Радикулопатия чаще всего связана с компрессией или растяжением корешков спинномозговых нервов в следствии воздействия грыжи межпозвоночного диска или остеофитов. Боли обычно поверхностные, локализуются в области иннервации поврежденного корешка. Нагрузка на позвоночник, кашель и чиханье обычно увеличивают болевой синдром. Чаще всего поражаются пояснично-крестцовые корешки (75%, причем в подавляющем большинстве случаев - L5 и/или S1), реже - шейные, исключительно редко - грудные.
Понятия механизмов боли в спине, при поражении нервного корешка, изменились значительно за последние годы. В настоящее время не вызывает сомнений, что выраженность болевого синдрома не коррелирует с размерами грыжи межпозвонкового диска. Во многих случаях у пациента с интенсивным болевым синдромом на МРТ обнаруживают очень незначительные изменения, не менее часто наблюдают и обратную ситуацию, то есть отсутствие или минимальную выраженность симптоматики при большой грыже межпозвоночного диска.
Выделяют несколько механизмов болей при грыжах межпозвонкового диска с радикулопатией. Кроме механической компрессии корешков с появлением очагов эктопической патологической активности и избыточной экспрессии потенциалзависимых Na каналов, боли могут быть связаны с ирритацией ноцицепторов межпозвонкового диска и смежных структур (в первую очередь, задней продольной связки). Кроме этого, определенную роль играет асептический воспалительный процесс. При этом процессе медиаторы воспаления, воздействуя локально на окончание нервных волокон в тканях, участвуют в формировании болевых ощущений.
Кроме того, механизмом хронической боли в спине может быть центральная сенситизация - это повышение активности и чувствительности сенсорных нейронов заднего рога. Снижение порога возбуждения таких нейронов ведет к тому, что различная неболевая периферическая стимуляция приводит к образованию болевых импульсов, что клинически проявляется аллодинией.
В последнее время распространение получила теория ранних структурных изменений в период хронизации боли. Доказано, что ноцицептивная импульсация, поступет в спинной мозг и приводит к апоптозу спинальных ингибиторных вставочных нейронов, в норме постоянно тонически активные и невилирующие ноцицептивную афферентацию. Когда снижается количество этих ингибиторных нейронов уменьшается их тормозящее действие на периферические ноцицептивные нейроны и происходит генерации боли, даже при отсутствии болевых стимулов.
Особо следует подчеркнуть важную роль генетических, культурологических, социальных и психогенных факторов в формировании и хронизации болевого синдрома, детально описанных в специальной литературе. Все эти механизмы позволяют объяснить несоответствие интенсивности боли в спине и выраженности структурных изменений в позвоночнике при хронических болях.
Стеноз позвоночного канала
Стеноз позвоночного канала, чаще в отделе позвоночника L1-L5, чаще всего приобретенная патология, связанная с протрузией межпозвоночных дисков, формированием остеофитов по краю дугоотростчатых суставов, спондилолистезом и гипертрофизацией желтой связки. Данное сужение центрального отдела позвоночного канала влечет за собой ирритацию и компрессию корешков конского хвоста. Характерно сочетание болей в положении стоя и при ходьбе. Локализуются боли в зоне дерматомов пораженных корешков. Боли уменьшаются в покое, сидя, лежа или при наклоне вперед. Ограничение разгибания туловища отмечают в 80% случаев, "+" симптом Ласега - в 75% случаев. Диагноз подтверждают с помощью КТ и/или МРТ.
Фасеточный синдром
Одна из причин боли в спине - патрлогия дугоотростчатых (фасеточных) суставов, синовиальная капсула которых рогато иннервируется. Частота патологии фасеточных суставов у больных с болями в поясничнокрестцовой области - 15-40%. Боль, обусловленная патологией дугоотростчатых суставов, обычно имеет локальный (паравертебральный) характер, эта боль может иррадиировать в пах, по наружной и задней поверхности бедра и в копчик. Боли в спине локализованные впоясничном отделе усиливаются при экстензии и ротации. Диагностическое значение имеет положительный эффект блокады с местными анестетиками в область поврежденного дугоотростчатого сустава.