Размер — числовое значение линейной величины (диаметра, длины и т. п.) в выбранных единицах измерения.
Действительный размер — размер элемента, установленный измерением с допустимой погрешностью.
Квалитет — совокупность допусков, рассматриваемых как соответствующие одному уровню точности для всех номинальных размеров.
Нулевая линия — линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении полей допусков и посадок.
Вал — термин, условно применяемый для обозначения наружных элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы.
Отверстие — термин, условно применяемый для обозначения внутренних элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы.
Посадка — характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки.
Допуск посадки — сумма допусков отверстия и вала, составляющих соединение.
Зазор (S) — разность между размерами отверстия и вала до сборки, если отверстие больше размера вала.
Натяг (N) — разность между размерами вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия.
Посадка с зазором — посадка, при которой всегда образуется зазор в соединении, т. е. наименьший предельный размер отверстия больше наибольшего предельного размера вала или равен ему. При графическом изображении поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала (см. ниже).
Посадка с натягом — посадка, при которой всегда образуется натяг в соединении, т. е. наибольший предельный размер отверстия меньше наименьшего предельного размера вала или равен ему. При графическом изображении поле допуска отверстия расположено под полем допуска вала (см. ниже).
Переходная посадка — посадка, при которой возможно получение как зазора, так и натяга в соединении в зависимости от действительных размеров отверстия и вала. При графическом изображении поля допусков отверстия и вала перекрываются полностью или частично (см. ниже).
Основные понятия
При изготовлении деталей размеры D (диаметр отверстия) и d (диаметр вала) выполняются с погрешностями. Конструктор исходит из того, что погрешности неизбежны, и определяет, в каких пределах они допустимы, т. е. сопряжение еще удовлетворяет требованиям правильной сборки и нормальному функционированию. Устанавливают два предельных размера для вала — dmax, dmin и два предельных размера для отверстия — Dmax, Dmin внутри которых должны находиться действительные размеры сопрягаемых деталей Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами называется допуском — Td и TD.
На чертеже принято устанавливать один общий размер для вала и отверстия, называемый номинальным — D, и указывать от него предельные отклонения.
Верхнее отклонение ES, es — алгебраическая разность между наибольшим и номинальным размерами.
ES = Dmax - D; es = dmax - D.
Нижнее отклонение EI, ei — алгебраическая разность между наименьшим и номинальным размерами.
EI = Dmin - D; ei = dmm - D.
Поле допуска — поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами и определяемое величиной допуска и его положением относительно нулевой линии, соответствующей номинальному размеру.
Чем уже поле между верхним и нижним отклонениями, тем выше при прочих равных условиях степень точности, которая обозначается цифрой и называется квалитетом.
Положение допуска относительно нулевой линии определяется основным отклонением — одним из двух предельных отклонений, ближайшим к нулевой линии, и обозначается одной из букв (или их сочетанием) латинского алфавита. Прописные буквы относятся к отверстиям, а строчные — к валам.
Таким образом, поле допуска обозначается сочетанием буквы, указывающей на положение допуска относительно нулевой линии, с цифрой, говорящей о степени точности — величине допуска.
Примеры обозначения на чертеже полей допусков и схемы их построения для отверстия и вала, а также значения отклонений и расчет допусков приведены ниже:
Отверстие
Верхнее отклонение: ES = +21 мкм
Нижнее отклонение: ЕI=0
Допуск: TD = ES-EI=+21 -0=21мкм
Верхнее отклонение: es = -20 мкм Нижнее отклонение: ei = -33мкм Допуск: Тd = es --ei = -20 - (-33) =13 мкм
Параметры отверстия: ES = +21 мкм, ЕI=0, TD =21 мкм Параметры вала: es = +15мкм, ei = +2мкм, Td = 13 мкм Наибольший и наименьший натяги: Nmax = es-EI=+15-0= 15мкм,
Nmln = ei-ES = +2-21=-19мкм,
-Nmin = Smax
Допуск посадки: TN = Nmax - Nmin = 15- (-19) = 34 мкм, TN = es - EI- ei + ES = TD + Td, TN = 21 + 13=34мкм
В зависимости от взаимного расположения полей допусков отверстия и вала различают посадки трех типов: с зазором, с натягом и переходные.
Для посадок с зазором рассчитывается Smax и Smin , с натягом - Nmax и Nmin , для переходных посадок - Nmax и Smax
Оценка «5» - выставляется обучающемуся, если работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий
· проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
· верно рассчитаны точностные параметры стандартных соединений по расчетным формулам и определять характер соединения деталей;
· в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
· правильно выполняет анализ ошибок
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 1-2 мелких погрешностей или 2-3 недочетов, исправленных самостоятельно по требованию учителя. Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину, допущены 1-2 погрешности или одна грубая ошибка