Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и типы речевой культуры

Билет 3. Язык и речь. Языковая культура и культура речи. Типы речевой культуры

Следует различать два тесно связанных понятия - язык и речь.

Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени. Язык служит средством общения, познания, хранения и передачи национального самосознания, традиций культуры и истории народа. Язык обнаруживает себя только в речи и только через нее выполняет свое главное, коммуникативное, назначение.
Речь - это форма существования языка, его воплощения, реализация. Под речью понимают конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую или письменную форму.Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна.

Основные качества речи
1)Богатство и разнообразие

2)целесообразность, образность, выразительность, яркость
3) ясность и понятность
4)Точность
5)Правильность

Нормативный аспект изучение норм, следование нормам

хорошая речь и ее качества: правильность, точность, логичность, чистота, ясность, богатство, выразительность, уместность

нормы: лексическая, фразеологическая, словообразовательная, орфоэпическая, стилистическая, грамматическая, этическая, текстовая и др.

функциональные стили: книжные (официально-деловой, научный, публицистический); разговорный. Особо: язык художественной литературы

формы речи: устная/письменная; монолог/диалог/полилог; описание, повествование, рассуждение, определение

изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры)

словари: стилевые и стилистические пометы в словарях разных типов

анализ ошибок в употреблении языковых средств и способы их устранения

 

Коммуникативный аспектумение выбирать наиболее стилистически точный, доходчивый, уместный, выразительный вар-т из существующих

мастерство публичного выступления (редактирование текстов разных типов)

этика общения (правила бытового и делового общения)

основы полемического мастерства (приемы построения и ведения дискуссии, полемики, спора)

 

Этический аспектпроявляет себя в целенаправленных речевых действиях: выражение просьбы, вопроса, благодарности, приветствия, поздравления

Понятие и типы речевой культуры

Речевая культура-– часть культуры народа, связанная с использованием языка. В нее включается сам язык, его этническая специфика, функциональные и социальные разновидности, воплощенные в устной или письменной форме. Кроме того, в нее входят и этнические особенности языковой картины мира, и сформировавшиеся обычаи и правила поведения (в том числе использование невербальных средств), совокупность текстов на данном языке.

Очень важно для культуры речи понятие речевой культуры. Существует 4 типа речевой культуры

1)Элитарный тип.Элитарная – эталонная речевая культура, означающая свободное владение всеми возможностями языка, включая его творческое использование. Ей присущи строгое соблюдение всех норм, безусловный запрет грубых выражений.

Носители элитарного типа – люди, владеющие всеми нормами литературного языка, выполняющие этические и коммуникационные нормы. Это означает соблюдение не только кодифицированных норм, но и функционально-стилевой дифференциации литературного языка, норм, связанных с использованием устной или письменной речи. В какой-то мере соблюдение коммуникативных норм требует знания и практической реализации риторических правил общения.

Элитарный тип речевой культуры характеризуют следующие параметры:
• высшее образование носителя языка,

• рефлексивный интеллект;
• логичность мышления;
• соблюдение этических норм общения, уважение к собеседнику и вообще к людям;
• владение речевым этикетом и соблюдение его норм во всех стандартных коммуникативных ситуациях;
• соблюдение норм литературной речи;
• отсутствие самоуверенности в целом, отсутствие языковой самоуверенности в частности (то есть отсутствие уверенности о том, что он в необходимой с его точки зрения степени уже владеет языком, его языковые знания вполне достаточны и не требуют коррекции);

 

2,3)Литературно - разговорный и фамильярно - разговорный тип объединяет тех коммуникантов, которые владеют только разговорным стилем. Фамильярно - разговорный отличается общей стилистической сниженностью и огрубленностью речи, что сближает его с просторечием. Используется «ты - обращение» вне зависимости от возраста собеседника и степени знакомства с ним.


