Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 1. Общая характеристика детского фольклора



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Социология культуры

Детский фольклор как феномен современной культуры

 

Выполнила: Студентка Vкурса Смольянинова А.Л.   Научный руководитель: Доцент кафедры Социологии и политологии Грусман Я.В.    
     

 

 

Санкт-Петербург

 

 

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Общая характеристика детского фольклора

.1 Различные подходы к содержанию понятия «детский фольклор»

.2 Социологические подходы к изучению детства

.3 История детского фольклора

.4 Классификация детского фольклора

Глава 2.

.1

.2

.3

.4

Заключение

Список использованных источников

Приложение

 

Введение

Фольклор – это истоки нашей самобытной культуры. Создаваемая усилиями народа, народная культура отражает исторический опыт этноса, воплощается в фольклорных мифах, сказаниях, эпосах. Информация, полученная предшествующими поколениями посредством языка, слов становится достоянием последующих поколений. Фольклорные произведения, являясь частью традиционной народной культуры, включают в себя культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, создаются самими людьми в процессе их повседневной жизни, субъектом которой является коллективная личность, народ. Традиционная культура как связующее звено с исторической памятью, помогает сохранять национально-культурную идентичность. С детским фольклором связаны первые этапы социализации. Культура, основанная на фольклоре воспроизводится в кино, музыке, искусстве.

Объект исследования: Детский фольклор

Предмет исследования: Детский фольклор как форма социализации.

Методология исследования:

Гипотеза: Через фольклор передается информация о нормах, ценностях. Фольклорный стиль способствует легко усваивать образцы поведения, принятые в обществе.

Цель исследования: Раскрыть сущность детского фольклора.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1.Выявить какие сюжеты культивируются, например, в искусстве, мультипликации.

2. Исследовать влияние на формирование современных ценностей.

 

Гипотеза: Через фольклор передается информация о нормах, ценностях. Фольклорный стиль способствует усвоению образцов поведения, принятых в обществе.

Структура работы: Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения приложения и списка использованных источников.

 

Глава 1. Общая характеристика детского фольклора


1.1 Различные подходы к содержанию понятия фольклор

Термин «фольклор» впервые был введён английским учёным Уильямом Томсом в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка и так далее), так и материальной (жильё, утварь, одежда) культуры народа.

Фольклор – это специфический «язык» традиционной культуры. Исследователь К.Б.Соколов в рамках социологического подхода предлагает трактовку традиционной культуры, что одной из основных функций традиционной культуры является утверждение определенной картины мира, создание «каждой культуры» и «каждым социальным слоем» близкого им искусства» существование в каждом социуме различных культур, у которых формируется особая картина мира и особый образ жизни, воплощаемые фольклором.

Философско-традиционный подход к рассмотрению традиционной культуры предлагает выделение двух ее аспектов – элементы социокультурного опыта, которые транслируются (субстационального) и учитывающего каким «коммуникативно-трансляционно-трансмутационным способом внутри- и межпоколенного взаимодействия людей осуществляется эта передача (функционального). Традиционная культура здесь определяется как механизм воспроизводства социальных институтов и норм , при котором поддержание последних обосновывается, узаконивается самим фактом их существования в прошлом. Традиционная культура функционирует как система, обеспечивающая воспроизводство в системах современной культуры тех образцов прошлой деятельности, которые выдержали испытание временем и были апробированы в аналогичных социокультурных условиях.

Традиционная или народная культура представляет собой способ организации жизнедеятельности, основанный на наследовании доминирующих смыслов, ценностей, норм. Традиционная культура представлена в сказках, преданиях, образах героев, в них переплетается память о значительных событиях в жизни больших групп людей (в том числе целых этносов) и вымысел. Чаще всего образцы народной культуры отражают житейскую мудрость, которая дополняется конкретно-историческими обстоятельствами, закрепляющимися и передающимися из поколения в поколение рассказами. В большинстве случаев в них отражаются не реально имевшие место в действительности события, а социальные отношения между людьми, дополненные фантазией рассказчиков, их представлениями о добре и зле, идеальном обществе. В фольклоре выражается художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы и принципы. Народное творчество, зародившееся глубоко в древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, способ выражения народного самосознания.

Важнейшей особенностью фольклора является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

Являясь частью традиционной культуры, фольклор трактуется как «специфическая подсистема». Он выполняет веста важную роль в системе традиционной культуры, в специфических формах интегрирует, закрепляет и аккумулирует традиционную информацию, выработанную этносом или его локальной группой. В фольклористике равноупотребительными являются термины «народная культура», «традиционная культура» и «фольклор» в его широком смысле, охватывающем весь комплекс явлений данного народа. Различие в том, что вод традиционной культурой в большинстве исследований понимается вся народная традиционная крестьянская духовная и отчасти материальная культура, определяющая качественные, наиболее устойчивые и «проявившие свою безусловную ценность параметры и ставшая общезначимой для всех или для большинства социальных групп. Традиционность определяет ценностно-нормативное содержание данной культуры, а также социальные механизмы его передачи, а «народность « - самоидентификацию с народом, выраженную в стереотипах социального поведения, ценностно-нормативных системах, обыденных представлениях. Традиционная культура определяется в качестве культуры, воспроизводящей такого субъекта исторического действия, как коллективная личность, воспроизводит один и тот же коллективный тип личности. Циркуляция информации означает приобщение к какой-либо традиции, вхождение в определенную культуру, создание культурных артефактов. Для «коллективной личности» , создаваемой традиционной или народной культурой. Наиболее характерно отождествлять себя с социальной группой, все представители которой объединены общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. В таких обществах , называемыми традиц3ионными (доиндустриальными) господствуют коллективистские социальные представления, предполагающие неукоснительное соблюдение традиционных норм поведения и исключающие возможность проявления индивидуальной личностной свободы.

