Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Итоги освоения содержания образовательной области

Пояснительная записка

В среднем дошкольном возрасте, благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту, ребенок становится активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности.

Задачи воспитания и развития детей в области музыкального восприятия – слушания – интерпретации: содействовать воспитанию слушательской культуры, освоению детьми элементарной музыкальной грамоты; способствовать развитию умений понимать и интерпретировать выразительные средства музыки, общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки, музыкального слуха (интонационного, мелодического, гармонического, ладового).

Задачи воспитания и развития детей в области музыкального исполнительства – импровизации – творчества: способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах, элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях; способствовать развитию у детей координации слуха и голоса, приобретению ими певческих навыков; стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

Ориентация детей в образовательной области

Дети учатся распознавать настроение музыки на примере уже знакомых метроритмических рисунков, понимать, что чувства людей отражаются в музыкальных произведениях. Анализируют музыкальную форму двух- и трехчастных произведений. Понимают, что музыка может выражать характер и настроение человека. Различают музыку, изображающую что-либо. Дифференцируют: музыка выражает внутренний мир человека, а изображает – внешнее движение. Пользуются звуковыми сенсорными предэталонами.

Организация опыта освоения образовательной области

Условия организации музыкальной деятельности детей этого возраста должны обеспечивать единство эмоционального и художественного компонентов развития. Педагогическое содействие в музыкальном воспитании заключается в специальном подборе музыкального репертуара, музыкальных игр, организации музыкального восприятия, демонстрирующих, что музыка выражает эмоции, характер, настроение человека. Необходимо показать ребенку, что окружающий его мир может быть изображен и выражен музыкальными звуками, а о его собственных переживаниях может сообщить то или иное музыкальное произведение. Так музыка становится одним из средств общения ребенка с социумом.

Воспитатель подбирает специальные музыкальные игры, песенные и инструментальные импровизации для развития интонационного, тембрального, ладового слуха, музыкальной памяти.

Важно научить ребенка пользоваться имеющимися у него средствами (голосом, телом, приемами игры на инструментах) для создания собственных музыкальных образов, характеров, настроений. Поэтому в среднем возрасте особенно значимо обучение для того, чтобы сохранить эмоциональный подъем и интерес к музыке как средству самовыражения и игры.

Педагог создает развивающие ситуации, стимулирующие детей к созданию простейших песенных импровизаций, показывает возможность их включения в рассказывание сказок, игровые драматизации.

Педагог помогает детям организовать простейший оркестр (ударные инструменты, резонатор, металлофон, дрова, лесенка-дрова). Каждый ребенок может стать дирижером импровизационного ансамбля с игрой и пением.

Воспитатель создает в группе условия для того, чтобы в соответствии с характером музыкального образа дети могли подбирать средства его создания, а для его интерпретации использовать подходящий музыкальный инструмент, нужный набор движений, адекватную песенную интонацию. Стимулирует развитие умения переноса, свидетельствующее о высоком уровне освоения музыкальной культуры: полученный на занятиях музыкальный опыт ребенок использует как в самостоятельной деятельности, так и при домашнем музицировании и пении.

Итоги освоения содержания образовательной области

• Может установить связь между средствами выразительности и содержанием музыкально-художественного образа.

• Различает выразительный и изобразительный характер в музыке.

• Владеет элементарными вокальными приемами; чисто интонирует попевки в пределах знакомых интервалов.

• Ритмично музицирует, слышит сильную долю в двух-, трехдольном размере.

• Накопленный музыкальный опыт переносит в самостоятельную деятельность, делает попытки творческих импровизаций на инструментах, в движении и пении*.

В пособии представлено планирование, отражающее содержание работы по освоению детьми образовательной области «Музыка» для средней группы и составленное на основе интеграции образовательных областей «Физическая культура», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация» в соответствии с концепцией Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (авторский коллектив: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др.).

Комплексный подход к выбору форм и методов проведения занятий (прослушивание музыкальных произведений, элементарное музицирование, пение, выполнение простейших танцевальных и ритмических движений), использованный при составлении планирования, позволит педагогам развивать музыкальную культуру детей 4–5 лет, формировать позицию активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений, будет способствовать накоплению опыта взаимодействия ребенка с музыкальными произведениями.

Предназначено музыкальным руководителям, методистам дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, студентам факультетов дошкольного образования высших и средних педагогических и музыкальных учебных заведений.

ПЛАНИРОВАНИЕ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды музыкальной деятельности Педагогические задачи Музыкальный репертуар Интеграция образовательных областей Формируемые интегративные качества
Сентябрь, 3-я неделя*
Мы снова вместе. Веселые игрушки
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений;     Создавать условия для обогащения музыкальных впечатлений детей.     «Солдатский марш», муз. Р. Шумана [20, с. 57]**. • Физическая культура (выполнение музыкально-ритмических движений (проявляя точность и ловкость): перестраивание в круг из положения врассыпную, движение «галоп»). • Социализация (игра на музыкальных инструментах в группе; Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполняют движения уверенно; испытывают острую потребность в движении; делают попытки творческих импровизаций в движении. • Любознательный, активный: проявляют высокую активность и любознательность. • Эмоционально отзывчивый: эмоционально реагируют на художественные и музыкальные произведения. • Овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: стремятся к самовыражению в деятельности; сотрудничают со взрослыми, активно стремятся к познавательному общению со взрослыми.
Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на музыку. «Марш деревянных солдатиков», муз. П. Чайковского [20, с. 58].
Создавать условия для закрепления умений узнавать и называть музыкальное произведение. «Марш», муз. Д. Шостаковича [20, с. 6].

