Не смотря на многообразие форм представленной информации в Интернете, которая может быть в формате видео или аудио и т.д., чтение в сети остается самой основной деятельностью или формой работы, так как большинство информации все же представлены в виде текстовых документов. Поэтому Интернет на уроке чаще всего используется учителем для развития умения чтения. Тем более сайты, содержащие какой-либо текст, красочно оформлены относящимися к теме картинками или другими визуальными опорами, как видео или анимации.
На данное время использование Интернета становится все проще, не смотря на то, что информации все больше. Но для наиболее эффективного и рационального пользования Интернетом нужно знать некоторые рекомендации, которые упрощают поиск и сокращают время нахождения в сети:
1. Определение конкретной темы поиска;
Прежде чем начать поиск в сети необходимо продумать тему, по которой нужно найти информацию. Можно записать ее на листок бумаги, что поможет сфокусироваться на данной теме.
2. Использование гиперссылок, относящихся только к заранее определенной теме;
В процессе работы встречаются интересные ссылки, но, к сожалению, совсем не относящиеся к делу, так как список сайтов после введения запроса составляется не человеком, поэтому нужно относиться к нему с некоторой осторожностью.
3. Избегание лишних слов;
Для этого используются ‘+’ и ‘-'. Знак ‘-‘ позволяет исключить документы, где содержится то или иное слово. Например, при поиске «Обучение Английскому языку» в списке предлагаемых сайтов буду встречаться предложения курсов или работы в большом количестве, поэтому необходимо ввести запрос таким образом: «Обучение английскому языку –работа –курсы +материалы и т.д.»;
4. Использование ключевых слов. Введение в строку поиска только ключевых слов;
5. Чтение аннотаций;
6. Экстенсивное и просмотровое чтение для работы в Интернете. Эти виды являются основными для экономии времени при поиске нужной информации.
Просмотровое чтение
Чтение в Интернете несколько отличается от чтения печатного текста, изложенного на бумаге, прежде всего оформлением. Оформление напечатанного текста является линейным, в то время как веб-сайты могут быть представлены как в виде текста, так и слуховой информацией. Кроме того, тексты в Интернете связаны огромным количеством гиперссылок, которые соединяют те или иные части текста. А чтобы прочитать напечатанные на бумаге тексты, достаточно перевернуть страницу.
На сегодняшний день возрастающее количество информации, опубликованной на веб-страницах многообразных сайтов, доступных в сети, заставило опытных пользователей Интернета более осторожно читать выбранные ссылки, оценивая содержание, которое может быть недостоверным, что способствует использованию критического чтения.
Необходимость критического чтения обусловлено такими причинами как:
· веб-сайты не проходят редактирования, критического обзора или исследования, как это обычно происходит с опубликованными текстами, так что могут быть неопределенного характера;
· некоторые сайты очень сложны для поиска информации, так как оформление является неудобным, с большим количеством гиперссылок или «спрятанным» меню;
· некоторые авторы дают название своим сайтам, которые не отображают истинного содержания;
Преимущество внедрения Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку в настоящий момент уже не вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств. За последнее десятилетие было написано немало работ, в которых исследователи раскрывали позитивное влияние различных форм синхронной и асинхронной Интернет-коммуникации (электронной почты, чата, форумов, веб-конференций и т.п.) на формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Непосредственно ресурсы Интернета являются бесценной и необъятной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей. Экономическое развитие России и Федеральный национальный проект «Образование» постепенно делают Интернет повседневной реальностью для большинства российских школьников. Однако одно только наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. В научной литературе существует немало описаний того, как неверная, или, точнее сказать, методически неграмотно построенная работа учащихся с Интернет-ресурсами способствовала формированию у них не только ложных стереотипов и обобщений о культуре страны изучаемого языка, но даже расизма и ксенофобии [1]. Именно поэтому на современном этапе обучения иностранным языкам, когда используются новейшие Интернет-технологии, возникает острая необходимость в разработке новых учебных Интернет-ресурсов, направленных на комплексное формирование и развитие:
1) аспектов иноязычной коммуникативной компетенции во всем
многообразии ее компонентов (языкового, грамматического, социокультурного, компенсаторного, учебно-познавательного); Использование современных учебных Интернет-ресурсов в обучении.
2) коммуникативно-когнитивных умений осуществлять поиск и отбор, производить обобщение, классификацию, анализ и синтез полученной информации;
3) коммуникативных умений представлять и обсуждать результаты работы с ресурсами Интернета;
4) умений использовать ресурсы Интернета для образования и самообразования с целью знакомства с культурно-историческим наследием различных стран и народов, а также выступать в качестве представителя родной культуры, страны, города и т.п.;
5) умений использовать ресурсы Интернета для удовлетворения своих информационных интересов и потребностей.