Выполнила:
Студентка Vкурса
Смольянинова А.Л.
Научный руководитель:
Доцент кафедры
Социологии и политологии
Грусман Я.В.
Санкт-Петербург
Содержание
Введение
Глава 1. Общая характеристика детского фольклора
.1 Различные подходы к содержанию понятия «детский фольклор»
.2 Социологические подходы к изучению детства
.3 История детского фольклора
.4 Классификация детского фольклора
Глава 2.
.1
.2
.3
.4
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Фольклор – это истоки нашей самобытной культуры. Создаваемая усилиями народа, народная культура отражает исторический опыт этноса, воплощается в фольклорных мифах, сказаниях, эпосах. Информация, полученная предшествующими поколениями посредством языка, слов становится достоянием последующих поколений. Фольклорные произведения, являясь частью традиционной народной культуры, включают в себя культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, создаются самими людьми в процессе их повседневной жизни, субъектом которой является коллективная личность, народ. Традиционная культура как связующее звено с исторической памятью, помогает сохранять национально-культурную идентичность. С детским фольклором связаны первые этапы социализации. Культура, основанная на фольклоре воспроизводится в кино, музыке, искусстве.
Объект исследования: Детский фольклор
Предмет исследования: Детский фольклор как форма социализации.
Методология исследования:
Гипотеза: Через фольклор передается информация о нормах, ценностях. Фольклорный стиль способствует легко усваивать образцы поведения, принятые в обществе.
Цель исследования: Раскрыть сущность детского фольклора.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1.Выявить какие сюжеты культивируются, например, в искусстве, мультипликации.
2. Исследовать влияние на формирование современных ценностей.
Гипотеза: Через фольклор передается информация о нормах, ценностях. Фольклорный стиль способствует усвоению образцов поведения, принятых в обществе.
Структура работы: Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения приложения и списка использованных источников.
Глава 1. Общая характеристика детского фольклора
1.1 Различные подходы к содержанию понятия фольклор
Термин «фольклор» впервые был введён английским учёным Уильямом Томсом в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка и так далее), так и материальной (жильё, утварь, одежда) культуры народа.
Фольклор – это специфический «язык» традиционной культуры. Исследователь К.Б.Соколов в рамках социологического подхода предлагает трактовку традиционной культуры, что одной из основных функций традиционной культуры является утверждение определенной картины мира, создание «каждой культуры» и «каждым социальным слоем» близкого им искусства» существование в каждом социуме различных культур, у которых формируется особая картина мира и особый образ жизни, воплощаемые фольклором.
Философско-традиционный подход к рассмотрению традиционной культуры предлагает выделение двух ее аспектов – элементы социокультурного опыта, которые транслируются (субстационального) и учитывающего каким «коммуникативно-трансляционно-трансмутационным способом внутри- и межпоколенного взаимодействия людей осуществляется эта передача (функционального). Традиционная культура здесь определяется как механизм воспроизводства социальных институтов и норм , при котором поддержание последних обосновывается, узаконивается самим фактом их существования в прошлом. Традиционная культура функционирует как система, обеспечивающая воспроизводство в системах современной культуры тех образцов прошлой деятельности, которые выдержали испытание временем и были апробированы в аналогичных социокультурных условиях.
Традиционная или народная культура представляет собой способ организации жизнедеятельности, основанный на наследовании доминирующих смыслов, ценностей, норм. Традиционная культура представлена в сказках, преданиях, образах героев, в них переплетается память о значительных событиях в жизни больших групп людей (в том числе целых этносов) и вымысел. Чаще всего образцы народной культуры отражают житейскую мудрость, которая дополняется конкретно-историческими обстоятельствами, закрепляющимися и передающимися из поколения в поколение рассказами. В большинстве случаев в них отражаются не реально имевшие место в действительности события, а социальные отношения между людьми, дополненные фантазией рассказчиков, их представлениями о добре и зле, идеальном обществе. В фольклоре выражается художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы и принципы. Народное творчество, зародившееся глубоко в древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, способ выражения народного самосознания.
Важнейшей особенностью фольклора является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).
Являясь частью традиционной культуры, фольклор трактуется как «специфическая подсистема». Он выполняет веста важную роль в системе традиционной культуры, в специфических формах интегрирует, закрепляет и аккумулирует традиционную информацию, выработанную этносом или его локальной группой. В фольклористике равноупотребительными являются термины «народная культура», «традиционная культура» и «фольклор» в его широком смысле, охватывающем весь комплекс явлений данного народа. Различие в том, что вод традиционной культурой в большинстве исследований понимается вся народная традиционная крестьянская духовная и отчасти материальная культура, определяющая качественные, наиболее устойчивые и «проявившие свою безусловную ценность параметры и ставшая общезначимой для всех или для большинства социальных групп. Традиционность определяет ценностно-нормативное содержание данной культуры, а также социальные механизмы его передачи, а «народность « - самоидентификацию с народом, выраженную в стереотипах социального поведения, ценностно-нормативных системах, обыденных представлениях. Традиционная культура определяется в качестве культуры, воспроизводящей такого субъекта исторического действия, как коллективная личность, воспроизводит один и тот же коллективный тип личности. Циркуляция информации означает приобщение к какой-либо традиции, вхождение в определенную культуру, создание культурных артефактов. Для «коллективной личности» , создаваемой традиционной или народной культурой. Наиболее характерно отождествлять себя с социальной группой, все представители которой объединены общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. В таких обществах , называемыми традиц3ионными (доиндустриальными) господствуют коллективистские социальные представления, предполагающие неукоснительное соблюдение традиционных норм поведения и исключающие возможность проявления индивидуальной личностной свободы.