Продолжение табл.

б) развитие слуха и голоса Способствовать формированию звуковысотного слуха, развитию восприятия детьми звуков сексты, умения точно интонировать мелодию «Зайчик», «Лягушка», р. н. п., обр. С. Железнова [6, с. 18, 25] музыкально-игровое упражнение «Спой свое имя», музыкально-дидактическая игра «Качели»). • Коммуникация (формулирование развернутых ответов на вопросы, построение речевого высказывания). • Труд (бережное отношение к музыкальным инструментам, уборка их на место). • Чтение художественной литературы (о дружбе, игрушках) Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: проявляют самостоятельность, стремятся к самовыражению; с помощью взрослого начинают действия, направленные на достижение конкретной цели. • Способный решать интеллектуальные и личные задачи (проблемы), адекватные возрасту: проявляют интерес к разным видам деятельности, активно участвуют в них; применяют усвоенные знания и способы деятельности (владеют элементарными вокальными приемами; чисто интонируют попевки в пределах знакомых интервалов; ритмично музицируют; импровизируют на инструментах, в движении и пении) для решения несложных задач, поставленных взрослым. • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе: знают свое имя (полное и краткое), пол; осознают свои умения, знания, то, чему научились; рассказывают о любимых игрушках.
Пение: а) усвоение певческих навыков; Создавать условия для обучения детей пению естественным голосом, исполнению песни легким звуком, передаче в каждой песне особенностей характера музыки.   «Детский сад», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной [30, с. 126].
б) песенное творчество Создавать условия для закрепления у детей умения проявлять самостоятельность в нахождении ласковых интонаций Музыкально-игровое упражнение «Спой свое имя»
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;   Создавать условия для обучения самостоятельной смене движений в соответствии с изменением характера музыки, перестраиванию в круг из положения врассыпную;   «Конь», муз. Л. Банниковой, сл. М. Клоковой [15, с. 57].

Продолжение табл.

  побуждать детей ритмично, легко передавать игровые образы. «Лошадка», автор Е. Макшанцева [11, с. 44].   Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеют работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его задания, отвечать на вопросы, когда спрашивают. • Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: используют специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, игровой)
б) музыкально-игровое творчество; Создавать условия для ознакомления с движением «галоп» и его отработки по показу взрослого. «Самолеты», автор Т. Суворова [29, с. 6]; «Раз, два, три», муз. С. Паради, сл. Т. Суворовой [27, с. 11].
в) пляски и хороводы Совершенствовать выполнение ритмических движений. «Танец-приглашение», укр. н. м., обр. Ф. Теплицкой [8, с. 66].
Способствовать развитию умения двигаться в соответствии с характером музыки; содействовать воспитанию дружелюбия. «Танец обезьян», муз. Б. Савельева [5, с. 101].
Способствовать развитию у детей точности и ловкости движений, музыкального слуха «Чебурашка», муз. и сл. В. Шаинского [17, с. 45]
II. Игра на инструментах Способствовать развитию умения музыкальным молоточком отбивать ритмический рисунок; вызывать желание играть на различных музыкальных инструментах «Веселятся все игрушки», муз. В. Витлина, сл. Е. Серовой [13, с. 58]

Продолжение табл.

III. Игра и самостоятельная деятельность Совершенствовать звуковысотный слух Музыкально-дидактическая игра «Качели», автор Е. Тиличеева [7, с. 50]    
Сентябрь, 4-я неделя
Осень-запасиха
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений;     Создавать условия для обучения различению настроения в музыке.     «Осенью», муз. С. Майкапара; «Осень», муз. Ц. Кюи [22, с. 56–58]. • Физическая культура (выполнение ходьбы различного характера, ориентировка в пространстве, выполнение движений (с погремушками, звоночками) с проявлением ловкости, быстроты реакции). • Социализация (игра на музыкальных инструментах в группе; музыкально- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполняют движения уверенно; испытывают острую потребность в движении; делают попытки творческих импровизаций в движении. • Любознательный, активный: проявляют высокую активность и любознательность; стремятся установить связи и зависимости в природе; имеют представления об окружающем; владеют основными способами познания; в процессе совместной деятельности называют особенности объектов природы; объединяют предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков. • Эмоционально отзывчивый: эмоционально реагируют на художественные и музыкальные произведения. • Овладевший средствами и способами взаи-
б) развитие слуха и голоса Способствовать развитию умения точно интонировать мелодию «Паровоз», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель [30, с. 79]
Пение: а) усвоение певческих навыков;   Создавать условия для обучения пению естественным голосом, исполнению песни легким звуком, передаче в каждой песне особенностей характера музыки.   «Грибочки», «Огород-хоровод», р. н. м., обр. Н. Зарецкой [5, с. 18, 56].

Продолжение табл.

