духовного состояния. Благодаря глубокой релаксации при θ-ритме наш организм быстро восстанавливается после тяжелых нагрузок.

Большая активность θ-волн обнаруживается у детей и творческих людей. Тета-ритм пробуждает и усиливает наши эмоции и чувства, позволяет программировать подсознание, избавляться от негативного мышления.

Тета-волны появляются, когда спокойное, умиротворенное бодрствование переходит в сонливость. Колебания в мозге становятся более медленными и ритмичными, в диапазоне от 4 до 8 Герц. Это состояние называют еще "сумеречным", поскольку в нем человек находится между сном и бодрствованием. Часто оно сопровождается видением неожиданных, сноподобных образов, сопровождаемых яркими воспоминаниями, особенно детскими. Тета-состояние открывает доступ к содержимому бессознательной части ума, свободным ассоциациям, неожиданным озарениям, творческим идеям.

С другой стороны, тета-диапазон (4-7 колебаний в секунду) идеален для некритического принятия внешних установок, поскольку его ритмы уменьшают действие соответствующих защитных психических механизмов и дают возможность трансформирующей информации проникнуть глубоко в подсознание. То есть чтобы сообщения, призванные изменить ваше поведение или отношение к окружающим, проникли в подсознание, не подвергаясь критической оценке, свойственной бодрствующему состоянию, лучше всего наложить их на ритмы тета-диапазона.

Этому психофизиологическому состоянию (похожему на гипнотические состояния картиной распределения и сочетания электрических потенциалов головного мозга) в 1848 Френчмен Маури дал название гипнагогическое (от греческого hipnos = сон и agnogeus = проводник, ведущий). В каждой Восточной философско-эзотерической школе "гипнагогия" использовалась веками для творчества и самосовершенствования, были тщательно разработаны психотехники и ритуалы для достижения этого состояния и существуют подробные классификации психофизиологических феноменов, ему сопутствующих. Заметим, что применение гипнагогии не ограничивается Восточными религиями. История донесла до нас, что такие известные личности, как Аристотель, Брамс, Пуччини, Вагнер, Франциск Гойа, Ницше, Эдгар Алан По, Чарлз Диккенс, Сальвадор Дали, Генри Форд, Томас Эдисон и Альберт Эйнштейн намеренно использовали гипнагогию для своего творчества, используя технику, которую описал еще Аристотель.

Используя тета-стимуляцию мозга всего за три недели можно научиться достигать творческих состояний в любое время и в любом месте — по желанию.

Например, Эдисон трудился над своими изобретениями в очень напряженном режиме. Когда же в своих размышлениях он заходил в тупик, то садился в свое любимое кресло, брал металлический шар в руку (которую свободно опускал вдоль кресла) и засыпал. Заснув, он непроизвольно выпускал шар из руки и грохот падающего на пол шара будил его, и очень часто он просыпался со свежими идеями относительно проекта, над которым работал.

 

Способы стимулирования тета-волн:

2. Прослушивание приятной музыки. Звуки такой музыки связаны с выработкой эмоций и ощущений, а это прямой путь повышения активности θ-волн.

3. Медитация – вырабатывает альфа– и θ-ритм. Легче всего научиться вырабатывать альфа-волны, и только после позитивных тренировок приходит умение контролировать θ-ритм.

4. Гипноз и самогипноз. Позволяют усилить альфа– и тета-ритм, что дает возможность внести в подсознание нужные психологические установки.

5. Йога – помогает осознанно контролировать состояние тета-волн и извлекать из этого максимальную пользу.

К нездоровым способам повышения θ-ритма относится прием галлюциногенных наркотиков и алкоголя. В состоянии алкогольного опьянения вначале повышается активность альфа-волн, затем их сменяют θ-колебания. Хронические алкоголики испытывают постоянную θ-активность, что нарушает их речь, память и мыслительные способности.

К недостаткам повышения тета-активности головного мозга относятся:

1) Тета-стимуляция не подходит мечтательным людям, склонным к фантазированию, так как сделает их еще более рассеянными.

2) Повышение θ-ритма приводит к снижению концентрации внимания и сонливости. Поэтому не следует стимулировать θ-волны перед работой. Так же как и альфа-, тета-колебания в больших количествах вызывают апатию и скуку.

