Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОЭЗ на территории Республики Алтай



Горный Алтай - одна из особо привлекательных для туристов территорий, сохранившая в основном не тронутой природу и расположенная на стыке нескольких природных зон и культурных центров, где находятся 2 государственных заповедника и 4 государственных заказника, а также 5 уникальных объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и памятники культурно-исторического наследия.

Количество объектов для размещения туристов (туристских баз, баз отдыха) за последние 5 лет (1999-2005 гг.) увеличилось с 36 до 131, объем налоговых поступлений за тот же период также увеличился в несколько раз. Ежегодно Республику Алтай посещает около 600-650 тыс. организованных и неорганизованных туристов.

Территория Республики Алтай рассматривается в рекреационном отношении как система многопрофильных зон и создаваемых лечебно-оздоровительных, санаторно-курортных и туристических центров, среди которых наиболее крупными являются Нижнекатунский, Бие-Телецкий, Нижне-Уймонский, Урсульский районы. Предлагаемые центры формируются по принципу включения в их состав учреждений, предназначенных для организации как рекреационных, лечебных, познавательных, так и спортивно-оздоровительных видов деятельности.

Создание особой экономической зоны рекреационно-туристского типа на участках ряда муниципальных образований республики позволит:

- организовать на практике функционирование экономического инструмента развития депрессивных территорий;

- обеспечить формирование благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, повысить инвестиционный рейтинг территории;

- стимулировать развитие перспективных отраслей новой экономики, вовлекая в оборот смежные отрасли и территории других муниципальных образований, за пределами территорий, непосредственно отведенных под организацию ОЭЗ.

Наиболее перспективным местом, для размещения будущей ОЭЗ могут являться перспективные участки на территориях муниципальных образований Майминского, Чемальского, Турочакского и Усть-Коксинского районов с наиболее благоприятными погодно-климатическими условиями, наилучшей транспортной доступностью, характеризующиеся наличием разнообразных рекреационных ресурсов, а также высокой концентрацией инфраструктурных компонентов туристической деятельности. Огромное значение для развития экономики Республики Алтай имеет наличие такого уникального природного объекта, как Манжерокское озеро с растущим реликтовым эндемиком «Водный орех» - «Чилим», что предоставляет возможность строительства на его основе горного курорта, соответствующего мировому уровню сервиса. В рамках реализации данного проекта на первом этапе рассматривается возможность создания в республике горноклиматического санаторно-туристического комплекса всероссийского масштаба с предоставлением целого комплекса услуг. Это могут быть всевозможные туристические услуги, услуги профилактическо-оздоровительного и спортивного характера и т.д.

В настоящее время создание современной высокоэффективной туристской индустрии в районе Манжерокского озера и горы Синюха будет способствовать росту экономики, повышению уровня жизни местного населения и решению социально-экологических проблем региона.

Реализация первого этапа создания ОЭЗ на территории муниципального образования «Майминский район» в районе Манжерокского озера и горы Синюха обусловлена фактором наибольшей подготовленности документов, определяющих земельные отношения, с одной стороны, и обеспеченность инфраструктурными компонентами - с другой. Начиная с 1986 г.правительство Республики Алтай неоднократно предпринимало попытки строительства горнолыжного комплекса «Синюха».Строительство данного горнолыжного комплекса было включено в перечень объектов Спартакиады народов России 1993 г. и в реестр Федеральной целевой программы«Развитие туризма в Российской Федерации», рассчитанной на период с 1995 по1997 г. Однако по причине кризисных явлений в экономике России данная программа не финансировалась ни из бюджета Российской Федерации, ни из каких-либо других источников.

Правительством Республики Алтай в лице заказчика – Комитета по физической культуре и спорту Горно-Алтайской автономной области был заказан и профинансирован институт «Союзспортпроект» (г. Москва) проект горнолыжного комплекса на горе Синюха. Данный проект в 1993-1994 гг. был направлен в Госкомспорт России и включен, как отмечено выше, в федеральную целевую программу. Также правительством Республики Алтай в ОАО «Союз-проммеханизация» (г. Москва) были заказаны и профинансированы проекты кресельной дороги с четырехместными креслами и двухместными креслами для Госкомспорта России (страна изготовитель-Австрия).