б) песенное творчество Создавать условия для закрепления у детей умения проявлять самостоятельность в нахождении ласковых интонаций Музыкально-игровое упражнение «Спой свое имя» игровое упражнение «Спой свое имя», музыкально-дидактическая игра «Эхо»). • Познание (беседа «Осень»: об изменениях в природе с наступлением осени; составление коллективного рассказа «Что осень нам приносит»). • Коммуникация (формулирование развернутых ответов на вопросы, построение речевого высказывания). • Труд (бережное отношение к музыкальным инструментам, модействия со взрослыми и сверстниками: стремятся к самовыражению в деятельности; сотрудничают со взрослыми, активно стремятся к познавательному общению со взрослыми; проявляют стремление к общению со сверстниками по поводу общих дел. • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: проявляют самостоятельность, стремятся к самовыражению; с помощью взрослого начинают действия, направленные на достижение конкретной цели. • Способный решать интеллектуальные и личные задачи (проблемы), адекватные возрасту: проявляют интерес к разным видам деятельности, активно участвуют в них; применяют усвоенные знания и способы деятельности (владеют элементарными вокальными приемами; чисто интонируют попевки в пределах знакомых интервалов; ритмично музицируют; импровизируют на инструментах, в движении и пении) для решения несложных задач, поставленных взрослым. • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), госу-
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;   Создавать условия для обучения выполнению ходьбы различного характера в соответствии с содержанием музыки.   «Бодрый шаг», муз. Д. Дешевова [1, с. 72].
б) музыкально-игровое творчество; Создавать условия для обучения ориентировке в пространстве; способствовать развитию у детей ловкости, быстроты реакции. «Огород-хоровод», р. н. м., обр. Н. Зарецкой [5, с. 56].
в) пляски и хороводы Способствовать воспитанию уступчивости, дружелюбия. «Танец рябинки», муз. Е. Макшанцевой [29, с. 21].
  Создавать условия для обучения ориентировке в пространстве, отработке движений с погремушками, звоночками «Хоровод грибов», муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой [9, с. 39].

Продолжение табл.

II. Игра на инструментах Создавать условия для ознакомления с музыкальным инструментом – треугольником «Дождик», р. н. п., обр. Т. Попатенко [13, с. 47] уборка их на место). • Чтение художественной литературы (об осени, урожае). • Художественное творчество (аппликационная работа «Что принесла нам осень») дарстве (стране), мире и природе: знают свое имя (полное и краткое), пол; осознают свои умения, знания, то, чему научились. • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеют работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его задания, отвечать на вопросы, когда спрашивают. • Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: используют специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, игровой, прикладной)
III. Игра и самостоятельная деятельность Совершенствовать звуковысотный ряд Музыкально-дидактическая игра «Эхо», автор Е. Тиличеева [7, с. 51]
Октябрь, 1-я неделя
Домашние животные осенью
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений;     Создавать условия для обучения слушанию музыкального произведения от начала до конца, формулированию ответов на вопросы по содержанию песни.     «Котик», муз. О. А. Девочкиной [14, c. 6]. • Физическая культура (выполнение ходьбы). • Социализация (игра на музыкальных инструментах в группе; музыкально-игровое упраж- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполняют движения уверенно; испытывают острую потребность в движении; делают попытки творческих импровизаций в движении. • Любознательный, активный: проявляют высокую активность и любознательность; стремятся установить связи и зависимости в при-

Продолжение табл.

б) развитие слуха и голоса Способствовать развитию тембрового слуха; создавать условия для обучения различению звучания трех музыкальных инструментов «Киса», р. н. п., обр. С. Железнова [6, с. 24] нение «Кто как поет», музыкально-дидактическая игра «Качели»). • Познание (изменения в жизни животных с наступлением осени). • Коммуникация (формулирование развернутых ответов на вопросы, построение речевого высказывания). • Труд (бережное отношение к музыкальным инструментам, уборка их на место). • Чтение художественной литературы (о животных осенью) роде; имеют представления об окружающем; владеют основными способами познания; в процессе совместной деятельности называют особенности объектов природы; объединяют предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков. • Эмоционально отзывчивый: эмоционально реагируют на художественные и музыкальные произведения. • Овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: стремятся к самовыражению в деятельности; сотрудничают со взрослыми, активно стремятся к познавательному общению со взрослыми; проявляют стремление к общению со сверстниками по поводу общих дел. • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: проявляют самостоятельность, стремятся к самовыражению; с помощью взрослого начинают действия, направленные на достижение конкретной цели. • Способный решать интеллектуальные и личные задачи (проблемы), адекватные возрасту: проявляют интерес к разным видам
Пение: а) усвоение певческих навыков;   Совершенствовать умение правильно, не спеша брать дыхание между фразами; способствовать развитию динамического и звуковысотного восприятия, умения выделять более высокий звук.   «Серенькая кошечка», муз. В. Витлина [13, с. 25].
б) песенное творчество Способствовать развитию умения проявлять самостоятельность в нахождении ласковых интонаций Музыкально-игровое упражнение «Кто как поет?»
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;   Создавать условия для обучения изменению характера шага в соответствии с изменением громкости звучания музыки.     «Смело идти и прятаться», муз. И. Берковича [1, с. 56].  

Продолжение табл.

