Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Почему с возрастом человек хуже воспринимает новую информацию?

Человек- биопсихосоциальное существо, в данном случае нам важна его биологическая составляющая. Человек – биологический организм, как и любой биологический организм человек подвержен старению. Старение человека — как и старение других организмов, это биологический процесс постепенной деградации частей и систем тела человека и последствия этого процесса. Тогда как физиология процесса старения аналогична физиологии старения других млекопитающих, некоторые аспекты этого процесса, например, потеря умственных способностей, имеют большее значение для человека. Кроме того, большое значение приобретают психологические, социальные и экономические эффекты[1]. Прошу обратить внимание на такую фразу как «потеря умственных способностей». Если это вам еще ничего не доказало, то продолжим. Наука, которая изучает законы старения человеческого организма, называется геронтологией. Исторические факты говорят о том, что одни люди в силу слабого наследственного аппарата стареют очень быстро и умирают по причине естественного одряхления организма в возрасте 10 лет. Другие имеют сильные наследственные механизмы, а поэтому живут до 200 лет. Японец Маммэ прожил 242 года и умер только в 1936 году. Он был крестьянином, постоянно трудился на поле и делал прижигание сигаретой и укалывание акупунктурных точек иглами.[2] Следовательно, процесс старения у всех идет по-разному, в силу субъективных причин. Что же такое старение? Старение человека это старение его органов, старение органов – это старение их клеток, старение клеток – это старение их информационно - наследственной системы в виде огромной молекулы ДНК, содержащейся в ядрах клеток. Таким образом, старение человека происходит по биохимическим причинам, оно необратимо и является стопроцентным фактом. Клетки, могут делиться только определённое число раз, после чего переходят в стадию старения. Стареющие клетки могут долгое время оставаться жизнеспособными. Нередко после остановки деления и торможения клеточного цикла у них не наступает программируемой клеточной гибели. Обычно они уничтожаются клетками иммунной системы[3].

Первым стареет мозг, причиной является накопление в митохондриях оксидантов и разрушение митохондрий. Это заставляет нормально работающие клетки принимать на себя дополнительную нагрузку, то есть работать за себя и за погибшего товарища. Сверхнагрузки ускоряют гибель нервных клеток, так что старение мозга — это самоускоряющийся процесс. Причиной старения мозга может быть и сниженная способность нервных клеток к репарации, т.е. починке испорченной ДНК. Клетка стареет, это характеризуется замедлением синтеза РНК и белков, понижением эффективности репарации ДНК и накоплением мутаций. Испорченная ДНК не может нести в себе информацию.

Почему из-за старения мозга стареет весь организм? Этот вопрос обсуждался геронтологами в течение всего 20-го столетия. Наиболее разработанной в настоящее время считается концепция Дильмана. Согласно этой теории развитие организма — это результат запрограммированного изменения его внутренней среды. Старение как завершающая стадия развития может рассматриваться как результат определенного сочетания гормональных стимулов. Гормональная настройка организма построена по принципу обратной связи. Если теряется чувствительность гипоталамуса к сигналам, посылаемым от различных систем организма, то настройки сбиваются. В результате снижается адекватность реакций, возникает гормональная анархия и организм стареет. А старение мозга неизбежно ведет к изменению чувствительности гипоталамуса, заведующего гормональной регуляцией организма[4].

Иными словами в так называемой черной субстанции среднего мозга происходит постепенная потеря дофаминэргических нейронов, т. е. тех, в синапсах которых в качестве медиатора - передатчика нервного импульса - используется дофамин. Если в этих нейронах не обеспечивается достаточного количества вещества-передатчика, то возникает болезнь Паркинсона. В среднем у 25-летнего человека в черной субстанции мозга содержится около 400000 дофаминэргических нейронов, в то время как у 80-летнего их в 2 раза меньше. Сокращение числа синаптических связей значительно уменьшает присущую в норме нейронным цепям избыточность, что сказывается на функционировании других систем организма. Исследования показывают, что падение содержания дофамина в так называемом полосатом теле мозга ниже 30%-ного первоначального уровня вызывает появление клинических симптомов старения[5].