Для реализации мероприятий по строительству горноклиматического, санаторно-туристического комплекса правительством Республики Алтай сформирован земельный участок общей площадью 31,6 га из земель сельскохозяйственного назначения ОАО «Карым». На данный земельный участок выдано свидетельство о государственной регистрации права от 7 сентября 2006 г.

№ 04-02-02/033/2006-75. Земельный участок расположен в непосредственной близости к озеру Манжерокское у подножия горы Синюха. На текущий момент проведены землеустроительные работы по расширению участка ОЭЗ еще на 69,3 га, кадастровый номер 04:01:02:02 11:0028.Таким образом, общий размер участка, планируемого под ОЭЗ, составляет 100,9 га.

В рамках Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 3 июня 2006 г. №76-ФЗ) особая экономическая зона туристско-рекреационного типа может находиться на территориях нескольких муниципальных образований. В этой связи строительство горноклиматического, санаторно-туристического комплекса у горы Синюха необходимо рассматривать как первый этап создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Республики Алтай.

При реализации данного варианта указанные выше мероприятия по строительству горноклиматического, санаторно-туристического комплекса возможны только после того, как Федеральным агентством по управлению ОЭЗ будет проведен конкурсный отбор субъектов Российской Федерации по созданию на их территориях особой экономической зоны рекреационно-туристского типа.

В рамках создания особой экономической зоны рекреационно-туристского типа на территории Республики Алтай планируется осуществить комплекс мероприятий по развитию инфраструктуры приема туристов, соответствующей мировому уровню сервиса (создание горнолыжного курорта международного класса на горе Синюха, горноклиматического, санаторно-туристического комплекса всероссийского масштаба, возобновление функционирования аэропорта, создание индустрии развлечений (спортивно-оздоровительные центры, казино, варьете, рестораны, аквапарки ит.д.),обеспечение круглогодичной загрузки объектов туристической деятельности).В этой связи в рамках особой экономической зоны, помимо района озера Манжерокское и горы Синюха, необходимо рассматривать комплекс территорий - это территория Горно-Алтайского аэропорта(муниципальное образование «Май-минский район»); территория спортивно-туристского комплекса УТЦ «Семинский перевал» (база олимпийского резерва),обладающая прекрасными условиями для организации горнолыжного и лыжного спорта (муниципальное образование «Онгудайский район»); прибрежная территория озера Телецкое (муниципальные образования «Турачакский район» и «Улаганскийрайон»); прибрежная территория реки Катунь (муниципальные образования «Май-минский район» и «Чемальский район»); территория муниципального образования «Усть-Коксинский район». Указанные территории будут вовлечены в сферу предоставления комплекса различного вида услуг отдыхающим. Освоение указанных территорий в рамках создания и функционирования особой экономической зоны туристско-рекреационного типа будет осуществляться на втором и третьем этапах.

Создание особой экономической зоны предусматривается осуществлять за счет всех источников финансирования, общий объем которого до 2026 г. ориентировочно составит12,35 млрд. руб. Из федерального бюджета потребуется4,83 млрд. руб., из бюджета субъекта Российской Федерации -0,78 млрд руб., из местного бюджета - 0,05 млрд. руб., из внебюджетных источников -6,69 млрд. руб. Бюджетные средства планируется использовать на строительство объектов инженерной инфраструктуры (газопровод, автодорога, объекты коммунального хозяйства, объекты коммуникаций, реконструкция аэропорта).

Предполагается, что основными крупными резидентами ОЭЗ станут: АФК «Система» (г.Москва), ОАО «Алтай-Вест», ЗАО «Строитель», ЗАО«Горнолыжный комплекс "Манжерок"».

По оценке экспертов Республики Алтай, к 2026 г. предполагаемые налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят 13,9 млрд. руб., а туристический поток в ОЭЗ возрастет до 1,5 млн. туристов. Количество создаваемых рабочих мест в результате функционирования туристической зоны составит 3 тыс., а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях - 12 тыс.