б) музыкально-игровое творчество; Способствовать развитию творчества в движениях, умения самостоятельно найти образ в соответствии с музыкальным произведением. «Кот Васька», муз. Г. Лобачева, сл. Н. Френкель [8, с. 93]; «Мышки с сыром», автор Т. Суворова [26, с. 33].   деятельности, активно участвуют в них; применяют усвоенные знания и способы деятельности (владеют элементарными вокальными приемами; чисто интонируют попевки в пределах знакомых интервалов; ритмично музицируют; импровизируют на инструментах, в движении и пении) для решения несложных задач, поставленных взрослым. • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе: рассказывают о домашних животных. • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеют работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его задания, отвечать на вопросы, когда спрашивают. • Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: используют специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, игровой, прикладной)
в) пляски и хороводы Способствовать развитию у детей музыкальности, умения координировать движения с музыкой «Цыплята», азербайдж. н. п., обр. А. Бурениной [17, с. 58]
II. Игра на инструментах Способствовать развитию умения музыкальным молоточком отбивать ритмический рисунок; вызывать желание играть на различных музыкальных инструментах «Веселятся все игрушки», муз. В. Витлина, сл. Е. Серовой [13, с. 58]
III. Игра и самостоятельная деятельность Совершенствовать звуковысотный слух Музыкально-дидактическая игра «Качели», автор Е. Тиличеева [7, с. 50]

Продолжение табл.

Октябрь, 2-я неделя
Улетели-улетели
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений;     Создавать условия для обучения различению характера вступления, куплетов песни, передаче изобразительности в музыке, пения кукушки (на металлофоне).     «Кукушка», муз. М. Красева; «Кукушка», муз. А. Аренского [21, c. 23– 25]. • Физическая культура (выполнение прыжков на двух ногах, движений с предметами). • Социализация (игра на шумовых инструментах оркестра в группе; музыкально-игровое упражнение «Кто как поет?», музыкально-дидактическая игра «Птицы и птенчики»). • Познание (изменения в жизни птиц с наступлением осени). • Коммуника- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполняют движения уверенно; испытывают острую потребность в движении; делают попытки творческих импровизаций в движении. • Любознательный, активный: проявляют высокую активность и любознательность; стремятся установить связи и зависимости в природе; имеют представления об окружающем; владеют основными способами познания; в процессе совместной деятельности называют особенности объектов природы; объединяют предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков. • Эмоционально отзывчивый: эмоционально реагируют на художественные и музыкальные произведения. • Овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: стремятся к самовыражению в деятельности; сотрудничают со взрослыми, активно стремятся к познавательному общению со взрослыми; проявляют стремление к общению
б) развитие слуха и голоса Содействовать формированию звуковысотного слуха. «Андрей-воробей», р. н. п., обр. Ю. Слонова [30, с. 85].
  Способствовать развитию умения точно интонировать мелодию «Утки», «Чижик», р. н. п., обр. С. Железнова [6, с. 42, 50]
Пение: а) усвоение певческих навыков;   Создавать условия для обучения пению, чисто интонируя мелодию, четко проговаривая слова.   «Две тетери», р. н. м., обр. В. Агафонникова [30, с. 91]; «Воробей», муз. В. Герчик, сл. А. Чельцова [4, с. 112].

Продолжение табл.

б) песенное творчество Способствовать развитию умения проявлять самостоятельность в нахождении ласковых интонаций Музыкально-игровое упражнение «Кто как поет?» ция (формулирование развернутых ответов на вопросы, построение речевого высказывания). • Труд (бережное отношение к музыкальным инструментам, уборка их на место). • Чтение художественной литературы (о перелетных и зимующих птицах) со сверстниками по поводу общих дел. • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: проявляют самостоятельность, стремятся к самовыражению; с помощью взрослого начинают действия, направленные на достижение конкретной цели. • Способный решать интеллектуальные и личные задачи (проблемы), адекватные возрасту: проявляют интерес к разным видам деятельности, активно участвуют в них; применяют усвоенные знания и способы деятельности (владеют элементарными вокальными приемами; чисто интонируют попевки в пределах знакомых интервалов; ритмично музицируют; импровизируют на инструментах, в движении и пении) для решения несложных задач, поставленных взрослым. • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе: рассказывают о домашних животных. • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеют работать по образцу, слушать взрослого, выполнять
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения; Создавать условия для обучения передаче в движении изменений в музыке (двухчастная форма произведения); совершенствовать прыжки на двух ногах. «Воробушки», муз. А. Серова [1, с. 61].
б) музыкально-игровое творчество; Создавать непринужденную радостную атмосферу; побуждать детей активно участвовать в игре. «Займи домик», муз. М. Магиденко [14, с. 55].
в) пляски и хороводы Способствовать развитию умения двигаться с предметами; создавать условия для обучения различению двухчастной формы музыкального произведения «Танец с платочками», р. н. м., обр. Е. Каменецкой [8, с. 71]
II. Игра на инструментах Способствовать развитию навыков игры на шумовых инструментах оркестра «Ах ты, береза», р. н. п., обр. М. Раухвергера [13, с. 5]

Продолжение табл.