Каппа-ритм

Каппа-ритм (κ-ритм, Кеннеди-ритм) — ритм ЭЭГ в полосе частот 8-12 Гц и амплитудой 20-30 мкВ, регистрируемый в височной области. Как и в альфа-ритме колебания в κ-ритме имеют веретёнообразную форму. Каппа-ритм наблюдается при подавлении альфа-ритма в других областях в процессе умственной деятельности. Впервые описанКеннеди в 1948 году (Kennedy et al., 1948).

Лучше всего κ-ритм демонстрируется при регистрации между электродами, установленными у обоих глаз латеральнее наружного угла глазной щели.

В настоящее время нет единого мнения относительно мозгового происхождения данного ритма. В некоторых работах высказывалось предположение, что данный ритм является артефактом, связанным с движениями глаз.

Лямбда-волны

Лямбда-волны,— остроконечные волны с частотой 4-5 герц, которые возникают в затылочных областях коры, когда человек решает определенного типа зрительные задачи.

Лямбда-ритмы возникают только при открытых глазах, когда глаза человека совершают поисковые движения по предмету. Как только глаза фиксируются на определенной точке, лямбда-волны исчезают.

Мю-ритм

Мю-ритм (μ-ритм, роландический ритм, сензоримоторный ритм, сенсомоторный ритм, аркоидный (arceau) ритм, аркообразный (wicket) ритм, гребенчатый ритм, дугообразный ритм) — ритм ЭЭГ в полосе частот 7—11 Гц. Представляет собой аркообразные волны, регистрируемые в состояниибодрствования в центральных и центрально-височных регионах скальпа. Амплитуда различна, но обычно ниже 50 мкВ. Наблюдается у 5—15 % людей.

Корреляты мю-ритма

В отличие от α-ритма, μ-ритм активируется во время психической нагрузки и психического напряжения. Выполнение любых движений независимо от их структуры, силовой, временной, пространственных характеристик всегда сопровождается блокированием μ-ритма. Ритм также блокируется мысленным представлением движения, состоянием готовности к движению или тактильной стимуляцией. Мало реагирует на воздействия других раздражений, например, световых и звуковых. Выражен у слепых, компенсирующих потерю зрения развитием тактильного и двигательного исследования среды, у которых он встречается в три раза чаще по сравнению со зрячими. Также μ-ритм выражен у спортсменов (в пять раз чаще, чем у лиц, не занимающихся спортом). У детей, страдающих аутизмом, не наблюдается депрессии мю-ритма. В настоящее время некоторые исследователи считают мю-ритм отражением активности системы зеркальных нейронов

Сигма-ритм

Сигма-ритм (σ-ритм, сонные веретёна, веретенообразная активность, взрывная или вспышечная активность, веретенообразные вспышки, α-подобный ритм животных, барбитуровые веретёна) — один из основных и наиболее чётко выраженных элементов спонтанной ЭЭГ, регистрируемый в состоянии естественного сна. Возникает также при некоторых нейрохирургических и фармакологических воздействиях. Впервые описан Лумисом и соавторами (Loomis et al., 1935) при исследовании электроэнцефалографического выражения различных стадий сна.

Спонтанный сигма-ритм имеет частоту от 10 до 16 Гц, но в основном 12—14 Гц. Характерным признаком сигма-ритма является нарастание амплитуды в начале вспышки сигма-ритма и её убывание в конце вспышки. Амплитуда различна, но у взрослых в основном не меньше 50 мкВ.

Сигма-ритм появляется в начальной стадии медленного сна, которая следует непосредственно за дремотой. Во время сна с дельта-волнами сигма-ритм возникает редко. В процессе перехода к быстрому сну сигма-ритм наблюдается в ЭЭГ, но полностью блокируется в развитой фазе быстрого сна.

Из позвоночных животных сигма-ритм зарегистрирован только у млекопитающих, за исключением отряда однопроходных (ехидна). Сигма ритм отсутствует у рыб, амфибий, рептилий и птиц. Что касается онтогенеза, то описываются различные сроки появления сигма-ритма. У грызунов он появляется на 10—15 день после рождения. У котят и щенков сигма-ритм появляется несколько позже. У человека этот ритм возникает примерно с трёхмесячного возраста. С возрастом частота колебаний ритма, как правило, не меняется.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.