Возраст старения у всех разный, так эксперты считают, что старение начинается не после 50-ти лет, а в возрасте 39 лет. Эксперимент проводили американские нейрофизиологи во главе с доктором Джорджем Барцокисом. Ученые выдвинули гипотезу о том, что в 39 лет мозг начинает стареть, миелин вырабатывается менее активно. Известно, что этот компонент формирует оболочку нервных волокон.

При низком уровне выработки миелина нервные клетки становятся более уязвимыми, они проще поддаются различным повреждениям.

Специалисты связывают низкий уровень выработки миелина и дефицит миелинового покрытия нейронов способствует ослаблению двигательных и умственных возможностей человека.

Эксперименты показали, что уже после 39 лет в организме человека нарушается выработка миелина. Специалисты тщательно проанализировали состояние здоровья и образ жизни добровольцев в возрасте 23-80 лет.

В ходе эксперимента участники должны были выполнять ритмичные постукивания указательными пальцами в течение десяти секунд.

Ученые также провели сканирование головного мозга всех участников исследования.

Американские эксперты отметили, что результаты опытов их удивили, ведь ранее в научном мире было принято считать, что миелиновая оболочка нервных волокон поддерживается организмом на протяжении всей жизни.

Тем не менее, уже к 39 годам возникает недостаток миелина, а это, в свою очередь, приводит к сбоям в работе нервной системы, у человека начинаются проблемы с памятью, а концентрация внимания снижается[6].

Еще одно подтверждение подобного факта выявили специалисты Медицинского центра при Колумбийском университете, изучив мозг восьми людей, умерших в возрасте 22-28 лет, сообщает BBC. В результате анализа они определили 17 генов, активность которых меняется с возрастом. Один из этих генов содержал инструкции для выработки белка RbAp48, со временем теряющего свою активность. это показывает, что данный белок является главным фактором, а также говорит о том, что возрастная потеря памяти связана с функциональным изменением нейронов. Такое заключение сделал один из исследователей, профессор Эрик Кандел

В свою очередь, его коллега Саймон Ридли отметил, что у пожилых людей может встречаться комбинация возрастных изменений в мозге, которые связаны как со старостью, так и с развитием болезни Альцгеймера[7].

Таким образом, мы видим, что действительно из за биологических факторов старения у человека происходит снижение концентрации внимания и ухудшение памяти, именно поэтому восприятие информации, особенно новой ухудшается.

Теперь рассмотрим то, как влияет память и концентрация внимания на обучаемость и восприятие новой информации. Этот процесс нельзя обойти, хотя справедливо говорить о том, что у различных индивидуумов он проявляется в разное время и по-разному.

Все вышеперечисленное доказывает утверждение, что со временем человек хуже воспринимает новую информацию. Что же касается исключений, то их нет, не смотря на приведенные доводы о том, что есть гении и нобелевские лауреаты представленные к наградам в 80 и более лет это не как не опровергает данную теорию, так как логично будет заявить, что научный труд составлялся не одним днем а в течении всей жизни и в молодости работа дается легче, со временем информация воспринимается сложнее, но это не означает, что ее не воспринимают вообще. В истории не было ни одного случая когда при старении человек полностью сохранял свои способности. Любые способности со временем теряются, главнейшую роль в это играет старение и смертность человека, факторы в настоящее время необратимые и повсеместные. Таким образом физиологическое старение и сопровождающая его потеря умственных способностей научно обоснованна и доказана. Что же касается психологии и педагогики то следует иметь ввиду следующее:

Концентрация внимания — это свойство внимания, которое показывает степень сосредоточенности на объекте и проявляется в интенсивности и узости внимания, то есть собранности в фокусе при отвлечении от всего остального[8]. Высокая степень концентрации внимания позволяет человеку работать даже в самых неблагоприятных условиях: при посторонних шумах, при плохой видимости или слабой интенсивности наблюдаемых сигналов[9]. С точки зрения психологии Концентрация внимания выражается в степени интенсивности (сосредоточенности) внимания на одном объекте или ограниченном круге своих представлений, переживаний, мыслей. Поглощенность объектами сосредоточения делает человека высокопомехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей или дел, в которые он погружен, он не замечает шума и других отвлекающих раздражителей[10]. С возрастом концентрация внимания снижается, человек все меньше и меньше может сосредоточится на объекте познания.