III. Игра и самостоятельная деятельность Способствовать развитию у детей звуковысотного слуха Музыкально-дидактическая игра «Птицы и птенчики», автор Л. Комиссарова [7, с. 49]   его задания, отвечать на вопросы, когда спрашивают. • Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: используют специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, игровой, прикладной)
Октябрь, 3-я неделя
Чудо-дерево
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений;     Создавать условия для ознакомления с русским народным творчеством, жанрами народных песен, обучения определению жанра и характера произведения, пониманию изобразительного характера музыки, различению звучания регистров; способствовать развитию умения понимать средства музыкальной выразительности (регистр, динамику, темп).     «Ах ты, береза», р. н. м., обр. М. Раухвергера [13, с. 5]. • Физическая культура (выполнение движений). • Социализация (игра на музыкальных инструментах в группе, музыкально-игровое упражнение «Как зовут игрушку?»; музыкально-дидактическая игра «Эхо»). Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполняют движения уверенно; испытывают острую потребность в движении; делают попытки творческих импровизаций в движении. • Любознательный, активный: проявляют высокую активность и любознательность. • Эмоционально отзывчивый: эмоционально реагируют на художественные и музыкальные произведения. • Овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: стремятся к самовыражению в деятельности; сотрудничают со взрослыми, активно стре-

Продолжение табл.

б) развитие слуха и голоса Способствовать развитию ритмического восприятия простых музыкальных примеров «Елочка», р. н. п., обр. С. Железнова [6, с. 14] • Коммуникация (формулирование развернутых ответов на вопросы, построение речевого высказывания). • Труд (бережное отношение к музыкальным инструментам, уборка их на место) мятся к познавательному общению со взрослыми. • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: проявляют самостоятельность, стремятся к самовыражению; с помощью взрослого начинают действия, направленные на достижение конкретной цели. • Способный решать интеллектуальные и личные задачи (проблемы), адекватные возрасту: проявляют интерес к разным видам деятельности, активно участвуют в них; применяют усвоенные знания и способы деятельности (владеют элементарными вокальными приемами; чисто интонируют попевки в пределах знакомых интервалов; ритмично музицируют; импровизируют на инструментах, в движении и пении) для решения несложных задач, поставленных взрослым. • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе: знают свое имя (полное и краткое), пол; осознают свои умения, знания, то, чему научились.
Пение: а) усвоение певческих навыков;   Способствовать развитию умений выразительно и чисто петь, исполнять в ансамбле.   «Деревца», муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Кузнецовой [18, с. 55].
б) песенное творчество Способствовать развитию умения проявлять самостоятельность в нахождении ласковых интонаций Музыкально-игровое упражнение «Как зовут игрушку?»
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;   Создавать условия для обучения самостоятельного изменения движений в соответствии с музыкой; содействовать правильному обращению с погремушкой.   «Упражнение с погремушками», муз. А. Жилина [1, с. 62].
б) музыкально-игровое творчество; Создавать непринужденную радостную атмосферу, побуждать детей активно участвовать в игре. «Найди свой цвет», белорус. н. м., обр. С. Железнова [26, с. 76].

Продолжение табл.

в) пляски и хороводы Создавать условия для обучения выполнению несложных танцевальных движений под музыку, ориентированию в пространстве «Колобок», автор Т. Суворова [29, с. 7]; «Хоровод грибов», муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой [9, с. 39]   Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеют работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его задания, отвечать на вопросы, когда спрашивают. • Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: используют специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, игровой)
II. Игра на инструментах Создавать условия для тренировки в игре на различных музыкальных инструментах Знакомые детям музыкальные фрагменты: «Экосез», муз. Ф. Шуберта [13, с. 5]
III. Игра и самостоятельная деятельность Создавать условия для закрепления навыка различения звуков сексты Музыкально-дидактическая игра «Эхо», автор Е. Тиличеева [7, с. 51]
Октябрь, 4-я неделя
улетай, наше лето
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений;     Создавать условия для обучения различению смены характера музыки.     «Осень», муз. Ц. Кюи [22, с. 58]. • Физическая культура (выполнение ходьбы, движение). • Социализация (игра на музыкальном инструменте; музыкально-дидактичес- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполняют движения уверенно; испытывают острую потребность в движении; делают попытки творческих импровизаций в движении. • Любознательный, активный: проявляют высокую активность и любознательность; стремятся установить связи и зависимости в при-

Продолжение табл.

б) развитие слуха и голоса Способствовать формированию звуковысотного слуха, развитию умения точно интонировать мелодию «Вот иду я вверх», муз. Е. Тиличеевой [30, с. 19] кая игра «Громко – тихо»). • Познание (об изменениях в природе с наступлением осени). • Коммуникация (формулирование развернутых ответов на вопросы, построение речевого высказывания). • Труд (бережное отношение к музыкальным инструментам, уборка их на место) • Чтение художественной литературы (о лете, осени) роде; имеют представления об окружающем; владеют основными способами познания; в процессе совместной деятельности называют особенности объектов природы; объединяют предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков. • Эмоционально отзывчивый: эмоционально реагируют на художественные и музыкальные произведения. • Овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: стремятся к самовыражению в деятельности; сотрудничают со взрослыми, активно стремятся к познавательному общению со взрослыми; проявляют стремление к общению со сверстниками по поводу общих дел. • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: проявляют самостоятельность, стремятся к самовыражению; с помощью взрослого начинают действия, направленные на достижение конкретной цели. • Способный решать интеллектуальные и личные задачи (проблемы), адекватные возрасту: проявляют интерес к разным видам
Пение: а) усвоение певческих навыков;   Способствовать развитию умения правильно, не спеша брать дыхание между фразами.   «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко [18, с. 33]; «Осень», муз. И. Кишко, сл. И. Плакиды [13, с. 19]; «Дождик», р. н. м., обр. Т. Попатенко [13, с. 16]; «Холодом потянет», муз. И. Лукониной, сл. Л. Чадовой [9, с. 37].
б) песенное творчество Создавать условия для обучения пению естественным голосом, исполнению песни легким звуком, передаче в каждой песне особенностей характера музыки «Озорная тучка», «Ах, какая осень», автор З. Роот [24, с. 41, 47]
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;   Создавать условия для обучения изменению характера ша-   «Смело идти и прятаться», муз. И. Берковича

Продолжение табл.

