Билет 3. Язык и речь. Языковая культура и культура речи. Типы речевой культуры
Следует различать два тесно связанных понятия - язык и речь.
Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени. Язык служит средством общения, познания, хранения и передачи национального самосознания, традиций культуры и истории народа. Язык обнаруживает себя только в речи и только через нее выполняет свое главное, коммуникативное, назначение. Речь - это форма существования языка, его воплощения, реализация. Под речью понимают конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую или письменную форму.Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна.
Основные качества речи 1)Богатство и разнообразие
2)целесообразность, образность, выразительность, яркость 3) ясность и понятность 4)Точность 5)Правильность
Нормативный аспект изучение норм, следование нормам
хорошая речь и ее качества: правильность, точность, логичность, чистота, ясность, богатство, выразительность, уместность
нормы: лексическая, фразеологическая, словообразовательная, орфоэпическая, стилистическая, грамматическая, этическая, текстовая и др.
функциональные стили: книжные (официально-деловой, научный, публицистический); разговорный. Особо: язык художественной литературы
формы речи: устная/письменная; монолог/диалог/полилог; описание, повествование, рассуждение, определение
изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры)
словари: стилевые и стилистические пометы в словарях разных типов
анализ ошибок в употреблении языковых средств и способы их устранения
Коммуникативный аспектумение выбирать наиболее стилистически точный, доходчивый, уместный, выразительный вар-т из существующих
мастерство публичного выступления (редактирование текстов разных типов)
этика общения (правила бытового и делового общения)
основы полемического мастерства (приемы построения и ведения дискуссии, полемики, спора)
Этический аспектпроявляет себя в целенаправленных речевых действиях: выражение просьбы, вопроса, благодарности, приветствия, поздравления
Понятие и типы речевой культуры
Речевая культура-– часть культуры народа, связанная с использованием языка. В нее включается сам язык, его этническая специфика, функциональные и социальные разновидности, воплощенные в устной или письменной форме. Кроме того, в нее входят и этнические особенности языковой картины мира, и сформировавшиеся обычаи и правила поведения (в том числе использование невербальных средств), совокупность текстов на данном языке.
Очень важно для культуры речи понятие речевой культуры. Существует 4 типа речевой культуры
1)Элитарный тип.Элитарная – эталонная речевая культура, означающая свободное владение всеми возможностями языка, включая его творческое использование. Ей присущи строгое соблюдение всех норм, безусловный запрет грубых выражений.
Носители элитарного типа – люди, владеющие всеми нормами литературного языка, выполняющие этические и коммуникационные нормы. Это означает соблюдение не только кодифицированных норм, но и функционально-стилевой дифференциации литературного языка, норм, связанных с использованием устной или письменной речи. В какой-то мере соблюдение коммуникативных норм требует знания и практической реализации риторических правил общения.
Элитарный тип речевой культуры характеризуют следующие параметры: • высшее образование носителя языка,
• рефлексивный интеллект; • логичность мышления; • соблюдение этических норм общения, уважение к собеседнику и вообще к людям; • владение речевым этикетом и соблюдение его норм во всех стандартных коммуникативных ситуациях; • соблюдение норм литературной речи; • отсутствие самоуверенности в целом, отсутствие языковой самоуверенности в частности (то есть отсутствие уверенности о том, что он в необходимой с его точки зрения степени уже владеет языком, его языковые знания вполне достаточны и не требуют коррекции);
2,3)Литературно - разговорный и фамильярно - разговорный тип объединяет тех коммуникантов, которые владеют только разговорным стилем. Фамильярно - разговорный отличается общей стилистической сниженностью и огрубленностью речи, что сближает его с просторечием. Используется «ты - обращение» вне зависимости от возраста собеседника и степени знакомства с ним.
