Показатели и структура свободного времени рассчитывается по выходным и рабочим дням
Тема . Статистика бюджета времени и свободного времени
Бюджет времени населения – распределение фонда времени (чаще всего суточного), всего населения или отдельных его социально-демографических групп по направлениям его использования.
Ø Он позволяет определить – каковы затраты времени на осуществление различных видов деятельности человека (семьи).
Ø Может быть представлен:
- в абсолютных величинах (час, минуты);
- в относительных величинах (доля, процент).
Ø Основной источник информации – выборочные обследования.
Элементы суточного фонда времени:
1. Рабочее время и время, связанное с работой
2. Время:
- на ведение домашнего хозяйства;
- на работу в личном подсобном хозяйстве;
- на работу на садовом, дачном и другом земельном участке.
3. Время на воспитание детей
4. Свободное время
5. Время на удовлетворение физиологических потребностей (из них сон)
6. Другие затраты времени.
Его выделение связано с практической невозможностью детального учета всех видов времени затрат в их классификации:
- нетипичные затраты;
- затраты времени, которые могут быть скрыты опрашиваемыми по тем или иным причинам.
Свободное время – часть внерабочего времени, предназначенное для культурного, интеллектуального, физического развития и отдыха.
Величина удельные вес и структура для каждой группы населения обусловлены:
- величиной рабочего времени;
- временем, связанным с работой;
- затратами времени на физиологические потребности;
- временем на покупку товаров и получение услуг;
- временем на ведение домашнего хозяйства.
Бюджеты времени разрабатываются:
- по социальным группам;
- по возрастно-половым признакам;
- по уровню образования;
- по источникам средств существования;
- прочее.
Свободное время – социальная категория, имеющая непосредственное отношение к развитию личности, понимаемая как время для возвышенной деятельности человека.
В его структуредолжны преобладать общественно-полезные временные затраты:
- элементы умственной деятельности;
- элементы социальной деятельности;
- элементы физической деятельности;
- отдых;
- развлечения.
В классификации затрат свободного времени выделяют:
- посещение театров, кино, концертов, спортивных и других зрелищных мероприятий;
- просмотр телепередач, прослушивание радио;
- чтение газет, журналов, художественной литературы;
- возрастают расходы на работу в саду и подсобном хозяйстве;
- большая его часть используется пассивно;
- влияет сезонный характер;
- дифференцировано по половозрастным, имущественным и социальным группам.
Для выявления особенностей поведения различных категорий населения и семей проводятся:
- выборочные опросы об использовании средств массовой информации;
- опросы о формах получения информации;
- опросы о расходах населения на приобретение книг, журналов, посещении концертов и театров.
Система показателей обеспечения свободного времени:
- использование средств массовой информации;
- показатели обеспеченности населения информацией;
- показатели теле- и радиовещания;
- показатели обеспеченности печатными изделиями;
- показатели составления и развития библиотечного дела;
- показатели сферы услуг культуры, искусства и туризма.
Показатели и структура свободного времени рассчитывается по выходным и рабочим дням
Универсальным показателем, обобщающим различия в структуре временных затрат, является коэффициент А. iСалам
,
где Vim, Vjm - затраты времени на m-ый элемент затрат в i – ой и j-ой группах;
n – число элементов затрат времени
Примечание:
а) часы переводятся в минуты;
б) рассчитывается по выходным и рабочим дням
.Свободное время предполагает разумное его использование.
В структуре свободного времени населения наибольший удельный вес приходится на использование средств массовой информации:
- просмотр телепередач;
- прослушивание радио;
- чтение газет и журналов;
- чтение художественной литературы.
Для выявления особенностей поведения различных категорий населения и семей необходимы:
-выборочные опросы об использовании средств массовой информации;
- опросы о формах получения информации;
- о расходах населения на приобретение ими журналов, посещение концертов, театров – дифференцированно: по половозрастным имущественным и социальным группам.
Показатели обеспеченности населения информацией включают данные:
- о производстве теле- и радиовещания;
- о выпуске печатной продукции;
- о подписке на печатную продукцию;
- данные о библиотеках;
- данные о распространении коммерческой информации.
Показатели теле- и радиовещания учитывают:
- число каналов;
- число редакций радиовещания и телевидения;
- продолжительность вещания.
Важным показателем является обеспеченность печатными изданиями – книгами, брошюрами, журналами, газетами.
- книги – публикации объемом более 45 п.л.
- брошюры – публикации более 4 но менее 48 страниц,
- журнал – периодическое издание статей, очерков, заметок, информации,
- ежедневные газеты – газеты, выходящие не реже 4х раз в неделю,
-печатная единица - каждый том, выпуск, часть произведения.
Из всех показателей информационных услуг наиболее развита статистика библиотечного дела. Показатели:
- насыщенность библиотеками отд. нас.пунктов,
- доступность библиотеки для населения,
- книгообеспеченность населения,
- численность читателей,
- число книговыдач,
- число массовых библиотек,
- показатели деятельности библиотеки (выдано книг, журналов).
Показатели сферы услуг культуры, искусства и туризма характеризуют поведение людей.
К ним относятся показатели:
А) распространенности того или иного вида деятельности
Б) интенсивности деятельности:
- средняя частота посещений, распределение лиц по частоте посещений,
- процент посещающих не реже раза в неделю, месяц, квартал, полгода, год.