  га в соответствии с изменением громкости звучания музыки. [1, с. 56].   деятельности, активно участвуют в них; применяют усвоенные знания и способы деятельности (владеют элементарными вокальными приемами; чисто интонируют попевки в пределах знакомых интервалов; ритмично музицируют; импровизируют на инструментах, в движении и пении) для решения несложных задач, поставленных взрослым. • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе: знают свое имя (полное и краткое), пол; осознают свои умения, знания, то, чему научились. • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеют работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его задания, отвечать на вопросы, когда спрашивают. • Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: используют специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, игровой, прикладной)
б) музыкально-игровое творчество; Способствовать развитию творчества в движениях, умения самостоятельно найти образ в соответствии с музыкальным произведением. «Дождик», муз. Т. Ломовой [15, с. 131].
в) пляски и хороводы Способствовать воспитанию уступчивости, дружелюбия «Дождинки», автор Г. Вихарева [3, с. 10]
II. Игра на инструментах Создавать условия для обучения игре на музыкальном инструменте (треугольник) «Дождик», р. н. п., обр. Т. Попатенко [13, с. 18]
III. Игра и самостоятельная деятельность Способствовать развитию творчества Музыкально-дидактическая игра «Громко – тихо», муз. Г. Левкодимова [7, с. 53]

Продолжение табл.

Ноябрь, 1-я неделя
Наш район красивый очень
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений;     Создавать условия для обучения слушанию произведения от начала до конца, формулированию ответа на вопросы по содержанию песни.     «Мой район», муз. В. Емельянова, сл. Т. Лаврова [10, с. 85]. • Физическая культура (выполнение несложных танцевальных движений в парах, движений рук и ног, сужения и расширения круга). • Социализация (музыкально-игровое упражнение «Спой свое имя и имя товарища»; музыкально-дидактическая игра «Качели»; игра на ложках, трещотках в группах). • Познание (представление об истории Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполняют движения уверенно; испытывают острую потребность в движении; делают попытки творческих импровизаций в движении. • Любознательный, активный: проявляют высокую активность и любознательность. • Эмоционально отзывчивый: эмоционально реагируют на художественные и музыкальные произведения. • Овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: стремятся к самовыражению в деятельности; сотрудничают со взрослыми, активно стремятся к познавательному общению со взрослыми. • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: проявляют самостоятельность, стремятся к самовыражению;
б) развитие слуха и голоса Способствовать формированию звуковысотного слуха; способствовать развитию умения точно интонировать мелодию «Вот иду я вверх», муз. Е. Тиличеевой [30, с. 19]
Пение: а) усвоение певческих навыков;   Создавать условия для обучения детей пению естественным голосом, исполнению песни легким звуком, передаче в каждой песне особенностей характера музыки.   «Холодом потянет», муз. И. Лукониной, сл. Л. Чадовой [9, с. 37]; «Ах, какая осень», автор З. Роот [24, с. 47].

Продолжение табл.

б) песенное творчество Создавать условия для закрепления у детей умения проявлять самостоятельность в нахождении ласковых интонаций Музыкально-игровое упражнение «Спой свое имя и имя товарища» района (поселка), в котором живут, о достопримечательностях). • Коммуникация (формулирование развернутых ответов на вопросы, построение речевого высказывания). • Труд (бережное отношение к музыкальным инструментам, уборка их на место). • Чтение художественной литературы (о родном районе, поселке) с помощью взрослого начинают действия, направленные на достижение конкретной цели. • Способный решать интеллектуальные и личные задачи (проблемы), адекватные возрасту: проявляют интерес к разным видам деятельности, активно участвуют в них; применяют усвоенные знания и способы деятельности (владеют элементарными вокальными приемами; чисто интонируют попевки в пределах знакомых интервалов; ритмично музицируют; импровизируют на инструментах, в движении и пении) для решения несложных задач, поставленных взрослым. • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе: знают свое имя (полное и краткое), пол; осознают свои умения, знания, то, чему научились; рассказывают о любимых игрушках; знают название города, района, в котором живут; хорошо ориентируются в ближайшем окружении. • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеют работать по образцу, слушать взрослого, выполнять
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;   Способствовать развитию четкости координации движений рук и ног; создавать условия для обучения сужению и расширению круга.   «Марш с флажками», муз. А. Гречанинова [1, с. 59].
б) музыкально-игровое творчество; Создавать непринужденную радостную атмосферу; побуждать детей активно участвовать в игре. «Игра с погремушками», муз. Ф. Флотова [1, с. 61].
в) пляски и хороводы Создавать условия для обучения детей выполнению несложных танцевальных движений в парах, ориентировке в пространстве «Танец-приглашение», укр. н. м., обр. Ф. Теплицкой [26, с. 66]

Продолжение табл.