Память -это психический процесс отражения, заключающийся в запечатлении и сохранении с последующим воспроизведением и узнаванием следов прошлого опыта, делающими возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания[11].

Запоминание -(запечатление) определяется как процесс, обеспечивающий ввод информации и удержание запечатленного материала в памяти. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Даже при непроизвольном запоминании (непроизвольная память), когда мы не ставим себе определенной цели запоминания, лучше запоминаются предметы и явления, вызывающие интерес и затрагивающие эмоции. Непроизвольное запоминание более сильно развито в детстве, а у взрослых ослабевает. Произвольное запоминание (произвольная память) всегда имеет целенаправленный характер, и если при этом используются специальные приемы для лучшего усвоения материала (мнемотехника), то запоминание называют заучиванием.

У некоторых людей отчетливо выступает зависимость качества и прочности запоминания от того, какие анализаторы в большей мере участвовали в восприятии соответствующих объектов. Характер памяти и представлений может основываться главным образом на впечатлениях зрения (оптический, визуальный тип памяти), слуха (акустический,аудиальныйтип памяти) или движения (моторный, кинестетическийтип памяти).

Свойствами памяти являются:

Объем памяти - количество информации, которое человек способен запомнить за определенное время. Объем кратковременной памяти человека в среднем составляет 7 + 2 блока информации. Объем блока может быть различным, например, человек может запомнить и повторить 5-9 цифр, 6-7 бессмысленных слогов, 5-9 слов.

Скорость - время, в течение которого человек способен запомнить определенный объем информации.

Прочность- длительность сохранения информации.

Точность- правильность и полнота воспроизведения информации.

Готовность- умение своевременно вспомнить требуемое[12].

Таким образом, мы видим, что концентрация внимания и память являются первоосновами обучаемости, следовательно, при снижении этих показателей снижается способность к усвоению информации, особенно той, знания которой не содержались во вторичной (долговременной памяти). В такой ситуации происходит следующее, индивид не может усвоить полный оббьем информации так как ре обладает должной концентрацией, процент которой зависит от старения организма, после, восприняв определенное количество информации индивид может воспроизвести ее в течении 20 секунд пока она находится в кратковременной памяти, после она сохраняет ее в буферную память, при переходе из кратковременной памяти в буферную часть информации так же теряется на определенную величину, данная величина так же зависит от возрастных особенностей индивида. Тут информация задерживается на несколько часов, время нахождения информации и ее оббьем зависит от возможностей определенного индивида, его субъективных особенностей, (в качестве одной из таких особенностей можно привести в пример продолжительность сна, считается, что во время ночного сна происходит переработка накопленного за день и очистка буферной памяти для приема новой информации. Чем меньше сон, тем хуже буферная память, тем больше информации теряется при переходе). Далее следует переход из буферной в долговременную память, тут информация отсеивается еще раз. Таким образом, от уст лектора до долгосрочной памяти информация просеивается в несколько этапов и каждый этап, сопровождается, потеряй какой то, части информации. С возрастом количество утерянной информации возрастает, это возрастание зависит от индивидуальных особенностей человека, от скорости его старения, способностей и внешних условий подачи информации.

Таким образом, следует сделать вывод об обоснованности утверждения «со временем человеку труднее воспринимать новую информацию», так как вывод подтвержден 6 науками и многими экспериментами.


[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0

[2] http://www.medicinform.net/human/biology/biology22.htm

[3] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

[4] А. Г. Бойко Дифференцировка клеток радиальной глии в астроциты - вероятный механизм старения млекопитающих Том 68, 2007. № 1, январь-февраль. Стр. 35-51

[5] http://alligater.narod.ru/dop/dev_star2.html

[6] http://wek.ru/pervye-simptomy-stareniya-mozga-poyavlyayutsya-v-39-let

[7] http://www.rg.ru/2013/09/02/belok-pamyat-site-anons.html

[8] http://psixologiya.org/detskaya/vnimanie/1560-vnimanie-t-v-bashaeva.html?start=2

[9] http://psixologiya.org/detskaya/vnimanie/1560-vnimanie-t-v-bashaeva.html?start=2

[10] Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов.

[11] Основы психологии. Практикум, Столяренко Л. Д. - Ростов/на Д., 2006.

[12] Психологическое тестирование. Анастази А. Пер. с анг. - М., 1982.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.