Литературный тип характеризуют следующие параметры: • высшее или среднее, среднее специальное образование носителя языка; • преимущественно рефлексивный тип интеллекта; • некатегоричность в оценках; • неудовлетворенность своим интеллектуальным багажом, наличие потребности в расширении своих знаний и их проверке; • выполнение работы, постоянно требующей определенных интеллектуальных усилий; • соблюдение основных этических норм; • соблюдение основных норм речевого этикета; • соблюдение основных норм литературной речи, усвоенных в школе; • владение основными стилями устной речи; • примерно одинаковое владение культурой устной и письменной речи; • способность достаточно легко менять стиль и жанр речи с изменением коммуникативной ситуации; • способность контролировать и изменять свою речь в ее процессе; • отсутствие языковой самоуверенности; • «неперенос» того, что типично для устной речи, в письменную речь и, напротив, того, что свойственно письменной речи, в устную;
Фамильярно-разговорный тип характеризуют следующие параметры: • среднее, профессиональное среднее, средне-техническое, иногда высшее техническое образование; • преимущественно сенсомоторный интеллект, • работа не требует систематических интеллектуальных усилий; • низкое стремление к расширению общих знаний; • доминирует сенсомоторный тип интеллекта; • владение только разговорной системой общения, которая используется в любой обстановке, в том числе и официальной; • неразличение норм устной и письменной форм речи; • несоблюдение этических и коммуникативных норм в профессиональных ситуациях и межличностном общении; • отсутствие стремления расширять языковые знания, удовлетворенность своими языковыми знаниями, отсутствие привычки узнавать значения слов или правила их употребления, языковая самоуверенность; • доминирование точки зрения «главное, ЧТО сказать, а не КАК сказать »;
4)Среднелитературная характеризуется неполным соблюдением норм, чрезмерным насыщением речи книжными либо разговорными словами. Носителями этой речевой культуры являются большинство образованных жителей городов; проникновение ее в некоторые современные средства массовой информации, художественные произведения способствует широкому распространению.
Среднелитературный тип характеризуют следующие параметры: • высшее и среднее образование носителя языка; • рефлексивно-сенсомоторный тип интеллекта; • невысокий интерес к расширению общих знаний; • категоричность оценок; • профессиональная деятельность требует отдельных и непостоянных, либо постоянных, но стандартных интеллектуальных усилий; • удовлетворенность своим интеллектуальным багажом, отсутствие потребности в расширении своих знаний и тем более в их проверке; • отсутствие постоянной привычки проверять свои знания; • владение преимущественно двумя функциональными стилями: обычно стилем обиходно-бытового общения (разговорной речью) и своим профессиональным стилем; • частое смешение стилей в речи, неспособность их дифференцировать в общении; • частое нарушение языковых норм; • неспособность к развернутому монологу, даже подготовленному; • преимущественно диалогический характер общения; • невысокий уровень самоконтроля в процессе речи, ущербность собственной речи не осознается; • «простительное» отношение к собственным речевым ошибкам; • отсутствие привычки сомневаться в правильности своей речи; • агрессия в отстаивании собственного словоупотребления: в качестве эталона обычно приводятся аргументы типа «все так говорят» или «по радио, телевидению так говорили, я слышал»; • отстаивание точки зрения «главное, ЧТО сказать, а не КАК сказать»»;
5)Просторечно-жаргонный тип характеризуют следующие параметры: • низкий уровень общего образования; • работа не требует систематических интеллектуальных усилий; • сенсомоторный интеллект, • ориентация в общении и культуре исключительно на свою группу общения; • крайняя категоричность в оценках, в целом высокая оценочность речи, оценки выражаются грубо или нецензурно; • самоуверенность, безапелляционность в общении; • абсолютное доминирование точки зрения «главное, ЧТО сказать, а не КАК сказать »; • нежелание и неспособность следить за своей речью, контролировать ее; • владение только просторечным стилем устного общения; • невладение письменными формами речи: носители этого типа тексты могут писать преимущественно под диктовку, необходимость письменной речи ставит их в тупик, официальные документы могут писать только по образцу, заполняя пустые графы, при этом, как правило, требуют уже заполненный другими образец; • отсутствие представлений о языковых нормах и языковых табу, непонимание того, что есть запрещенная к употреблению лексика; • привычное, «связочное» использование вульгаризмов, жаргона, сленга; • привычное использование мата в экспрессивной и связочной функции; • доминирует исключительно ты-общение; • доминируют обращения типа Димон, Вован, Серый, клички и под.;