II. Игра на инструментах Создавать условия для освоения методов игры на ложках, трещотках Русские народные попевки; «Экосез», муз. Ф. Шуберта [15, с. 5]   его задания, отвечать на вопросы, когда спрашивают. • Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: используют специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, игровой)
III. Игра и самостоятельная деятельность Совершенствовать звуковысотный слух Музыкально-дидактическая игра «Качели», автор Е. Тиличеева [7, с. 50]
Ноябрь, 2-я неделя
Мебель
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений;     Создавать условия для ознакомления детей с русским народным творчеством, жанрами народных песен, обучения определению жанра и характера произведения, пониманию изобразительного характера музыки, различению звучания регистров; способствовать развитию умения понимать средства музыкальной выразительности (регистр, динамику, темп).     «Ах ты, береза», р. н. м., обр. М. Раухвергера [13, с. 5]; «Я с комариком плясала», р. н. м., обр. А. Зилоти [13, с. 16]. • Физическая культура (построения в пары, в круг, выполнение маршевых движений, плясок с предметами (платочками), движений с погремушками, звоночками). • Социализация (музыкально-дидактическая игра «Качели»; Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполняют движения уверенно; испытывают острую потребность в движении; делают попытки творческих импровизаций в движении. • Любознательный, активный: проявляют высокую активность и любознательность. • Эмоционально отзывчивый: эмоционально реагируют на художественные и музыкальные произведения. • Овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: стремятся к самовыражению в деятельности; сотрудничают со взрослыми, активно стре-

Продолжение табл.

б) развитие слуха и голоса Способствовать формированию звуковысотного слуха, развитию восприятия детьми звуков сексты «Зайчик», «Огуречик», р. н. п., обр. С. Железнова [6, с. 18, 32] игра на ложках, трещотках в группе). • Познание (представление о предметах мебели). • Коммуникация (формулирование развернутых ответов на вопросы, построение речевого высказывания). • Труд (бережное отношение к музыкальным инструментам, уборка их на место). • Чтение художественной литературы (о мебели) мятся к познавательному общению со взрослыми. • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: проявляют самостоятельность, стремятся к самовыражению; с помощью взрослого начинают действия, направленные на достижение конкретной цели. • Способный решать интеллектуальные и личные задачи (проблемы), адекватные возрасту: проявляют интерес к разным видам деятельности, активно участвуют в них; применяют усвоенные знания и способы деятельности (владеют элементарными вокальными приемами; чисто интонируют попевки в пределах знакомых интервалов; ритмично музицируют; импровизируют на инструментах, в движении и пении) для решения несложных задач, поставленных взрослым. • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе: знают свое имя (полное и краткое), пол; осознают свои умения, знания, то, чему научились.
Пение: а) усвоение певческих навыков;   Создавать условия для обучения отклику и выразительному исполнению песни спокойного, напевного, ласкового (1-я часть) и веселого, светлого характера (2-я часть), пению легким звуком в умеренном темпе, сравнению песни с другими знакомыми песнями.   «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко [18, с. 33]; «Огород-хоровод», р. н. м., обр. Н. Зарецкой [5, с. 56].
б) песенное творчество Создавать условия для обучения самостоятельному исполнению придуманных частушек  
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;     Создавать условия для обучения самостоятельному построению в пары, в круг; совершенствовать движения под марш, способствовать развитию чувства ритма.   «Медведь и дети», муз. И. Берковича, дв. С. Рудневой [8, с. 73]. «Дождик», муз. Т. Ломовой [15, с. 131];

Продолжение табл.

б) музыкально-игровое творчество; Способствовать развитию творчества в движениях, умения самостоятельно находить образ в соответствии с музыкальным произведением. «Кот Васька», муз. Г. Лобачева, сл. Н. Френкель [8, с. 93].   Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеют работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его задания, отвечать на вопросы, когда спрашивают. • Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: используют специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, игровой)
в) пляски и хороводы Совершенствовать умения различать и передавать в движении характер и динамические изменения в музыке, исполнять пляски с предметами (платочками); создавать условия для обучения детей ориентировке в пространстве, отработки движений с погремушками, звоночками «Танец с платочком», автор Т. Суворова [29, с. 19]; «Огород-хоровод», р. н. м., обр. Н. Зарецкой [5, с. 56]
II. Игра на инструментах Создавать условия для обучения освоению методов игры на ложках, трещотках «Ах ты, береза», р. н. п., обр. М. Раухвергера [13, с. 5]
III. Игра и самостоятельная деятельность Совершенствовать звуковысотный слух Музыкально-дидактическая игра «Качели», автор Е. Тиличеева [7, с. 50]

Продолжение табл.