ОЭЗ «Байкал»

Для выбора территории в Республике Бурятия (РБ), на которой можно было бы создать туристско-рекреационную особую экономическую зону правительством Республики Бурятия были привлечены российская компания ЗАО «ЭКТИС» и международный эксперт в области проектирования горнолыжных курортов- компания Ecosign Mountain Resort Planners Ltd. («Экосайн»).

«Экосайн» является хорошо известной в мире компанией, ее главный офис расположен в городе Вистлер (Whistler), Британская Колумбия, Канада. Компания имеет опыт планирования более 250 крупных горных курортов в 32странах мира.

«Экосайном» были выполнены следующие работы.

— Осуществлены предварительная техническая оценка и детальный анализ территории, прилегающей к оз. Байкал (около20 000 кв. км), включая территории на южном и восточном побережье озера Байкал в границах РБ, с использованием российских топографических карт и данных о климате и природе региона.

— Группа специалистов компании «Экосайн» совершила поездку в республику с 16 по 19 июня 2006 г. для визуальной оценки территорий, демонстрирующих хороший потенциал для строительства всесезонных горных курортов.

— Был подготовлен отчет с выводами, касающимися определения территории, максимально подходящей для организации всесезонного курорта.

Туристско-рекреационная особая экономическая зона (ТР ОЭЗ)«Байкал» создается в непосредственной близости от озера Байкал - уникального природного объекта мирового значения - в Прибайкальском районе Бурятии на территории площадью свыше 70 тыс. га.

Особенности участка ТР ОЭЗ - наличие на территории всех необходимых ресурсов для создания горноклиматического курорта мирового уровня: горы с вершинами до 1 771 м, вертикальным перепадом до 1271 м и подходящими для строительства трасс склонами, теплое озеро Котокельское, горные реки, удобные для сплава и рыбалки, минеральные источники и лечебные грязи, флора и фауна, близость к инженерной и транспортной инфраструктуре.

Концепция ТР ОЭЗ «Байкал» предполагает:

- создание двух всесезонных горноклиматических курортов с развитой инфраструктурой и материальной базой отдыха, включая горнолыжные комплексы; создание центра водного туризма и отдыха;

- строительство объектов базовой инфраструктуры. Имеющиеся природно-рекреационные и историко-культурные ресурсы РБ, их размер и качество, а также потенциальная значимость туристической отрасли для экономики региона позволяют позиционировать будущий туристско-рекреационный комплекс как международный, ориентированный на расширение въездного туризма.

Соответственно туристическое предложение комплекса должно соответствовать лучшим мировым аналогам и должно состоять из всех возможных видов развлечений, отдыха, спорта и других услуг, которые будут являться источниками дохода круглогодично. В основе предложения высокого сезона лежат спортивный, приключенческий и экологический туризм, являющиеся главными направлениями, привлекающими туристов в РБ. В основе межсезонных предложений лежат бизнес-туризм, культурный и религиозный туризм. Всесезонное предложение может быть представлено SPA-курортом, оздоровительными предложениями, сферой развлечений.

Особая экономическая зона состоит из 3 участков:

- Южный (вершина 1 771 м и прилегающая территория);

- Центральный (озеро Котокельское и прилегающая территория);

- Северный (вершина 1306 м и прибрежная территория от бухты Безымянная до мыса Каткова).

- Южный участок предполагает строительство всесезонного курорта мирового уровня с высокоразвитой инфраструктурой и высокой плотностью застройки жилых зданий различных типов и классов, а также сооружений для разнообразных видов спорта и активного отдыха, офисно-деловых центров, торгово-развлекательных объектов на площади 525 га у подножия и на самой горе высотой 1 771 м.

Рядом с базовой территорией на площади 485 га для летнего периода будет расположено гольф-поле полного размера.

Центральный участок предполагает строительство центра водного туризма и отдыха на площади 240 га, связанного в единый туристско-рекреационный комплекс с горнолыжным курортом Южного участка.

Площадка расположена на живописном берегу озера. Котокельское. В состав центра водного туризма и отдыха входят яхт-клуб, пирс-набережная, водно-оздоровительный комплекс крытого аквапарка, набережная-мол, универсальный спортивный зал и др.

