Господь Чайтанья велел Гопала Бхатте написать книгу, которая помогла бы предотвратить распространение учений о псевдолюбовных расах и пренебрежении к вайдхи-бхакти…
Шри Гопала Бхатта Госвами явился в этот мир в 1503 г. в Шри Рангаме, что в Южной Индии. Его отцом был известный брахман из Шри-сампрадаи Венката Бхатта (однажды в его доме на целых четыре месяца остановился Господь Чайтанья, в результате чего все члены его семьи стали гаудия-вайшнавами). Еще будучи мальчиком, Гопал лично прислуживал Господу. Шри Чайтанья нежно заботился о нем, даруя ему остатки Своей еды и благословляя на то, чтобы стать ачарьей.
За четыре месяца пребывания в его доме, между Господом Чайтаньей и Венката Бхаттой установились теплые дружеские отношения, которые Кришнадас Кавирадж назвал позже сакхья-расой. Свободно общаясь друг с другом, они часто смеялись и шутили. Как-то раз, пребывая в веселом расположении духа, Господь Чайтанья спросил Венкату:
«Почему же богиня удачи Шри Лакшми-деви отвергла счастье Вайкунтхи и оставила служение Господу Нараяне? Почему направилась во Вриндаван, чтобы обрести общение с Моим Господом Гопалом, мальчиком-пастушком из Враджа?»
«Я не могу понять этого, – ответил Венката. – Но Ты – Верховная Личность Бога, можешь просветить меня».
«Господь Кришна обладает одним особым качеством, – сказал тогда Господь Гауранга. – Он привлекает сердце каждого Своей супружеской любовью-мадхурьей. Господь Нараяна обладает лишь 60 трансцендентными качествами, в то время как Шри Кришна – 64. И все они пронизаны Его уникальной мадхурьей, божественной сладостностью. Верховная Личность Бога, Шри Кришна привлекает ум Лакшми-деви. Но Господь Нараяна никогда не привлечет умов гопи Враджи».
«Во Враджа-лиле Кришна, облаченный в одежды Господа Нараяны, предстал перед гопи, занятыми поисками Кришны. Увидев Господа Нараяну, гопи спросили: «О Господь Нараяна, приветствуем Тебя. Скажи, Ты не видел, куда пошел Кришна?» Следуя примеру гопи, каждый, кто любит Кришну, не думая о Его возвышенном положении, может обрести Его. Шрути поклоняются Кришне в экстазе гопи. Следуя по стопам гопи, они обрели тела гопи, чтобы соединиться с Кришной в танце раса. Лакшми хотела наслаждаться с Кришной, но не хотела при этом оставлять своего образа Лакшми-деви. Не следуя по стопам гопи, никто не сможет обрести Кришну».
Получив посвящение у Шри Прабходананды Сарасвати (он приходился мальчику дядей), Гопала Бхатта пришел во Вриндаван и стал дорогим другом Шри Рупы и Санатаны Госвами. Он совершал свой бхаджан во Вриндаване на протяжении 45 лет, большей частью на берегу Радха-кунды.
Во время своего паломничества он нашел двенадцать шалаграма-шил. Через некоторое время из дамодара-шилы проявилось прекрасное Божество Радха-Раман. С 1542 г. Божествам Радха-Раманджи поклонялись с чистой преданностью, точно следуя ритуалам, описанным в шастрах.
Господь Чайтанья велел Гопала Бхатте написать книгу, которая помогла бы предотвратить распространение учений о псевдолюбовных расах и пренебрежении к вайдхи-бхакти. «Хари-бхакти-виласа» – книга, описывающая ритуалы и церемонии в практике преданного служения гаудия-вайшнава-сампрадаи. Он также написал «Сат-крия-дипику» и краткое изложение «Сат-сандарбхи» Шри Дживы Госвами.
Гопала Бхатта вечно служит Шримати Радхарани как одна из Ее служанок – Гуна-манджари. Самадхи Гопала Бхатты Госвами расположено во дворе храма Радха-Раманджи, позади того места, где явилось Божество. Он дал посвящение пуджари Гопинатхе – брахмачари, служившему Радха-Раманджи на протяжении всей своей жизни. Гопала Бхатта Госвами дал посвящение также Шринивасачарье и многим другим великим вайшнавам.
После смерти своих родителей Гопала Бхатта Госвами ушёл во Вриндаван и встретился там с Рупой и Санатаной Госвами. Санатана Госвами составил вайшнава-смрити под названием «Хари-бхакти-виласа» и опубликовал его под именем Гопала Бхатты. По указанию Рупы и Санатаны Гопала Бхатта Госвами установил одно из семи главных мурти Вриндавана – Радха-Рамана.
Прежде чем приступить к написанию «Чайтанья-чаритамриты» (биографии Чайтаньи Махапрабху), Кришнадаса Кавираджа Госвами попросил позволения на это у всех вайшнавов, в том числе и у Гопалы Бхатты Госвами, который дал ему свои благословения, но попросил Кришнадаса Кавираджу не упоминать в книге его имя. Поэтому Кришнадас упомянул имя Гопала Бхатты Госвами лишь в одном или двух местах «Чайтанья-чаритамриты».
Другой Госвами Вриндавана, Джива Госвами, написал в начале своей «Таттва-сандарбхи»: "Преданный (вайшнав) из Южной Индии, который родился в семье брахманов и был очень близким другом Рупы Госвами и Санатаны Госвами, написал книгу, и составил её не в хронологическом порядке. Поэтому я, незначительное живое существо, известное под именем Джива, пытаюсь расположить события книги хронологически, согласуясь с указаниями таких великих личностей, как Мадхвачарья, Шридхара Свами, Рамануджачарья и других старших вайшнавов парампары".
Похожие утверждения Дживы Госвами имеются в начале «Бхагават-сандарбхи». А в «Гаура-ганоддеша-дипике» (стих 184) говорится, что прежде в лилах Кришны имя его было Ананга-манджари. Иногда также говорится, что он был воплощением Гуна-манджари. Шринивасачарья и Гопинатха Пуджари были двумя из его учеников.