Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Показатели и структура свободного времени рассчитывается по выходным и рабочим дням

Тема . Статистика бюджета времени и свободного времени

Бюджет времени населения – распределение фонда времени (чаще всего суточного), всего населения или отдельных его социально-демографических групп по направлениям его использования.

Ø Он позволяет определить – каковы затраты времени на осуществление различных видов деятельности человека (семьи).

Ø Может быть представлен:

- в абсолютных величинах (час, минуты);

- в относительных величинах (доля, процент).

Ø Основной источник информации – выборочные обследования.

Элементы суточного фонда времени:

1. Рабочее время и время, связанное с работой

2. Время:

- на ведение домашнего хозяйства;

- на работу в личном подсобном хозяйстве;

- на работу на садовом, дачном и другом земельном участке.

3. Время на воспитание детей

4. Свободное время

5. Время на удовлетворение физиологических потребностей (из них сон)

6. Другие затраты времени.

Его выделение связано с практической невозможностью детального учета всех видов времени затрат в их классификации:

- нетипичные затраты;

- затраты времени, которые могут быть скрыты опрашиваемыми по тем или иным причинам.

Свободное время – часть внерабочего времени, предназначенное для культурного, интеллектуального, физического развития и отдыха.

Величина удельные вес и структура для каждой группы населения обусловлены:

- величиной рабочего времени;

- временем, связанным с работой;

- затратами времени на физиологические потребности;

- временем на покупку товаров и получение услуг;

- временем на ведение домашнего хозяйства.

Бюджеты времени разрабатываются:

- по социальным группам;

- по возрастно-половым признакам;

- по уровню образования;

- по источникам средств существования;

- прочее.

Свободное время – социальная категория, имеющая непосредственное отношение к развитию личности, понимаемая как время для возвышенной деятельности человека.

В его структуредолжны преобладать общественно-полезные временные затраты:

- элементы умственной деятельности;

- элементы социальной деятельности;

- элементы физической деятельности;

- отдых;

- развлечения.

В классификации затрат свободного времени выделяют:

- посещение театров, кино, концертов, спортивных и других зрелищных мероприятий;

- просмотр телепередач, прослушивание радио;

- чтение газет, журналов, художественной литературы;

- прогулки и занятие спортом;

- встречи, визиты, игры и т.п.;

- прочие виды отдыха;

- социально-политическая деятельность, митинги, собрания, религиозные занятия.

Особенности свободного времени:

- дифференцировано у мужчин и женщин;

- сокращается с возрастом;

- возрастают расходы на работу в саду и подсобном хозяйстве;

- большая его часть используется пассивно;

- влияет сезонный характер;

- дифференцировано по половозрастным, имущественным и социальным группам.

Для выявления особенностей поведения различных категорий населения и семей проводятся:

- выборочные опросы об использовании средств массовой информации;

- опросы о формах получения информации;

- опросы о расходах населения на приобретение книг, журналов, посещении концертов и театров.

Система показателей обеспечения свободного времени:

- использование средств массовой информации;

- показатели обеспеченности населения информацией;

- показатели теле- и радиовещания;

- показатели обеспеченности печатными изделиями;

- показатели составления и развития библиотечного дела;

- показатели сферы услуг культуры, искусства и туризма.

Показатели и структура свободного времени рассчитывается по выходным и рабочим дням

Универсальным показателем, обобщающим различия в структуре временных затрат, является коэффициент А. iСалам

,

где Vim, Vjm - затраты времени на m-ый элемент затрат в i – ой и j-ой группах;

n – число элементов затрат времени

Примечание:

а) часы переводятся в минуты;

б) рассчитывается по выходным и рабочим дням

.Свободное время предполагает разумное его использование.

В структуре свободного времени населения наибольший удельный вес приходится на использование средств массовой информации:

- просмотр телепередач;

- прослушивание радио;

- чтение газет и журналов;

- чтение художественной литературы.

Для выявления особенностей поведения различных категорий населения и семей необходимы:

-выборочные опросы об использовании средств массовой информации;

- опросы о формах получения информации;

- о расходах населения на приобретение ими журналов, посещение концертов, театров – дифференцированно: по половозрастным имущественным и социальным группам.

Показатели обеспеченности населения информацией включают данные:

- о производстве теле- и радиовещания;

- о выпуске печатной продукции;

- о подписке на печатную продукцию;

- данные о библиотеках;

- данные о распространении коммерческой информации.

Показатели теле- и радиовещания учитывают:

- число каналов;

- число редакций радиовещания и телевидения;

- продолжительность вещания.

Важным показателем является обеспеченность печатными изданиями – книгами, брошюрами, журналами, газетами.

- книги – публикации объемом более 45 п.л.

- брошюры – публикации более 4 но менее 48 страниц,

- журнал – периодическое издание статей, очерков, заметок, информации,

- ежедневные газеты – газеты, выходящие не реже 4х раз в неделю,

-печатная единица - каждый том, выпуск, часть произведения.

Из всех показателей информационных услуг наиболее развита статистика библиотечного дела. Показатели:

- насыщенность библиотеками отд. нас.пунктов,

- доступность библиотеки для населения,

- книгообеспеченность населения,

- численность читателей,

- число книговыдач,

- число массовых библиотек,

- показатели деятельности библиотеки (выдано книг, журналов).

Показатели сферы услуг культуры, искусства и туризма характеризуют поведение людей.

К ним относятся показатели:

А) распространенности того или иного вида деятельности

Б) интенсивности деятельности:

- средняя частота посещений, распределение лиц по частоте посещений,

- процент посещающих не реже раза в неделю, месяц, квартал, полгода, год.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.