На совещании правительственных экспертов по сохранению фольклора при ЮНЕСКО, состоявшемся в Париже 1 марта 1985 г., было выработано следующее определение: «фольклор ( в более широком смысле традиционная народная культура) – это коллективное и основанное на традициях творчество групп или индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности: фольклорные образы и ценности передаются устно, путем имитации и другими способами. Его формы включают язык, устную литературу, танцы, игры, мифологию, обряды, обычаи, ремесла, архитектуру и другие виды художественного творчества»

Отражая это многообразие к определению понятия «Фольклор» К.В. Чистов предлагает выделять среди них 4 концепции: социологическую, эстетическую, филологическую и «теоретико-комуникативную. Социологический (и историко-культурный) понимает народную культуру как устно передаваемый простонародный опыт и знания. Иными словами, народная культура здесь трактуется максимально расширительно как вся духовная культура и некоторые формы материальной культуры; относящиеся к архаическому периоду развития и имеющие социологическое ограничение («простонародность»).

Народная и массовая культура по утверждению К.В.Чистова проявляют существенное не генетическое, но функциональное родство, проявляющееся в их анонимности, вариативности, неспециализированности. Феномены фольклорного типа ярко проявляют себя в науке, литературе, искусстве, быту. Многие исследователи склоняются к такому пониманию фольклора, где он рассматривается исключительно в функциональном аспекте, как совокупность вербальных или вербально-невербальных структур, циркулирующих в бытовой практике. В рамках этнографического подхода акцентируются такие качества народной культуры, как ее связь с архаической культурой и принадлежность к определенной социальной группе «»народу» как противостоящему «привилегированному меньшинству». Это довольно устоявшееся представление о фольклоре как о народной крестьянской культуре, способом функционирования и трансляции которой является устная традиция, в настоящее время многими исследователями рассматривается как ограниченное. Сегодня те признаки фольклора (а именно принадлежность крестьянской традиции и устный характер трансляции) , которые еще в трудах В.Я.Проппа рассматривались к качестве неизменных, родовых качеств, сегодня воспринимаются как лишающие эту категорию универсальности, не позволяя рассматривать в качестве фольклора, по существу, преобладающую часть современной народной культуры.

Истоки этого явления берут свое начало в мифологии. Появившись на заре человечества мифы, постепенно устаревая превращались в фольклор. Испытывая потребность связанную с установлением и поддержанием социальной упорядоченности Мира и Вселенной люди на протяжении веков выявляли способность определять ценностные ориентиры и руководствоваться ими в своей деятельности. Так постепенно создавались мифы. Обозначение идеалов, правильного поведения, воспроизведение своебразных общественных ритуалов служило средством интеграции и поддержания целостности человеческих коллективов. По утверждение Карла Юнга это является гармонизирующим фактором для человеческой личности, для человеческой психики, снимая напряжение. Миф зарождается, когда возникло стремление первобытного человека семантически адаптировать мир к своим новым возможностям и потребностям, изменяющимся с развитием способностей к планированию, предполаганию и предвидению. Миф ы обеспечивают деятеля «субъективно-понятными и эмоционально близкими посредниками – контролерами, чья неизменная, сверхъестественная природа гарантирует стабильность и предсказуемость бытия, представляя правильные, как бы «проверенные и санкционированные «сверху» правила поведения в мире» ( ) Миф выполняет защитные функции. Миф - это форма творческого переживания и предчувствования мира.

Со временем мифология исключается из практики и остается в народной памяти как народная традиция, что позднее назовут фольклор. Побежденная мифология, утрачивая очевидность своих положений, превращается в набор артефактов и не претендуя больше на право мотивации, передается в преданиях, легендах ( в современном понимании, т.а. изначально легендой назывался рассказ о чудесном явлении, утверждающий нормы христианской морали), сказки, притчи, байки, бывальщины и т.д.» () Таким образом фольклор – это устаревший миф.

Известный русский философ Лосев писал о мифологии как способе духовно-практической деятельности, процесс и результат переживания мира, где должное доминирует над сущим, а внутренне над внешним. «В рамках коллективного бытия миф не только создает

Социология рассматривает фольклор как всю совокупность словесных, словесно-музыкальных, музыкально-хореографических, музыкально-хореографических, игровых и драматических видов народного творчеств. Народное творчество признается лишь одной, хотя и существенной составной частью фольклора. Наряду с этим наблюдается тенденция распространять понятие фольклор на все виды народного творчества (прикладное искусство, «изобразительный фольклор») Независимо от объема понимания фольклора как специально обусловленной и исторически развивающейся формы творческой деятельности народных масс, характеризующейся системой специфических признаков: коллективность творческого процесса как единство личного и массового творчества, устность передачи, традиционность. Фольклор как культура народных масс не отождествляется с массовой культурой и в значительной мере противостоит ей как форма творческой деятельности.

Фольклор включает в себя устное, народное творчество: былины, сказки, сказы, песни (лирические и обрядовые), частушки, пословицы, поговорки, загадки.

Детский фольклор – это особая область народной культуры, которая служит своеобразным инструментом социализации. Существует фольклор, созданный взрослыми для детей, это – колыбельные. Пестушки, потешки, прибаутки, небылицы, нелепицы, считалки, припевки и приговорки; а также фольклор, созданный самими детьми – дразнилки, анекдоты, страшилки.

Детский фольклор является формой усвоения социального опыта, а также элементом трансформации и обновления этого опыта и объективирующей его культуры.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.