Северный участок составляет 84 га, на нем предполагается строительство поля для гольфа, морского курорта и учебного центра. На участке площадью около 70 га разместится горный курортный город для начинающих лыжников и сноубордистов среднего уровня подготовки.

Туристические объекты, построенные на всей территории зоны, будут в состоянии удовлетворить разнообразные запросы туристов различных категорий и денежного достатка. Предполагается строительство крупного центра SPA-терапии, бальнеологии и восточной медицины, Центра проведения международных спортивных соревнований и фестивалей.

Базовая инфраструктура включает строительство на территории ОЭЗ двух внутренних дорог длиной 20 и 30 км стоимостью 1,4 млрд. руб.

Для приема туристов с близлежащих регионов и г. Улан-Удэ предусматривается восстановление аэропорта в Горячинске. В поселках Гремячинск и Горячинск имеются вертолетные площадки, которые требуют реконструкции. Также планируется восстановление морского порта в с. Турка для возобновления работы морского пути для туристов, прибывающих из Иркутской области.

В виду недостатка мощностей на данной территории предполагается строительство новой ЛЭП (220 киловольт) с двумя подстанциями мощностью 30 и 40 Мегаватт.

Теплоснабжение участка предусматривается с помощью электрических котлов и солнечных коллекторов, работа которых будет финансироваться инвесторами.

Водоснабжение и водоотведение будет осуществляться в соответствии с экологическими требованиями. Очистка будет производиться с помощью активированного угля (биосорбирование) и озонирования без применения хлора. Такая технология отвечает всем экологическим требованиям для Центральной экологической зоны озера Байкал.

Всего стоимость строительства базовой инфраструктуры составит около 7 млрд. руб.

Для развития ОЭЗ необходимо дальнейшее развитие внешней инфраструктуры, которая включает: удлинение взлетной полосы международного аэропорта г.Улан-Удэ «Мухино» и реконструкцию аэропорта. Аэропорт сможет принимать воздушные суда всех типов и увеличить пропускную способность до 1млн пассажиров в год.

Создание особой экономической зоны планируется осуществлять за счет всех источников финансирования, общий объем которого ориентировочно составит до 2026 г. 57,06 млрд. руб. Из федерального бюджета потребуется 10,2 млрд. руб., из бюджета субъекта Российской Федерации - 3,05 млрд. руб., из местного бюджета -0,09 млрд. руб., из внебюджетных источников - 43,72 млрд. руб. Бюджетные средства планируется использовать на строительство объектов инженерной инфраструктуры (строительство ЛЭП, подъездных и внутренних дорог, объектов водоснабжения и водоотведения, реконструкция аэропортов).

Предполагается, что основными крупными резидентами ОЭЗ станут: ООО «Бурятинтур», ООО «Байкалкурорт», ООО «Байкал-фарм», ООО «Бурятгеопроект», ООО «ЗОЛ», ОАО «Континент», ООО «Кристалл Сибирь», ООО Торговый Дом «Сибирский деловой клуб», ЗАО «Сибирь Тур», ООО «Реставрация Н», ЗАО «ВистКом», ЗАО «Еврофинанс», ООО «Гранд Байкал»,АНО «Агентство культурных инициатив "Аллегро"», Компания ДиВиАй групп, ООО «Тан», ООО «Инвестиционная финансовая компания "Метрополь"», ООО «Байкал-пульс», ЗАО «Ригельмед», ООО «В мире фантазий», ООО «Пилигрим», ОАО «Центролимпийской подготовки "Юнивер-Байкал"», Межрегиональный профессиональный союз работников производственной, научно-технической и управленческой сфер деятельности.

По оценке экспертов Республики Бурятия, к 2026 г. предполагаемые налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят 55,04 млрд. руб., а туристический поток в ОЭЗ возрастет до 1,0 млн. туристов. Количество создаваемых рабочих мест в результате функционирования туристической зоны составит 18 тыс., а с уче­том мультипликативного эффекта в смежных отраслях - 34 тыс.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.