Ноябрь, 3-я неделя
Наши добрые дела
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений;     Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку задорного, шутливого характера; побуждать высказываться об эмоционально-образном содержании песни.     «Мальчик-замарашка», муз. Т. Попатенко, «Лентяй», муз. Д. Кабалевского [19, с. 42]. • Физическая культура (построения в пары, в круг, выполнение маршевых движений, плясок с предметами (платочками), движений с погремушками, звоночками). • Социализация (музыкально-дидактическая игра «Качели»; игра на ложках, трещотках в группе). • Познание. • Коммуникация (формулирование развернутых ответов на вопросы, пост- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполняют движения уверенно; испытывают острую потребность в движении; делают попытки творческих импровизаций в движении. • Любознательный, активный: проявляют высокую активность и любознательность. • Эмоционально отзывчивый: эмоционально реагируют на художественные и музыкальные произведения. • Овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: стремятся к самовыражению в деятельности; сотрудничают со взрослыми, активно стремятся к познавательному общению со взрослыми. • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: проявляют самостоятельность, стремятся к самовыражению; с помощью взрослого начинают действия, направ-
б) развитие слуха и голоса Способствовать формированию звуковысотного слуха, развитию восприятия детьми звуков сексты «Зайчик», «Огуречик», р. н. п., обр. С. Железнова [6, с. 18, 32–43]
Пение: а) усвоение певческих навыков;   Способствовать развитию умения правильно, не спеша брать дыхание между фразами.   «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова, сл. В. Викторова [18, с. 36].
б) песенное творчество Создавать условия для закрепления у детей умения проявлять самостоятельность в нахождении ласковых интонаций Музыкально-игровое упражнение «Кто как поет?»

Продолжение табл.

Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;   Способствовать развитию четкости координации движений рук и ног, создавать условия для обучения сужению и расширению круга.   «Марш с флажками», муз. А. Гречанинова [1, с. 59]. роение речевого высказыва- ния). • Труд (бережное отношение к музыкальным инструментам, уборка их на место). • Чтение художественной литературы (о добрых делах и хороших поступках) ленные на достижение конкретной цели; поведение определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». • Способный решать интеллектуальные и личные задачи (проблемы), адекватные возрасту: проявляют интерес к разным видам деятельности, активно участвуют в них; применяют усвоенные знания и способы деятельности (владеют элементарными вокальными приемами; чисто интонируют попевки в пределах знакомых интервалов; ритмично музицируют; импровизируют на инструментах, в движении и пении) для решения несложных задач, поставленных взрослым. • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе: знают свое имя (полное и краткое), пол; осознают свои умения, знания, то, чему научились; рассказывают о любимых игрушках. • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умеют работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его задания, отвечать на вопросы, когда спрашивают.
б) музыкально-игровое творчество; Способствовать развитию творчества в движениях, умения самостоятельно найти образ в соответствии с музыкальным произведением. Создавать непринужденную радостную атмосферу; побуждать детей активно участвовать в игре. «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова, сл. В. Викторова [18, с. 36].   «Веселые музыканты», муз. А. Филиппенко [1, с. 63].
в) пляски и хороводы Создавать условия для обучения выполнению несложных танцевальных движений в парах, ориентировке в пространстве «Танец-приглашение», укр. н. м., обр. Ф. Теплицкой [26, с. 66]
II. Игра на инструментах Создавать условия для освоения методов игры на ложках, трещотках «Ах ты, береза», р. н. п., обр. М. Раухвергера [13, с. 5]

Продолжение табл.

III. Игра и самостоятельная деятельность Совершенствовать звуковысотный слух Музыкально-дидактическая игра «Качели», автор Е. Тиличеева [7, с. 50]   Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: используют специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, игровой)
Ноябрь, 4-я неделя
Одежда, обувь
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) восприятие музыкальных произведений;     Способствовать привитию любви к музыке, формированию умений слушать внимательно, самостоятельно определять характер музыкального произведения; создавать условия для обучения сравнению пьес разного характера, различению средств музыкальной выразительнос- ти – темпа, динамики, регистра.     «Утро», муз. С. Прокофьева [22, с. 66]; «Зимнее утро», муз. П. И. Чайковского [22, с. 69]. • Физическая культура (выполнение подскоков, ходьбы с высоким подниманием коленей, исполнение плясок с предмета- ми – платочками). • Социализация (исполнение в ансамбле, игра с колокольчиками, музыкально-дидактическая игра «Эхо»; музыкально-игро- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: выполняют движения уверенно; испытывают острую потребность в движении; делают попытки творческих импровизаций в движении; самостоятельны в самообслуживании. • Любознательный, активный: проявляют высокую активность и любознательность. • Эмоционально отзывчивый: эмоционально реагируют на художественные и музыкальные произведения. • Овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: стремятся к самовыражению в деятельности; сотрудничают со взрослыми, активно стремятся к познавательному общению со взрослыми.
б) развитие слуха и голоса Способствовать развитию звуковысотного восприятия – умения различать звуки кварты «Утки», «Чижик», р. н. п., обр. С. Железнова [6, с. 42]

Продолжение табл.

 




Поиск по сайту:

Пение: а) усвоение певческих навыков;   Способствовать развитию умения правильно, не спеша брать дыхание между фразами; создавать условия для обучения чистому интонированию мелодии (подстраиваясь к голосу взрослого).   «Осень», муз. И. Кишко, сл. И. Плакиды [13, с. 19]; «Дождик», р. н. м., обр. Т. Попатенко [13, с. 16]. вое упражнение «Кто как поет?»). • Познание (представление об одежде, обуви; правильный подбор одежды, обуви в зависимости от погоды). • Коммуникация (формулирование развернутых ответов на вопросы, построение речевого высказывания). • Труд (бережное отношение к музыкальным инструментам, уборка их на место). • Чтение художественной литературы (об одежде, обуви) Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: проявляют самостоятельность, стремятся к самовыражению; с помощь
©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.