На совещании правительственных экспертов по сохранению фольклора при ЮНЕСКО, состоявшемся в Париже 1 марта 1985 г., было выработано следующее определение: «фольклор ( в более широком смысле традиционная народная культура) – это коллективное и основанное на традициях творчество групп или индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности: фольклорные образы и ценности передаются устно, путем имитации и другими способами. Его формы включают язык, устную литературу, танцы, игры, мифологию, обряды, обычаи, ремесла, архитектуру и другие виды художественного творчества»
Отражая это многообразие к определению понятия «Фольклор» К.В. Чистов предлагает выделять среди них 4 концепции: социологическую, эстетическую, филологическую и «теоретико-комуникативную. Социологический (и историко-культурный) понимает народную культуру как устно передаваемый простонародный опыт и знания. Иными словами, народная культура здесь трактуется максимально расширительно как вся духовная культура и некоторые формы материальной культуры; относящиеся к архаическому периоду развития и имеющие социологическое ограничение («простонародность»).
Народная и массовая культура по утверждению К.В.Чистова проявляют существенное не генетическое, но функциональное родство, проявляющееся в их анонимности, вариативности, неспециализированности. Феномены фольклорного типа ярко проявляют себя в науке, литературе, искусстве, быту. Многие исследователи склоняются к такому пониманию фольклора, где он рассматривается исключительно в функциональном аспекте, как совокупность вербальных или вербально-невербальных структур, циркулирующих в бытовой практике. В рамках этнографического подхода акцентируются такие качества народной культуры, как ее связь с архаической культурой и принадлежность к определенной социальной группе «»народу» как противостоящему «привилегированному меньшинству». Это довольно устоявшееся представление о фольклоре как о народной крестьянской культуре, способом функционирования и трансляции которой является устная традиция, в настоящее время многими исследователями рассматривается как ограниченное. Сегодня те признаки фольклора (а именно принадлежность крестьянской традиции и устный характер трансляции) , которые еще в трудах В.Я.Проппа рассматривались к качестве неизменных, родовых качеств, сегодня воспринимаются как лишающие эту категорию универсальности, не позволяя рассматривать в качестве фольклора, по существу, преобладающую часть современной народной культуры.
Истоки этого явления берут свое начало в мифологии. Появившись на заре человечества мифы, постепенно устаревая превращались в фольклор. Испытывая потребность связанную с установлением и поддержанием социальной упорядоченности Мира и Вселенной люди на протяжении веков выявляли способность определять ценностные ориентиры и руководствоваться ими в своей деятельности. Так постепенно создавались мифы. Обозначение идеалов, правильного поведения, воспроизведение своебразных общественных ритуалов служило средством интеграции и поддержания целостности человеческих коллективов. По утверждение Карла Юнга это является гармонизирующим фактором для человеческой личности, для человеческой психики, снимая напряжение. Миф зарождается, когда возникло стремление первобытного человека семантически адаптировать мир к своим новым возможностям и потребностям, изменяющимся с развитием способностей к планированию, предполаганию и предвидению. Миф ы обеспечивают деятеля «субъективно-понятными и эмоционально близкими посредниками – контролерами, чья неизменная, сверхъестественная природа гарантирует стабильность и предсказуемость бытия, представляя правильные, как бы «проверенные и санкционированные «сверху» правила поведения в мире» ( ) Миф выполняет защитные функции. Миф - это форма творческого переживания и предчувствования мира.
Со временем мифология исключается из практики и остается в народной памяти как народная традиция, что позднее назовут фольклор. Побежденная мифология, утрачивая очевидность своих положений, превращается в набор артефактов и не претендуя больше на право мотивации, передается в преданиях, легендах ( в современном понимании, т.а. изначально легендой назывался рассказ о чудесном явлении, утверждающий нормы христианской морали), сказки, притчи, байки, бывальщины и т.д.» () Таким образом фольклор – это устаревший миф.
Известный русский философ Лосев писал о мифологии как способе духовно-практической деятельности, процесс и результат переживания мира, где должное доминирует над сущим, а внутренне над внешним. «В рамках коллективного бытия миф не только создает
Социология рассматривает фольклор как всю совокупность словесных, словесно-музыкальных, музыкально-хореографических, музыкально-хореографических, игровых и драматических видов народного творчеств. Народное творчество признается лишь одной, хотя и существенной составной частью фольклора. Наряду с этим наблюдается тенденция распространять понятие фольклор на все виды народного творчества (прикладное искусство, «изобразительный фольклор») Независимо от объема понимания фольклора как специально обусловленной и исторически развивающейся формы творческой деятельности народных масс, характеризующейся системой специфических признаков: коллективность творческого процесса как единство личного и массового творчества, устность передачи, традиционность. Фольклор как культура народных масс не отождествляется с массовой культурой и в значительной мере противостоит ей как форма творческой деятельности.
Фольклор включает в себя устное, народное творчество: былины, сказки, сказы, песни (лирические и обрядовые), частушки, пословицы, поговорки, загадки.
Детский фольклор – это особая область народной культуры, которая служит своеобразным инструментом социализации. Существует фольклор, созданный взрослыми для детей, это – колыбельные. Пестушки, потешки, прибаутки, небылицы, нелепицы, считалки, припевки и приговорки; а также фольклор, созданный самими детьми – дразнилки, анекдоты, страшилки.
Детский фольклор является формой усвоения социального опыта, а также элементом трансформации и обновления этого опыта и объективирующей его культуры.