Литературный тип характеризуют следующие параметры:
• высшее или среднее, среднее специальное образование носителя языка;
• преимущественно рефлексивный тип интеллекта;
• некатегоричность в оценках;
• неудовлетворенность своим интеллектуальным багажом, наличие потребности в расширении своих знаний и их проверке;
• выполнение работы, постоянно требующей определенных интеллектуальных усилий;
• соблюдение основных этических норм;
• соблюдение основных норм речевого этикета;
• соблюдение основных норм литературной речи, усвоенных в школе;
• владение основными стилями устной речи;
• примерно одинаковое владение культурой устной и письменной речи;
• способность достаточно легко менять стиль и жанр речи с изменением коммуникативной ситуации;
• способность контролировать и изменять свою речь в ее процессе;
• отсутствие языковой самоуверенности;
• «неперенос» того, что типично для устной речи, в письменную речь и, напротив, того, что свойственно письменной речи, в устную;

 

Фамильярно-разговорный тип характеризуют следующие параметры:
• среднее, профессиональное среднее, средне-техническое, иногда высшее техническое образование;
• преимущественно сенсомоторный интеллект,
• работа не требует систематических интеллектуальных усилий;
• низкое стремление к расширению общих знаний;
• доминирует сенсомоторный тип интеллекта;
• владение только разговорной системой общения, которая используется в любой обстановке, в том числе и официальной;
• неразличение норм устной и письменной форм речи;
• несоблюдение этических и коммуникативных норм в профессиональных ситуациях и межличностном общении;
• отсутствие стремления расширять языковые знания, удовлетворенность своими языковыми знаниями, отсутствие привычки узнавать значения слов или правила их употребления, языковая самоуверенность;
• доминирование точки зрения «главное, ЧТО сказать, а не КАК сказать »;

 

4)Среднелитературная характеризуется неполным соблюдением норм, чрезмерным насыщением речи книжными либо разговорными словами. Носителями этой речевой культуры являются большинство образованных жителей городов; проникновение ее в некоторые современные средства массовой информации, художественные произведения способствует широкому распространению.


Среднелитературный тип характеризуют следующие параметры:
• высшее и среднее образование носителя языка;
• рефлексивно-сенсомоторный тип интеллекта;
• невысокий интерес к расширению общих знаний;
• категоричность оценок;
• профессиональная деятельность требует отдельных и непостоянных, либо постоянных, но стандартных интеллектуальных усилий;
• удовлетворенность своим интеллектуальным багажом, отсутствие потребности в расширении своих знаний и тем более в их проверке;
• отсутствие постоянной привычки проверять свои знания;
• владение преимущественно двумя функциональными стилями: обычно стилем обиходно-бытового общения (разговорной речью) и своим профессиональным стилем;
• частое смешение стилей в речи, неспособность их дифференцировать в общении;
• частое нарушение языковых норм;
• неспособность к развернутому монологу, даже подготовленному;
• преимущественно диалогический характер общения;
• невысокий уровень самоконтроля в процессе речи, ущербность собственной речи не осознается;
• «простительное» отношение к собственным речевым ошибкам;
• отсутствие привычки сомневаться в правильности своей речи;
• агрессия в отстаивании собственного словоупотребления: в качестве эталона обычно приводятся аргументы типа «все так говорят» или «по радио, телевидению так говорили, я слышал»;
• отстаивание точки зрения «главное, ЧТО сказать, а не КАК сказать»»;

 

 

5)Просторечно-жаргонный тип характеризуют следующие параметры:
• низкий уровень общего образования;
• работа не требует систематических интеллектуальных усилий;
• сенсомоторный интеллект,
• ориентация в общении и культуре исключительно на свою группу общения;
• крайняя категоричность в оценках, в целом высокая оценочность речи, оценки выражаются грубо или нецензурно;
• самоуверенность, безапелляционность в общении;
• абсолютное доминирование точки зрения «главное, ЧТО сказать, а не КАК сказать »;
• нежелание и неспособность следить за своей речью, контролировать ее;
• владение только просторечным стилем устного общения;
• невладение письменными формами речи: носители этого типа тексты могут писать преимущественно под диктовку, необходимость письменной речи ставит их в тупик, официальные документы могут писать только по образцу, заполняя пустые графы, при этом, как правило, требуют уже заполненный другими образец;
• отсутствие представлений о языковых нормах и языковых табу, непонимание того, что есть запрещенная к употреблению лексика;
• привычное, «связочное» использование вульгаризмов, жаргона, сленга;
• привычное использование мата в экспрессивной и связочной функции;
• доминирует исключительно ты-общение;
• доминируют обращения типа Димон, Вован, Серый, клички и под.;

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.